Ведение 3
1. Теоретические основы антикризисного управления 5
1.1 Природа экономических кризисов 5
1.2 Цель и содержание антикризисной деятельности 14
1.3 Стратегии антикризисного управления 23
2. Анализ рынка легковых автомобилей 32
2.1 Структура сферы деятельности по реализации автомобилей 32
2.2 Основные участники автодилерского бизнеса 46
2.3 Исследования рынка продаж автомобилей в России 53
3. Антикризисная стратегия ООО «Урал-Лада» 64
3.1 Экономическая характеристика ООО «Урал-Лада» 64
3.2 Анализ деятельности ООО «Урал-Лада» 73
3.3 Концепция антикризисной стратегии ООО «Урал-Лада» 83
Заключение 93
Список используемой литературы 95
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в связи со все более углубляющимися кризисными явлениями в мировой экономике и продолжающимся процессом рыночного реформирования предприятиям необходимо составлять такую стратегию, благодаря которой они смогут вести свою деятельность на необходимом им уровне.
До XX века экономические кризисы происходили в пределах одной- трех стран, а затем стали приобретать международный характер. Несмотря на то, что различные способы предотвращения мировых кризисов разрабатываются на протяжении нескольких последних десятилетий, избежать их в полной мере невозможно.
В условиях кризисных ситуаций на предприятиях необходимо создавать процессы предотвращения либо преодоления неблагоприятных ситуаций, которые могли бы смягчить последствия.
Механизм антикризисного управления реализуется при помощи следующих инструментов, которые охватывают все области управленческой деятельности предприятия:
— анализ финансовых показателей;
— внесение корректив в систему управления предприятием;
— проведение маркетинговых мероприятий по выходу из кризисной ситуации;
— осуществление инвестиционной политики;
— выработка стратегического планирования и реинжиниринг бизнес - процессов;
— составление возможного плана реконструкторизации организации.
Целью дипломной работы является исследование теоретических основ
формирования антикризисной стратегии автодилерского центра и их экспериментальная апробация на примере деятельности ООО «Урал-Лада».
Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
— определена природа экономических кризисов;
— выявлены цели и содержание экономических кризисов;
— изучены стратегии антикризисного управления;
— проанализирована структура сферы деятельности по реализации автомобилей;
— установлены основные участники автодилерского центра;
— проведен анализ экономических показателей развития рынка продаж автомобилей в России;
— проведена экономическая характеристика компании «Урал-Лада»;
— проанализирована финансовая деятельность компании «Урал-Лада»;
— предложена концепция антикризисной стратегии для компании «Урал-Лада».
Объект исследования -автодилерские центры.
Предмет исследования- деятельность автодилерских центров в кризисных условиях.
Мировой опыт преодоления экономических кризисов показывает, что несмотря на то, что различные способы предотвращения кризисов разрабатываются на протяжении нескольких последних десятилетий, избежать их в полной мере невозможно, так как существует большое количество внешних и внутренних факторов, которые создают условия для из возникновения. В связи с эти на рассмотренном автомобильном рынке происходит активная разработка мер по смягчению его последствий.
В общем автомобильную отрасль можно охарактеризовать как достаточно развитую с наличием большого числа участников и сильно зависящую от покупательской способности населения.
На основании проведенного анализа можно следующие основные выводы:
Во-первых, грамотно составленная стратегия помогает либо частично избежать кризис, либо смягчить его последствия, а также определить новые возможности развития.
Во-вторых, российский рынок сегодня является привлекательным для иностранных автопроизводителей в плане реализации дополнительных возможностей роста и повышения прибыли, в связи с чем отечественные производители с неэффективным производством, технологической отсталостью, низким качеством продукции и непривлекательными для большинства потребителей брендами должны изыскивать новые возможности для своего развития.
В-третьих, последние несколько лет стали очень тяжелыми для авторынка России. После огромного падения рубля производители не могут сохранять конкурентоспособные цены и не хотят продавать авто в убыток. Иностранный капитал очень положительно повлиял на российскую экономику, дал дополнительный толчок в развитии отечественной промышленности и предоставил русскому человеку такой необходимый
93
выбор. При условии постепенного улучшения экономической ситуации в стране продажи новых машин в 2017 году могут достигнуть 1,49 млн единиц. При этом наибольший рост ожидается в бюджетном сегменте из-за повышения покупательной способности населения, в то время как премиальный сегмент и прежде был наиболее стабильным и, скорее всего, таким же и останется.
В-четвертых, лучший способ служить интересам конечных потребителей - функционирование структурированной, организованной дилерской сети. Дилерская сеть - инструмент укрепления конкурентоспособности ее членов, сохраняет в то же время существование конкуренции между дилерами одной марки и между дилерами разных марок автомобилей.
В-пятых, деятельность дилерских центров должна включать большой комплекс дополнительных качественных услуг помимо продаж автомобилей, так как именно они составляют большую часть выручки.
В-шестых, проведенный анализ финансовых показателей подтверждает спад продаж в автодилерских центрах как минимум за последние 4 года.
В-седьмых, предложенная антикризисная стратегия позволяет достичь точки безубыточности в лучшем случае за следующие 4 года при условии, что продажи повысятся на 3,5%.
1) Кукушкина В. Антикризисный менеджмент // Известия Иркутской Государственной Экономической Академии. - 2016. - №3. - С. 103-106.
2) Черненко В., Шведова Н. Антикризисное управление. Учебник и практикум // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - № 1. - С.100-109.
3) Типы циклов и виды кризисов [Электронный ресурс] /— режим доступа: http: //market-pages. ru/makroec/44. html, свободный.
4) Экономический цикл [Электронный ресурс] /— режим доступа: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/ekonomicheskiy- cikl.html, свободный.
5) Экономические кризисы [Электронный ресурс] /— режим доступа: https://www.rae.ru/forum2012/262/1111, свободный.
6) Экономический цикл и его фазы [Электронный ресурс] /— режим доступа: https://www.rae.ru/forum2012/262/1111, свободный.
7) Понятие антикризисного управления и стратегии [Электронный ресурс]
/— режим доступа: http://www.crisis-
manag.ru/index.php?Request=full&id=20, свободный.
8) Учебное пособие по менеджменту [Электронный ресурс] /— режим доступа: http://www.aup.ru/books/m98/6_4.htm , свободный.
9) Функционирование компании в условиях кризиса [Электронный ресурс]
/— режим доступа:
http://www.bankreferatov.ru/viewfile/C325729F00717F7B43257B0B000C789 5/referat&Key=889417, свободный.
10) Кризисные процессы и управление предприятием [Электронный ресурс] /— режим доступа http://www.aup.ru/books/m8/4_2.htm, свободный.
11) Антикризисное управление организацией на различных стадиях
кризиса [Электронный ресурс] /— режим доступа:
http://www.aup.ru/books/m8/4_3 .htm, свободный.
12) Факторы рискованного развития организации [Электронный ресурс]
/— режим доступа: http://freebooks.site/menedjment-antikrizisnoe-
upravlenie/obschie-spetsificheskie-vneshnie-vnutrennie.html, свободный.
13) Основные характеристики антикризисного управления [Электронный
ресурс] / — режим доступа:
http: //www.k2x2 .info/shpargalki/antikrizisnoe_upravlenie_shpargalka/p 17. php, свободный.
14) Сущность и содержание антикризисного управления [Электронный
ресурс] /— режим доступа: http://bmanager.ru/artides/antikrizisnoe-
upravlenie-predpriyatiem-sushhnost-i-soderzhanie.html, свободный.
15) Эволюция управленческой мысли в 20-м веке [Электронный ресурс]
/— режим доступа: http://lib.sale/upravlenie-organizatsii-knigi/121-
evolyutsiya-upravlencheskoy-myisli-54360.html, свободный.
16) Тактика реализации стратегии антикризисного управления
[Электронный ресурс] /— режим доступа: http://freebooks.site/menedjment- antikrizisnoe-upravlenie/taktika-realizatsii-strategii-antikrizisnogo.html, свободный.
17) Выбор стратегии предприятия [Электронный ресурс] /— режим
доступа: http://www.crisis-manag.ru/index.php?request=full&id=276,
свободный.
18) Стратегии, которые помогают выйти победителем [Электронный ресурс] /— режим доступа: https://davtyan.pro/strategii-kotorye-pomogayut- vyjti-iz-krizisa-pobeditelem-opyt-zarubezhnyx-kompanij/, свободный.
19) Маркетинг в антикризисном управлении. [Электронный ресурс] /— режим доступа: http://www.crisis-manag.ru/index.php?Request=full&id=46, свободный.
20) Автомобильная промышленность России [Электронный ресурс] /— режим доступа: http://info.drom.ru/misc/40395/ , свободный.
21) Автомобильный рынок России. Итоги и прогноз [Электронный ресурс]
/—режим доступа https://www.autostat.ru/editorial_column/15965/,
свободный.
22) Меры господдержки автобильного рынка в 2017 году [Электронный ресурс] /—режим доступа: https://www.autostat.ru/news/29488/, свободный.
23) 23) Автомобильная промышленность: производство, реализация,
потребительские споры. Правовой аспект. - М.: Альпина паблишер, 2009. - 148 с.
24) Москаев Ш.А. Дилерство как инновационный сегмент рыночной экономики России: особенности становления, механизмы развития и управления: диссертация ... д-ра экон. наук: 08.00.05. - Ростовна-Дону,
2003. - 336 с.
25) Автодилер. Торговля техникой: Практическое пособие В. В. Волгин [Электронный ресурс] /—режим доступа: http://bookz.ru/authors/vladislav- volgin/avtodile_131/1-avtodile_131.html, свободный.
26) Рынок автосервиса России [Электронный ресурс] /—режим доступа: https://www.autostat.ru/research/product/235/, свободный.
27) Автодилеры выходят [Электронный ресурс] /—режим доступа: http://www.rbc.ru/newspaper/2017/01/23/5880d4369a79474e26b2521a, свободный.
28) Ёмкость рынка услуг автосервиса в 2016 году [Электронный ресурс] /—режим доступа: https://www.autostat.ru/news/28673/, свободный.
29) GM-АВТОВАЗ в 2016 году открыл более 20 дилерских центров в
России [Электронный ресурс] /—режим доступа:
https: //www.autostat.ru/news/28373/, свободный.
30) Рейтинг доверия дилерам [Электронный ресурс] /—режим доступа: http://www.lada.ru/press-releases/91743.html, свободный.
31) ТОП-5 самых популярных марок в Самарской области [Электронный ресурс] /—режим доступа: http://progorodsamara.ru/news/view/160025,
свободный.