Практическая часть сделана на примере Алтайского края.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты взаимодействия государства и гражданского общества 6
1.1 Понятие и сущность гражданского общества 6
1.2 Проблемы взаимоотношения гражданского общества и российского государства 11
Глава 2 Социологическое исследование оценки взаимодействия населения и органов государственной власти Алтайского края 18
2.1 Оценка населением Алтайского края ситуации со сменой Губернатора региона в 2018-м году 18
2.2 Оценка населением Алтайского края уровня доступности взаимодействия с органами государственной власти региона посредством электронной коммуникации 22
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29
Гражданское общество обладает определенными правомочиями в отношении органов государственной власти. В соответствии с частью 3 ст. 3 Конституции Российской Федерации, именно народ выступает единственным источником власти в нашем государстве. Безусловно, отождествлять народ и гражданское общество нельзя – например, в тоталитарных государствах имеется народ, но как таковое гражданское общество отсутствует. Иными словами, далеко не каждый народ является гражданским обществом, но каждое гражданское общество в конечном счете является «народом». Если же предполагать, что гражданское общество в современной России все же существует, пусть и в не до конца сформировавшемся виде, такое общество должно иметь право оценивать деятельность органов государственной власти, т.е. фактически обозначать уровень своего доверия власти, и рассчитывать на то, что государство будет учитывать мнение гражданского общества и принимать определенные, в том числе кадровые меры, в случае, если оценка деятельности органов государственной власти конкретного региона со стороны населения является низкой.
Вышеизложенное и обуславливает значимость и актуальность темы настоящего исследования.
Целью настоящей работы выступает комплексный анализ институтов взаимодействия гражданского общества и органов государственной власти Алтайского края, в первую очередь механизмов, позволяющих населению региона влиять на деятельность органов государственной власти края.
Задачи исследования:
Исследовать понятие и сущность гражданского общества;
Охарактеризовать проблемы взаимоотношения гражданского общества и российского государства;
Изучить оценку населением Алтайского края ситуации со сменой Губернатора региона в 2018-м году;
Проанализировать оценку населением Алтайского края уровня доступности взаимодействия с органами государственной власти региона посредством электронной коммуникации.
Объектом работы выступают общественные отношения в сфере взаимодействия гражданского общества и государства.
Предмет настоящего исследования – оценка взаимодействия гражданского общества и органов власти в Алтайском крае.
Методологию работы составляют частные методы (метод моделирования, метод описания, социологический метод и др.), так и общенаучные философские методы (анализ, синтез, классификация).
Теоретическая база исследования состоит из учебной и научной литературы в области теории государства и права, государственного и муниципального управления. В частности, следует отметить таких авторов, как С. Алексеев, А. Голощапов, О. Кутафин, С. Наумов, Л. Морозова, Н. Матузов и др.
Эмпирическая база исследования - опросы населения Алтайского края, проводимые Всероссийским центром изучения общественного мнения (далее – ВЦИОМ).
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на два и параграфа каждая, и заключения.
В конце приведен список использованных источников и литературы.
1) Гражданское общество представляет собой своего рода совокупность внегосударственных и внеполитических отношений, образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников, а так же их объединений. Под внегосударственными и внеполитическими отношениями следует понимать отношения в таких сферах, как экономика, культура, нравственность, семья, религия и т.д. При этом было бы неверно полагать, что указанные сферы функционируют абсолютно параллельно с государственной властью, не подпадая под ее действие. Безусловно, государство определенным образом регулирует общественные отношения в сфере экономики, семьи, культуры и т.д. Гражданское общество появляется тогда, когда государственное вмешательство не выходит за пределы необходимости, связанной с обеспечением каждому индивиду возможности реализации его основных естественных прав и свобод. Соответственно, гражданское общество – оценочная, а не конкретная категория. Говоря о том или ином государстве, вряд ли можно со стопроцентной точностью безапелляционно заявить, что в его пределах существует развитое гражданское общество, поскольку нет однозначных критериев того, когда государственное регулирование выходит за рамки необходимости и допустимости, и начинает тотально регламентировать отношения между индивидами.
2) Условия исторического развития нашего государства никогда не способствовали формированию гражданского общества. Интересы государства всегда превалировали над интересами отдельной личности, человек воспринимался как «винтик», «инструмент». Когда же после распада СССР формально появились условия для возникновения гражданского общества, личность во многом оказалась к этому не готовой. Одни вовсе не пользовались своими правами, другие пользовались ими так, что попирали тем самым права сотен и тысяч других. Именно по этому Россия до сих пор стоить лишь в самом начале пути формирования гражданского общества. Кроме того, развитие гражданского общества в современной России осложнено многими факторами, среди которых правовой нигилизм, коррупция, отсутствие действительно независимого правосудия и др.
3) Население Алтайского края априори более доверяет федеральной власти, чем региональной. Представляется, что это обусловлено спецификой исторического развития отечественного государства и общества, когда «взгляды» населения были направлены в первую очередь на центральную власть, а не на региональную. Именно с центральной властью население в первую очередь связывает свои надежды на стабильное и устойчивое развитие общества. И формирование гражданского общества вряд ли коренным образом изменит такую ситуацию – население России в любом случае, даже осознав себя не просто «народом», а «гражданским обществом», в первую очередь будет полагаться на центральную, федеральную власть, которая, по мнению населения, способна помимо прочего учитывать недовольство населения региональной власть и принимать оперативные кадровые решения, связанные в том числе со сменой главы субъекта Российской Федерации.
4) В настоящее время в Алтайском крае, как и во всей России в целом - и на федеральном, и на региональном уровнях – развивается концепция «электронного правительства», позволяющая гражданам и органам государственной власти взаимодействовать в электронном виде, посредством использования сети Интернет.
В целом население Алтайского края позитивно оценивать динамику развития «электронного правительства» в регионе, хотя при этом надо отметить, что зачастую такое взаимодействие связано с удобством получения государственных услуг и т.д., конкретных же механизмов влияния населения на органы государственной власти концепция «электронного правительства» на данный момент не реализовала.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.01.2019).
2. Федеральный закон от 19.04.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (ред. от 11.10.2018) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.01.2019).
2 Научная и учебная литература
3. Абдуллаев М.И. Теория государства и права. Учебник для вузов / М.И. Абдуллаев . - М.: Юрайт, 2016. – 693 с.
4. Алексеев С.С. Уроки. Тяжкий путь России к праву / С.С. Алексеев. – М.: Городец, 2015. – 311 с.
5. Венгеров А.Б. Теория государств и права. Учебник / А.Б. Венгеров. - М.: Статут, 2015. – 647 с.
6. Голощапов А. Н. Прямое действие конституционных норм и принципов / А.Н. Голощапов// Законность. – 2015. - № 4. - С. 44-49.
7. Ильин И.А. Теория государства и права / И.А. Ильин .- М.: Статут, 2016. – 471 с.
8. Кутафин О.Е. Российский конституционализм / О.Е. Кутафин – М.- Юрлитинформ, 2015. – 380 с.
9. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. / Н.И. Матузов, А.В. Малько - М.: Юстицинформ, 2015. - 588 с.
10. Морозова Л.А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. - М.: Юрайт, 2016. – 603 с.
11. Марченко М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. М.: Статут. 2017. – 422 с.
12. Насонов В. Элла Памфилова прокомментировала «дело Васильевой»: «Это удар по вере граждан в закон и справедливость» / В. Насонов // Российская газета. - 20.09.2015. - № 201. - С. 4
13. Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление / С.Ю. Наумов. – М.: Директ-медиа, 2016. – 561 с.
14. Попов А.А. Основы государства и права: Учебное пособие / А.А. Попов – М.: Статут, 2015. – 426 с.
3. Интернет-ресурсы
15. Социологические опросы населения Алтайского края, проведенные ВЦИОМ России в 2017-2018 годах // Официальный Интернет-сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. [Электронный ресурс] // URL: https://wciom.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 30.01.2019).