База исследования: МАДОУ «Детский сад №105» компенсирующего вида (г. Тюмень).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Глоссарий 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Определение понятия связной речи в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.3. Особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, причины и особенности 13
Выводы по I главе 19
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 21
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей, составивших экспериментальную группу 21
2.2. Теоретические основы и содержание методики исследования особенностей связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 22
2.3. Результаты эксперимента 27
Выводы по II главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Связная речь дошкольника является значимым показателем его речевого и общего развития. Если ребенок в разговоре хорошо раскрывает смысл, логически и последовательно рассказывая о чем-либо, то взрослые отмечают, что он говорит складно и связно. При этом не забывают отметить умственное развитие малыша.
Отрадно, что умение говорить осмысленно и понятно формируется с помощью обучения. А значит, родители и воспитатели могут помочь дошкольнику освоиться в использовании родного языка.
Связность высказываний – не случайно возникающая характеристика. Это результат развития познавательных процессов, обогащения словарного запаса и освоения грамматических основ.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что связная речь является высшей формой речемыслительной деятельности и, как правило, определяет состояние речевого и умственного развития ребенка. Изучение состояния связной речи у детей старшего дошкольного возраста является одним из самых открытых вопросов современной логопедии, так как выявляется все больше детей, имеющих нарушения связной речи. Особенно часто данное нарушение встречается у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
По данным Министерства Здравоохранения РФ нарушение связной речи у детей с ОНР в этой возрастной категории до 50% .
Целью данной работы является анализ особенностей связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть определение понятия связной речи в психолого-педагогической литературе
дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
охарактеризовать особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, причины и особенности.
Объектом работы выступает связная речь детей старшего дошкольного возраста. Предметом – особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах педагогической литературы. Такие выдающиеся педагоги как К.Д. Ушинский; Е.И. Тихеева, А.М. Бородич, изучали связную речь у детей с нормой речевого развития, а Т.Б. Филичева; Т.А. Ткаченко, В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, изучали вопросы развития связной речи у детей с общим недоразвитие речи. Все они изучаемой проблеме уделяли пристальное внимание, считая развитие связной речи одной из важнейших ступеней ведущих к полноценному развитию ребёнка. В области психологии особенности связной речи изучались Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохиным.
Таким образом, проблеме развития связной речи отводится огромное место в педагогике, психологии и логопедии.
В работе использовались методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, методы изучения, обобщения и анализа.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.
В ходе исследования был успешно решен ряд теоретических и эмпирических задач. Был проведен теоретический анализ научной литературы по проблеме коррекции и развития связной речи у дошкольников с ОНР, рассмотрены определения общего недоразвития речи, определены основные методы и приемы развития связной речи; подобран диагностический материал, проведено экспериментальное исследование особенностей развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня; интерпретированы полученные результаты.
Общее недоразвитие речи как системное речевое нарушение, проявляется у детей в разной степени: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой фразовой речи с аграмматизмами и элементами фонетико-фонематического недоразвития.
У детей с общим недоразвитием речи нарушения III уровня связной речи могут проявляться на всех этапах. Это и осознание ребенком задания, и анализ и выделение отличительных свойств рассказа (темы, замысла, содержания), и смысловое понимание картинки или текста, и умение составлять сообщения в определенной последовательности (с учетом временных, причинно-следственных связей), и связывание слов, фраз и периодов в целостный текст и правильное их произнесение. Лишь немногие дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня способны самостоятельно построить связный рассказ; большинству требуются вопросы-подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием цельности. Как правило, в качестве средств межфразовой связи в рассказах редко используются повторы и местоимения, наблюдаются проблемы с грамматическим оформлением предложений. Образные средства в них единичны либо вовсе отсутствуют. Также у дошкольника с общим недоразвитием речи отмечаются затруднения в выборе более точных слов-обозначений. А все указанные затруднения могут уже в начале школьного обучения привести к серьезным проблемам, явится причиной школьной дезадаптации и неуспеваемости детей, поэтому для преодоления трудностей в формировании навыков связной речи у старших дошкольников с ОНР необходима систематическая логопедическая помощь.
В работе необходимо учитывать индивидуальные особенности мышления и психических процессов каждого ребенка. Научить детей навыкам планирования связных развернутых высказываний различного типа. На занятиях активно использовать работу коллектива, при которой дети вносят дополнения в рассказ другого ребенка, помогают исправить допущенные ошибки. Чтобы наиболее эффективно преодолеть речевое недоразвитие и подготовить детей к школе, необходимо основательно развивать у детей монологическую и диалогическую речь. В дальнейшем это даст возможность, наиболее методично и своевременно построить коррекционно-воспитательную и логопедическую работу по обучению связному изложению детей старшего дошкольного возраста. Эту задачу можно решить с помощью различных видов речевой деятельности: пересказ литературных произведений; составление описательных рассказов о предметах, объектах и природных явлениях; создание различных творческих рассказов; освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование); а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе.
С целью изучения особенностей развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи было организовано и проведено экспериментальное исследование.
Результаты экспериментального исследования показали, что бедный словарный запас у старших дошкольников ОНР III уровня приводит к однотипности, невыразительности и неточности высказываний. Дети используют одни и те же слова и словосочетания, не используя в речи синонимы, местоимения, лексические замены. Часто встречаются трудности в лексико-грамматическом оформлении высказываний.
Дети старшего дошкольного возраста с ОНР испытывают значительные трудности соблюдения последовательности в процессе составления устного связного высказывания (рассказ, пересказ), что приводит к нарушению связности рассказа вцелом. Дети следуют механическому пересказу, пропуская целостные смысловые блоки, не соблюдается логика построения высказывания (не выделяется вводная часть, основная, заключительная). В связи с этим очевидна необходимость работы по совершенствованию навыка последовательного построения высказываний. Для связных высказываний старших дошкольников с ОНР характерны пропуски нескольких фрагментов в рассказе, отсутствие смысловой связи между предложениями в рассказе, незавершенность частей текста, неверное использование интонации для связи предложений.
В связи с этим очевидна необходимость работы по совершенствованию умений языкового оформления высказываний.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд. [Текст] / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – Москва : «Академия», 2000. – 400 с.
2. Бойкова , С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей (5-7 лет). В помощь учителям-логопедам, воспитателям речевых групп и родителям [Текст] / С. В. Бойкова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2014. – 176 c.
3. Борозинец, Н. М. Логопедия. Фонетико-фоиематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия [Текст] : учебное пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова, М. В. Колокольникова. – Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. – 203 c.
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч. : В 6 тт. – Москва, 1982. – 456 с.
5. Глухов, В. П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием [Текст] : учебно-методическое пособие / В. П. Глухов. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2017. – 232 c.
6. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. – 2-е изд., перераб [Текст] / Л. Н. Ефименкова. – Москва : Просвещение, 1985. – 112 с.
7. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Москва : Инфра-М, 2003. – 320 с.
8. Зайцева, Л. А. Социальное развитие дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Л. А. Зайцева // Специальная адаптация. – 2010. – № 1. – С. 11 - 18.
9. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И. А. Зимняя. – Москва : Изд-во МПСИ, Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. – 389 с.
10. Иванова, О. В. Особенности психосоциального развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня [Электронный ресурс] / Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(71). – Режим досутпа: https://sibac.info/archive/guman/11(71).pdf (дата обращения: 15.01.2019).
11. Илюк, М. А. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : методическое пособие / М. А. Илюк, Г. А. Волкова. – Санкт-Петербург : КАРО, 2016.
12. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной речи учащихся [Текст] / Т. А. Ладыженская. – Москва : Просвещение, 2016. – 256 с.
13. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. В. Леонтьев. – Москва : Просвещение», 1969. – 214 с.
14. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольника [Текст] / А. М Леушина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва : Академия, 1999 – 545 с.
15. Леханова, О. Л. Особенности коммуникативной активности дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / О. Л. Леханова // Сборник трудов молодых учёных / Отв. За выпуск В. В. Заболтина. – Череповец : ГОУ ВПО ЧГУ, 2015. – 565 с.
16. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина. – Москва : Просвещение, 1997. – 456 с.
17. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 680 с.
18. Львов, М. Р. Тенденции развития речи учащихся [Текст] / М. Р. Львов. – Москва : Просвещение, 2002. - 82 с.
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2000 – 712 с.
20. Текучев, А. В. Методика русского языка в средней школе [Текст] / А. В. Текучев. – Москва : Просвещение, 2016. – 244 с.
21. Тютюева, И. А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / / И. А. Тютюева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46019.htm. (дата обращения: 15.01.2019).
22. Ушакова, О. С. Основы логопедии [Текст] / О. С. Ушакова, Ф. А. Сохина. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 170 с.
23. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие [Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – Москва : Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 128 с.
24. Фотекова, Т. А. Развитие речи дошкольников [Текст] / Т. А. Фотекова. – Москва : ТЦ Сфера, 2017. – 69 с.
25. Характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Электронный ресурс] / Грамматика. – Режим доступа: https://studydoc.ru/doc/913118/harakteristika-detej-starshego-doshkol._nogo-vozrasta-s-onr. (дата обращения: 15.01.2019).