Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
совладеющего поведения в период ранней юности 4
1.1. Проблема совладеющего поведения в психологической литературе 4
1.2. Модели совладающего поведения 17
1.3. Особенности совладающего поведения в период ранней взрослости 26
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Эмпирическое исследование 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Результаты и анализ исследования 35
2.3. Выводы по 2 главе 38
Заключение 38
Список литературы 39
Приложения 43
На протяжении всей жизни человек справляется с целым рядом жизненных трудностей, которые могут положительно влиять на личностные изменения и рост. В ранней взрослости человек уже может самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития, добиваться результатов и достигать новых высот. Происходит это вследствие совладания человека со сложной жизненной ситуацией (кризис или травма), причем совладание выступает в роли движущей силы. К факторам такого личностного роста могут относится как личностные особенности, так и характеристики среды. Конструктивные размышления, анализ ситуации, переоценка, копинг-стратегии играют главную роль в развитии личности человека, способствуют стрессоустойчивости. Но что такое копинг- стратегии? Это система целенаправленного поведения, которая помогает сознательно овладеть ситуацией, взять ее под контроль.
Проблема совладающего поведения в период ранней взрослости находит отклик во многих областях психологии: психологии личности, социальной психологии, психотерапевтической практике и психологии труда. Изучение психологического преодоления трудных жизненных ситуаций связано с исследованиями психологической защиты; психической и социально-психологической адаптации; саморегуляции деятельности и поведения, регуляции функциональных состояний; активности и ее роли в преодолении жизненных трудностей.
Меня заинтересовало то, как стрессовые ситуации способствуют личностному росту и положительным личностным изменениям в целом. Я считаю, что данная тема актуальна и мало исследована не только в научной литературе, но и в отечественной психологии.
Цель исследования:
Изучить особенности совладающего поведения как механизм развития в период ранней взрослости.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретического материала на данную тему;
2. Провести эмпирическое исследование;
3. Выполнить анализ полученных результатов исследования;
4. Составить заключение на основе результатов исследования и рассмотреть влияние защитных механизмов на развитие личности.
Объект исследования:
Студенты старших (3-6) курсов РГПУ им. А.И. Герцена.
Предмет исследования:
Совладающее поведение как механизм развития личности у студентов. Гипотеза исследования:
Совладающее поведение (копинг-механизмы) способствует развитию личности.
Методы исследования:
Методика копинг-тест Лазаруса в адаптации Вассермана. Предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что умеренные баллы в каждой субшкале способствуют переосмыслению негативных переживаний и выработки определенных стратегий для разрешения проблемы. Также мы можем сделать вывод, что меньше всего студенты обращается к стратегии поиска социальной поддержки, стараясь не вовлекать в свои проблемы близких людей.