ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ 9
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Понятие и виды коммуникативной компетентности 9
Структура коммуникативной компетентности специалиста по 22
социальной работе
2. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Проблемы формирования коммуникативной компетентности 33
будущего специалиста по социальной работе (на примере НИУ «БелГУ»)
Программа формирования коммуникативной компетентности
будущего специалиста по социальной работе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. Коммуникативная компетентность – одна из ключевых компетентностей специалиста по социальной работе, поскольку его деятельность направлена на взаимодействие с различными структурами: государственными службами, общественными организациями и объединениями, а главное, на коммуникативное взаимодействие с клиентом.
Вербальное и невербальное общение – один из важнейших механизмов воздействия специалиста по социальной работе, способствующий влиянию на людей, нуждающихся в социальной защите и помощи извне, без которого эта деятельность абсолютно невозможна. Оказывая помощь различным категориям населения, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, специалист должен знать и применять индивидуальные приемы коммуникативного воздействия к каждому клиенту. Специалисту по социальной работе необходимо уметь грамотно вести беседу, взаимодействовать с людьми, располагать клиентов к себе, владеть речевым этикетом, анализировать и разрешать конфликтные ситуации.
На сегодняшний день для того, чтобы эффективно выполнять свою деятельность, быть востребованным на рынке труда – специалисту по социальной работе необходимо обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности. Опыт показывает, что у специалистов социальных учреждений недостаточно сформировано это качество, именно поэтому мы можем говорить о значительной роле образовательной среды, в процессе формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов по социальной работе, как необходимого условия эффективного взаимодействия с различными структурами и клиентом в будущем. Намного сложнее
«перевоспитать» специалиста, нежели формировать в период обучения необходимые качества, ориентированные на социальный заказ. Коммуникативную компетентность необходимо рассматривать как одну из базовых характеристик профессиональной компетентности, следовательно, уделять большое внимание в процессе профессиональной подготовки специалистов в типе профессий, ориентированных на взаимодействие с людьми.
Степень научной разработанности проблемы.
Понятие, структуру и специфику «коммуникации» в своих научных трудах рассматривали: Ч. Кули, Н. Луман, О.А. Мальцева, А.В. Назарчук, Н.Ю. Непряхин, Ч. Хортон, К. Черри.
Вопросы, касающиеся определения компетентности, её специфики раскрыты в работах А.Я. Анцупова, А.В. Баранникова, Д. Зиглера, Д. МакКлелланда, Е.И. Огарева, Дж. Равена, Л. Хьела, А.И Шипиловой, Д. Шона.
В.В. Бормот, О.А. Сальникова, И.А. Зимняя в своих работах акцентировали внимание на важность различия между понятиями «компетентность» и «компетенция».
Большой вклад в развитие понятие «коммуникативная компетентность» внесли Р. Белл, А.А. Бодалев, Д. Хаймс, Дж. Хабермас.
Разработкой структуры коммуникативной компетентности занимались следующие ученые: Р.П. Дондокова, И.Н. Зотова, Е.А. Петрова, М.В. Стурикова.
Компетентностный подход в образовании активно обсуждается в работах А.В. Баранников, В.С. Елагина, А.В. Мамедова, Е.И. Мозговая, С.Е. Метелев, А.А. Соловьев, А.Э. Федоров, Е.В. Шлякова и др.
Невозможно не отметить вклад, который внесли в изучение особенностей компетентности специалиста по социальной работе в своих работах Л.И. Анцыферова, И.Г. Климкович, А.К. Маркова, М.В. Фирсов, Е.И Холостова и др.
Проблемы формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов в вузе широко и подробно описали в своих научных работах Е.А. Андреева, Л.Ж. Караванова, И.В. Лаврентьева, Л.Р. Логачева, А.Г. Соловьев, Е.А. Шумилова.
Вопросам организации тренингов, направленных на повышение коммуникативной компетентности, посвящены работы А.Б. Болотовой, А.С. Герасименко, Ю.М. Жукова, М.В. Марининой, Е.В. Сидоренко, М.А. Смирновой, Л.Н. Шепелевой.
Несмотря на достаточно широкий круг изученных вопросов в сфере коммуникативной компетентности, анализ литературы показал, что коммуникативная компетентность специалиста по социальной работе изучается относительно недавно, на сегодняшний день практически отсутствует общепринятая терминология этого понятия и методики оценки уровня достижений в данной области.
Таким образом, актуальность темы данного исследования обусловлена недостаточностью фундаментальных работ, посвященных коммуникативной компетентности специалиста по социальной работе.
Объект исследования – коммуникативная компетентность специалиста по социальной работе.
Предмет исследования –специфика формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста по социальной работе.
Цель исследования – раскрыть сущность и специфику коммуникативной компетентности будущего специалиста по социальной работе и разработать программу формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста по социальной работе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования коммуникативной компетентности специалиста по социальной работе.
2. Провести диагностику проблем формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста по социальной работе в НИУ «БелГУ».
3. Предложить программу формирования коммуникативной компетентности обучающихся по направлению подготовки 39.03.02
«Социальная работа».
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория коммуникативной компетентности (Дж. Уайменн), теория коммуникаций (Г.Г. Почепцов), концепция коммуникативной компетентности (Хабермаса), социолингвистическая модель (Р. Белл), трехуровневая иерархическая модель социальной компетентности (Т. Кэйвел).
В работах Е.И. Холостовой, М.В. Фирсова рассматриваются основные теории и практики в социальном обслуживании населения.
Методы исследования.
1. Методы научного исследования: анализ документов, специальной литературы, статистических, периодических источников, изучение нормативно-правовых актов позволили описать теоретические аспекты коммуникативной компетентности специалистов по социальной работе.
2. Методы прикладной социологии: анкетирование, экспертный опрос, сравнительный анализ которые позволили вывить основные проблемы формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов социальной работы. Также в работе было использовано психодиагностическое тестирование с помощью методики, ориентированной на выявление уровня коммуникативной компетентности студентов (КОСКОМ «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» В.Н. Куницыной).
3. Статистические методы обработки и анализа эмпирических данных (описательная статистика), посредством которых были получены данные, необходимые для разработки рекомендаций.
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования послужили: результаты анализа специальной литературы, анализ нормативно-правовых документов, национальный стандарт РФ от 2009.01.01. ГОСТ Р 52883-2007 «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания», приказ Министерства труда РФ от 22.10.2013 № 571н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе», приказ Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. № 8 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» (уровень бакалавриата)», Профессионально-этический кодекс социального работника от 22 мая 1994г., Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания от 31 декабря 2013 г., отчетная и внутренняя документация кафедры социальная работа НИУ «БелГУ», анализ интернет-источников.
Экспериментальную базу исследования составили результаты социального исследования «Коммуникативная компетентность специалистов по социальной работе», проведенного автором на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания города Белгорода» в ходе прохождения производственной практики в период с 27 ноября по 18 декабря 2017 года. Также результаты социального исследования «Коммуникативная компетентность будущих специалистов по социальной работе» в период преддипломной практики на базе НИУ «БелГУ» в апреле 2018 года. Сбор информации для исследования осуществлялся путем использования психодиагностического тестирования будущих специалистов по социальной работе, массового и экспертного опросов по целевым группам: обучающиеся студенты (n = 100) и преподаватели (n = 10)НИУ «БелГУ» кафедры социальная работа.
Теоретико-практическая значимость.
В данной работе были уточнены понятия «коммуникация», «компетентность», «компетенция», «коммуникативная компетентность», приведена авторская классификация коммуникативной компетентности специалиста по социальной работе. На основе теоретико- практической значимости исследования могут быть разработаны пути формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов по социальной работе в процессе вузовской подготовки. Материалы и выводы, сделанные в ходе проведения исследования о проблемах формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов по социальной работе, могут быть применены в образовательных учреждениях при создании учебных пособий, а также при принятии решений в условиях необходимости повышения уровня коммуникативной компетентности специалистов по социальной работе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов работы при формировании коммуникативной компетентности обучающихся по направлению подготовки 39.03.02
«Социальная работа» в НИУ «БелГУ» путем внедрения разработанной нами программы.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы были представлены в статье: «Проблемы формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов по социальной работе в условиях вуза» (материалы конференции «Неделя науки НИУ «БелГУ» – 2018).
Разработанная программа формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов по социальной работе может быть использована в рамках изучения курса «Технология социальной работы».
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения
Под коммуникативной компетентностью мы понимаем совокупность знаний, языковых и неязыковых способностей, опыта общения, полученных в ходе обучения и воспитания, способность индивида адаптироваться в определенных ситуациях, возлагать на себя и осуществлять различные социальные роли, уметь пользоваться вербальными и невербальными средствами общения, умение ориентироваться в процессе общения, владение коммуникативной гибкостью. Мы выделили три подхода к определению структуры коммуникативной компетентности. К первому подходу мы отнесли коммуникативные способности, коммуникативные знания, коммуникативные умения. Второй подход включает в себя мотивационно- ценностный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Представленный нами третий подход включает в себя несколько уровней – это базовый (языковая компетентность), дискурсивно-стилистический, риторико- прагматический, этикетно-речевой, психосемиотический.
Коммуникативная компетентность специалиста по социальной работе подразумевает знания, умения и навыки, необходимые для понимания и порождения программ речевого поведения, обеспечивающие качественное решение социальных проблем обратившегося за помощью человека, его социума, социальной среды. Особенность коммуникативного взаимодействия в социальной работе – это преимущественное ведущее положение специалиста во взаимодействии с клиентом. Социальный работник – организатор и инициатор общения, он должен не только владеть необходимыми навыками, способностями и умениями, но и способствовать развитию необходимых качеств у клиента, побуждая его к активной деятельности. Специфической чертой рассматриваемой компетентности специалиста по социальной работе является следование определенного алгоритма действий при коммуникативном взаимодействии, а именно планирование, установление контакта, взаимодействие, выход из контакта, интерпретация результатов общения.
Мы выделили несколько подходов к определению структуры коммуникативной компетентности специалиста по социальной работе по разным критериям: теоретический уровень, содержательный уровень, морально ценностные качества. В основе первого лежат коммуникативные знания, необходимые для специалиста рассматриваемой сферы, состоящие из когнитивного (знаниевого) и организационно-познавательного компонентов. Второй предложенный нами подход содержит технологической, диагностической, программирующей, организационной, интерактивный и перцептивно-прогностической составляющих. Следующий подход включает в себя ценностно-смысловой, нравственно-этический и эстетические компоненты.
Для выявления проблем формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов по социальной работе мы провели социальное исследование на базе» кафедры социальной работы НИУ «БелГУ, в рамках которого были получены следующие результаты:
1. Пассивная позиция студентов в ходе образовательного процесса;
2. Низкий уровень сформированности у будущих специалистов мотивационного компонента;
3. Несформированность навыков активного слушания;
4. Несоответствие самоопределения студентами уровня своих коммуникативных характеристик с реальным состоянием;
5. Недостаточный акцент на развитие коммуникативной компетентности в современных учебно-методических материалах.
На основании проведенного исследования мы выявили, что большинство студентов обладает средним уровнем коммуникативной компетентности, также мы проследили динамику развития коммуникативной компетентности студентов с первого курса бакалавриата до 1-2 курсов магистратуры. Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что уровень коммуникативной компетентности студентов увеличивается с каждым последующим курсом, что говорит о существующих в вузе условиях для формирования рассматриваемой нами компетентности, но показатели не соответствуют ожидаемым результатам. Что требует внедрение новых технологий и методов обучения в процессе профессиональной подготовки студентов.
С целью совершенствования условий в вузе по формированию коммуникативной компетентности студентов, мы разработали программу социально-психологического тренинга «Повышение уровня коммуникативной компетентности студентов».
Решение задач тренинга происходит путем ролевых игр, групповых дискуссий, психогимнастики. Так в ходе групповой дискуссии участники обучаются управлению групповым процессом обсуждения проблемы, позволяющим прояснить позиции, мнения и установки участников тренинга, а так же возможность их изменения в процессе непосредственного общения.
Использование игровых методов, по мнению исследователей, следует считать высокоэффективным. В ролевой игре акцент делается на межличностное взаимодействие. Участники «проигрывают» разного рода роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни, при этом игровой характер ситуации освобождает участников от практических последствий их разрешения, что раздвигает границы поиска способов поведения. После игры следует психологический анализ, усиливающий обучающий эффект. Психогимнастика включает в себя различные упражнения, направленные на формирование благоприятного психологического климата в группе, тренировку разных коммуникативных свойств. Эффективность тренинга проявляется в том, что он позволяет обеспечить индивидуальную направленность подготовки участников к конкретной деятельности.
Разработанная нами программа ориентирована на повышение уровня и коррекцию выявленных проблем в области коммуникативной компетентности студентов, а именно: на формирование навыков активного слушания, вступления в контакт, преодоление конфликтных ситуаций, повышение уровня толерантности, повышение мотивационно-ценностного компонента. Также мы включили в тренинговую программу решение кейсов по социальной работе. Преимущественной чертой нашей программы является то, что она: направлена на решение конкретных проблем, выявленных нами в ходе исследования; включает в себя активные формы обучения; способствует развитию необходимых характеристик студентов с наименьшими материальными и временными затратами; позволяет студентам применить полученные знания в практических ситуациях, путём организации ролевых игр и решения кейсов.
Таким образом, можно признать, что в работе рассмотрены теоретические основы и проведена диагностика проблем формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов по социальной работе, на основе чего разработана программа социально-психологического тренинга «Повышение уровня коммуникативной компетентности будущих специалистов по социальной работе», следовательно, цели и задачи выпускной квалификационной работы были выполнены.