Управление государственной собственностью: современное состояние и перспективы развития
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 6
1.1. Понятие собственности, ее формы 6
1.2. Государственная собственность как форма собственности
1.3. Роль государственной собственности в современной экономике 20
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 23
2.1. Нормативно-правовая база управления государственной
собственностью 23
2.2. Понятие, содержание и особенности управления
государственной собственностью 28
2.3. Способы управления государственной собственностью. 32
2.4. Роль государства и государственных органов в управлении
государственной собственностью 38
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 43
3.1. Практика управления государственной собственностью43
3.2. Проблемные вопросы, возникающие в процессе управления
государственной собственностью 49
3.3. Пути повышения эффективности и совершенствования
управления государственной собственностью 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 6
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 6
1.1. Понятие собственности, ее формы 6
1.2. Государственная собственность как форма собственности
1.3. Роль государственной собственности в современной экономике 20
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 23
2.1. Нормативно-правовая база управления государственной
собственностью 23
2.2. Понятие, содержание и особенности управления
государственной собственностью 28
2.3. Способы управления государственной собственностью. 32
2.4. Роль государства и государственных органов в управлении
государственной собственностью 38
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 43
3.1. Практика управления государственной собственностью43
3.2. Проблемные вопросы, возникающие в процессе управления
государственной собственностью 49
3.3. Пути повышения эффективности и совершенствования
управления государственной собственностью 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 6
Актуальность темы. В настоящей работе рассмотрена проблема эффективности управления государственной собственностью, изучение которой обусловлено следующим.
Государственная собственность играет важнейшую роль не только в гражданском обороте благодаря тому, что позволяет государству выступать в различных правоотношениях, но также оказывает непосредственное влияние на социально-экономическую, политическую, культурную сферы жизни. Объекты государственного имущества обладают особой спецификой и различным назначение (природные ресурсы, недра, недвижимость, памятники культуры и т.д.), что обуславливает необходимость дифференциации не только их правового статуса, но и принимаемых в их отношении управленческих решений. От качества управления государственной собственностью напрямую зависит благополучие общества и, соответственно, обеспечение и соблюдение прав и свобод граждан, что обусловлено системообразующей ролью в современной экономике, позволяющей обеспечить реализацию функций государства.
Вместе с тем, поверхностный анализ источников по направлению исследования позволяет сделать вывод о том, что эффективность управления государственной собственностью не всегда соответствует ожиданию, а в законодательстве и правоприменении существуют требующие решения проблемы. Сказанное предопределяет необходимость изучения вопросов, связанных с управлением государственной собственностью, а также поиск эффективных и актуальных путей решения.
Актуальность тематики работы предопределяет ее цель - на основе комплексного исследования современного состояния системы управления государственной собственностью и проблем, связанных с ней, рассмотреть понятие и особенности управления государственным имуществом, а также предложить пути его совершенствования и повышения эффективности.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
- изучить и обобщить имеющиеся материалы и информацию (законодательные акты, судебную практику, научную литературу), определить степень и уровень научной разработанности теоретических проблем, соответствующих теме работы;
- рассмотреть понятие собственности, ее формы;
- раскрыть понятие государственной собственности как формы собственности;
- изучить и проанализировать роль государственной собственности в современной экономике;
- изучить нормативно-правовую базу управления государственной собственностью;
- раскрыть понятие, содержание и особенности управления государственной собственностью;
- рассмотреть существующие способы управления государственной собственностью, их преимущества и недостатки;
- изучить роль государства и государственных органов в управлении государственной собственностью, рассмотреть их полномочия и функции;
- рассмотреть практику управления государственной собственностью;
- изучить и проанализировать проблемные вопросы, возникающие в процессе управления государственной собственностью;
- рассмотреть пути повышения эффективности и
совершенствования управления государственной собственностью, а также разработать собственные рекомендации.
Объектом исследования является совокупность правовых отношений, связанных с управление государственной собственностью.
Предметом исследования служат нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере управления государственной собственностью, практика деятельности государственных органов по вопросам управления государственной собственностью, а также учебная и научная литература, в которой рассматриваются проблемы, связанные с темой исследования.
Методологическую основу изучения составляют метод общенаучного диалектического познания, комплексного и системного анализа, синтеза, а также метод сравнительного правоведения.
Теоретическую основу работы составили учебные пособия, монографии, а также различные научные статьи. Значимый вклад в изучение вопросов, посвященных управлению государственной собственностью, а также повышению эффективности управления, был внесен такими российскими учеными, как Г.Н. Андреева, А.А. Ануфриева, А.А. Батяев, А.С. Большаков, С.Н. Братусь, А.В. Гарматин, В.П. Мозолин, А.П. Суханов, Е.А. Суханов и другие.
Нормативную и эмпирическую основу работы составили положения Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, различных федеральных законов (например, «О недрах», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др.), Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ по различным вопросам, иные нормативные и ведомственные правовые акты, а также информация из официальных сайтов государственных органов.
Практическая значимость работы обусловлена необходимостью глубокого анализа сущности системы управления государственной собственностью, ее актуального состояния, выявления факторов и проблем, влияющих на эффективность управления государственной собственностью, что позволит выявить законодательные пробелы и неточности, а также предложить способы их совершенствования.
Работа состоит из введения, трех глав основного текста, в совокупности содержащих десять параграфов, заключения, а также списка использованных источников, состоящего из 65 наименований.
Государственная собственность играет важнейшую роль не только в гражданском обороте благодаря тому, что позволяет государству выступать в различных правоотношениях, но также оказывает непосредственное влияние на социально-экономическую, политическую, культурную сферы жизни. Объекты государственного имущества обладают особой спецификой и различным назначение (природные ресурсы, недра, недвижимость, памятники культуры и т.д.), что обуславливает необходимость дифференциации не только их правового статуса, но и принимаемых в их отношении управленческих решений. От качества управления государственной собственностью напрямую зависит благополучие общества и, соответственно, обеспечение и соблюдение прав и свобод граждан, что обусловлено системообразующей ролью в современной экономике, позволяющей обеспечить реализацию функций государства.
Вместе с тем, поверхностный анализ источников по направлению исследования позволяет сделать вывод о том, что эффективность управления государственной собственностью не всегда соответствует ожиданию, а в законодательстве и правоприменении существуют требующие решения проблемы. Сказанное предопределяет необходимость изучения вопросов, связанных с управлением государственной собственностью, а также поиск эффективных и актуальных путей решения.
Актуальность тематики работы предопределяет ее цель - на основе комплексного исследования современного состояния системы управления государственной собственностью и проблем, связанных с ней, рассмотреть понятие и особенности управления государственным имуществом, а также предложить пути его совершенствования и повышения эффективности.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
- изучить и обобщить имеющиеся материалы и информацию (законодательные акты, судебную практику, научную литературу), определить степень и уровень научной разработанности теоретических проблем, соответствующих теме работы;
- рассмотреть понятие собственности, ее формы;
- раскрыть понятие государственной собственности как формы собственности;
- изучить и проанализировать роль государственной собственности в современной экономике;
- изучить нормативно-правовую базу управления государственной собственностью;
- раскрыть понятие, содержание и особенности управления государственной собственностью;
- рассмотреть существующие способы управления государственной собственностью, их преимущества и недостатки;
- изучить роль государства и государственных органов в управлении государственной собственностью, рассмотреть их полномочия и функции;
- рассмотреть практику управления государственной собственностью;
- изучить и проанализировать проблемные вопросы, возникающие в процессе управления государственной собственностью;
- рассмотреть пути повышения эффективности и
совершенствования управления государственной собственностью, а также разработать собственные рекомендации.
Объектом исследования является совокупность правовых отношений, связанных с управление государственной собственностью.
Предметом исследования служат нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере управления государственной собственностью, практика деятельности государственных органов по вопросам управления государственной собственностью, а также учебная и научная литература, в которой рассматриваются проблемы, связанные с темой исследования.
Методологическую основу изучения составляют метод общенаучного диалектического познания, комплексного и системного анализа, синтеза, а также метод сравнительного правоведения.
Теоретическую основу работы составили учебные пособия, монографии, а также различные научные статьи. Значимый вклад в изучение вопросов, посвященных управлению государственной собственностью, а также повышению эффективности управления, был внесен такими российскими учеными, как Г.Н. Андреева, А.А. Ануфриева, А.А. Батяев, А.С. Большаков, С.Н. Братусь, А.В. Гарматин, В.П. Мозолин, А.П. Суханов, Е.А. Суханов и другие.
Нормативную и эмпирическую основу работы составили положения Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, различных федеральных законов (например, «О недрах», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др.), Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ по различным вопросам, иные нормативные и ведомственные правовые акты, а также информация из официальных сайтов государственных органов.
Практическая значимость работы обусловлена необходимостью глубокого анализа сущности системы управления государственной собственностью, ее актуального состояния, выявления факторов и проблем, влияющих на эффективность управления государственной собственностью, что позволит выявить законодательные пробелы и неточности, а также предложить способы их совершенствования.
Работа состоит из введения, трех глав основного текста, в совокупности содержащих десять параграфов, заключения, а также списка использованных источников, состоящего из 65 наименований.
Проведенный анализ состояния управления государственной собственностью, а также существующих в данной области проблем позволяет сделать следующие выводы.
Государственная собственность играет системообразующую роль в современной экономике, позволяя обеспечить реализацию функций государства, направленных на удовлетворение общественных потребностей. Однако последнее возможно только при осуществлении эффективного управления ею. Эффективность управления зависит от многих факторов, включая специфику субъектов управления и объектов государственной собственности, особенности структуры государственного имущества, качество нормативно-правового регулирования.
Первые вопросы появляются при изучении объектов государственной собственности. Исследование показало отсутствие законодательно закрепленного перечня объектов, которые могут находиться в федеральной собственности или собственности субъектов РФ. Отдельные виды имущества закреплены в законах, однако единого нормативного акта до сих пор не принято. Данный вопрос, безусловно, требует решения, в связи с чем предлагаем провести систематизацию законодательства и разработать подзаконный акт, включающий в себя подобный перечень, оформив его в виде постановления Правительства РФ или приказа Росимущества.
Наибольший интерес для исследования представляла нормативно-правовая база, регулирующая вопросы управления государственной собственностью. В данной сфере принято множество нормативно-правовых актов, однако большинство из них представляют собой ведомственные акты (приказы министерств, постановления Правительства РФ), которые в своей совокупности представляют разрозненный, несистематизированный массив.
Одной из причин указанной выше ситуации является множественность государственных органов, осуществляющих функции по управлению государственной собственностью. В процессе управления государственным имуществом следует учитывать специфику объектов государственного имущества, среди которых - недра, природные ресурсы, земельные участники, недвижимость и др., поэтому действия государственных органов должны воплощать в себе принцип единства и дифференциации: преследовать единую цель (реализацию государственных функций и удовлетворение потребностей общества) и одновременно учитывать особенности объектов управления.
Для решения проблемы считаем необходимым подходить к ней системно, в связи с чем предлагаем начать совершенствование нормативно-правовой базы с создания общей стратегии (концепции) управления государственным имуществом, в которой установить генерализированные цели, приоритеты, задачи управления имуществом, а также конкретизировать их в отношении различных видов государственного имущества (недр, движимости, недвижимости и т.д.). В настоящее время подобный программный документ отсутствует.
Для устранения вопросов о том, какие органы осуществляют управление конкретным видом государственной собственности, необходимо разработать нормативный акт, содержащий указанный перечень. Разработку данного акта считаем целесообразным возложить на Правительство РФ как органа, ответственного за управление государственной собственностью в целом.
Также необходимо возложить на государственные органы, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом, обязанность разработать и утвердить программные ведомственные акты, конкретизирующие цели, задачи, приоритеты и принципы управления закрепленным за ними государственным имуществом. При этом Правительство должно строго контролировать содержание указанных актов и проверять их на соответствие единым целям и принципам управления.
Помимо указанных мер, следует проанализировать нормативно-правовое регулирование основных способов управления государственной собственностью и выявить те сферы, где законодательное регулирование отсутствует. В частности, остается неурегулированной национализация имущества. Ранее в Государственную думу был внесен Проект Федерального закона № 500676-5 «О возмездном изъятии (национализации) имущества социально неэффективных собственников», однако в 2012 году законопроект был отклонен. Считаем необходимым продолжить разработку нормативного регулирования указанной области.
Таким образом, любые законодательные преобразования в области совершенствования управления государственной собственностью должны быть основаны на двух основных принципах:
- принципе баланса частных и государственных интересов, социальной и экономической составляющей;
- принципе учета специфики объектов государственной собственности и дифференциации принимаемых мер и решений.
Осуществляя модернизацию системы управления государственной собственностью, следует ориентироваться на поиск принципиально новых методов и способов управления государственной собственностью, которые будут не только решать существующие проблемы и отвечать потребностям общества и государства, но также работать на опережение.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что поставленная цель достигнута, а задачи - выполнены.
Государственная собственность играет системообразующую роль в современной экономике, позволяя обеспечить реализацию функций государства, направленных на удовлетворение общественных потребностей. Однако последнее возможно только при осуществлении эффективного управления ею. Эффективность управления зависит от многих факторов, включая специфику субъектов управления и объектов государственной собственности, особенности структуры государственного имущества, качество нормативно-правового регулирования.
Первые вопросы появляются при изучении объектов государственной собственности. Исследование показало отсутствие законодательно закрепленного перечня объектов, которые могут находиться в федеральной собственности или собственности субъектов РФ. Отдельные виды имущества закреплены в законах, однако единого нормативного акта до сих пор не принято. Данный вопрос, безусловно, требует решения, в связи с чем предлагаем провести систематизацию законодательства и разработать подзаконный акт, включающий в себя подобный перечень, оформив его в виде постановления Правительства РФ или приказа Росимущества.
Наибольший интерес для исследования представляла нормативно-правовая база, регулирующая вопросы управления государственной собственностью. В данной сфере принято множество нормативно-правовых актов, однако большинство из них представляют собой ведомственные акты (приказы министерств, постановления Правительства РФ), которые в своей совокупности представляют разрозненный, несистематизированный массив.
Одной из причин указанной выше ситуации является множественность государственных органов, осуществляющих функции по управлению государственной собственностью. В процессе управления государственным имуществом следует учитывать специфику объектов государственного имущества, среди которых - недра, природные ресурсы, земельные участники, недвижимость и др., поэтому действия государственных органов должны воплощать в себе принцип единства и дифференциации: преследовать единую цель (реализацию государственных функций и удовлетворение потребностей общества) и одновременно учитывать особенности объектов управления.
Для решения проблемы считаем необходимым подходить к ней системно, в связи с чем предлагаем начать совершенствование нормативно-правовой базы с создания общей стратегии (концепции) управления государственным имуществом, в которой установить генерализированные цели, приоритеты, задачи управления имуществом, а также конкретизировать их в отношении различных видов государственного имущества (недр, движимости, недвижимости и т.д.). В настоящее время подобный программный документ отсутствует.
Для устранения вопросов о том, какие органы осуществляют управление конкретным видом государственной собственности, необходимо разработать нормативный акт, содержащий указанный перечень. Разработку данного акта считаем целесообразным возложить на Правительство РФ как органа, ответственного за управление государственной собственностью в целом.
Также необходимо возложить на государственные органы, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом, обязанность разработать и утвердить программные ведомственные акты, конкретизирующие цели, задачи, приоритеты и принципы управления закрепленным за ними государственным имуществом. При этом Правительство должно строго контролировать содержание указанных актов и проверять их на соответствие единым целям и принципам управления.
Помимо указанных мер, следует проанализировать нормативно-правовое регулирование основных способов управления государственной собственностью и выявить те сферы, где законодательное регулирование отсутствует. В частности, остается неурегулированной национализация имущества. Ранее в Государственную думу был внесен Проект Федерального закона № 500676-5 «О возмездном изъятии (национализации) имущества социально неэффективных собственников», однако в 2012 году законопроект был отклонен. Считаем необходимым продолжить разработку нормативного регулирования указанной области.
Таким образом, любые законодательные преобразования в области совершенствования управления государственной собственностью должны быть основаны на двух основных принципах:
- принципе баланса частных и государственных интересов, социальной и экономической составляющей;
- принципе учета специфики объектов государственной собственности и дифференциации принимаемых мер и решений.
Осуществляя модернизацию системы управления государственной собственностью, следует ориентироваться на поиск принципиально новых методов и способов управления государственной собственностью, которые будут не только решать существующие проблемы и отвечать потребностям общества и государства, но также работать на опережение.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что поставленная цель достигнута, а задачи - выполнены.
Подобные работы
- Современное состояние и перспективы развития судостроительной отрасли Северо-Западного Федерального округа
Бакалаврская работа, география. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - Генерирующие компании как субъект оптового рынка электроэнергии и мощности: трансформация взаимодействий
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ РЕГИОНА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2022 - ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Современное состояние и перспективы развития рынка ипотечного кредитования в России (Российский Государственный Социальный Университет)
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024



