Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление государственной собственностью: современное состояние и перспективы развития

Работа №58162

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы90
Год сдачи2020
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2928
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 6
1.1. Понятие собственности, ее формы 6
1.2. Государственная собственность как форма собственности
1.3. Роль государственной собственности в современной экономике 20
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 23
2.1. Нормативно-правовая база управления государственной
собственностью 23
2.2. Понятие, содержание и особенности управления
государственной собственностью 28
2.3. Способы управления государственной собственностью. 32
2.4. Роль государства и государственных органов в управлении
государственной собственностью 38
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 43
3.1. Практика управления государственной собственностью43
3.2. Проблемные вопросы, возникающие в процессе управления
государственной собственностью 49
3.3. Пути повышения эффективности и совершенствования
управления государственной собственностью 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 6

Актуальность темы. В настоящей работе рассмотрена проблема эффективности управления государственной собственностью, изучение которой обусловлено следующим.
Государственная собственность играет важнейшую роль не только в гражданском обороте благодаря тому, что позволяет государству выступать в различных правоотношениях, но также оказывает непосредственное влияние на социально-экономическую, политическую, культурную сферы жизни. Объекты государственного имущества обладают особой спецификой и различным назначение (природные ресурсы, недра, недвижимость, памятники культуры и т.д.), что обуславливает необходимость дифференциации не только их правового статуса, но и принимаемых в их отношении управленческих решений. От качества управления государственной собственностью напрямую зависит благополучие общества и, соответственно, обеспечение и соблюдение прав и свобод граждан, что обусловлено системообразующей ролью в современной экономике, позволяющей обеспечить реализацию функций государства.
Вместе с тем, поверхностный анализ источников по направлению исследования позволяет сделать вывод о том, что эффективность управления государственной собственностью не всегда соответствует ожиданию, а в законодательстве и правоприменении существуют требующие решения проблемы. Сказанное предопределяет необходимость изучения вопросов, связанных с управлением государственной собственностью, а также поиск эффективных и актуальных путей решения.
Актуальность тематики работы предопределяет ее цель - на основе комплексного исследования современного состояния системы управления государственной собственностью и проблем, связанных с ней, рассмотреть понятие и особенности управления государственным имуществом, а также предложить пути его совершенствования и повышения эффективности.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
- изучить и обобщить имеющиеся материалы и информацию (законодательные акты, судебную практику, научную литературу), определить степень и уровень научной разработанности теоретических проблем, соответствующих теме работы;
- рассмотреть понятие собственности, ее формы;
- раскрыть понятие государственной собственности как формы собственности;
- изучить и проанализировать роль государственной собственности в современной экономике;
- изучить нормативно-правовую базу управления государственной собственностью;
- раскрыть понятие, содержание и особенности управления государственной собственностью;
- рассмотреть существующие способы управления государственной собственностью, их преимущества и недостатки;
- изучить роль государства и государственных органов в управлении государственной собственностью, рассмотреть их полномочия и функции;
- рассмотреть практику управления государственной собственностью;
- изучить и проанализировать проблемные вопросы, возникающие в процессе управления государственной собственностью;
- рассмотреть пути повышения эффективности и
совершенствования управления государственной собственностью, а также разработать собственные рекомендации.
Объектом исследования является совокупность правовых отношений, связанных с управление государственной собственностью.
Предметом исследования служат нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере управления государственной собственностью, практика деятельности государственных органов по вопросам управления государственной собственностью, а также учебная и научная литература, в которой рассматриваются проблемы, связанные с темой исследования.
Методологическую основу изучения составляют метод общенаучного диалектического познания, комплексного и системного анализа, синтеза, а также метод сравнительного правоведения.
Теоретическую основу работы составили учебные пособия, монографии, а также различные научные статьи. Значимый вклад в изучение вопросов, посвященных управлению государственной собственностью, а также повышению эффективности управления, был внесен такими российскими учеными, как Г.Н. Андреева, А.А. Ануфриева, А.А. Батяев, А.С. Большаков, С.Н. Братусь, А.В. Гарматин, В.П. Мозолин, А.П. Суханов, Е.А. Суханов и другие.
Нормативную и эмпирическую основу работы составили положения Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, различных федеральных законов (например, «О недрах», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др.), Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ по различным вопросам, иные нормативные и ведомственные правовые акты, а также информация из официальных сайтов государственных органов.
Практическая значимость работы обусловлена необходимостью глубокого анализа сущности системы управления государственной собственностью, ее актуального состояния, выявления факторов и проблем, влияющих на эффективность управления государственной собственностью, что позволит выявить законодательные пробелы и неточности, а также предложить способы их совершенствования.
Работа состоит из введения, трех глав основного текста, в совокупности содержащих десять параграфов, заключения, а также списка использованных источников, состоящего из 65 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный анализ состояния управления государственной собственностью, а также существующих в данной области проблем позволяет сделать следующие выводы.
Государственная собственность играет системообразующую роль в современной экономике, позволяя обеспечить реализацию функций государства, направленных на удовлетворение общественных потребностей. Однако последнее возможно только при осуществлении эффективного управления ею. Эффективность управления зависит от многих факторов, включая специфику субъектов управления и объектов государственной собственности, особенности структуры государственного имущества, качество нормативно-правового регулирования.
Первые вопросы появляются при изучении объектов государственной собственности. Исследование показало отсутствие законодательно закрепленного перечня объектов, которые могут находиться в федеральной собственности или собственности субъектов РФ. Отдельные виды имущества закреплены в законах, однако единого нормативного акта до сих пор не принято. Данный вопрос, безусловно, требует решения, в связи с чем предлагаем провести систематизацию законодательства и разработать подзаконный акт, включающий в себя подобный перечень, оформив его в виде постановления Правительства РФ или приказа Росимущества.
Наибольший интерес для исследования представляла нормативно-правовая база, регулирующая вопросы управления государственной собственностью. В данной сфере принято множество нормативно-правовых актов, однако большинство из них представляют собой ведомственные акты (приказы министерств, постановления Правительства РФ), которые в своей совокупности представляют разрозненный, несистематизированный массив.
Одной из причин указанной выше ситуации является множественность государственных органов, осуществляющих функции по управлению государственной собственностью. В процессе управления государственным имуществом следует учитывать специфику объектов государственного имущества, среди которых - недра, природные ресурсы, земельные участники, недвижимость и др., поэтому действия государственных органов должны воплощать в себе принцип единства и дифференциации: преследовать единую цель (реализацию государственных функций и удовлетворение потребностей общества) и одновременно учитывать особенности объектов управления.
Для решения проблемы считаем необходимым подходить к ней системно, в связи с чем предлагаем начать совершенствование нормативно-правовой базы с создания общей стратегии (концепции) управления государственным имуществом, в которой установить генерализированные цели, приоритеты, задачи управления имуществом, а также конкретизировать их в отношении различных видов государственного имущества (недр, движимости, недвижимости и т.д.). В настоящее время подобный программный документ отсутствует.
Для устранения вопросов о том, какие органы осуществляют управление конкретным видом государственной собственности, необходимо разработать нормативный акт, содержащий указанный перечень. Разработку данного акта считаем целесообразным возложить на Правительство РФ как органа, ответственного за управление государственной собственностью в целом.
Также необходимо возложить на государственные органы, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом, обязанность разработать и утвердить программные ведомственные акты, конкретизирующие цели, задачи, приоритеты и принципы управления закрепленным за ними государственным имуществом. При этом Правительство должно строго контролировать содержание указанных актов и проверять их на соответствие единым целям и принципам управления.
Помимо указанных мер, следует проанализировать нормативно-правовое регулирование основных способов управления государственной собственностью и выявить те сферы, где законодательное регулирование отсутствует. В частности, остается неурегулированной национализация имущества. Ранее в Государственную думу был внесен Проект Федерального закона № 500676-5 «О возмездном изъятии (национализации) имущества социально неэффективных собственников», однако в 2012 году законопроект был отклонен. Считаем необходимым продолжить разработку нормативного регулирования указанной области.
Таким образом, любые законодательные преобразования в области совершенствования управления государственной собственностью должны быть основаны на двух основных принципах:
- принципе баланса частных и государственных интересов, социальной и экономической составляющей;
- принципе учета специфики объектов государственной собственности и дифференциации принимаемых мер и решений.
Осуществляя модернизацию системы управления государственной собственностью, следует ориентироваться на поиск принципиально новых методов и способов управления государственной собственностью, которые будут не только решать существующие проблемы и отвечать потребностям общества и государства, но также работать на опережение.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что поставленная цель достигнута, а задачи - выполнены.



1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398;
2. О Правительстве Российской Федерации : Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ от 17.12.1997 // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712;
3. Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. 1 : Федеральный закон № 51-ФЗ от 30.11.1994 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301;
4. Земельный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон № 136-ФЗ от 25.10.2001 // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147;
5. О недрах : Закон РФ № 2395-1 от 21.02.1992 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 823;
6. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений : Федеральный закон № 39-ФЗ от 25.02.1999 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 9. Ст. 1096;
7. О приватизации государственного и муниципального имущества : Федеральный закон № 178-ФЗ от 21.12.2001 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 4. Ст. 251;
8. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях : Федеральный закон № 161-ФЗ от 14.11.2002 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 48. Ст. 4746;
9. О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» : Федеральный закон № 317-ФЗ от 01.12.2007 // Собрание законодательства РФ. 2007. № 49. Ст. 6078;
10. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления : Федеральный закон № 8-ФЗ от 09.02.2009 // Собрание законодательства РФ. 2009. № 7. Ст. 776;
11. О порядке принятия решений об управлении и распоряжении находящимися в федеральной собственности акциями : Указ Президента РФ от 30.09.1995 № 986 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 41. Ст. 3874;
12. Вопросы Министерства обороны Российской Федерации : Указ Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 34. Ст. 3538;
13. О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 № 1024 // Собрание законодательства РФ. 1999. № 39. Ст. 4626;
14. Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («Золотой акции») : Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 № 738 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 50. Ст. 5073;
15. О совершенствовании учета федерального имущества : Постановление Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 // Собрание законодательства РФ. 2007. № 34. Ст. 4237;
16. О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом : Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 // Собрание законодательства РФ. 2008. № 23. Ст. 2721;
17. Об основных принципах определения арендной платы
при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 //
Собрание законодательства РФ. 2009. № 30. Ст. 3821;
18. О Министерстве строительства и жилищно¬коммунального хозяйства Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1038 // Собрание законодательства РФ. 2013. № 47. Ст. 6117;
19. Об утверждении государственной программы
Российской Федерации «Управление федеральным
имуществом» : Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 327 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (часть III). Ст. 2172;
20. О некоторых мерах по совершенствованию статистического наблюдения в сфере управления государственным имуществом : Постановление Правительства РФ от 29.01.2015 № 72 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 6. Ст. 956;
21. Об управлении федеральным имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 25.08.2015 № 884 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 36. Ст. 5028;
22. Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219 // Собрание законодательства РФ. 2015. № 47. Ст. 6586;
23. О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность : Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 // Российская газета. 1992. № 8;
24. О размещении в информационно¬телекоммуникационной сети «Интернет» общедоступной информации о деятельности Росимущества в форме открытых данных : Приказ Росимущества № 3296 от 08.09.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»;
25. О приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2017¬2019 годы : Приказ Росимущества № 121 от 21.04.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»;
26. О Комитете имущественных отношений Санкт-
Петербурга и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Санкт-Петербурга : Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 № 98 // Справочная правовая система
«КонсультантПлюс»;
27. О возмездном изъятии (национализации) имущества социально неэффективных собственников :
Проект Федерального закона № 500676-5 от 11.02.2011 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»;
Научная и учебная литература
28. Андреева Г.Н. Современное правовое оформление публичного характера государственной собственности в Российской Федерации и концепция публичной собственности / Г.Н. Андреева // Конституционное и муниципальное право.
2004. № 6. С. 2-5;
29. Ануфриева А.А. Управление государственной собственностью региона: оценка результатов реализации правомочия «пользования» / А.А. Ануфриева, Н.С. Девятова // Вопросы государственного и муниципального управления.
2019. № 1. С. 24-29;
30. Батяев А.А. Справочник собственника, или институт собственности от начала до конца / А.А. Батяев // Справочная правовая система «КонсультантПлюс», 2006;
31. Барков А.В. О неоценимом вкладе В.А. Рыбакова в создание учения о формах собственности / А.В. Барков // Юридическая наука. 2017. №2. С. 20 - 23;
32. Большаков А.С. Современный менеджмент: теория и практика / А.С. Большаков, В.И. Михайлов. СПб. : Питер, 2010. 416 с.;
33. Братусь С.Н. О соотношении социалистической собственности и права оперативного управления / С.Н. Братусь // Советское государство и право. 1986. № 3. С. 24-29;
34. Гарматин А.В. Место и роль государственной собственности в национальной экономике / А.В. Гарматин // Вестник ЧелГУ. 2008. №1. С. 14-18;
35. Гражданское право: Учебник. Ч.1 / Отв. ред. В.П. Мозолин, А.И. Масляев. М.: Юристъ, 2005. 719 с.;
36. Гражданское право. Том 1. 2-е издание : учебник / под общ. ред. Сергеева А.П. М. : Проспект, 2019. 1066 с.;
37. Егоров Н.Д. Вопросы правового опосредования отношений собственности / Егоров Н.Д. // Труды по гражданскому праву / под ред. А.А. Иванова. М., 2003. 340 с.;
38. Клейнер Г. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике / Г. Клейнер, Д. Петросян, А. Беченов // Вопросы экономики. 2004. № 4. С. 21¬24;
39. Козельская И.Н. Управление государственным и муниципальным имуществом : учеб. пособие для студентов / И.Н. Козельская, А.В. Козельский. Саратов : ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. 432 с.;
40. Кононкова Н.П. Управление государственной собственностью в современных условиях / Н.П. Кононкова // Вестник Московского университета. - Серия 21. - Управление (государство и общество). 2010. №3. С. 61-76;
41. Кулешов Е.В. Государственная собственность субъектов Российской Федерации как основа их экономической самостоятельности / В.Е. Кулешов // Государство и право. 2005. № 6. С. 13-20;
42. Маркс К. Сочинения, том 46 / К. Маркс, Ф. Энгельс. Издание второе М.: Издательство политической литературы, 1965. 453 с.;
43. Мовчан С.Н. Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы управления государственной собственностью / С.Н. Мовчан // ЭТАП. 2013. №1. С. 4 -15;
44. Мозолин В.П. Право государственной (общенародной) собственности в условиях совершенствования социализма / В.П. Мозолин // Советское государство и право. 1987. № 5. С. 30-37;
45. Николаева И.П. Экономическая теория / Николаева И.П., 3-е изд. Москва : Дашков и К, 2018. 330 с.;
46. Орешин В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / В.П. Орешин. Москва : ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2011. 158 с.;
47. Право государственной собственности на землю в СССР / Аксененок Г.А.; Под ред.: Казанцев Н.Д. М.: Госюриздат, 1950. - 307 c.;
48. Право собственности в СССР / Генкин Д.М. М.: Госиздат, 1961. 223 c.;
49. Правовая экономика: проблемы становления / Пугинский Б.И., Сафиуллин Д.Н. М.: Юрид. лит., 1991. 240 c.;
50. Проблемы теории собственности в российском гражданском праве. Монография / В.П. Павлов. М., 2000. 428 c.;
51. Прокофьев С.Е. Управление государственной и муниципальной собственностью / С.Е. Прокофьев. М., 2018. 139 с.;
52. Пушкин А.А. Об имущественных правах государственных хозяйственных организаций / А.А. Пушкин, Д.Б. Якуб // Советское государство и право. 1974. № 3. С. 40-53;
53. Пятков Д.В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях / Д. В. Пятков ; Ассоциация Юридический центр.. СПб. : Юридический центр Пресс, 2003. 329 с.;
54. Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011. 958 c.;
55. Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. II: Обязательственное право / Отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011. 1208 c.;
56. Рыбаков В.А. Общие положения о типах, формах и видах собственности в России: методологические аспекты права собственности : Научный очерк / В.А. Рыбаков ; Рос. акад. юрид. наук ; Науч. ред. В.А. Тархов М., 2004. 236 с.;
57. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве / К.И. Скловский. 5-е изд., перераб. М. : Статут, 2010. 898 с.;
58. Соловьев В.Н. Современное учение о типах, формах и видах права собственности: научная дискуссия / В.Н. Соловьев // Гражданское право. 2010. № 2. С. 21 - 27;
59. Сосна С.А. О новой концепции государственной собственности и общественного достояния / С.А. Сосна // Государство и право. 1996. № 2. С. 55-64;
60. Тихомиров Ю. В. Теория управления / Ю.В. Тихомиров. М., 2010. 452 с.;
61. Управление государственной собственностью субъекта российской федерации: концептуальная модель: монография / С.А. Кочеткова, И.В. Моисеева, Ю.А. Акимова, Т.М. Тишкина. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. 186 с.;
62. Управление государственной и муниципальной собственностью: право, экономика, недвижимость и природопользование / под ред. О.В. Паниной, С.Г. Еремина,
С.Е. Прокофьева. М. : Юстицинформ, 2014. 380 с.;
63. Ходырев В.В. Управление государственной и муниципальной собственностью: учебное пособие / В.В. Ходырев, Е.В. Ушакова, В. В. Юшкова; С.-Петерб. ун-т технол. упр. и экон. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2017. 146 с.;
Интернет-ресурсы
64. Комитет имущественных отношений Санкт- Петербурга : официальный сайт. Санкт-Петербург. URL: http://www.commim.spb.ru(дата обращения: 30.03.2020);
65. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом : официальный сайт. Москва. URL: https://www.rosim.ru(дата обращения: 30.03.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ