Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение композиции произведения на уроках литературы в средней школе (на материале романа А. П. Чехова «Драма на охоте»)

Работа №58146

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2020
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
279
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Понятие композиции в литературоведении.
1.1. Композиция: обзор мнений исследователей
1.2. Композиция. Сюжет. Фабула 14
1.3. Виды и типы композиции 18
1.4. Композиционный произведения анализ эпического
Глава II. Композиция романа А. П. Чехова «Драма на охоте».
2.1. История создания и публикации романа
2.2. Особенности композиции романа
Глава III. Изучение композиции на уроках литературы в средней школе на материале романа А. П. Чехова «Драма на охоте».
3.1. Анализ УМК по литературе в аспекте изучения
композиции художественного произведения и места творчества А. П. Чехова в них 43
3.2. Методическая разработка урока по теме «Обобщение знаний о композиции литературного произведения (на материале романа А. П. Чехова «Драма на охоте»)»
Заключение
Список использованной
литературы 62
Приложение


Любое художественное произведение является единым творческим организмом, имеющим свою структуру, в котором все элементы самостоятельны и взаимосвязаны. Система таких элементов и принципы их взаимосвязи называются композицией. Композиционные приемы и средства композиции служат для расстановки авторских акцентов и являются одним из главных элементов эстетического воздействия на читателя.
На уроках литературы в средней школе анализу композиции отводится мало времени и внимания. В сущности, понятие о композиции у обучающихся в подавляющем большинстве случаев сводится к знаниям о сюжете и его элементах, но понимание того, что композиция является движущей силой произведения и средством выражения его идеи с учетом жанровой специфики, по большей мере в средней школе не сформировано.
Творчество великого русского писателя Антона Павловича Чехова изучается на всех ступенях школьного обучения, а в средней школе ему принадлежит особое место. В данный период обучения исследуется особый творческий метод писателя на материале малой чеховской прозы и сатирических рассказов. Но важно понимать, что выпускник 9 класса должен уметь самостоятельно ориентироваться во всем многообразии литературы и уметь анализировать любое художественное произведение.
Именно поэтому помимо изучения малых прозаических форм творчества писателя наше исследование дает основания включить в изучение в средней школе роман А. П. Чехова «Драма на охоте» и дать представление обучающимся о композиции и ее задачах на основе обращения к данному произведению.
Актуальность работы заключается в интересе исследователей-литературоведов к изучению композиции художественного произведения, а также в малоизученности с этой точки зрения раннего романа А. П. Чехова «Драма на охоте». Помимо этого, в рамках школьного преподавания литературы существует практика, состоящая в том, что анализу композиции литературного произведения отводится минимальное внимание, отсюда, у обучающихся не сформировано представление о произведении как едином, целостном результате труда творческой мысли писателя.
Цель работы: доказать необходимость изучения композиции художественного произведения на уроках литературы в средней школе (на основе обращения к композиции романа А. П. Чехова «Драма на охоте»).
Намеченная цель предопределила круг задач:
1) Рассмотреть понятие композиции в литературоведении;
2) Обзорно изучить мнения исследователей о композиции в литературе;
3) Обозначить различия в литературоведческих понятиях «композиция», «сюжет» и «фабула»;
4) Охарактеризовать типы композиции и их классификации в теории литературы;
5) Представить схему композиционного анализа эпического произведения;
6) Представить историю создания и публикации романа А. П. Чехова «Драма на охоте»;
7) Изучить основные особенности композиции романа А. П. Чехова «Драма на охоте»;
8) Проанализировать УМК по литературе в аспекте изучения композиции художественного произведения и места творчества А. П. Чехова в них;
9) Представить методическую разработку урока по теме: «Обобщение знаний о композиции литературного произведения (на материале романа А. П. Чехова «Драма на охоте»)».
Объектом исследования являются УМК по литературе для средней школы и текст романа А. П. Чехова «Драма на охоте».
Предметом исследования является изучение композиции в УМК по литературе для средней школы и в романе А. П. Чехова «Драма на охоте».
История вопроса включает в себя специальные источники, в которых рассматривается понятие композиции и смежные с ним. Так, в учебном пособии известного литературоведа и культуролога А.Б. Есина «Принципы и приемы анализа литературного произведения»1теория композиции рассмотрена достаточно широко и подробно. В данном учебном пособии теоретический материал представлен структурировано в соответствии с внутренней и внешней организацией композиции, а также приведено множество примеров использования композиционных приемов в произведениях русской классической литературы, что способствовало детальному рассмотрению в нашей работе особенностей композиции романа А. П. Чехова «Драма на охоте».
При изучении понятий композиции, сюжета и фабулы произведения необходимым стало обращение к труду «Основы литературоведения» под общей редакцией В. П. Мещерякова2. Указанную работу от ряда других отличает то, рассматриваются в развитии от античности до ХХ века включительно, что позволяет увидеть историко-литературный процесс в его преемственности. Также авторам удалось найти такие стиль и метод изложения материала, которые позволяют студентам разобраться в сложных проблемах теории словесности, коими являются проблемы изучения композиции, сюжета и фабулы художественного произведения.
Помимо этого, при изучении истории создания и публикации романа необходимым стало обращение к Примечаниям3 и Письмам4А.П. Чехова, как к ценнейшему первоисточнику, поскольку данное произведение в дальнейшем не комментировалось самим автором.
Также при изучении истории создания и анализе романа полезной для изучения стала монографическая работа В. Н. Гвоздей «Секреты чеховского художественного текста»5, раскрывающая роль данного произведения во всем многообразии творчества А. П. Чехова. Касаемо композиции текста Валерий Николаевич утверждает, что в романе немало удач на разных уровнях структурного (композиционного) целого.
Материалом исследования служит роман Антона Павловича Чехова «Драма на охоте», который был опубликован частями с 1884 по 1885 гг. в журнале «Новости дня». Также для исследования использованы материалы линий УМК под редакцией Г. С. Меркина (в соавторстве С. А. Зинина), В. Ф. Чертова и В. Я. Коровиной, учебники которых используются в обучении в средней школе с 5 по 9 классы и соответствуют стандартам ФГОС.
Методологической базой исследования являются культурно-исторический и сравнительно-исторический методы, герменевтический метод, типологический метод, элементы системно-целостного анализа художественного произведения.
Данная работа предполагает исследование романа «Драма на охоте» как произведение второй половины XIX в., а также его взаимосвязь с предшествующим творчеством автора и русской литературой в целом, для чего нами были использованы культурно-исторический и сравнительно-исторический методы. Важным для данного исследования также стал герменевтический метод, т.к. без изучения композиции романа не представляется возможным понять его идейное содержание. При помощи типологического метода роман «Драма на охоте» проанализирован в аспекте несвойственного для писателя А. П. Чехова жанра. Элементы системно-целостного анализа художественного произведения, а в частности структурный, приведены в данной работе при анализе композиции романа А. П. Чехова «Драма на охоте».
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы учителем-словесником при подготовке к урокам по изучению композиции художественного произведения в рамках предмета «Родная литература», а также студентами- филологами при подготовке к семинарским занятиям по дисциплинам «История русской литературы», «Литературоведческий анализ текста», «Теория литературы».
Апробация работы. Основные положения данного исследования докладывались на XXII Всероссийской научно-практической студенческой конференции Нижневартовского государственного университета (г. Нижневартовск, 7¬8.04.2020 г.). В результате была опубликована статья «Понятие композиции художественного произведения на уроках литературы в средней школе и в литературоведении» (в печати).
Логическая структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав, теоретической, практической и методической (включающих в себя параграфы), заключения и списка использованной литературы.
Во введении кратко представляется обзорная информация, отражающая изучаемый вопрос, а также систематизируются основные элементы работы.
В главе 1. «Понятие композиции в литературоведении» речь идет об определении понятия композиция, принципах и приемах композиционного анализа текста, основных аспектах композиции (ее составляющих), а также о видах и типах композиции в литературе. В заключении Главы 1 представлен примерный план композиционного анализа эпического произведения.
В главе 2. «Композиция романа А. П. Чехова «Драма на охоте»» представлены история создания и публикации романа, а также основные критические и исследовательские работы по материалам данного произведения. Во второй части второй главы представлен композиционный анализ романа «Драма на охоте».
В главе 3. «Изучение композиции на уроках литературы в средней школе на материале романа А. П. Чехова «Драма на охоте»» представлены сравнительный анализ УМК по литературе для средней школы, информация об изучении композиции художественного произведения на уроках литературы, а также месте и значимости творчества А. П. Чехова в них. Также в третьей главе представлена разработка урока для 9 класса на тему «Обобщение знаний о композиции литературного произведения (на материале романа А. П. Чехова «Драма на охоте»)».
В список использованной литературы вошли источники, на которые мы опирались при написании ВКР.
Данная работа написана на 64 страницах и включает 22 источника информации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как известно, каждое художественное произведение является единым целым, имеющим свою структуру, в котором все элементы самостоятельны и взаимосвязаны. Система таких элементов и принципы их взаимосвязи называются композицией. Композиционные приемы и средства композиции служат для расстановки авторских акцентов и являются одним из главных элементов эстетического воздействия на читателя.
В своей работе мы предположили и на основе анализа УМК по литературе для средней школы убедились, что на уроках литературы в средней школе анализу композиции отводится мало времени и внимания. В сущности, понятие о композиции у обучающихся в подавляющем большинстве случаев сводится к понятию о сюжете и его элементах, но понимание того, что композиция является движущей силой произведения и средством выражения его идеи с учетом жанровой специфики, по большей мере в средней школе не сформировано.
Творчество великого русского писателя Антона Павловича Чехова изучается на всех ступенях школьного обучения, а в средней школе ему принадлежит особое место. В данный период обучения исследуется особый творческий метод писателя на материале малой чеховской прозы и сатирических рассказов. Очевидно, что короткие рассказы занимают огромный массив в творческом наследии писателя. Но важно понимать, что выпускник 9 класса должен уметь самостоятельно ориентироваться во всем многообразии литературы и уметь анализировать любое художественное произведение. И ориентироваться, помимо этого, в историко-литературном процессе. Послужить этому может изучение экспериментального, единственного в писательской карьере Антона Павловича Чехова романа «Драма на охоте». Данное произведение, на наш взгляд, наиболее интересно рассмотреть с точки зрения анализа композиции романа.
Таким образом, намеченная цель предопределила круг задач, которые мы решили в нашей выпускной квалификационной работе.
В первой главе нами изучено несколько определений понятия композиция, наиболее удачным из них стало определение теоретика Андрея Борисовича Есина. Итак, композиция - это состав и определенное расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. Кроме того, нами были изучены составляющие композиции, такие как принципы и приемы композиции, вид и тип композиции, опорные точки и проч. Также в первой главе проанализирована роль сюжетных и внесюжетных элементов как составляющих композиции, отличие сюжета от фабулы произведения, и сделан вывод о том, что сюжет, фабула и внесюжетные элементы произведения являются частью композиции художественного произведения (аспектами композиции).
Композицию можно понимать широко - к области композиции причисляются не только сорасположение событий, действий, поступков, а также система персонажей, но и соединение фраз, реплик, художественных деталей.
Данные аспекты композиции обусловливают содержание внутренней и внешней композиции текста, а также выбор вида и типа композиции текста. Внешняя композиция представляет собой членение текста на отдельные единицы. Границы каждой такой единицы четко заданы — это том, глава, часть, явление, абзац, эпилог, посвящение и т. д. Внутренняя композиция состоит из различных компонентов художественного текста. Привычно относить к композиции такие элементы, как завязка, развитие действия, кульминация, развязка, но это лишь элементы сюжета художественного произведения, они составляют только один из ее уровней. Соответственно, следует различать различные уровни внутренней композиции: композицию точек зрения, композицию сюжета, внесюжетных элементов, системы персонажей, художественной детали и речевую композицию.
Помимо этого, выделяются различные виды и типы композиции. Типы композиции: простая (соединение отдельных эпизодов вокруг одного героя, события или предмета), усложненная (имеет в своей структуре несколько сюжетных линий, одна из них - основная, другие - добавочные; самый распространенный тип композиции) и сложная (присуща роману-эпопее, имеет несколько главных сюжетных линий, которые развиваются параллельно).
Виды композиции: линейная (отражает естественную последовательность событий); инверсионная или обратная (события представлены в обратном хронологическом порядке); кольцевая или композиция обрамления (повторение начального фрагмента в конце текста); концентрическая (повторение аналогичных событий по ходу действия); зеркальная симметрия (повторение аналогичных действий персонажей по отношению друг к другу); рамочная композиция или «рассказ в рассказе» (в произведении наличествует вставной рассказ героя). Таким образом, внешняя и внутренняя организация текста, выбор вида и типа композиции являются смыслосодержащими категориями текста, поскольку приоткрывают «задумку» произведения в целом.
В заключении первой главы представлен план композиционного анализа эпического произведения:
1. Внешняя и внутренняя организация текста.
2. Опорные точки композиции.
3. План текста (сюжетная и фабульная схема).
4. Организация внесюжетных элементов.
5. Сильные позиции текста.
6. Вид и тип композиции.
7. Система образов персонажей.
8. Языковая композиция или речевая организация текста.
9. Композиционные приемы и принципы композиции.
10. Смена точек зрения в структуре произведения, способы повествования.
11. Роль эпизода в тексте.
12. Временная организация текста.
Во второй главе нами были изучены история создания и публикации романа «Драма на охоте». Относящийся к раннему периоду творчества, к 1880 гг., единственный роман
А. П Чехова, представляет собой экспериментальную, но в то же время сложноорганизованную текстовую структуру. Публиковался роман частями с 4 августа 1884 г. по 25 апреля 1885 г. в московской скандальной газете «Новости дня» (сам
А. П. Чехов называл ее «Пакости дня») Абрама Яковлевича Липскерова. Данный роман является самым большим и сложно организованным, в том числе в области композиции, текстом 1880-х г. в творчестве А. П. Чехова.
В нашей работе выявлены следующие особенности композиции романа «Драма на охоте»:
• усложненный тип композиции;
• вид композиции - рамочная или «рассказ в рассказе»;
• основная часть романа представляет собой самостоятельное литературное произведение;
• в романе присутствуют два рассказчика: первый - редактор А. Ч., второй - автор вставной части и непосредственно главный герой романа, оба повествования ведутся от первого лица;
• в первом «рассказе» следователь фигурирует под фамилией Камышев, во втором - Зиновьев;
• основную часть романа редактор А. Ч. словно прочитывает вместе с читателем, внося свои примечания и характеризуя Камышева-Зиновьева;
• в основной части соединяются любовный (драматический) и детективный сюжеты;
• все образы романа представлены через призму оценочного восприятия автора, им же даются необходимые для повествования психологические характеристики героев;
• в основной части романа следователь в лице Зиновьева- Камышева заведомо уводит умирающую жертву от ответа на вопрос, кто на нее напал, т. к. преступник - он сам;
• конфликт не разрешается как в основной, так и в обрамляющей части романа: в основной части осужден
невиновный человек, в обрамляющей - убийца сознается в содеянном, но не раскаивается.
• в завершающей части появляется еще один герой из вставного романа, граф Карнеев, что еще более подтверждает истинность произошедшего и минимизирует границы реального и художественного в тексте;
• роман содержит в себе множество композиционных приемов, таких как повтор, усиление, противопоставление и монтаж, а также авторских находок, расширения формульных и структурных моделей текста, что позволяет оценить художественную целостность и значимость данного произведения.
Третья глава выпускной квалификационной работы содержит сведения об изучении композиции на уроках литературы и месте творчества А. П. Чехова в них. Мы проанализировали УМК авторов Геннадия Самуйловича Меркина (в соавторстве с Сергеем Александровичем Зининым), Виктора Федоровича Чертова, Веры Яновны Коровиной и сделали вывод, что композиционному анализу произведений действительно отводится мало времени на уроках литературы: только в одном УМК (под редакцией В. Ф. Чертова) предложен урок-практикум по исследованию композиции ранее изученных произведений. А творчество великого писателя А. П. Чехова, талантливого как в комических, так и в драматических жанрах, в средней школе представлено сатирическими рассказами и несколькими повестями. Роман «Драма на охоте», абсолютно не характерный для творчества данного автора, но структурно прекрасно организованный и заслуживающий читательского внимания, не фигурирует на страницах учебно-методических комплексов для средней школы, хотя его сложная композиция словно специально создана для изучения этого понятия на основе обращения к тексту данного произведения. Данный роман прекрасно подойдет для отработки навыков как в теоретической, так и в практической части композиционного анализа эпического произведения.
Исходя из этого, в заключении третьей главы нами разработан урок-практикум композиционного анализа на тему «Обобщение знаний о композиции литературного произведения (на материале романа А. П. Чехова «Драма на охоте»)» для учащихся 9 класса средней школы.
Форма данного урока - урок-практикум. Такой тип урока позволяет поставить сразу несколько педагогических задач: повторение изученного (в нашем случае это повторение теоретической составляющей композиционного анализа), освоение нового материала на основе инструкции (в нашем случае таблицы «Композиционный анализ произведения») и закрепление нового материала (рефлексивная часть, вывод о роли композиционного анализа при изучении художественного произведения).
Урок разработан на основе следующих методических форм, методов и приемов: фронтальная, опросная, индивидуальная, групповая (формы); учебная практика (практический), иллюстрация (наглядный), беседа, дискуссия (словесные), чтение, конспектирование, цитирование (работа с книгой) (методы); анализ, систематизация (приемы).
Цель данного урока: формирование у обучающихся умения проводить композиционный анализ эпического произведения, необходимости понимания художественного произведения как целостного результата труда творческой мысли писателя.
В заключение приведем планируемые результаты урока: обучающийся проведет композиционный анализ произведения на основе предложенной таблицы в соответствии с аспектами композиции, выявит роль композиции в построении целостного художественного текста.



1. Большая Советская Энциклопедия - М., 1973. Т.12. — 624 с.
2. Введение в литературоведение: учебник для бакалавров / Н. Л. Вершинина [и др.]; под общ. ред. Л. М. Крупчанова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 479 с. — Серия: Бакалавр. Базовый курс.
3. Введение в литературоведение: учебное пособие / Д. Л. Карпов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль: ЯрГУ, 2015. — 108 с.
4. Вуколов Л.И. Чехов и газетный роман ("Драма на охоте") // В сб.: В творческой лаборатории Чехова. М.: Наука, 1974. — 208-217 с.
5. Гвоздей В.Н. Секреты чеховского художественного текста: Монография. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун¬та, 1999. - 128 с.
6. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. - М., 2000. — 248 с.
7. Измайлов А. Чехов. Биография. - М: Захаров, 2003. - 480 с.
8. Кожинов В.В. Коллизия // Краткая литературная энциклопедия. - Т.3. С. 656-658.
9. Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964. — 408-485 с.
10. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций. — 2-е изд., перераб. — M.: Просвещение, 2014. — 351 с.
11. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова]. — 2-е изд., перераб. — M.: Просвещение, 2015. — 160 с.
12. Литература. 9 класс. Учебник в 2 частях. Часть 2.
Предметная линия учебников под редакцией В. Ф. Чертова: пособие для общеобразоват. организаций. — M.:
Просвещение, 2017. — 390 с.
13. Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.
14. Оверина К. С. «Зеленая коса» и «Драма на охоте» А. П. Чехова: особенности композиции и повествовательной структуры. Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 8 (38): в 2-х ч. Ч. I. C. 139-142.
15. Основы литературоведения: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. П. Мещеряков, А. С.
Козлов и др.; под общ. ред. В. П. Мещерякова. — М.: Дрофа, 2003. — 416 с.
16. Программа курса «Литература». 5—9 классы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2014. — 208 с. — (Инновационная школа).
17. Титаренко Е. А. Литература в схемах и таблицах / Е.
А. Титаренко, Е. Ф. Хадыко. -. М.: Эксмо, 2012. - 320 с.
18. Успенский Б. Поэтика композиции. - СПб, 2000. — 348 с.
19. Хализев В.Е. Теория литературы. - М., 2005. — 438 с.
20. Чехов А. Драма на охоте: роман, повести, рассказы / Антон Чехов. - СПб.: Азбука, 2017. - 480 с.
21. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Письма в двенадцати томах. - М., "Наука", 1974. Письма. Том первый 1875—1886.
22. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Т. 3. Рассказы. Юморески. «Драма на охоте». Примечания. Сопроводительный текст Л. М. Долотовой и М. А. Соколовой. — М.: Наука, 1975. — С. 241—416.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ