Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ МИФА И РОМАНТИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ 5
1.1. Определение понятия «миф» 5
1.2. Мифологическое мышление и его использование современным человеком 7
1.3. История формирования мифа о романтической любви 11
1.3.1. Античность 11
1.3.2. Средние века 13
1.3.3. Эпоха Романтизма 17
1.3.4. Основные труды и подходы к изучению мифа о романтической любви в современности .20
1.4. Признаки и элементы мифа о романтической любви 25
ГЛАВА 2. МИФ О РОМАНТИЧЕСКОЙ ЛЮБВИ В РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТАХ 27
2.1. Роль рекламы в современном обществе 27
2.2. Использование мифа о романтической любви в рекламе 31
2.3. Анализ рекламных роликов, в которых эксплуатируется миф о романтической любви 33
2.3.1. Метод анализа 33
2.3.2. Анализ 34
Заключение 41
Библиография
Миф о романтической любви является одним из множества мифов, созданных человечеством на протяжении его существования. Данный миф по-прежнему существует в обществе и оказывает влияние на жизнь людей.
Вопросы, касающиеся мифа и его влияния на жизнь человека, являются актуальными и по сей день. Это обусловлено тем фактом, что в современном обществе существует множество мифов, которые воспринимаются как правда многими людьми, стремящимися выстроить свою жизнь в соответствии с теми мифами, носителями которых они являются.
Изучением мифа и его влияния на человека, а также мифологического мышления занимались многие исследователи, в частности, А. Лосев, Е. Мелетинский, М. Элиаде, В. Касевич, Р. Барт и другие. Однако миф о романтической любви и его влияние на современного человека никогда прежде не рассматривались на примере рекламных текстов.
Объектом исследования является миф в современной культуре.
Предметом исследования является миф о романтической любви.
Целью работы является демонстрация того влияния, которое миф о романтической любви, эксплуатируемый в рекламных текстах, оказывает на современного человека.
Задачами работы в связи с указанной целью являются:
1. Выявить основные черты и функции мифа.
2. Выявить основные черты мифологического мышления и описать его использование современным человеком.
3. Описать историю возникновения мифа о романтической любви и продемонстрировать, как он трансформировался с течением времени.
4. Дать обзор основным работам, посвященным романтической любви.
5. Выделить основные элементы мифа о романтической любви.
6. Описать роль рекламы в современном обществе.
7. Проанализировать рекламные ролики, эксплуатирующие миф о романтической любви.
8. Сделать вывод о влиянии, которое современный миф о романтической любви оказывает на носителей мифа.
Основными методами исследования в рамках работы являются анализ научной литературы, посвященной данному вопросу и анализ рекламных роликов, эксплуатирующих миф о романтической любви.
Новизна исследования характеризуется тем, что в данной работе миф о романтической любви впервые рассматривается на примере рекламных текстов.
Практическая значимость работы состоит в описании мифа о романтической любви и определении того влияния, которое современный миф о романтической любви оказывает на носителя мифа.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет цель исследования и его задачи.
Первая глава посвящена определению понятий «миф» и «мифологическое мышление». В этой главе также определена роль мифа и мифологического мышления в жизни современного человека и исследуется история возникновения мифа о романтической любви. В этой главе также дано описание мифа о романтической любви в 21 веке. Дан обзор основных работ по данной теме и выделены основные черты мифа о романтической любви.
Во второй главе проанализирована роль, которую реклама играет в жизни современного человека, приведены причины, по которым рекламщики эксплуатируют данный миф в рекламных текстах. Также в этой главе проявление мифа о романтической любви проанализировано рекламными роликами.
В заключении приводятся итоги исследования и делаются окончательные выводы.
В данной работе была предпринята попытка описать историю развития мифа о романтической любви и проанализировать этот миф на примере современных рекламных текстов. Для выполнения поставленной цели нами был проведен обзор научной литературы, посвященной мифу, в особенности, роли мифа в современном обществе, теории возникновения мифа о романтической любви. В результате обзора соответствующей литературы в первой части теоретической главы удалось выявить основные черты и функции мифа, а также особенности мифологического мышления, и установить, что современному человеку свойственны черты мифологического мышления, что объясняет тот факт, что современный человек является носителем многих современных мифов, в частности, мифа о романтической любви.
Во второй части теоретической главы была рассмотрена история возникновения представления о романтической любви. Было продемонстрировано, что представление о том, как должна выглядеть настоящая любовь, менялось с течением времени. Также было установлено, что миф о романтической любви во многом опирается на представление о куртуазной любви, существовавшее в Средние века. Кроме того, в результате анализа зарубежных и отечественных авторов были выделены основные признаки современного мифа о романтической любви, который во многом похож на тот, что был создан в Романтическую эпоху.
В первой части практической главы была проанализирована роль рекламы в современном обществе, в результате чего был сделан вывод о том, что современные рекламные тексты не только отражают тенденции, существующие в обществе, но и способны влиять на мышление людей, создавая потребность в товарах. Кроме того, было установлено, что миф о романтической любви, как и любой другой современный миф, может эксплуатироваться в рекламных текстах, делая такую рекламу более эффективной.
Во второй части практической главы миф о романтической любви был проиллюстрирован рекламными текстами. Для этого был разработан метод анализа и отобрано несколько видеороликов, в которых эксплуатируется интересующий нас миф.
Был сделан вывод о том, что миф о романтической любви активно эксплуатируется в рекламных текстах с целью повлиять на носителя мифа, который, руководствуясь потребностью в воспроизведении мифа в своей жизни, характерной для мифологического сознания, будет испытывать потребность в приобретении рекламируемого товара. Такая потребность, впрочем, не может быть удовлетворена по причине того, что миф не воспроизводит реальность, а конструирует ее, и привнесение мифа в реальную жизнь невозможно. Таким образом, миф о романтической любви, декларировав любовь как обязательный атрибут счастья, способен сделать несчастными тех, кто является его носителями.
1. Реклама духов Chanel №5 2012 годаhttps://www.youtube.com/watch?v=0hcaaKhGL00
2. Реклама духов Chanel №5 2013 годаhttps://www.youtube.com/watch?v=TeGIPNTt ag
3. Реклама Rafaello 2013 годаhttps://www.youtube.com/watch?v=BDsEizg1 qRw
4. Реклама Rafaello 2016 годаhttps://www.youtube.com/watch?v=tGWUgLvOP5Y
5. Реклама Rafaello 2016 годаhttps://www.youtube.com/watch?
v=aZ2Zo8bgWko
Научная литература:
1. Анашкина Н.А. К вопросу о взаимодействии рекламы и массовой культуры // Омский научный вестник. № 1 (105), 2005. С. 256-259.
2. Апресян Р Идеал романтической любви в постромантическую эпоху. Этическая мысль. [Электронный ресурс]. URL: http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/em/em6/9.pdf.
3. Барт Р. Мифологии. [Электронный ресурс].URL: http:// scj ournal.ru/ articles/issn 1997-292X 2012 2-1 17.pdf.
4. Вульф Н. Миф о красоте: Стереотипы против женщин / Наоми Вульф ; Пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2013. 445 с.
5. Гуревич А.Я. Словарь средневековой культуры. М.: Российская политическая энциклопедия, 2003. 153 с.
6. Гуськова А. А. Роль мифа в структуре рекламной коммуникации // Исторические, филос., полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 2-1. 2012. С. 71-75.
7. Джонсон Р Мы: Источник и предназначение романтической любви /Пер. В.К.Мершавки. М.: Гиль-Эстель, 1998. 218 с.
8. Змановская Е.В. Современный психоанализ: теория и практика. Спб.: Питер, 2011. 281 с.
9. Касевич В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык. Спб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1996. 313 с.
10. Кошетарова Л.Н. Символизация как способ выражения смыслов в рекламе // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, № 3 (19). 2009. С. 139-144.
11. Кошлякова М.О. Архетипическая символика в рекламной коммуникации // Сервис в России и за рубежом. М., 2011. С. 210.
12. Малахаева С. К. «Романтическая любовь» как инновационная модель субъективности: историко-культурологический экскурс/ С. К. Малахаева // Психология в экономике и управлении. 2015. Т. 7, № 1. С. 58-64.
13. Мелетинский Е.М. Миф и двадцатый век // Избранные статьи. Воспоминания. М., 1998. 421 с.
14. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Восточная литература РАН, 1995. 390 с.
15. Притчин А.Н., Теременко Б.С. Миф и реклама// Общественные науки и современность. 2002. № 3. С. 147-163.
16. Ромат Е. В. Реклама. Спб.: Питер, 2009. 375 с.
17. Ромат Е. В. Реклама: Теория и практика. Спб.: Питер, 2013. 512 с.
18. Токарев С. Мифы народов мира. Энциклопедия. Электронное издание. М., 2008.
19. Троицкий С.В. Христианская философия брака. [Электронный
ресурс]. URL: http://predanie.ru/troickiy- sergey-viktorovich/book/90617-
hristianskaya- filosofiya- braka/#toc 10(дата обращения: 29.01.2016).
20. Тронский И.М. История античной литературы. М.: Высшая школа. 466 с.
21. Уэллс У, Мориарти С., Бернетт Ж. Реклама: принципы и практика /7-е изд. Пер. с англ. Под ред. Л. Богомоловой. СПб.: Питер, 2008. 736 с.
22. Шестаков В. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство. [Электронный ресурс]. URL:http://lit.lib.ru/s/shestakow w p/textOOlO.shtml. (Дата обращения: 13.03.2016).
23. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: ACADEMIA, 1994. 221 с.
24. Юнг Карл Густав. Человек и его символы [Электронный ресурс]. URL:https://vk.com/doc3563483 340375507. (Дата обращения: 26.04.2016).
25. Beigel H. G.. Romantic love. American Sociological Review Vol. 16, No. 3 (Jun., 1951).. P 326-334.
26. Cassirer E. The Myth of the State. Yale University Press, 1946. 303 p.
27. Giddens A. The Transformation of Intimacy: Sexuality, Love, and Eroticism in Modern Societies. Stanford, 1992. 216 p.
28. William R. Jankowiak and Edward F. Fischer. A Cross-Cultural Perspective on Romantic Love. Ethnology Vol. 31, No. 2 (Apr., 1992). P 149-155.