Введение 3
Глава I. Язык средств массовой информации 5
§1. Средства массовой информации 5
1.1 Функции языка СМИ 6
§2. Стиль 7
2.1 Понятие стиля 7
2.2 Публицистический стиль 8
2.3 Функции публицистического стиля 9
§3. Экспрессивный стиль 10
§4. Эмоционально-оценочная лексика 12
4.1 Эмоция и оценка в лингвистической теории 13
4.2 Эмоционально-оценочная лексика в языке СМИ 14
§5. Журналисты и язык СМИ 16
Глава II. Оценка образов Сильвио Берлускони и В. В. Путина в итальянских СМИ 19
§1. История итальянской периодической печати 19
§2. Образ Сильвио Берлускони 24
§3. Образ В. В. Путина 38
Заключение 47
Список использованной литературы
Язык СМИ является важнейшим средством коммуникации и выражения мысли. Язык - это средство для передачи и хранения информации. С помощью языка могут формироваться новые понятия, человек способен рисовать определенную картину мира. Речь как проявление и функционирование языка обладает воздействием на объект, которое осуществляется с помощью определенных речевых средств. Выбор конкретных языковых средств оказывает влияние на восприятие и воспроизведение действительности. Для того чтобы достичь психологического эффекта, повлиять на сознание людей, дать оценку происходящим событиям, журналисты находят для выражения содержания более выразительные языковые средства, к которым можно отнести и языковую экспрессию. С помощью эмоционально-оценочной лексики журналисты создают наиболее яркие, примечательные образы различных людей, выдающихся политических деятелей, придают происходящим событиям важность и формируют у людей оценку.
В основу исследования в данной работе легла тема оценочного компонента в итальянских СМИ на примере упоминания таких политических деятелей как Сильвио Берлускони и В. В. Путин: с помощью каких языковых средств экспрессивного стиля раскрываются образы премьер министра Италии и президента РФ в периодической печати (итальянских газетах).
Экспрессивность является в настоящее время одной из активно исследуемых лингвистических категорий. Наиболее полно и ярко экспрессия представлена в газетах и журналах. Цель экспрессивного стиля - воздействовать на массы читателей, вызывая эмоциональные реакции, переживания, формирование оценки происходящему. Актуальность темы обуславливается большим вниманием к исследованию эмоционально-оценочной лексики не только в литературе, но к использованию этой лексики журналистами в средствах массовой информации. В настоящее время, когда в мире происходит настоящий информационный «бум», журналисты, давая оценку в СМИ тем или иным событиям, личностям, влияют на формирование общественного мнения, и на жизнь нашего общества в целом, как в положительную сторону, так и в негативную. Экспрессивная подача материала гораздо эффективнее и эмоциональнее воздействует на массы читателей, формируя личностное отношение к происходящему, помогает дать собственную оценку того или иного события.
Цель данной работы - выявить с помощью каких языковых средств в итальянской прессе создаются образы политических деятелей - Сильвио Берлускони и В. В. Путина.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть функции эмоционально-оценочной лексики в лингвистической теории и в языке СМИ.
• Рассмотреть экспрессивные средства языка входят в оценочный компонент для создания образов Берлускони и Путина.
• Дать классификацию данной эмоционально-оценочной лексики
• Выяснить, какими предстают перед итальянским читателем выбранные политические деятели.
Научная новизна работы состоит в детальном рассмотрении единиц эмоционально-оценочной лексики, используемой в газетных статьях для формирования образа и воздействия на читателя.
Источниками языкового материала послужили статьи газет «Il cor- riere della sera» и «La Repubblica» за период с 2006 по 2011 годы.
Данная работа состоит из Введения, Двух глав, Заключения и Списка использованной литературы.
Итак, проанализировав различные выдержки, цитаты из газетного материала о Сильвио Берлускони и В. В. Путине, можно сделать вывод, что итальянскими журналистами даны как отрицательные, так и положительные оценки личностей политических лидеров.
Используя эмоционально-оценочную лексику, журналисты дают яркие характеристики политических деятелей. Позитивная оценка образов очень часто меняется на негативную, связанную с осуждением действий их политической линии. Для этого используются различные языковые средства для создания более эмоционального образа - грамматические формы (существительные, прилагательные, глагольные формы), лексические ( метафоры, идиоматические выражения). Особый интерес представляют ситуации - такие цитаты, предложения, которые не обладают оценочной лексикой, но создают определенную эмоциональную атмосферу («Berlusconi non si e tirato indietro e ha colto la palla al balzo sostituendo il «Papi» con «Prodi».» (Берлускони не отступил и поймал мяч налету, заменяя «Папи» на «Проди»), «Lo scatto d'ira del leader russo, avvenuto durante il vertice europeo di Lahti, in Finlandia.» ( « Вспышка гнева российского лидера, которая произошла во время саммита в Лахти, в Финляндии.»)).
Примечательно то, что итальянские журналисты дают обоим политикам собственные титулы - для Берлускони - Il Cavaliere, для В. В. Путина - Lo zar russo, чтобы придать еще больше эмоциональности и оценочности их образам. Il Cavaliere - настоящий кавалер, который борется, ничего не боится, у него некая маргинальная манера поведения, он всегда приклоняется перед женщинами, что в принципе абсолютно соответствует образу Берлускони. В. В. Путин - для всех итальянцев представляется как новый русский царь, суровый, жесткий, как и Иван Грозный. В своих высказываниях он лаконичен, краток, умеет найти правильный ответ в нужный момент, он всегда отстаивает интересы своей страны.
На основе рассмотренного материала можно сказать, что эмоционально-экспрессивная лексика, применяемая в текстах, находится в тесном взаимодействии с оценочным компонентом. Экспрессия практически всегда является частью значения эмоционально-экспрессивных слов и широко применяется авторами для усиления эффекта воздействия на читателей.
При исследовании номеров газеты было найдено множество примеров (фраз, цитат, заголовков), заключающих в себе лексические единицы, имеющие экспрессивную окраску, с помощью которой авторы дают оценочную характеристику личности. Анализ собранного материала позволил выявить эмоционально-оценочную лексику, определить её значение в раскрытии образа. Авторы используют приём метафоризации как средство экспрессии и выражения яркой, может быть даже неожиданной оценки личности. Многозначность слова, которая заключена в метафоре, позволяет создать наиболее яркий, выразительный образ. Смысловые оттенки, которые журналисты добавляют к основным значениям слов и выражений позволяют авторам выразить своё отношение к описываемому и дать яркую позитивную или негативную оценку.
Использование таких экспрессивных средств позволяет журналистам сильнее, эмоциональнее воздействовать на читательскую аудиторию.
Таким образом, мы рассмотрели и проанализировали эмоционально-оценочную лексику, проследили, как она употребляются на страницах газет «Il corriere della sera» и « La Repubblica», выявили, как использование языковых средств экспрессивного стиля помогает журналистам раскрыть образ и дать оценочную характеристику личности и таким образом, на основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
• В языке средств массовой информации идёт активный процесс внесения экспрессивности в статьи газетно-публицистического стиля.
• В условиях информационного рынка и борьбы за
читательскую аудиторию экспрессивная лексика играет важную роль при построении ярких, броских заголовков, вызывающих читательский интерес.
• Экспрессия служит «строительным материалом» для создания новых неординарных образов на страницах печати. Журналисты стремятся привлечь внимание к факту, используя средства экспрессии для более глубокого осмысления воспринимаемого материала.
1. Алексеева М. И., Болотова Л. Д. Средства Массовой информации России. - М.: Аспект Пресс, 2008.
2. Акимова Г.Н. Экспрессивные свойства синтаксических структур. - Л.: Изд-во Лен. Унив., 1988.
3. Большой словарь иностранных слов. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 2007.
4. Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. - М.: Русский язык, 1982.
5. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки / Вступ. ст. Н. Д. Арютуновой, И. И. Челышевой. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014.
6. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи. - М.: Логос, 2008.
7. Зарецкая Е. Н. Риторика// Теория и практика речевой коммуникации. - М.: Дело, 2002.
8. Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. - Бишкек: КРСУ, 2002.
9. Колясова Т.Ю. Эмоционально-оценочная лексика в текстовом пространстве Д.И. Стахеева. - Кемерово, 2008.
10. Кормилицына М. А., Сиротинина О. Б. Язык СМИ. - М.: ЛКИ, 2007.
11. Лабриола А. История печати, Том II. - М.: Аспект пресс, 2001.
12. Лазутника Е.М. Публицистический стиль, новые черты. - М.: Элпис, 2008.
13. Манакин В.Н. Сопоставительная лексикология. - К.: Знания, 2004.
14.Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1972.
15. Петрова Н. Е. , Рацибурская Л. В. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии. - М.: Флинта, 2011.
16. Саламон Л. Всеобщая история прессы. - М.: Антология, 2001.
17. Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста. - М.: Академический проект, 2007.
18. Солганик Г.Я. Выразительные ресурсы публицистики // Поэтика публицистики. - М.: Издат. Моск. ун-та,1990.
19. Солганик Г. Я. Язык СМИ и политика. - М.: МГУ, 2012.
20. Спирчагова Т. А. Язык и стиль средств массовой информации. - КФУ.: 2014.
21. Стаценко А.С. Эмоционально-оценочная лексика как средство реализации речевой интенции: Монография. - М., 2011.
Источники языкового материала:
www.corriere.it
www.repubblica.it