Каждый, кто занимался историей средневековых ересей, обращал внимание на радикальность социальных взглядов еретиков: требование общности или равенства, стремление уничтожить иерархии окружающего общества, призывы «унизить гордых, богатых и власть имущих».
Изучив еретичество прошлого, его происхождение, движущие силы, цель, к которой оно ведет, мы лучше поймем основные тенденции развития постоянно меняющегося современного мира, его социальные проблемы. В России, с ее не сложившейся социальной структурой, полно деклассированных элементов, для которых привлекательными являются обозначенные выше идеи социальной справедливости. Часто эта тенденция порождает враждебность к культуре как фактору, вызывающему духовное и интеллектуальное неравенство, а в результате приводит к призыву уничтожить культуру.
Целью настоящей работы является изучение еретических движений средневековья и выявление их общих и особенных черт.
Таким образом, ереси появляются уже в ранний период христианства, который характеризуется наличием большого количества еретических сект и их богатым идейным содержанием. Связано это с долгим процессом утверждения основных догматов христианства, что порождало множественные интерпретации основных его положений. Однако уже в этот период ереси не являлись сугубо религиозным явлением, но приобрели форму социального протеста определенных социальных групп.
Наиболее массовый характер носили городские (бюргерские) ереси - официальные ереси средневековья. Причиной тому была острота социальных противоречий, существующая в наиболее развитых городах, а также свободомыслие городов, являющееся интеллектуальным феноменом средневековой истории Западной Европы. Городской воздух делал европейца свободным. В таких городах зародились идеи правового равенства граждан и разрастались еретические учения. Однако наиболее радикальный и ожесточенный характер городские ереси приобретали лишь в случае союза с плебейскими низами и крестьянством.
1. Лукиан О смерти Перегрина // Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. – С.98;
2. Ириней Лионский Против ересей // Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. –С.229.
3. История Дольчино, ересиарха Наварского // Хрестоматия по истории средних веков / Сост. В.Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. М., 1969. – С.121.
4. Карсавин Л.П. Святые отцы и учители церкви. - М., 1992. – С.11.
5. Ньюман А. Краткое описание манихейской ереси. М., 2002; Виденгрена Гео Мани и манихейство. М., 2011. – 256с.
6. Семь партид: о еретиках // Хрестоматия по истории средних веков/Сост. Степанова В.Е., Шевеленко А.Я.М., 1969. – С.230;
7. Тертуллиан. Проскрипции против еретиков // Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. – С.146, 223, 224-229.
8. Цельс Правдивое слово // Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. – С. 191.