ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИЗАЙН - ОБРАЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ В ЦЕНТРЕ ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ 8
1.1. Развитие дополнительного образования в России 8
1.2. Определение «дидактическое обеспечение» 12
1.3. Особенности методического и дидактического обеспечения внешкольной
работы по разделу «Вышивка лентами» 17
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫБРАННОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ГАРМОНИЯ» РАЗДЕЛА «ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ» 22
2.1. Разработка дидактического обеспечения программы «Гармония» раздела
«Вышивка» лентами 22
2.2. Анализ эффективности разработанной системы дидактического
обеспечения программы «Гармония» раздел «Вышивка лентами» 25
Выводы по второй главе 30
Глава 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КАРТИН ТРИПТИХ «ВИДЫ ЕЛАБУГИ» В ТЕХНИКЕ «ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ».. 332
3.1. Поиск идей и подбор материала для картин триптих «Виды Елабуги» в
технике вышивка лентами 3.2. Выполнение работы триптих «Виды Елабуги»
Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИДАКТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ 8
1.1. Развитие дополнительного образования в России 8
1.2. Определение «дидактическое обеспечение» 12
1.3. Особенности методического и дидактического обеспечения внешкольной
работы по разделу «Вышивка лентами» 17
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫБРАННОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ГАРМОНИЯ» РАЗДЕЛА «ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ» 22
2.1. Разработка дидактического обеспечения программы «Гармония» раздела
«Вышивка» лентами 22
2.2. Анализ эффективности разработанной системы дидактического
обеспечения программы «Гармония» раздел «Вышивка лентами» 25
Выводы по второй главе 30
Глава 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КАРТИН ТРИПТИХ «ВИДЫ ЕЛАБУГИ» В ТЕХНИКЕ «ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ».. 332
3.1. Поиск идей и подбор материала для картин триптих «Виды Елабуги» в
технике вышивка лентами 3.2. Выполнение работы триптих «Виды Елабуги»
Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
В настоящее время можно говорить о новом витке внимания к системе дополнительного образования детей. В 2018 году педагогическая общественность отметит столетие этого направления педагогической деятельности. Неотъемлемой частью в системе дополнительного образования является искусствоведческая направленность, в том числе и дизайн-образование.
В последние годы к возможностям искусства в процессе образования обращаются не только деятели искусств, но и философы, психологи, специалисты других отраслей. Приобщаясь к занятиям искусства, человек воспитывает свой вкус, учится находить красоту в обыденном, приучается творчески мыслить. Многие выдающиеся личности, прославившие себя не в области искусства, относились к нему с уважением и любовью. Это М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Ф.И. Шаляпин, К.И. Циолковский, И.С. Тургенев, К.А Тимирязев.
Проблема исследования на современном этапе определяется необходимостью воспитания личности ребенка, способного воспринимать и преобразовывать действительность . Это можно осуществить различными путями, в том числе и путем формирования умений и навыков в процессе занятий вышивкой лентами.
Вышивка лентами активно влияет на формирование художественного вкуса ребенка, обогащает профессиональное искусство.
Необходимость данного исследования определяется и отсутствием на данном этапе научно обоснованного дидактического обеспечения в кружках вышивки лентами.
С учетом этой проблемы мы сформулировали тему исследования: «Дидактическое обеспечение дизайн-образования учащихся в Центре внешкольной работы».
Большой вклад в изучение методического и дидактического обеспечения дополнительного образования внесли исследования И.Я.Богуславской, В.М.Василенко, В.С.Воронова, Н.Л.Давыдовой, Н.Т.Климовой, Г.С.Масловой, М.А.Некрасовой, Е.И.Прибыльской, И.П.Работновой, Б.А.Рыбаковой, В.А.Фалеевой и др.
Однако на современном этапе практически отсутствуют дидактические материалы и системы по обучению детей вышивки лентами. Вышеизложенным и определяется актуальность выбранной темы.
Цель исследования: разработка дидактического обеспечения дизайнобразования учащихся на занятиях вышивкой лентами в ентре внешкольной работы.
Объект: дидактическое обеспечение обучения школьников приёмам
выполнения вышивки лентами.
Предмет: дидактические основы, методы и средства, способствующие наиболее эффективному обучению школьников приёмам вышивки лентами.
Гипотеза исследования: формирование умений и навыков учащихся на занятиях по вышивке лентами будет более эффективно если:
- На занятиях вышивкой учащиеся посредством правильной организованного дидактического обеспечения изучают технологические процессы по изготовлению изделий, декорированных художественной вышивкой, от общего ознакомления к естественному обоснованию и практическому использованию в изделиях.
- Процесс формирования умений и навыков у обучающихся взаимосвязан с производственным трудом по изготовлению изделий с художественной вышивкой и опорой на дидактические материалы.
- Методы и формы обучения вышивке лентами должны соответствовать возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся.
Задачи:
- раскрыть особенности развития дополнительного образования в России;
- охарактеризовать понятие дидактического обеспечения;
- выявить особенности методического и дидактического обеспечения внешкольной работы по разделу «Вышивка лентами»;
- провести экспериментальное исследование эффективности выбранного дидактического обеспечения раздела «Вышивка лентами».
- выполнить изделие триптих «Виды Елабуги» в технике вышивка лентами.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют
ведущие положения философии, психологии, педагогики, искусствоведения, социологии, учения о комплексном развитии и взаимодействии обучения воспитания и развития личности, публикации об актуальности и необходимости опоры на дидактическое обеспечение при проектировании курсов в системе дополнительного образования.
Методы исследования:
- Изучение научной, методической и методологической литературы по рассматриваемой проблеме, издания и исследования в этой области.
- Анализ деятельности учащихся на занятиях по вышивке на развитие творческих способностей и формирование умений и навыков .
- Разработка и проведение педагогического эксперимента по предлагаемому дидактическому обеспечению кружка.
Практическая значимость:
- Предложены конкретные методологические рекомендации по проведению кружковой работы по программе «Гармония» раздел «Вышивка лентами».
- Представлены дидактические и методические разработки программы «Гармония» и тематическое планирование кружковой работы.
В последние годы к возможностям искусства в процессе образования обращаются не только деятели искусств, но и философы, психологи, специалисты других отраслей. Приобщаясь к занятиям искусства, человек воспитывает свой вкус, учится находить красоту в обыденном, приучается творчески мыслить. Многие выдающиеся личности, прославившие себя не в области искусства, относились к нему с уважением и любовью. Это М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Ф.И. Шаляпин, К.И. Циолковский, И.С. Тургенев, К.А Тимирязев.
Проблема исследования на современном этапе определяется необходимостью воспитания личности ребенка, способного воспринимать и преобразовывать действительность . Это можно осуществить различными путями, в том числе и путем формирования умений и навыков в процессе занятий вышивкой лентами.
Вышивка лентами активно влияет на формирование художественного вкуса ребенка, обогащает профессиональное искусство.
Необходимость данного исследования определяется и отсутствием на данном этапе научно обоснованного дидактического обеспечения в кружках вышивки лентами.
С учетом этой проблемы мы сформулировали тему исследования: «Дидактическое обеспечение дизайн-образования учащихся в Центре внешкольной работы».
Большой вклад в изучение методического и дидактического обеспечения дополнительного образования внесли исследования И.Я.Богуславской, В.М.Василенко, В.С.Воронова, Н.Л.Давыдовой, Н.Т.Климовой, Г.С.Масловой, М.А.Некрасовой, Е.И.Прибыльской, И.П.Работновой, Б.А.Рыбаковой, В.А.Фалеевой и др.
Однако на современном этапе практически отсутствуют дидактические материалы и системы по обучению детей вышивки лентами. Вышеизложенным и определяется актуальность выбранной темы.
Цель исследования: разработка дидактического обеспечения дизайнобразования учащихся на занятиях вышивкой лентами в ентре внешкольной работы.
Объект: дидактическое обеспечение обучения школьников приёмам
выполнения вышивки лентами.
Предмет: дидактические основы, методы и средства, способствующие наиболее эффективному обучению школьников приёмам вышивки лентами.
Гипотеза исследования: формирование умений и навыков учащихся на занятиях по вышивке лентами будет более эффективно если:
- На занятиях вышивкой учащиеся посредством правильной организованного дидактического обеспечения изучают технологические процессы по изготовлению изделий, декорированных художественной вышивкой, от общего ознакомления к естественному обоснованию и практическому использованию в изделиях.
- Процесс формирования умений и навыков у обучающихся взаимосвязан с производственным трудом по изготовлению изделий с художественной вышивкой и опорой на дидактические материалы.
- Методы и формы обучения вышивке лентами должны соответствовать возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся.
Задачи:
- раскрыть особенности развития дополнительного образования в России;
- охарактеризовать понятие дидактического обеспечения;
- выявить особенности методического и дидактического обеспечения внешкольной работы по разделу «Вышивка лентами»;
- провести экспериментальное исследование эффективности выбранного дидактического обеспечения раздела «Вышивка лентами».
- выполнить изделие триптих «Виды Елабуги» в технике вышивка лентами.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют
ведущие положения философии, психологии, педагогики, искусствоведения, социологии, учения о комплексном развитии и взаимодействии обучения воспитания и развития личности, публикации об актуальности и необходимости опоры на дидактическое обеспечение при проектировании курсов в системе дополнительного образования.
Методы исследования:
- Изучение научной, методической и методологической литературы по рассматриваемой проблеме, издания и исследования в этой области.
- Анализ деятельности учащихся на занятиях по вышивке на развитие творческих способностей и формирование умений и навыков .
- Разработка и проведение педагогического эксперимента по предлагаемому дидактическому обеспечению кружка.
Практическая значимость:
- Предложены конкретные методологические рекомендации по проведению кружковой работы по программе «Гармония» раздел «Вышивка лентами».
- Представлены дидактические и методические разработки программы «Гармония» и тематическое планирование кружковой работы.
В результате проведенного исследования, мы можем прийти к следующим выводам.
Вышивка лентами - очень интересное занятие, которое вновь стало популярным. Для этого вида творчества не требуется больших вложений и особых приспособлений, а в современных магазинах можно купить все необходимые материалы. Здесь применяют самые простые швы и стежки. Кроме того, в отличие от вышивки нитками выполнение работы с лентами занимает гораздо меньше времени и не надо подбирать нити всевозможных тонов и оттенков для создания светотени - вышивка лентами сама создает объем.
Любое, даже самое простое изделие может превратиться в оригинальную, элегантную и романтическую вещь с вышивкой лентами, причем ею можно украсить разнообразные предметы зимней и летней одежды: платья, блузки, жилеты, свитера, даже пиджаки и куртки. Также часто вышивкой украшают различные аксессуары: сумочки, шарфы, пояса, перчатки, шляпки, зонты и даже летнюю легкую обувь. Особенно органично вышивка шелковыми лентами сочетается с романтическим стилем одежды.
Поскольку учитель чуть ли не единственный проводник детей в мир истории и в мир прекрасного, от него зависит насколько дети поймут свое прошлое и проникнутся к нему уважением и интересом. Учитель должен поведать детям, что изделия, выходящие из под рук народного мастера носят в себе и функциональную, и эстетическую, и символическую нагрузку. Будь то утварь, орудие производства или одежда.
Подводя итоги исследования по формированию умений и навыков школьников в процессе дидактического обеспечения занятий вышивки лентами можно сделать следующие выводы:
• Организация дидактического обеспечения занятий вышивки лентами в условиях внешкольной работы необходима и возможна. Успех ее зависит от следующих факторов: научно-методического обеспечения учебного процесса, материально-технического оснащения занятий. Предложенное нами дидактическое содержание образования может быть принято за основу организации дополнительного образования в школе в различных регионах страны (с учетом исторических, культурных, национально-художественных традиций декоративно-прикладного искусства, социально-экономического и природного окружения). Различные варианты программ позволяют применять в процессе обучения учебно-творческие задания разного уровня сложности, ориентированных на формирование умений и навыков и на развитие личности ученика.
В процессе исследования было экспериментально проверено и уточнено дидактическое содержание деятельности учащихся на занятиях по вышивке лентами.
Изучая разработанные нами дидактические пособия в виде технологических карт, школьники учатся понимать специфику и тонкость вышивального мастерства.
Проведенное исследование может получить дальнейшее развитие в направлении совершенствования структуры, содержания, методов организации дополнительного образования в школе, связанных с формированием умений и навыков учащихся в декоративно-прикладной деятельности. Для этого имеются все потенциальные возможности создания более эффективной системы воздействия народного и декоративно-прикладного искусства на формирования умений и навыков, а также на развитие личности школьников.
Работа может быть использована учителями школ, студентами художественно-графического факультета педагогических институтов как методическое пособие для организации кружка по вышивке лентами.
Вышивка лентами - очень интересное занятие, которое вновь стало популярным. Для этого вида творчества не требуется больших вложений и особых приспособлений, а в современных магазинах можно купить все необходимые материалы. Здесь применяют самые простые швы и стежки. Кроме того, в отличие от вышивки нитками выполнение работы с лентами занимает гораздо меньше времени и не надо подбирать нити всевозможных тонов и оттенков для создания светотени - вышивка лентами сама создает объем.
Любое, даже самое простое изделие может превратиться в оригинальную, элегантную и романтическую вещь с вышивкой лентами, причем ею можно украсить разнообразные предметы зимней и летней одежды: платья, блузки, жилеты, свитера, даже пиджаки и куртки. Также часто вышивкой украшают различные аксессуары: сумочки, шарфы, пояса, перчатки, шляпки, зонты и даже летнюю легкую обувь. Особенно органично вышивка шелковыми лентами сочетается с романтическим стилем одежды.
Поскольку учитель чуть ли не единственный проводник детей в мир истории и в мир прекрасного, от него зависит насколько дети поймут свое прошлое и проникнутся к нему уважением и интересом. Учитель должен поведать детям, что изделия, выходящие из под рук народного мастера носят в себе и функциональную, и эстетическую, и символическую нагрузку. Будь то утварь, орудие производства или одежда.
Подводя итоги исследования по формированию умений и навыков школьников в процессе дидактического обеспечения занятий вышивки лентами можно сделать следующие выводы:
• Организация дидактического обеспечения занятий вышивки лентами в условиях внешкольной работы необходима и возможна. Успех ее зависит от следующих факторов: научно-методического обеспечения учебного процесса, материально-технического оснащения занятий. Предложенное нами дидактическое содержание образования может быть принято за основу организации дополнительного образования в школе в различных регионах страны (с учетом исторических, культурных, национально-художественных традиций декоративно-прикладного искусства, социально-экономического и природного окружения). Различные варианты программ позволяют применять в процессе обучения учебно-творческие задания разного уровня сложности, ориентированных на формирование умений и навыков и на развитие личности ученика.
В процессе исследования было экспериментально проверено и уточнено дидактическое содержание деятельности учащихся на занятиях по вышивке лентами.
Изучая разработанные нами дидактические пособия в виде технологических карт, школьники учатся понимать специфику и тонкость вышивального мастерства.
Проведенное исследование может получить дальнейшее развитие в направлении совершенствования структуры, содержания, методов организации дополнительного образования в школе, связанных с формированием умений и навыков учащихся в декоративно-прикладной деятельности. Для этого имеются все потенциальные возможности создания более эффективной системы воздействия народного и декоративно-прикладного искусства на формирования умений и навыков, а также на развитие личности школьников.
Работа может быть использована учителями школ, студентами художественно-графического факультета педагогических институтов как методическое пособие для организации кружка по вышивке лентами.



