Введение
Глава 1. Теоретические основы организации предприятия малого бизнеса....6
1.1. Бизнес и предпринимательство: понятие, сущность,
основные этапы организации предпринимательской деятельности 6
1.2. Бизнес-план как инструмент планирования предпринимательской
деятельности
1.3. Методические основы разработки бизнес- плана 21
Глава 2. Организационно - финансовое обоснование открытия молодёжно подросткового центра «Самоцветы» в городе Майкопе 32
2.1. Общая характеристика организации нового малого предприятия 32
2.2. Организационно-экономическое планирование открытия нового
малого предприятия 37
2.3. Финансовый план и экономическое обоснование бизнес-проекта 47
Заключение
Резюме
Список использованной литературы 59
Актуальность темы, связанной с бизнес-планированием никогда не вызывает сомнения в условиях функционирования субъектов рыночной экономики. Она состоит в том, что начиная свою деятельность, предполагая возможное расширение и в процессе ее осуществления каждый субъект предпринимательства должен ясно представлять потребность на будущее в трудовых, материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность их использования в процессе работы фирмы.
Опыт развитых стран показывает, что индивидуальное предпринимательство играет важнейшую роль в экономике, являясь сильным катализатором экономического роста. Развитие предпринимательства оказывает влияние на насыщение рынка товарами и услугами хорошего качества, на создание новых и дополнительных рабочих мест, то есть оно решает многие актуальные социальные, экономические и другие задачи. В большинстве странах с развитой экономикой государство оказывает поддержку индивидуальному предпринимательству, не исключением является и Россия.
Устойчивый рост числа индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации объясняется позитивной внешней предпринимательской средой, предоставляющей возможность каждому физическому лицу использовать свои знания, имеющей производственный, коммерческий опыт и имущество для организации предпринимательской деятельности в разных сферах экономики.
Добиться стабильного успеха предприниматели не смогут в рыночной экономике, если не будут эффективно и четко планировать свою деятельность, постоянно аккумулировать и собирать информацию как о собственных возможностях и перспективах, так и о состоянии целевых рынков и положении на них конкурентов.
Поэтому разработка тактики и стратегии важнейшей задачей для каждой фирмы - субъекта предпринимательства. Тогда как бизнес-план является общепризнанной основой их разработки.
Бизнес-планирование - это весьма эффективный инструмент управления, применяемый широко в современной экономической практике, независимо от сферы деятельности и ее масштабов, а также формы собственности предприятий малого бизнеса.
Бизнес-планирование рассматривается как рабочий инструмент для вновь создаваемых фирм и представляет собой доступное, краткое, понятное описание бизнеса, важнейший механизм при рассмотрении большого потенциально возможного спектра ситуаций. Оно позволяет выявить актуальные проектные решения на перспективу, рассчитать и определить средства для их достижения. Все это и обуславливает актуальность бизнес-планирования при создании новых предприятий.
Основной целью выпускной квалификационной работы является разработка и экономическое обоснование открытия предприятия малого бизнеса молодёжно-подросткового центра «Самоцветы».
В данной работе были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить основные этапы организации индивидуальной предпринимательской деятельности;
- рассмотреть теоретические основы разработки и обоснования бизнес-плана организации предприятия малого бизнеса;
- оценить организационные, маркетинговые и производственные характеристики бизнес-плана открытия нового предприятия;
- разработать и экономически обосновать финансовый план бизнес-проекта открытия молодёжно-подросткового центра «Самоцветы»;
Объект исследования - молодёжно-подростковый центр «Самоцветы».
Предметом исследования является процесс организации субъекта малого предпринимательства, действующего на рынке услуг дополнительного образования для детей и подростков г. Майкопа.
Теоретическую основу выпускной работы составил анализ литературы по заданной теме, в частности изучена учебная литература таких авторов как: С. А. Шевелева, Л. В. Стрелкова, Е.С. Филатов и другие.
При выполнении работы были использованы следующие методы исследования: технико-экономический анализ, метод сравнительного анализа, методы системного анализа и экспертный метод.
Предпринимательство - это процесс принятия решений, их реализации и оценки результатов принятых действий, план же дает основу для принятия рациональных решений.
Работа без плана является реакцией на совершающиеся события, деятельность на основе плана - реакция на предвиденные и запланированные явления.
Современная экономическая ситуация, связанная с активным развитием рыночных отношений, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.
Оптимальным вариантом достижения таких решений является новая прогрессивная форма плана - бизнес-план.
В наше время приобретают популярность различные курсы для подростков. Предлагается создание молодёжно-подросткового центра «Самоцветы» (далее Центр) для подростков 11-16 лет. Данный центр поможет подросткам получить необходимые знания и навыки в области дизайна, стиля, прическе и макияже и других интересных для целевой аудитории направлений.
Цель проекта - создание центра для подростков по оказанию развивающих образовательных услуг.
Молодёжно-подростковый центр «Самоцветы» в первый год работы планирует предлагать следующие образовательные курсы:
1. Курс «Юный модельер - от идеи до воплощения» - это увлекательные занятия по созданию одежды от практикующего дизайнера одежды. Итог - собственная коллекция на бумаге на первом этапе и в виде готовых изделий на втором. Курс предназначен для подростков с 11 до 16 лет. Количество слушателей в группе - не более 6-ти человек, что позволяет преподавателю уделять внимание каждому. Стоимость 12 тыс. руб. с человека за курс 16 занятий по 2 академических часа в течении 2-х месяцев.
2. Курс «Основы дизайна: рисунок, живопись, композиция». Знание таких дисциплин, как рисунок, живопись и композиция, необходимо любому дизайнеру. Рисунок дает нам новый способ постижения окружающего мира, живопись - знание о том, как взаимодействуют между собой цвета, а композиция учит гармонично располагать элементы в заданных границах. Курс предназначен для подростков с 11 до 16 лет.
Количество слушателей в группе - до 10-ти человек. Продолжительность курса составит 12 академических часа. Стоимость услуги составит 7 тыс. рублей.
3. Курс «Визажа». Консультации для желающих освоить азы техники нанесения макияжа с учетом индивидуальных особенностей. В последнее время эта услуга пользуется особым спросом. Ведь красивыми хотят быть все и всегда, а вот каждый раз тратиться на услуги профессионального визажиста готов не каждый. Курс предназначен для подростков с 13 до 16 лет. Такой курс будет проходить в формате групп по 5 человек. Длительность курса визажа будет состоять из 5-ти занятий. А стоимость услуги составит 6 тыс. рублей.
4. Курс « Парикмахерское искусство как хобби». На данных курсах отрабатываются различные прически: на основе кос (косоплетение), жгутов, прически из локонов, прически на основе валиков, современные, легкие и эффектные. Курс предназначен для подростков с 13 до 16 лет. Групповое занятие в количестве 6 участников. Продолжительность курса составит 8 академических часа. Стоимость услуги составит 5 тыс. рублей.
Проект реализуется в городе Майкоп. Центр будет располагаться в удобном и доступном месте. Выгодное месторасположение Центра является одним из ключевых факторов успеха и способствует привлечению клиентов.
Образовательные услуги Центр планирует оказывать для жителей республики и города Майкопа. По данным ТОФСГС по Республике Адыгеяза 2018 год в регионе проживает около 6000 подростков. На дополнительное образование детей родители тратят в среднем 5000 руб. в месяц. Таким образом ёмкость рынка образовательных услуг для подростков составляет 3000000 руб. в месяц.
На рынке дополнительных образовательных услуг в Майкопе свои услуги представляют такие «Центры» (организации), как «Избушка Kids», НП Центр «Радуга», «Перспектива» и др. Ассортимент предлагаемых ими услуг широкий, включает подготовку к школе, робототехнику и другие, однако, курсы для подростков во выбранным в данном бизнес-плане направлениям ими не предоставляются.
Организационно-правовой формой предприятия будет индивидуальное предпринимательство (ИП).
Преимущества ИП:
- свобода в принятии решений;
- личная ответственность за свои поступки;
- оперативность реагирования на возникающие вопросы и проблемы.
Цели маркетинговой стратегии:
- удержание постоянных клиентов. Количество постоянных клиентов должно составлять не менее 40% от всей группы обучающихся в год;
- привлечение новых клиентов. Ежегодный прирост клиентской базы не менее 10%;
- повышение качества предоставляемых услуг. Количество замечаний от клиентов не более 1% от общего числа;
- расширение спектра услуг за счёт организации новых курсов. После 10 месяцев со старта реализации проекта каждый квартал предлагается минимум один новый курс.
В маркетинговую стратегию входит:
1. Продукт - обучающие курсы для подростков 11 - 16 лет по направлениям: «Дизайн», «Причёски», «Стиль», «Макияж».
2. Цена курса образовывается исходя из средней стоимости оплаты часа образовательных услуг в регионе и составляет от 5000 руб.
3. Место расположения - центральный район города Майкоп (Черёмушки), помещение в торговом центре. Общая площадь помещения 120 кв. м (холл 10 кв.м, 3 аудитории для занятий площадью по 30 кв.м, методический кабинет 15 кв.м, санитарные помещения для личного пользования 5 кв.м). Аренда помещения 500 руб. за 1 кв. метр, итого 60 тыс. руб. в месяц.
4. Способы стимулирования потребителей: акции, конкурсы, вознаграждение за репосты новостей в социальных сетях - скидка на оплату курса до 1000 руб.
5. Реклама будет распространяться по нескольким направлениям:
- сотрудничество с учебными организациями (школы, колледжи) - устные презентации, размещение плакатов, листовок;
- рекламные объявления в социальных сетях, местных газетах, радио, на информационных стендах.
Бюджет рекламы составит 41 тыс. руб.
Планируемая численность штатного персонала 4 человека в первый год работы.
Для оказания дополнительных образовательных услуг будут привлекаться специалисты в направлениях: дизайн,
58 макияж, стилистика, парикмахерское дело. Стоимость двух академических часа составит 1500 руб. Планируется в первый год привлекать по одному специалисту на каждое направление.
Планируется ежемесячно проводится набор на курсы. Методистом составляется удобное для клиентов расписание. Занятия начинаются по мере укомплектования групп, в составе не менее 5 человек и более 10 человек в группе.
Для организации бизнеса необходимо приобрести оборудование на сумму 437, 6 тыс. руб. Кроме того, для проведения занятий в первые полгода реализации проекта потребуются материалы на сумму 1073, 232 тыс. руб.
Общая сумма капитальных вложений по проекту 1960 тыс. руб. - 392 тыс. руб. собственные средства и 1568 тыс. руб. заемные средства.
Простой срок окупаемости бизнес-плана 1 год и 11 месяцев.
Дисконтированный срок окупаемости срок окупаемости 3 года и 3 месяца.
Все расчетные финансовые показатели (и абсолютные, и относительные) имеют высокие значения, что наглядно свидетельствует об эффективности и экономической целесообразности финансовых вложений в предлагаемый бизнес- план.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. (с изм. И доп. От 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Рос. Газ. 1993. 25 дек. № 237; СЗ РФ. 03.03.2014. N 9. Ст. 851.- Режим доступа:http://consultant.ru/
2. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в российской федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства РФ, 15.08.2014. - №28. - Ст.2520.- Режим доступа:http://consultant.ru/
3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от
28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. В силу с 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ, 15.08.2014. - №28. - Ст.2790.- Режим доступа:
http://consultant.ru/
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (с изменениями и дополнениями) // Часть вторая // Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы // Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения Статья 346.11.- Режим доступа: http://consultant.ru.
1. Абрамс, Р. Бизнес-план на 100%: Стратегия и тактика эффективного бизнеса [Электронный ресурс] / Ронда Абрамс; Пер. с англ. - М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. - 486 с. - Режим доступаhttp://znanium.com
2. Арустамов, В. А. Бизнес-планирование [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Баринов В. А. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с. - Режим доступа http://znanium.com
3. Баринов, В. А. Бизнес-планирование [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Баринов В. А. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с. - Режим доступа http://znanium.com
4. Беренс, В. Руководство по оценке эффективности инвестиций / Пер. с англ./ Беренс В.., Хавранек П.М. / Перераб. и доп. изд. - М.: АОЗТ «Интерэксперт», ИНФРА-М, 1995. - 383 с.
5. Бизнес-планирование. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / под ред. В.З. Черняка, Г.Г. Чараева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ, 2016. - 590 с.
6. Бизнес-планирование [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Под ред. проф. Т.Г. Попадюк, В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2014. - 296 с. - Режим доступаhttp://znanium.com
7. Бизнес-процессы [Электронный ресурс]: Регламентация и управление: Учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 319 с. - Режим доступа http://znanium.com
8. Бобков, Л.В. Бизнес-планирование [Электронный ресурс]: учебник / под ред. проф. Т.Г. Попадюк, проф. В.Я. Горфинкеля. — М. :Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. — 296 с. - Режим доступаhttp://znanium.com
9. Бронникова, Т. С.Разработка бизнес-плана проекта:
Учебное пособие / Т.С. Бронникова. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М,
2016. - 224 с.
10. Буров, В. П.Бизнес-план фирмы. Теория и практика [Электронный ресурс]: Учебное пособие / В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин. - М.: НИЦ Инфра-М, 2015. - 192 с. - Режим доступаhttp://znanium.com
11. Бухалков, М.И. Планирование на предприятии: Учебник / М.И. Бухалков. - 4-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 411 с. - Режим доступа:http://ibooks.ru/
12. Воронина М.В. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс]: Учебник для бакалавров / Воронина М.В. - М.: Дашков и К, 2016. - 400 с. - Режим доступа http://znanium.com
13. Гарнов, А.П. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Электронный ресурс]: Учебник/Гарнов А.П. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 365 с. - Режим доступаhttp://znanium.com
14. Голов Р.С. Бизнес-энциклопедия / Голов Р.С., Теплышев В.Ю., Пророков А.Н., - 2-е изд. - М.: Дашков и К,
2017. - 776 с.
15. Горбунов, В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие - М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2013 - 248 с.
16. Горфинкель, В.Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика[Электронный ресурс]: Учебное пособие / Под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 349 с. - Режим доступа http://znanium.com
17. Дубровин, И. А. Бизнес-планирование на предприятии [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров / И. А. Дубровин. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2013. - 432 с. - Режим доступа:http://ibooks.ru/
18. Забродская, Н.Г. Предпринимательство. Организация и экономика малых предприятий [Электронный ресурс]: Учебник / Н.Г. Забродская. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 263 с. - Режим доступаhttp://znanium.com
19. Как написать простой и эффективный бизнес план. Информационно-аналитический сайт «BIZMAGAZINE - Лучшие бизнес идеи». - 06.11.2014. - http://bizmagazine.ru/prostoy- biznes-plan.
20. Казакова, Н. А.Экономический анализ: Учебник / Н.А. Казакова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 343 с.
21. Как разработать бизнес-план. Практическое пособие с примерами и шаблонами / Петров К.Н., Изд-во «Вильямс»,
2011.
22. Кинг, У. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. - М.: Прогресс, 2008 .
23. Кондраков, Н. П. Бухгалтерский управленческий учет[Электронный ресурс]: Учебное пособие / Н.П. Кондраков, М.А. Иванова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 352 с. - Режим доступаhttp://znanium.com
24. Кондраков, Н. П.Основы малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: Практическое пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. - М.: НИЦ ИНФРА- М, 2013. - 446 с. - Режим доступаhttp://znanium.com
25. Котлер, Ф. Маркетинг. [Электронный ресурс]: Учебник для студентов вузов / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж.
Мейкенз; пер. с англ. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-
ДАНА, 2014. - 1071 с.
26. Лапуста, М.Г. Предпринимательство [Электронный ресурс]: Учебник / Лапуста М.Г. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 384 с. - Режим доступаhttp://znanium.com
27. Лапыгин, Д.Ю. Бизнес-план: стратегия и тактика развития компании [Электронный ресурс] / Лапыгин Д.Ю., Лапыгин Ю.Н. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 332 с. - Режим доступаhttp://znanium.com
28. Маллинс, Дж. Поиск бизнес-модели: как спасти стартап, вовремя сменив план / Джон Маллинс, Рэнди Комисар; пер. с англ. Марины Пуксант и Екатерины Бакушевой. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 329 с.
29. Мамедова, Н.А. Малый бизнес в рыночной среде [Электронный ресурс] / Мамедова Н.А., Девяткин Е.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 152 с. - Режим доступаhttp://znanium.com
30. Мандрощенко, О.В. Налоги и предпринимательство [Электронный ресурс]: учебник / под научн. ред. д-ра экон. наук, проф. Л. И. Гончаренко. — М. : Магистр : ИНФРА-М, 2018. — 432 с. - Режим доступаhttp://znanium.com
31. Морозко, Н.И. Механизм формирования финансового потенциала малого бизнеса [Электронный ресурс] / Морозко Н.И. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 314 с. - Режим доступа http://znanium.com
32. Морошкин, В.А. Бизнес-планирование [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.А. Морошкин, В.П. Буров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 288 с. - Режим доступаhttp://znanium.com
33. Панков, В. В. Экономический анализ: Учебное пособие / В.В. Панков, Н.А. Казакова. - М.: Магистр: ИНФРА-М,
2014. - 624 с.
34. Пласкова, Н.С. Финансовый анализ деятельности организации [Электронный ресурс]: Учебник / Пласкова Н.С. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 368 с. - Режим доступаhttp://znanium.com
35. Поташева, Г.А. Управление проектами (проектный менеджмент) [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Поташева Г.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 224 с. - Режим доступаhttp://znanium.com
36. Романова, М. В.Бизнес-планирование [Электронный ресурс]: Учебное пособие/Романова М. В. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 240 с. - Режим доступаhttp://znanium.com
37. Руденко, Л.Г. Планирование и проектирование организаций [Электронный ресурс]: Учебник для бакалавров/ Л.Г. Руденко - М.: Дашков и К, 2016. - 240 с.
38. Савкина, Р. В. Планирование на предприятии
[Электронный ресурс]: Учебник для бакалавров / Р. В. Савкина. - М.: Дашков и К, 2014. - 324 с. - Режим доступа:
http://ibooks.ru/
39. Соколов, П. Три главные ошибки при написании бизнес-плана. Информационно-аналитический сайт Forbes. -
22.11.2014. - http://www.forbes. ru/svoi-biznes/startapy/67457-tri- glavnye-oshibki-pri-napisaniibiznes-plana-startapa.
40. Стрелкова, Л. В. Внутрифирменное планирование [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Экономика труда», «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» / Л.
67 В. Стрелкова, Ю. А. Макушева. - М. : ЮНИТИ-ДАНА 2016. - 367 с
41. Стрекалова, Н.Д. Бизнес-планирование: [учеб. пособие (+ CD с учеб. материалами)]: теория и практика / Н.Д. Стрекалова. - СПб. ; СПб. : Питер: Питер, 2016 - 352 с. - Режим доступа:http://ibooks.ru/
42. Типовые ошибки при написании бизнес-плана.
Информационно-аналитический сайт «Малый и средний бизнес г. Томска». - 13.11.2014. -
http://mb.admin.tomsk.ru/content/tipovye-oshibki-pri-napisanii- biznesplana
43. Чараева, М.В. Инвестиционное бизнес-планирование [Электронный ресурс]: Учебное пособие / М.В. Чараева, Г.М. Лапицкая, Н.В. Крашенникова. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 176 с. - Режим доступа:http://znanium.com
44. Черняк, В. З. Бизнес-планирование [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / В. З. Черняк и др.; под ред. В. З. Черняка, Г. Г. Чараева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 591 с.- Режим доступа:http://znanium.com
45. Шевелева, С. А. Основы экономики и бизнеса [Электронный ресурс]: учеб. пособие для учащихся средних профессиональных учебных заведений / С. А. Шевелева, В. Е. Стогов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 496 с. - Режим доступа:http://znanium.com/
46. Экономика и организация малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Н.М. Филимонова,
68 Н.В. Моргунова, Е.С. Ловкова - 2-e изд., доп. - М.: НИЦ ИНФРА- М, 2015. - 222 с. - Режим доступа:http://znanium.com
47. Яковлев, Г.А. Организация предпринимательской деятельности [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Яковлев Г.А., - 2-е изд. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 313 с. - Режим доступаhttp://znanium.com
48. Янковская, В. В.Планирование на предприятии [Электронный ресурс]: Учебник / В.В. Янковская. - М.: НИЦ Инфра-М, 2016. - 425 с. - Режим доступа:http://ibooks.ru/