В страховом деле страховые интересы реализуются путём создания фондов денежных средств, предназначенных для возмещения ущерба и выплат страхового обеспечения страхователю по договорам страхования при наступлении страховых случаев, а также обеспечения интересов страховщика. Эти специальные фонды денежных средств необходимы для обеспечения страховой защиты в интересах нормального хода общественного воспроизводства, его материально-вещественных элементов и рабочей силы. Страховые фонды представляют собой материально-вещественное содержание страхования. Экономическая природа страхового фонда определяется экономическими отношениями, складывающимися между субъектами экономики по поводу его формирования, распределения и использования.
Объектом настоящей работы являются общественные отношения, связанные с организацией и функционированием страховых фондов.
Предметом работы выступает статья, а также нормы специального законодательства, регулирующего страхование
Целью работы является выявление правовой сущности централизованных и децентрализованных страховых фондов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую природу и виды страховых фондов;
-рассмотреть централизованные и децентрализованные страховые фонды;
- сформулировать выводы по рассматриваемым вопросам.
В настоящей работе применены системный, функциональный и сравнительный методы исследования.
Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения и библиографии.
Итак, в обществе создается совокупный страховой фонд, включающий в себя централизованные страховые фонды (государственный страховой фонд, государственные фонды социальной защиты, фонд обязательных резервов Центрального банка) и децентрализованные (фонд страховщиков и фонды самострахования). Их объединяет единство выполняемых функций: компенсационной, экономической и финансовой. Компенсационную функцию страхового фонда страховщиков можно назвать социальной, ибо она заключается в защите страховых интересов общества, физических и юридических лиц, в коммерческой социальной защите и социальном обеспечении населения.
Экономическая функция страхового фонда заключается в резервировании его части для обеспечения нормального хода воспроизводства.
Финансовая функция реализуется через аккумулирование его части в виде временно свободных средств страховых организаций и непосредственных пенсионных фондов с целью дальнейшего инвестирования. Тем самым страхование в экономической системе выступает инструментом оптимизации финансирования процесса восстановления ресурсов, утраченных в результате случайных событий, иными словами, страхование (страховой фонд) – инструмент воспроизводства капитала и рабочей силы.
Кроме того, централизованный страховой фонд представляет собой государственный резерв, который создаётся за счёт бюджетных средств в денежной или натуральной форме, а децентрализованный страховой фонд является фондом отдельного предприятия, в рамках которого аккумулируются и расходуются его средства, то есть происходит самострахование.
1. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 17.12.2001. – № 51. ст. 4832.
2. Закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 (ред. от 28.11.2018) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. – 14.01.1993. – № 2. – ст. 56.
3. Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 г. № 857 (ред. от 29.12.2018) «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ. – 10.08.1998. – № 32. – ст. 3902.
4. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 г. № 101 (ред. от 29.12.2018) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 21.02.1994. – № 8. – ст. 599.
5. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 г. № 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с «Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)», «Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)») // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 30.01.1992. – № 5. – ст. 180.
Специальная и учебная литература
6. Васильев Г.В. Страховой фонд: формы, функции и дальнейшее совершенствование // Инновационная наука. 2015. №7. С. 88-93
7. Гриб В.В. Внебюджетные фонды как объекты общественного контроля: Пенсионный фонд РФ, негосударственные пенсионные фонды, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования // Социальное и пенсионное право. 2016. № 4. С. 20 - 26.
8. Ефимов С.Л. К вопросу о сущности страхования // Гражданское право. 2014. - № 2. - С. 39-41.
9. Перемышленникова О.Н. Основные принципы взимания страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды // Финансовое право. 2014. № 7. С. 31 - 34.
10. Пешкова Х.В. Место Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджетном устройстве России // Медицинское право. 2016. № 1. С. 15 - 19.
11. Сарнаков И.В., Денисов А.В. Обязательное страхование банковских вкладов: проблемы и перспективы развития // Банковское право. 2018. № 2. С. 37 - 42.
13. Скамай, Л. Г. Страхование: учебник и практикум для прикладногобакалавриата / Л. Г. Скамай. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 293 с.
15. Фогельсон Ю. Б. Страховое право: теоретические основы и практика применения: монография / Ю. Б. Фогельсон. – М.: Норма:2015. – 576 с.
16. Шахов В.В. Страховое право: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2003. -311 с.