Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гражданская война в Испании 1936-1939 гг. (на материале публицистики Хемингуэя, А.Мальро, Дж.Оруэлла, Г.Мэттьюса, И.Эренбурга, М.Кольцова)

Работа №58043

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы57
Год сдачи2016
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
192
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1
1.1. Проблема интерпретации термина «публицистика». Многообразие
жанров публицистики 8
1.2. Военные репортажи и очерки Эрнеста Хемингуэя 16
1.3. Публицистический роман «Памяти Каталонии» Джорджа Оруэлла 26
1.4. Роман «Надежда» Андре Мальро 34
1.5. «Испанский дневник» Михаила Кольцова и «Испанские репортажи. 1931-1939» Ильи
Эренбурга 41
Заключение 51
Библиографический список

Гражданская война в Испании 1936-1939 годов нашла отражение в сотнях художественных книг и мемуарах, десятках документальных фильмов и, наверное, тысячах журналистских и публицистических материалов. Эта война называлась гражданской, но на самом деле затронула умы и души миллионов людей по всему миру, положила начало массой борьбе против фашизма, страшной идеологии, в то время стремительно набирающей популярность в Европе. События тех лет до сих пор окутаны многочисленными тайнами, разгадать которые пытаются историки, журналисты и многие неравнодушные к истории Испании люди. Эта война по-прежнему волнует, ее уроки заставляют простых зрителей задуматься о том, каковы последствия войны между гражданами одной страны, между людьми одной нации и культуры. Она явилась примером личной солидарности с бедой одной страны «на задворках» континента и, несомненно, оставила глубокий след в исторической памяти европейцев. А литературная общественность имела возможность и выразить свое отношение к событиям на испанской земле, и выступить своеобразным «рупором» для своих читателей. Тексты этих литераторов были ценнейшими документами и в те годы, и сегодня. На их основании можно составить картину того, как интеллигенция разных стран и даже разных континентов относилась к той ужасной трагедии, которая разделила единых испанцев на два противоборствующих лагеря.
Актуальность данной темы заключается в следующем: несмотря на то, что мировое сообщество с 20 века сделало шаг в сторону пацифизма и гуманизма, гражданские войны по-прежнему остаются реалиями в целом ряде стран (войны в Ираке, Ливии, Сирии, на Украине). Люди, которые не являются непосредственными участниками этих конфликтов, оценивают их через призму восприятия журналистов, публицистов, общественных деятелей - тех, чье мнение признается авторитетным, уважаемым, объективным. В 30¬ые годы 20 века авторитетами для народных масс были те же самые люди -
известные корреспонденты газет «Правда» и «Известия» - Михаил Кольцов и Илья Эренбург, известный прозаик и корреспондент Североамериканской газетной ассоциации Эрнест Хемингуэй, общественный деятель и писатель Андре Мальро, британский публицист Джордж Оруэлл. Исследование произведений этих авторов помогает под другим углом взглянуть на те трагические события; понять, какое влияние оказывали тексты этих людей на общественное мнение, и насколько важно анализировать материалы нынешних «выразителей» мнений, пишущих о подобных конфликтах между гражданами одного государства.
Новизна исследования. Изученный нами пласт работ, связанных с гражданской войной в Испании, касается по большей части исторических аспектов - предпосылки, причины, ход войны, последствия. В данной работе мы попытаемся рассмотреть эту войну глазами ее очевидцев: что они чувствовали, как оценивали противоборство республиканцев и франкистов, какую роль сыграли в описываемом, что стало причиной их вовлеченности в эту борьбу и в каком ключе они рассказывали о ней. Подробное исследование материалов разных жанров поможет нам сформировать более четкое представление о реальном ходе событий и об отношении писательской среды (а по сути, большей части интеллигенции) к, пожалуй, самой известной «междоусобице» 20-го столетия.
Объектом исследования является Гражданская война в Испании 1936-1939 годов.
Предмет исследования - это произведения публицистического и журналистского творчества русских и зарубежных писателей-журналистов, отношение заявленных авторов к объекту исследования.
Хронологические рамки исследования определяются конкретным историческим периодом: начало войны, 1936 год - конец войны и год написания последних исследуемых произведений - 1939 год.
Цель данной работы: продемонстрировать, как события Гражданской войны в Испании, нашедшие живой отклик в десятках произведений разных жанров, повлияли на выдающихся представителей мирового литературного и журналистского сообщества, провести смысловой анализ текстов заявленных авторов.
Задачи исследования:
- раскрыть отношение конкретных писателей/журналистов к военному конфликту на территории Испании;
- выявить общие черты материалов о войне в Испании и их различия;
- обозначить степень участия автора в гражданской борьбе и, если это возможно, мотивы/причины;
- исследовать стилистические особенности произведений, какими приемами пользовались авторы;
- определить (где возможно) степень влияния произведений на широкие массы
Главными методами исследования являются анализ литературы, теоретический анализ и синтез, обобщение, дедукция и аналогия. Методы обобщения и дедукции будут использоваться в работе для достижения второй заявленной задачи - выявить общие черты материалов о гражданской войне в Испании. На основании множества признаков и отличительных свойств этих текстов мы, суммируя их, сделаем общий вывод об особенности всех публицистических материалов об этой войне. Исследование стилистических характеристик произведений будет проводиться с помощью теоретического анализа - разложения предмета на свойства и признаки.
Эмпирическую (фактологическую) основу ВКР составили труды по истории гражданской войны, книги по теории журналистики и публицистические материалы известных писателей. Для анализа автором использовались военные репортажи Эрнеста Хемингуэя (1936-1939 гг.); публицистический роман Джорджа Оруэлла «Памяти Каталонии»; художественно-публицистический роман Андре Мальро «Надежда»; очерки, репортажи и корреспонденция Михаила Кольцова из двухтомника «Испанский дневник»; сборник «Испанские репортажи. 1931-1939» с очерковыми зарисовками и статьями Ильи Эренбурга.
Практическая значимость ВКР заключается в исследовании общественно важного события 20 века в новом аспекте - через работы талантливых людей, ставшими свидетелями тех исторических событий. Результаты проведенного исследования можно включить в лекционный материал дисциплин «История зарубежной журналистики», «Зарубежная литература», «История отечественной журналистики» (блок «советской публицистики»), «Страноведение и медиаландшафт». Данная проектная работа может стать основой для более глубокой, детальной и объемной работы историко-филологической направленности, например, для магистерской диссертации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Через Гражданскую войну в Испании прошло огромное количество военных корреспондентов, преимущественно из европейских и североамериканских изданий. Все они преследовали одну общую цель - донести до читателей в своих странах информацию о вооруженном конфликте на Пиренейском полуострове. Но каждый из репортеров руководствовался своими политическими взглядами, нравственными установками, методами и принципами работы.
Труды об этой войне разнообразны как по идеологической направленности, так и по форме. Хемингуэй, Кольцов и Эренбург выбрали наиболее отвечающие задаче освещения военных действий жанры - репортаж, очерк и корреспонденция. Мальро и Оруэлл предпочли поделиться своими впечатлениями от увиденного в романах. Правда по результатам исследования, романы Мальро и Оруэлла имеют ряд отличий - если произведение Мальро по всем признакам тяготеет к художественно-публицистическому роману-хронике, то сочинение Оруэлла несомненно является «чистым» публицистическим жанром - романом nonfiction.
За время написания ВКР нам удалось достигнуть всех задач, заявленных ранее. Исходя из результатов проведенного исследования, мы установили, что общими чертами указанных произведений о войне являются:
- обобщенный позитивный образ испанского народа (все авторы указывают на чувство восхищения героизмом и самоотверженностью испанских крестьян и рабочих, посвящают часть материала описаниям их подвигов);
- использование лаконичных синтаксических конструкций для придания текстам динамичности и создания эффекта репортажа, написанного «по горячим следам» (с помощью парцелляции, параллелизма, ряда однородных членов);
- сохранение жизнеутверждающего пафоса до самого конца произведения: авторы, несмотря на неблагополучный с их точки зрения исход войны, поддерживают в читателе веру в идеалы Республики и ощущение, что пройденные испытания так или иначе поспособствуют дальнейшему процветанию тех, кто защищал свою страну от фашистских захватчиков - уроки войны бесценны;
- тема всеобщего единства и братства - сквозная во всех рассматриваемых произведениях: нашедшая максимальное отражение в романе Мальро «Надежда», она трансформировалась или поднималась в том или ином виде в каждом сочинении;
- позиционирование испанской войны не как борьбу различных социально-политических групп внутри Испании, но как масштабное антифашистское сопротивление, попытку остановить распространение фашизма в Испании и за ее пределами.
Отличием или характерной особенностью произведений стала степень объективности предоставляемой информации. В этом контексте справедливо замечание Эренбурга, в котором он заявляет о невозможности рассмотрения подобных публицистических материалов как абсолютно истинны: «Историку трудно положиться на его (прим. Кольцова) статьи (как и на мои статьи того времени) или даже на книгу “Испанский дневник”: она слишком окрашена временем» . «Окрашенность временем» предполагает субъективность публицистики в целом и имеет отношение ко всем анализируемым текстам. Тем не менее, наиболее сбалансированным кажется фактически документальное произведение Дж.Оруэлла «Памяти Каталонии», а самыми предвзятыми материалы Эрнеста Хемингуэя и Михаила Кольцова: в первом случае, автор нарочито часто упоминал собственные заслуги при «фильтрации» информации («но я-то видел», «но я-то слышал»), во втором - занимался неприкрытой пропагандой, идеализирую образ Советского союза и преувеличивая его роль в этой войне.
Отношение авторов к внутреннему испанском конфликту трактуется довольно однозначно: они рассматривали гражданскую войну как противодействие фашистской угрозе и желали создания на территории Испании справедливого государства, основанного на демократических принципах свободы и равенства. Оруэлл прямо заявлял, что ему «хочется увидеть торжество социализма».
Участие писателей и журналистов в войне не ограничивалось освещением и анализом испанской борьбы: каждого из них отличает активная гражданская позиция. Оруэлл стал непосредственным участником военных действий, воюю в частях ПОУМ, Хемингуэй снимал фильм «Испанская земля», показ которого помог собрать большую сумму денег для последующей закупки санитарных машин и медикаментов для республиканцев. Мальро был летчиком и организаторов интернациональной эскадрильи: он приобрел для Республики несколько самолетов, переправил их в Испанию, завербовал опытных пилотов. После выхода в свет «Надежды» Мальро занимался съемкой одноименного фильма, в основе сюжета которого был роман писателя. Эренбург составил из своих снимков фотоальбом об Испании и три месяца работал из агитгрузовика, организовав семь кинопоказов лучших советских военно-революционных фильмов и выпуск газет для жителей местных поселений. Кольцов активно участвовал в подготовке первого международного антифашистского конгресса писателей.
Вся энергичная деятельность рассматриваемых публицистов обеспечила им узнаваемость и авторитет среди широких масс, поэтому их материалы читались в первую очередь, оказывали существенное идеологическое воздействие на население Испании и других европейских стран.
Результаты данной ВКР могут быть использованы в дальнейшей разработке темы гражданской войны в Испании в отражении советских и зарубежных публицистов. Собранный объем материала позволяет сделать данную работу основой для фундаментального исследования (например, магистерской диссертации) или внедрить его в факультативный курс лекций для студентов филологического или исторического факультетов.



1. Амурский В. Андре Мальро. 1901-1976, писатель, который не любил своё детство. [Электронный ресурс]. URL: http://www1.rfi.fr/acturu/articles/117/article 4192.asp
2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М., 2005.
3. Бозрикова С. А. Роман нон-фикшн как жанр журналистики // VIII Международная научно-практическая конференция «В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии»: науч. статья. Новосибирск, 2012.
4. Бозрикова С. А. Синтез публицистического и художественного в романе Non-fiction (на материале «Хладнокровного убийства» Т. Капоте) // Филология и культура, Philology and Culture. №4(30). 2012.
5. Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. М., 1975.
Жирохов М. А. Красные крылья Франции. Французские самолеты
и летчики на фронтах гражданской войны в Испании, // Авиамастер. №7. 2005.
7. Карп М. Оруэлл в Испании // Иностранная литература. №12. 2012.
Кольцов М. Е. Испания в огне. Т. 1. Испанский дневник. Кн. 1-2
(7 ноября — 30 дек. 1936 г.). М., 1987.
Кольцов М. Е. Испания в огне. Т. 2. Испанский дневник. Кн. 2 (1
янв. — 10 апр. 1937 г.). Кн. 3. Корреспонденции. Репортажи. Очерки. — М., 1987.
10. Мальро А. Зеркало лимба. М., 1989.
11. Мальро А. Надежда. Л., 1990.
12. Мунье Э. Надежда отчаявшихся (Андре Мальро ослепленный завоеватель). М., 1995.
13. Оруэлл Дж. Памяти Каталонии. М., 2003.
14. Прохоров Е. П. Публицист и действительность. М., 1973.
15. Роговин В. З. 1937, Троцкий об испанской революции. Барселонский мятеж. М., 2008.
16. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1976.
17. СоланоВ. Против Франко, против Сталина: Рабочая партия марксистского единства (ПОУМ) в испанской революции и гражданской войне (1936—1939). М., 2013.
18. Соловьев В. И. Рябинина Н. З. Редакторская подготовка периодических изданий. Учебное пособие. М.,1993.
19. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2000.
20. Томас Х. Гражданская война в Испании. 1931-1939. М., 2003
21. Туманов Д. В. Творим золотым пером: Мастер-класс для начинающих журналистов. Казань, 2000.
22. Фрезинский Б. Я. Писатели и советские вожди. М., 2008.
23. Хэмингуэй Э.М. Избранные произведения в 2-х томах. Под ред. И.Кашкина// Американцам, павшим за Испанию. М., 1959
24. Хемингуэй Э. Э.Хемингуэй. Репортажи. - М.: МГУ, 1969.
25. Чертанов М. Хемингуэй. М., 2010.
26. Шарифова С. Ш. Взаимодействие романа с публицистическими жанрами // Новый филологический вестник. 2011. № 4.
27. Шарифова С. Ш. Типы документально-художественного романа // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. №23. 2011.
28. Шталь А. В. Малые войны 1920-1930-х годов. СПб., 2003.
29. Эренбург И. Г. Испанские репортажи 1931-1939. М., 1986.
30. Эренбург И.Г. Люди. Годы. Жизнь: воспоминания в 3-х т. Книга IV. М.: 1990.
31. Olivier Todd. Andre Malraux: Une Vie. - Gallimard, 2002
32. Orwell G. Homage to Catalonia. — L.: Martin Seeker and Warburg, 1938
33. Sturrock J. The man from nowhere. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lrb.eo.uk/v23/n15/john-sturroek/the-man-from-nowhere
34. URL:http://www.vatnikstan.ru/history/ispanskie-sovetyi
35. URL:http://hemingway-lib.ru/voennie-reportazhi/index.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ