Введение 3
1. Социальный факт как основа социологического познания 4
2. Опрос как метод сбора первичной социологической информации 6
3. Обработка и использование результатов социологического исследования 11
Заключение 13
Список литературы 14
Как и у любой науки, у социологии есть свой метод познания – социологическое исследование. Его возникновение относится к концу XIX века и обусловлено настойчивой потребностью практики. Хотя в более простых модификациях он использовался человечеством с древнейших времен.
Метод социологического исследования является важным и надежным познавательным инструментом социолога. Он обеспечивает решение задач, которые ставит перед исследователями общества социальная реальность. С его помощью изучаются мнения, оценки, ценности, установки людей, различные социальные институты (семья, брак, религия) и процессы (наркотизация общества, адаптация индивидов к меняющимся условиям жизнедеятельности) и т. д.
На сегодняшний день метод социологического исследования вместе с теорией, историей социологии, составляет основу социальной науки. К его несомненным достоинствам следует отнести: многообразие «частных» методов (опрос, метод экспертных оценок, анализа документов, и т. д.); а также возможность их применения не только для социальной сферы, но и их эффективного использования в других (не социологических) областях деятельности.
В данной работе будет рассмотрен один из частных методов – опрос.
Итак, наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей - респондентов с вопросами, содержание кото¬рых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических ин¬дикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку по¬лученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По
формам и условиям общения социолога с респондентом различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т. д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону), груп¬повые и индивидуальные и т. д.
Метод опроса используется в ряде случаев:
1) Когда изучае¬мая проблема недостаточно обеспечена документальными источни¬ками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют.
2) Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения.
3) Когда предметом изучения являют¬ся элементы общественного или индивидуального сознания: по¬требность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.
4) В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых ха¬рактеристик и для перепроверки данных, полученных другими ме¬тодами.
Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В социологии выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической информации.