Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАБОТА С ИСТОРИЧЕСКИМИ ИСТОЧНИКАМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Работа №58008

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы68
Год сдачи2017
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
476
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения исторических источников в курсе истории в школе 9
1.1. Педагогическое значение изучения исторических источников.
Классификации исторических источников 9
1.2. Особенности документов личного происхождения как
исторического источника. Их значение в исторических исследованиях 14
Глава 2. Методические пути использования исторических источников при изучении Отечественной истории в школе 22
2.1. Методические приемы работы с источниками 22
2.2. Инновационный опыт применений исторических источников при
изучении истории России 31
Глава 3. Использование исторических источников при изучении Великой Отечественной войны в средней школе (авторская модель) 40
3.1. Исследовательский проект как форма организации учебной
деятельности при изучении Великой Отечественной войны в 9 классе 40
3.2. Методические приемы использования источников личного происхождения при изучении темы «Советский тыл в Великой
Отечественной войне» в 9 классе 46
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 56
Приложение


Современный урок истории немыслим без привлечения исторических источников разного вида. Многие учителя в своей практике широко применяют уроки-практикумы, лабораторные занятия, построенные на основе изучения исторических документов. Они играют важную роль в формировании исторических знаний, являются одним из основных средств обучения истории в школе. Формирование у учащихся умений работать с историческими текстами - актуальная задача современной педагогической и методической науки.
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях современного динамичного, меняющегося общества особенно
востребованными личностными качествами человека являются
инициативность, самостоятельность, умение вести самостоятельный поиск и находить ответы на различные вопросы. В системе образования на первый план выходит не обучение учащегося предметным знаниям, а обучение способам деятельности, обеспечивающим учащимся способность активно, самостоятельно выстраивать свой путь познания, свою жизнь. Одним из универсальных способов познавательной деятельности, способствующей развитию личности в современном мире, является исследовательская деятельность. Развитие навыков исследования, умение самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи, признано в настоящее время одним из приоритетных направлений современного образования, в том числе и исторического. Формирование исследовательских умений учащихся на уроках истории в процессе организации работы с историческими документами представляет собой один из возможных вариантов практической реализации идеи обучения через исследование. Работа с историческими источниками рассматривается сегодня и как важнейшее средство формирования критического исторического мышления учащихся. Существующие программы и действующие учебники в большинстве своем отводят ученику и учителю роли исполнителей чужих замыслов. Учащемуся предлагается сформировать свое отношение не к изучаемым событиям, а к их трактовке авторами учебника. Если же учащиеся работают с документами, сопоставляют документ с текстом учебника, имеют возможность проанализировать ряд документов по той или иной проблеме, то, в конце концов, они сами выдвигают те или иные версии исторических событий. Работа с документом, как научно-методическая составляющая урока находится в соответствии с требованиями ФГОС предъявляемыми современному историческому образованию, т.к. позволяет дифференцировать обучение, развивает самостоятельность и познавательную заинтересованность, совершенствует приемы умственного труда .
Обзор теоретических работ. Исследуемая нами тема нашла отражение в работах многих авторов. Среди методической литературы можно назвать труды таких авторов, как М.Т. Студеникин , Е.Е. Вяземский и О.Ю. Стрелова , В.В. Барабанов . Они в своих работах выделяют собственные классификации исторических документов, делятся методическими приемами, направленными на организацию работы с данными документами. Труды перечисленных методистов весьма актуальны и представляют собой ценную базу для разработки и изучений нашей темы. Особенно важным при исследовании и разработке нашей темы стали книги Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой «Методические рекомендации учителю истории: Основы
профессионального мастерства» и «История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе: методическое пособие» . В первой из них авторы предлагают пути решения актуальных проблем школьного исторического образования, опираясь на достижения современной мировой педагогической практики. Во второй работе внимание авторов обращено на подробное освещение такого понятия, как внеурочная деятельность, рассматривается сам феномен внеурочной или внеклассной работы по истории, ее традиции и развитие на протяжении XX - начала XXI в., современное состояние и особенности.
Из исторической литературы, использованной нами в ходе работы, важно отметить источниковедческие труды Л.Н. Пушкарева , О.С. Шмидта , А.Г. Голикова3, И.Н. Данилевского4. В их работах дается представление об исторических источниках в целом, приводятся авторские классификации, дается конкретная характеристика каждого из представленных видов источников. Эти работы ценны тем, что они позволяют сформировать общее представление о многообразии источников и в последующем, с методической точки зрения, выделить наиболее оптимальные из них при организации образовательного процесса.
На сегодняшний день многими учителями, преподавателями изданы многочисленные монографии, статьи, воплощающие в себе опыт самих авторов. Среди таких авторов можно назвать О.М. Хлытину, Е.К. Лейбову, Л.С. Гонюкову и А.В. Никитина5. Их работы послужили одним из основных материалов, стали основой для изучения нашей темы с практической точки зрения.
Объектом нашего исследования выступает процесс обучения истории, предметом - методика формирования у старшеклассников умений работать с историческими источниками в процессе обучения истории.
Целью выпускной квалификационной работы является научное обоснование и апробация методических условий и способов, обеспечивающих положительные результаты обучения истории на основе изучения исторических документов, в том числе источников личного происхождения.
Перед началом проведения научно-исследовательской работы были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть сложившиеся классификации исторических источников с источниковедческой и методической позиций, а также педагогическое значение источников;
2. изучить особенности источников личного происхождения, их роль в исторических исследованиях;
3. выявить особенности методической работы с историческими документами;
4. проанализировать передовой педагогический опыт по вопросу применения на уроках истории источников, в том числе источников личного происхождения;
5. разработать систему познавательных заданий, приемов, средств обучения и развития учащихся.
Методологическую (научно-теоретическую) основу работы составляют:
- концепция личностно-ориентированного обучения в школе;
- деятельностный подход;
- дидактические системы и образовательные технологии, направленные на развитие личности ученика и его творческую самореализацию в ходе обучения.
Основными методами, использованными нами при проведении исследования, являются:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической
литературы для определения научных основ исследования: в ходе
исследования был сделан обзор литературы касательно имеющихся методов работы на уроках истории с источниками;
- изучение и обобщение опыта преподавания для выявления дидактических, психологических и методических основ исследуемой проблемы; - для ознакомления с современными подходами по рассматриваемой теме нами были анализированы работы преподавателей и учителей;
- апробация экспериментальной модели (приемов) обучения.
Рабочая гипотеза. Мы предполагаем, что использование исторических
источников, в частности источников личного происхождения при изучении Великой Отечественной войны в старших классах будет способствовать лучшему усвоению информации, формированию умений и навыков самостоятельной исследовательской работы, складыванию исторического мышления у учащихся и, самое главное, выработке личной оценки изучаемых исторических событий, явлений, процессов. При этом для реализации этих положений необходимо создать определенные условия:
- систематически организовывать работу с историческими источниками в классе и дома;
- акцентировать внимание на заданиях творческо-поискового уровня познавательной активности;
- содействовать участию учащихся в научно-исследовательских проектах на основе документов личного происхождения.
Научная новизна проделанной работы заключается в том, что нами была разработана собственная методика организации изучения Великой Отечественной войны в старших классах с применением источников личного происхождения как во внеурочное время, так и при изучение темы на уроке.
Практическая значимость работы. Результаты и данные проведенного нами научного исследования можно использовать в общих исследованиях по изучению вопроса организации работы на уроках истории на основе исторических источников, а также непосредственно при проведении уроков и внеклассных мероприятий по истории России в средней школе.
Апробация исследования. Результаты исследовательской работы прошли апробацию в работе XLII студенческой международной заочной научнопрактической конференции «Молодежный научный форум: гуманитарные науки», проведенной в Москве 22 февраля 2017 года с дальнейшей публикацией статьи «Использование мемуаров при изучении темы «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны» в 9 классе» в сборнике по итогам работы конференции.
Структура работа. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, поделенные на параграфы, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного нами исследования, посвященному организации работы с историческими источниками при изучении Великой Отечественной войны в средней школе, были изучены классификации исторических источников, особенности документов личного происхождения как одного из видов источников, а также рассмотрено педагогическое значение изучения исторических источников и методика работы с ними, проанализирован инновационный педагогический опыт по использованию документов на уроке истории, разработана собственная методика организации урока и внеурочной воспитательной работы с применением источников личного происхождения. Таким образом, поставленная перед началом исследования цель была достигнута. Наряду с этим были решены обозначенные задачи.
Выполненное исследование показало, в источниковедении и методике преподавания истории, опираясь на конкретные критерии, сложились определенные классификации исторических источников. Среди исторических источников особую группу составляют документы личного происхождения - мемуары (воспоминания), дневники, личная переписка, - представляющие собой важный и своеобразный материал, на основе которого возникает возможность выявить информацию, неизвестную и неопубликованную в ранее проведенных исследованиях. В ходе нашей работы выявлено, что использование документов личного происхождения как одного из видов источников на уроках истории и в ходе внеклассной работы имеет большое познавательное, воспитательное, развивающее воздействие.
В методической науке сформировался определенный набор методов по организации работы учащихся с историческими источниками. Данные методические приемы, составленные с учетом особенностей каждого из видов документов, позволяют эффективно проводить изучения материала с применением источников. При этом наиболее эффективными из рассмотренных нами методов организации работы с историческими документами являются чтение и пересказ документа, его самостоятельный разбор и ответы на вопросы к нему, сравнительное сопоставление двух и более источников, критический анализ источника, составление по нему плана, тезисов, аннотации, конспектирование документа, рецензирование исторического источника.
Исследуемая нами тема нашла довольно обстоятельное освещение в инновационном педагогическом опыте. В своих работах учителя, а также преподаватели высших педагогических учебных заведений делятся собственным опытом работы, излагают свою точку зрения по вопросу организации деятельности учащихся с источниками на уроках истории, обозначают нерешенные аспекты, предлагают собственную методику работы учащихся с документами.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была подтверждена рабочая гипотеза о том, что использование источников личного происхождения при изучении истории Великой Отечественной войны в старших классах будет способствовать более эффективной организации учебного процесса, складыванию исследовательских навыков и умений, формированию критического исторического мышления учащихся. Апробация урока по теме «Советский тыл в Великой Отечественной войне» выявила, что исторические источники могут служить основой для развития познавательной активности учащихся. Документы личного происхождения, повествующие об условиях жизни и деятельности людей в годы войны, помогают раскрыть сущность исторических явлений, формируют умения осуществлять поиск информации в документе, выявлять причинноследственные связи и, в целом, организация работы с источниками на уроке содействует складыванию и развитию навыков исследовательской работы. Эти доводы были подтверждены и в ходе организации внеклассной работы по изучению войны 1941-1945 гг. путем реализации проекта «Великая
Отечественная глазами детей войны», носившего исследовательский характер, который в большей мере оказал воспитательное воздействие на учащихся. Опыт обучения старшеклассников работе с источниками личного происхождения свидетельствует о том, что учащиеся способны освоить умения и навыки по работе с историческими документами, организовывать самостоятельный сбор и фиксацию устных источников, проводить его анализ, критику и применять их в своих собственных исследовательских работах.
Таким образом, систематическое и умелое применение источников на уроках истории, в том числе документов личного происхождения, способствует формированию и развитию у учащихся основных предметно- исторических умений: первичное изучение исторического источника:
описание внешнего вида, соотнесение его с определенным типом, видом; поиск информации в источнике; изложение причин и следствий исторических событий, явлений; составление характеристики исторического деятеля, высказывание и обоснование своего отношения к его деятельности с аргументацией собственной позиции; составление планов, таблиц, схем, хронологических рядов, тезисов, опорных конспектов по памятке; выполнение творческих работ: написание рассказов, исторических
сочинений, «историй», подготовка небольших сообщений; выполнение рефератов и других научных работ.
Следовательно, на основе различных методик можно утверждать, что формирование предметно-исторических умений в процессе работы учащихся с историческим источником является одной из главных образовательных задач современного образования. Умения работать с историческими документам активно помогают учащимся в их познавательной деятельности, и переводят их на более новый этап изучения истории, где проходит активное формирование личности учащегося, способного логически мыслить, и умеющего работать с историческими источниками.



1.1. Воспоминания А.С. Ивановой // Личный архив Свистуновой Н.М.
1.2. Дневник Б.Е. Беляевского //
http://www.domarchive.ru/categorv/chronica [Дата обращения: 10.02.2017].
1.3. История России ХХ-начало XXI века. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. - М.: Просвещение, 2013. - С. 222-229.
1.4. Письмо Т.Ю. Коробьиной из с. Шереметьева - К.Е. Мезько в с. Троельгу // http://www.domarchive.ru/categorv/chronica [Дата обращения:
10.02.2017] .
1.5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) // минобрнауки.рф [Дата обращения: 10.12.2016].
II. Литература
2.1. Большая советская энциклопедия. - М., 1972. - Т. 8. - 591 с.
2.2. Ваганов В.Ю. Памятки для учащихся на уроках истории // Преподавание истории в школе. - 1996. - № 2. - С. 125-129.
2.3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практ. Пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 160 с.
2.4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 384 с.
2.5. Галлямова А.И. Татария как центр объединения писательской интеллигенции в годы Великой Отечественной войны // РОССИЯ В ВОИНАХ: к 100-летию Первой мировой и 75-летию Второй мировой войны: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Стерлитамак, Стерлитамакский филиал БашГУ, 2014. - С. 38-39.
2.6. Гевуркова Е.А., Крючкова Е.А. Формирование метапредметных умений работать с историческими источниками // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. - № 7. - С. 33-40.
2.7. Голиков А.Г. Источниковедение отечественной истории: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 464 с.
2.8. Гонюкова Л.С. Работа с документами на уроках истории в старших классах // http://kursk-sosh17.ru [Дата обращения: 26.11.2016 г.].
2.9. Данилевский И.Н. и др. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998 - 702 с.
2.10. Желтов В., Токин В. Опыт методики элементарного курса русской истории. - М. , 1913. - 172 с.
2.11. Запорожец Н.И. Развитие умений учащихся // Преподавание истории в школе. - 1981. - № 4. - С. 24-29.
2.12. Источники личного происхождения. Источниковедение // http://uchebnikionline.com [Дата обращения: 23.11.2014].
2.13. Кабанов В.В. Значение и особенности мемуаров // Источниковедение истории советского общества // http://www.opentextnn.ru [дата обращения: 23.11.2014].
2.14. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М., 2007. - 439 с.
2.15. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с.
2.16. Методика обучения истории: учебник для студ. учреждений высш. образования / под ред. В.В. Барабанова, Н.Н. Лазуковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 432 с.
2.17. Никитин А.В. Особенности работы с историческими источниками в средней школе // http://works.doklad.ru [Дата обращения: 25.11.2016].
2.18. Никитин С.А. Частная переписка как источник //
Источниковедение истории СССР // http: //www.opentextnn.ru [Дата обращения: 21.11.2014].
2.19. Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. — М.: Наука, 1975. - 281 с.
2.20. Редакционная почта: за и против // Московская правда. -
1998. - 9 сентября.
2.21. Румянцев В. Что такое исторические источники? // Хронос. Всемирная история в интернете // http://www.hrono.ru [Дата обращения: 21.11.2014].
2.22. Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе методическое пособие. - М.: ООО «Русское слово», 2016. - 72 с.
2.23. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 240 с.
2.24. Хлытина О.М. Исторические источники в учебном познании: опыт и перспективы // Исследовательская работа школьников. - 2014. - № 4. - С. 24-40.
2.25. Хлытина О.М., Лейбова Е.К. Устные исторические источники в учебном историческом познании на старшей ступени школы // Исследовательская работа школьников. - 2014. - № 4. - С. 52-67.
2.26. Шехтер Стивен Л. Работа с печатными материалами // Основы государства и права. - 1998. - № 6. - С. 21-27.
2.27. Шмидт О.С. О классификации исторических источников // Вспомогательные исторические дисциплины. - Л.: Наука, 1981. - Вып. 16. - С. 3-24.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ