Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формы, уровни, режимы легального и легитимного функционирования судебной власти в современной России

Работа №58001

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

юриспруденция

Объем работы52
Год сдачи2018
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
333
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретико-концептуальный анализ легитимности и легальности 6
1.1 Легитимность в трудах ученых юристов 6
1.2 Правовые и внеправовые формы функционирования государственной власти 17
2 Легальность и легитимность судебной власти в России 25
2.1 Легитимность судебной власти в современной России 25
2.2 Правовые и внеправовые формы деятельности судебной власти в России 33
Заключение 44
Список использованных источников

Легитимность выступает одной из ключевых и основополагающих характеристик государственной власти. М. Вебер называл легитимность фундаментальным и изначальным признаком государства, возникающим вместе с институтом государства и сопровождающим его в ходе всей эволюции. В этом плане теоретико-правовой анализ легитимности как качественной характеристики государственной власти в целом и судебной власти в частности, является не только актуальным для российской юридической теории и практики, но и востребованным в плане формирования адекватного и стабильного правового порядка в обществе, совершенствования и оптимизации всего механизма государства.
В тоже время в современной юридической литературе не наблюдается единства по поводу содержательной интерпретации данного феномена. Напротив, в зарубежной и отечественной научно-исследовательской литературе можно выделить ряд направлений трактовки легитимности, которые в ряде случаев «конкурируют», а в некоторых содержательно противоречат друг другу. Более того, в подавляющем большинстве исследований общие теоретико-практические положения и аналитические выводы связываются с легитимностью публичной власти как таковой, и достаточно редко применяются к социально-правовому анализу конкретной властной деятельности.
Отметим, что эффективность правосудия, оптимальный режим функционирования судебных органов, во многом обусловливается уровнем легитимности как самих этих органов, так и правовой организации общества в целом. В том числе проблематика легитимности становится решающей в переходный период государства и права, когда происходит системное обновление всей юридической, политической, экономической и иной социальной жизнедеятельности общества. Существующее недоверие к судебной системе, проявление правого нигилизма, склонность к «внеправовому» и «теневому» решению конфликтов и проч., имеющие место в современной российской правовой реальности, актуализируют обращение к эффективным формам одобрения и поддержки действия власти, согласия с её положением в качестве субъекта, гармонизирующего общественные отношения.
Именно легитимность обеспечивает устойчивое функционирование судебной власти, повышает авторитет отдельного судебного решения. При этом следует учитывать тот факт, что принцип разделения властей является действенным, только в случае авторитета и действенности судебной власти, которая осуществляет судебный контроль за властной деятельностью и защиту прав и свобод человека и гражданина. Поэтому низкий уровень легитимности судебной власти может грозить деформацией всей конституционно-правовой модели организации и развития российского общества.
Ключевой характеристикой государственной власти является ее правовой характер. Государственная власть «приходит» не для того, чтобы властвовал произвол и хаос, а для того, чтобы установить порядок и господство права. Для реализации своего назначения государственная власть должна действовать в формах, которые признаны и известны обществу. Оправдание той или иной формы своего функционирования государственная власть находит в правовых установлениях и сложившейся практике взаимодействия народа и власти. Решения государственной власти должны быть социально обусловлены, то есть отражать интересы общества и типизированные практики взаимодействия общества и государства. Они уже признаны обществом и поэтому должны найти свое нормативное закрепление в актах государственной власти, чтобы придать им так называемый официальный характер и еще большую силу влияния.
Однако многообразие жизненных ситуаций не позволяет отразить их в нормативно-правовых актах. Существуют «экстраординарные» случаи, которые еще не были урегулированы ни в обыденной практике общества, ни в правовой реальности. Но государственная власть обязана действовать, чтобы разрешить возникшую ситуацию. Указанная обязанность вытекает из монополии государства на легитимное насилие или государственно-властное принуждение. Власть в данном случае не имеет алгоритма своих действий и любое ее решение может быть квалифицировано как внеправовое. Государственная власть в такой ситуации может лишь быть оправдана в глазах народа, но не в правовом смысле.
Государственная власть реализуется через систему создаваемых в каждом государстве политико-правовых структур - государственных органов. В целях избегания монополизации и захвата власти, государственная власть организуется по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь власти наделяется определенным и строго ограниченным кругом полномочий, выход за пределы которого можно рассматривать как попытку узурпации государственной власти.
Судебная власть является универсальным индикатором правового характера государственной власти. Судебный акт должен отвечать требованиям беспристрастности, объективности и законности. Не допускается какое-либо внешнее воздействие на судью при принятии решения. Именно это характеризует правовой характер форм функционирования судебной власти.
Объектом настоящей работы является легитимность и легальность государственной власти, а ее предметом - легитимность и легальность судебной власти как ветви государственной власти в системе разделения властей.
Целью работы является теоретико-правовой анализ форм, режимов и уровней легального и легитимного функционирования судебной власти в современной России, определение сущности и содержания легитимности и легальности судебной власти в системе разделения властей.
Для достижения поставленной цели исследования в бакалаврской работе ставятся и решаются следующие конкретные задачи:
- во-первых, проанализировать сущность и содержание понятия «легитимность» в трудах ученых-юристов;
- во-вторых, определить правовые и внеправовые формы функционирования государственной власти;
- в-третьих, определить содержательные характеристики легитимности судебной власти в современной России;
- в-четвертых, выделить правовые и внеправовые формы деятельности судебной власти в России.
Методологическую основу исследования составляют следующие методы познания: общенаучный диалектический метод познания и связанные с ним специальные методы; анализ и синтез, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный и другие методы.
Поставленные цель и задачи работы определили ее структуру, которая состоит из введения, двух разделов, разделенных на два подраздела каждый, заключения и списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с поставленными целью и задачами в настоящей бакалаврской работе были получены следующие выводы.
Во-первых, рассмотрев теоретико-концептуальную эволюцию понятий «легитимность» и «легитимация» в трудах ученых юристов, следует сделать вывод, что указанные понятия не являются чисто юридическими. Легитимность следует рассматривать как явление, сформированное социальной средой. Именно поэтому как дореволюционные, так и современные ученые при раскрытии понятия легитимность говорят о доверии, «вере» в оправданность государственного принуждения. Современное понятие легитимности, сформулированное М. Вебером, легло в основу классификации уровней легитимности. Указанные уровни базируются на степени социального знания о государственной власти. Ряд ученых предлагает иную архитектонику легитимности. Например, Д. Истон основанием классификации типов или уровней легитимности выбрал «объем» легитимации государственно-правового пространства. Дореволюционные ученые не оперировали указанными понятиями. Единым в понимании сущности легитимности является ее характеристика как процесса признания, оправдания и доверия к власти. Легитимирующими основаниями выступают, прежде всего, соблюдение нормативно установленных правил поведения властвующими, реализация ими в своей деятельности традиционных практик взаимодействия общества и государства, а также личные качества политического лидера. В основе современного понимания соотношения понятий «легальности» и «легитимности» лежит теория о существовании так называемой легальной (рациональной) легитимности. Оценка существующей властной организации осуществляется с позиций соответствия ее законному порядку, сформулированному в основном законе страны. Легальность и легализация выступают в качестве принципа и способа легитимации государственной власти.
Во-вторых, легитимность судебной власти имеет специфический характер. В ее основании лежит, прежде всего, императивное правило соблюдения судом законодательно установленной процессуальной формы. Именно процедура осуществления правосудия влияет на уровень доверия к судебной власти. Индикатором уровня легитимности судебной власти является также эффективная судебная защита, то есть реальное восстановление нарушенных прав и законных интересов, выполнение судом возложенных на него Конституцией РФ и процессуальным законодательством задач. Ключевым понятием при характеристике судебной власти также является правосудность принимаемых ею решений. Правосудность судебного акта следует оценивать с точки зрения реализации конституционного права каждого на судебную защиту и эффективного восстановления нарушенных прав и законных интересов лиц, которые обратились за судебной защитой. Необходимым условием легитимной судебной власти следует считать такую ее характеристику как транспарентность, то есть гласность и открытость суда для «народного контроля». На наш взгляд, основной проблемой судебной власти в современной России является неразвитый институт отвода судьи. Указанный институт позволяет выразить недоверие суду и тем самым повышает вероятность вынесения справедливого, беспристрастного и объективного судебного акта. Однако ни сами российские судьи, ни стороны в процессе не могут правильно оценить поведение судьи с точки зрения критериев для его отвода и обосновать свою позицию, приведя достоверные и достаточные доказательства.
В-третьих, правовая форма функционирования государства слагается из нескольких взаимосвязанных элементов. Указанные элементы следует разделить на динамические и статистические. Динамику правовой формы отражают тексты нормативно-правовых актов, содержание которых вместе с политической эволюцией народа претерпевает значительные перемены. Правовой характер результатам правотворческой деятельности государства придает их официальность, то есть наличие особых признаков правового текста, отличающего его других не юридических текстов.
Статику правовой формы отражает механизм государства, как правило, характеризующий конституционную модель государственной власти данного государства. Основной политической единицей в механизме государства выступает государственный орган, который реализует основные направления деятельности государства (управление, законодательствование, правосудие и контроль). Для того, чтобы считать государственный орган и любой иной субъект механизма государства, действующим в рамках правовой формы, необходимо оценить его решения и акты с точки зрения их соответствия «юридической реальности». Той реальности, которая общеизвестна и общезначима в данном социально-политическом контексте.
Внеправовые формы функционирования государственной власти предполагает отсутствие ее нормативного закрепления, то есть официальности. Указанные формы находят свое проявление в так называемых исключительных случаях, не урегулированных правом. Внеправовые формы имеют как положительные, так и отрицательные черты. Среди положительных характеристик следует отметить то, что внеправовые формы позволяют устранить пробелы в праве, которые в силу своей высшей степени абстрактности не способно предусмотреть все многообразие проявлений жизненных обстоятельств.
В-четвертых, правовые формы деятельности судебной власти не ограничиваются кругом полномочий, которые суду законодательно разрешено осуществлять. Неотъемлемыми характеристиками правовой деятельности судебной власти являются соблюдение процессуальной формы, вынесение объективного, законного и беспристрастного решения, исключающего внешнее воздействие на судью. Внеправовыми проявлениями в деятельности судебной власти являются применение ими неписанных правовых принципов при принятии решения. Поскольку суды при принятии решения должны основывать свое мнение только на законе, применение указанных принципов отражает неправовой характер деятельности судов. Еще одним проявлением внеправового характера может служить осуществление судами функций, противоречащих их юридической природе и назначению. Указанный аспект был рассмотрен нами на примере деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, который наделен определенными правотворческими функциями, которые позволяют считать решения КС РФ источниками российского права, а, соответственно, обязательными для исполнения другими субъектами права.



1 Русское государственное право: введение и общая часть: в 2 т. Т. 1 / авт.: Н.М. Коркунов; под ред. М.Б. Горенберга. - 6-е изд. - СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1909. - 623 с.
2 История политических и правовых учений: учебник для вузов / авт.: В.Г. Графский, Н.М. Золотухина, Л.С. Мамут, В.С. Нерсесянц, А.Р. Сюкияйнен; под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: НОРМА, 2004. - 944 с.
3 Курс государственной науки: в 3 т. Т 1. / авт. Б.Н. Чичерин. - М.: Тип. Тов-ва И. Н. Кушнерев и Ко, 1984. - 961 с.
4 Шершеневич Г.Ф. Общее учение о праве и государстве: лекции / Г.Ф. Шершеневич. - М.: Тип. т-ва ИД Сытина, 1908. - 159 с.
5 Кистяковский Б.А. Государственное право общее и русское: лекции [Электронный ресурс] / Б.А. Кистяковский // EX JURE: юридический виртуальный клуб. - Режим доступа:http://www.ex-jure.ru/law/news.php7newsidM173.
6 Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии: в 4 т. Т.1 / авт.: М. Вебер. - М.: ИД ВШЭ, 2016. - 445 с.
7 Бергер П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
8 Шмитт К. Государство: право и политика / К. Шмитт; пер. с нем. О.В. Кильдюшова. - М.: Территория будущего, 2013. - 448 с.
9 Чиркин В.Е. Государствоведение: учебник / В.Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2000. - 384 с.
10 Матузов Н.И. Теория государства и права: учебное пособие / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2005. - 541 с.
11 Теория государства и права: учебник / авт.: А.Г. Бережнов, Е.А. Воротилин, А.А. Кененов, О.Э. Лейст, М.Н. Марченко, И.Ф. Мачин, А.В. Мицкевич, Т.Р. Орехов, В.Д. Попков; под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2004. - 800 с.
12 Государственная власть: парадигма, методология и типология: монография: в 2 ч. Ч.1 / В.Я. Любашищ, А.Ю. Мордовцев, А.Ю. Мамычев. - М: Юрлитинформ, 2013. - 400 с.
13 Мамычев А.Ю. Современные формы легитимации исполнительной власти: монография / А.Ю. Мамычев, А.Ю. Мордовцев, С.С. Стародубцев. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2015. - 154 с.
14 Ветютнев Ю. Ю. Правовая форма как интегрирующее начало / Ю.Ю. Ветютнев // Вестник ВолГУ - 2010. - № 1 (12). - С. 5-13.
15 Поляков А.В. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: учебник / А.В. Поляков. - СПб.: Проспект, 2015. - 1144 с.
16 Категории политической науки: учебник для вузов / авт.: А.Ю. Мельвиль, Т.В. Шмачкова, Т. Алексеева, К. П. Боришполец, А. Володин, А. А. Дегтярев, М. В. Ильин, М. М. Лебедева, А. И. Соловьев, О. Г. Харитонова, А. Чанышев, Е. Б. Шестопал, М. Г. Миронюк; под ред. А.Ю. Мельвиль. - М.: МГИМО, РОССПЭН, 2002. - 656 с.
17 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/.
18 Льюкс С. Власть: радикальный взгляд / С. Льюкс; пер. с англ. А.И. Кырлежева. - М.: ИД ВШЭ, 2010. - 240 с.
19 Мамычев А. Ю. «Внеправовые» формы деятельности государственной власти / А.Ю. Мамычев // Философия права. - 2012. - №. 5 (54). - С. 22-26.
20 Шмитт, К. Политическая теология: сборник / К. Шмитт; пер. с нем. А. Филиппова. - М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000. - 336 с.
21 Ткачёва Н. В. Предназначение судебной власти / Н.В. Ткачева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2011. - №. 19 (236). - С. 61-64.
22 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 05.05.2018 по делу № 3-4425/2018 [Электронный ресурс] // Росправосудие. - Режим доступа:https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-respubliki-tatarstan-respublika-tatarstan-s/act-580924232/.
23 Определение Благовещенского городского суда Амурской области от 30.03.2018
№ 2-3289/2018 [Электронный ресурс] // Росправосудие. - Режим доступа:
https://rospravosudie.com/court-blagoveshhenskij-gorodskoj-sud-amurskaya-oblast-s/act-581366080/.
24 Определение Алейского городского суда Алтайского края от 26.03.2018 № 2-218/2018 [Электронный ресурс] // Росправосудие. - Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-alej skij -gorodskoj -sud-altaj skij -kraj -s/act-581272367/.
25 Определение Конституционного Суда РФ по делу об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дробышева Юрия Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями статей 21 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2501-О [Электронный ресурс] // Официальный сайт Конституционного суда РФ. - Режим доступа: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision255443.pdf.
26 Определение Конституционного Суда РФ по делу об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Строй-Хауз» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 части 1 статьи 21 и частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2570-О [Электронный ресурс] // Официальный сайт Конституционного суда РФ. - Режим доступа:http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision255790.pdf.
27 О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=158706&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.7044513994985482#0.
28 Исаев И. А. Власть и закон в контексте иррационального / И.А. Исаев. - М.: Юристъ, 2006. - 478 с.
29 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/.
30 Сачков А.Н. Правосудный образ судебной власти России XXI века: национальный подход к конструированию / А.Н. Сачков // Философия права. - 2010. - № 5. - С. 23-27.
31 Тузов Н. А. Выражение функций органов судебной власти в судебных актах / Н.А. Тузов // Журнал российского права. - 2008. - №. 10 (142). - С. 95-104.
32 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности части первой статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Т.И. Романовой от 08.06.2015 № 14-П/2015 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Конституционного суда РФ. - Режим доступа:http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Pages/default.aspx.
33 Гарунова М. Н. Гласность судебной власти в Российской Федерации: состояние и перспективы / М.Н. Гарунова // Юридический вестник ДГУ. - 2011. - №. 3. - С. 26-31.
34 Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2017 N 1388-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "ДОНАВИА" на нарушение конституционных прав и свобод частью 8 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 12 статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=506829#0.
35 Зотов Д.В. Авторитет судебной власти / Д.В. Зотов // Вестник Воронежского государственного университета. - 2009. - № 2 (7). - С. 119-124.
36 О взыскании задолженности за оказанные услуги по перевозке груза в рамках договора. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2013 г. № 05АП-14263/2013 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?
req=doc&base=RAPS005&n=24918&dst=0&profile=UNIVERSAL&mb=LAW&div=ARB&BAS ENODE=&SORTTYPE=0&rnd=285391.533021054&ts=116962938504593623362487227&SEAR CHPLUS=%CF%CE%D1%D2%C0%CD%CE%C2%CB%C5%CD%C8%C5%20%EE %F2%2016%20%E4%E5%EA%E0%E1%F0%FF%202013%20%E3.%20N%2005%C0%CF- 14263%2F2013%20%20%EF%FF%F2%EE%E3%EE %20%E0%F0%E1%E8%F2%F0%E0%E6%ED%EE%E3%EE&SRD=true#0.
37 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон
от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 11.05.2017) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_34481/.
38 Александрова Н. В. Правосудие как форма реализации и осуществления судебной власти / Н.В. Александрова // Вестник Чувашского университета. - 2014. - №. 3. - С. 253-256.
39 Хук М. ван. Право как коммуникация / М. ван Хук; пер. с англ. М.В. Антонова, А.В. Поляков. - СПб.: ИД С.-Пб. гос. ун-та, ООО «Универ. издат. Консорциум», 2012. - 288 с.
40 Судебная власть: монография / авт.: Т.Е. Абова, Е.Б. Абросимова, М.В. Боровский, И.Л. Петрухин и др.; под ред. И.Л. Петрухина. - М.: Проспект, 2003. - 720 с.
41 Постановление Конституционного суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности пункта 5 части второй статьи 371, части третьей статьи 374 и пункта 4 части второй статьи 384 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан К.М. Кульнева, В.С. Лалуева, Ю.В. Лукашова и И.П. Серебренникова от 02.02.1996 № 4-П/1996 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Конституционного суда РФ. - Режим доступа:http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision30283.
42 Марченко М. Н. Источники права: учебное пособие / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2005. - 760 с.
43 О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный
конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4172/.
44 О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица: постановление пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 № 62 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 150888/.
45 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон
от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5142/.
46 Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 (ред. от 06.02.2007) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5677/.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ