Введение 3
1. Общая характеристика организации и функций судебной власти 4
1.1. Роль судов в демократическом государстве 4
1.2. Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации 4
1.3. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти 6
1.4. Конституционно-правовые основы судебного процесса 6
2. Конституционный Суд Российской Федерации 8
2.1. Конституционный Суд РФ в системе органов судебной власти 8
2.2. Компетенция Конституционного Суда РФ 8
2.3. Статус судьи 10
2.4. Структура и организация 12
2.5. Решения Конституционного Суда 12
3. Верховный Суд Российской Федерации 13
3.1. Конституционные основы 13
3.2. Председатель и заместители Председателя Верховного Суда 14
3.3. Пленум 15
3.4. Президиум 15
3.5.Судебные коллегии 16
3.6. Военные суды 16
3.7. Судебный департамент 17
4. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 18
4.1. Полномочия и состав Высшего Арбитражного Суда РФ 18
4.2. Пленум 19
4.3. Президиум 19
4.4. Судебные коллегии и судебные составы 19
4.5. Председатель и заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда 19
4.6. Совет председателей арбитражных судов 20
5. Прокуратура Российской Федерации 20
5.1. Функции прокуратуры 20
5.2. Принципы организации и деятельности 21
5.3. Система органов прокуратуры 22
5.4. Прокурорский надзор 22
5.5. Участие прокурора в рассмотрении дел судами 22
5.6. Статус прокурорских работников 22
5.7. Органы военной прокуратуры 23
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Решение задач: 26
В любом правовом демократическом государстве имеет место разделение властей как гарантия от возможной узурпации власти каким-либо органом, организацией, группой лиц или отдельным лицом. Существует три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Каждая из ветвей власти имеет свое назначение, задачи и полномочия, необходимые для решения этих задач. Каждая из властей не должна подменять другую, осуществлять ее функции. Таким образом, судебная власть – одна из трех властей, самостоятельная и независимая от законодательной и исполнительной властей.
Осуществляют судебную власть специально созданные и специфические органы – суды. Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа.
В последние годы значительно расширена компетенция судов по разрешению правовых споров. Гражданам предоставлено право обжаловать в суд неправомерные действия должностных лиц и органов, прокурору – обращаться в суд с протестом на незаконные акты, принимаемые местными органами власти и управления. Рассмотрение хозяйственных споров также отнесено к компетенции судов – с этой целью образованы специализированные арбитражные суды.
Образован также Конституционный Суд для рассмотрения дел о конституционности нормативных актов и международных договоров, правоприменительной практики. В некоторых субъектах Федерации также образованы Конституционные Суды. Компетенция суда будет расширяться и в дальнейшем.
1. Колосов в 1993 году оформил в общую собственность в равных долях с сыном свою квартиру. В 1998 году он зарегистрировал брак с гражданкой Масловой. В 2008 году Колосов погиб в дорожной аварии, не оставив завещания. Масловой на момент открытия наследства исполнилось 60 лет.
Какую долю может унаследовать Маслова? Изменится ли ситуация при наличии завещания Колосова в пользу сына? (ГК РФ, гл.62-63)
2. Борисов устроился на новую работу. При заключении трудового договора ему обещали выплачивать высокую зарплату 2 раза в месяц и своевременно. Но через 2 месяца работодатель начал нарушать условия договора: зарплату стали выдавать только раз в месяц и с большим опозданием. Борисов решил обратиться в Федеральную инспекцию труда за защитой своих прав.
Установлена ли административная ответственность работодателя за задержку зарплаты? (КоАП, гл.5).
Заключение
В Российской Федерации судебной властью обладают только суды, другие правоохранительные органы ею не наделены. Вместе с органами законодательной и исполнительной власти иными государственными органами суды осуществляют государственную власть, источником которой является народ. Непосредственным выражением этого служит включение в состав судов наряду с профессиональными судьями народных и присяжных заседателей. Иногда наряду с государственными судами действуют суды на общественных началах – товарищеские, третейские суды. Некоторые полномочия суда по отношению к священнослужителям выполняет Синод православной церкви. Суды, действующие на общественных началах, не обладают государственной властью, не входят в единую систему судов, их решения не обеспечиваются государственным принуждением.
В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил поведения, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, он осуществляет государственную власть в форме правосудия. Государственная власть суда имеет конкретный характер. Она реализуется в процессе рассмотрения судом различных дел и споров. Суд призван разрешать конфликты в обществе используя государственную власть.
По закону власть суда очень велика. Только он может лишить человека свободы, приговорив к длительному тюремному заключению, ликвидировать политическую партию, лишить недостойных родителей родительских прав, запретить забастовку, признав ее незаконной. Однако на практике судебная власть в России еще слаба. «Судебная реформа» призвана для укрепления судебной власти, но, как показывает опыт многих стран, уважение к суду и соответствующее правосознание граждан воспитывается многими десятилетиями.
1. Конституция РФ. 1993.
2. СЗ РФ. 1994. № 13.
3. СЗ РФ. 1995. № 18.
4. СЗ РФ. 1998. №51.
5. СЗ РФ. 1997. №1
6. СЗ РФ. 1999. № 26.
7. СЗ РФ. 2001. № 51.
8. Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.2003
9. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.2003
10. Лазарев В.В. Научно-практический комментарий к Конституции РФ. М. 2002.
11. Смоленский М.Б. Правоохранительные органы РФ. Р на Д. 2004
12. Чиркин В.Е. Конституционное право России. М. 2003.
13. Якимович Ю.К. Правоохранительные органы в России. Барнаул. 1995.