Введение 3
Глава 1. Аудиовизуальное произведение как объект предпринимательской деятельности продюсера 5
Глава 2. Правовое положение авторов, правообладателей и продюсера 15
§ 2.1. Правовое положение авторов и иных правообладателей
§ 2.2. Правовое положение продюсера 25
Глава 3. Договоры, опосредующие продюсерскую деятельность 36
§ 1 Договор авторского заказа
§ 2 Договор об отчуждении исключительного права 41
§ 3 Лицензионный договор 44
Заключение 50
Список использованной литературы
Быстрый темп развития в России в последние двадцать пять лет рыночных отношений, а также мировые глобализационные процессы и стремительное развитие технологий, отразились на сфере культуры и массовых коммуникаций и привели к появлению новых видов предпринимательской деятельности. Способствовало этому и демократизация и децентрализация управления творческими процессами, многообразие организационно-экономических и правовых форм осуществления деятельности в творческой сфере, ослабление цензурных ограничений, а также приватизация государственных предприятий и создание независимых киностудий. Теперь в процессе создания кинематографических произведений ключевой фигурой является продюсер, неизвестное явление для советского кинематографа.
В отличии от других предпринимателей, продюсер как предприниматель имеет дело с более тонкими материями, так как объектом его деятельности являются не просто вещи или услуги, он, по сути, создает новые объекты интеллектуальной собственности, имеющие, к тому же, и культурное (общественное) значение.
В рамках настоящей работы мы рассмотрим только вопросы, связанные с деятельностью кинопродюсера, так как именно эта сфера представляется наиболее сложной и интересной.
Объектом настоящего исследования являются правоотношения, возникающие в ходе осуществления продюсером предпринимательской деятельности между самим продюсером и остальными участниками производства аудиовизуального произведения.
Целями и задачами настоящей работы является выявление и анализ правовых проблем, которые возникают в процессе осуществления продюсером предпринимательской деятельности.
В качестве теоретической основы исследования были взяты работы И.А. Близнеца, Э.П. Гаврилова, О.А. Городова, В.А. Дозорцева, А.Л. Маковского, А.П. Сергеева и других авторов.
В первой главе настоящей работы мы рассмотрим аудиовизуальное произведение как объект предпринимательской деятельности продюсера. В рамках этой главы нами будет проведен не только анализ правовой природы аудиовизуального произведения как сложного объекта, но мы также затронем и правовые аспекты использования части аудиовизуального произведения в предпринимательской деятельности продюсера.
Вторая глава посвящена правовому положению авторов произведений, которые впоследствии станут неотъемлемой частью единого художественного кинематографического произведения. Мы подробно рассмотрим личные неимущественные права авторов и исключительные права авторов и иных правообладателей. Также нами будет произведен анализ правового положения самого продюсера.
Третья глава полностью посвящена правовому анализу договоров, опосредующих организацию продюсером создания аудиовизуального произведения.
При подготовке настоящего исследования осуществлен анализ законодательства и выявлен ряд основных правовых проблем, связанных с созданием и использованием аудиовизуальных произведений.
Так комплексно был рассмотрен институт аудиовизуального произведения. Аудиовизуальное произведение представляет собой сложный объект, включающий в себя множество результатов интеллектуальной деятельности, совместно используемых в составе аудиовизуального произведения в качестве единого комплекса.
Часть Четвертая Гражданского Кодекса не содержит положений, которые бы регулировали вопросы неделимого соавторства, коими являются все авторы аудиовизуального произведения.
Относительно состава авторов аудиовизуального произведения обосновывается предположение о том, что выделение состава авторов в статье 1240 Гражданского Кодекса является не больше чем условностью, так как определить вклад какого именно автора является превалирующим в свете развития системы производства кинематографических произведений не представляется возможным.
Что касается правового положения продюсера, то на основании проведенного исследования можно увидеть насколько неразвитым в данном направлении является наше законодательство. Формы и способы осуществления продюсерской деятельности на практике развиваются очень стремительно, этого требует прежде всего динамично развивающийся рынок, законодательство сильно отстает, что порождает на практике множество проблем.
В главе 3 проведён анализ договоров, опосредующих создание аудиовизуального произведения. Так отсутствие законодательного закрепления обязательности перехода прав на произведение, созданное в рамках договора авторского заказа, от автора к заказчику можно расценивать как специальное допущение законодателя. То есть законодатель допускает случаи, когда заказчик заинтересован в простом создании произведения без приобретения исключительных прав на него, то есть целью договора авторского заказа является создание новых произведений искусства в общественных целях, а не только в коммерческих.