ВВЕДЕНИЕ 2
1. СОН В КУЛЬТУРЕ: СЕМАНТИКА И ФУНКЦИИ
1.1. Представления о сне в традиционной культуре 2
1.2. Функции сновидений. История изучения 2
1.3. Сон как уникальный текст культуры 2
1.4. Принципы толкования сновидений 2
2. СОН И СНОВИДЕНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ЯКУТОВ
2.1. Феномен сна и сновидений в якутском традиционномобществе2
2.2. Структура и анализ якутского народного сонника 2
2.3. Анализ ключевых знаков-символов 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
ЛИТЕРАТУРА
Внимание к сновидениям было чрезвычайно характерным явлением, свойственным и народной культуре якутов; именно повышенный интерес к снам относится к тем устойчивым реалиям традиционного общества, без которого наше представление о нём было бы крайне неполным. Как считают специалисты, «сонник - перечень ключевых лексем (предметов, лиц, действий, проявляющих во сне) и их значений - органичная часть «общего знания» традиции, поэтому изучение устных народных сонников может быть полезным и даже необходимым при исследовании мифологических представлений, характерных для конкретной этнической или конфессиональной культуры» [Христофорова, 2002: 6].
Под термином онейросфера мы понимаем совокупность народных примет и толкований, связанных со сновидениями. Сам термин является калькой с греческого onejros 'сновидение' и кратко определяется как сфера снов. Изучение онейросферы в народной культуре предполагает исследований сновидений не просто как набора отдельных сновидений, но как феномена культуры, обладающего уникальной спецификой, структурой и набором функций [Шитакова, 2013: 221].
Актуальность проблемы онейросферы обусловлена тем, что ее изучение способно открыть доступ к анализу структуры человеческого сознания, с одной стороны, с другой стороны, исследование знаков-символов якутского сонника связано с такой фундаментальной проблемой, как типология символов и, в целом, семиосферы.
Объектом изучения выступает устный народный сонник в традиционной культуре якутов.
Предметом исследования являются семантика и структура якутского сонника.
Цель работы - реконструкция якутского народного сонника, его структуры и семантики ключевых единиц.
Для достижения цели решались следующие задачи:
- собрать материал и составить электронный каталог единиц онейросферы;
- определить лексико-грамматическую структуру сонника;
- выявить ключевые единицы сонника и описать их символическое значение;
- составить лексико-семантическую классификацию единиц сонника;
- выявить основные принципы толкования сновидений.
Методы и методология. Теоретико-методологической базой диссертации являются труды Ю.М. Лотмана, Б.А. Успенского, Н.И. Толстого, С.М. Толстой, О.Б. Христофоровой, Е.И. Рабиновича и др., согласно идеям которых содержание сновидений носителя определённой культуры будет обусловлено набором представлений данной культуры, сон рассматривается как «семиотическое окно».
В исследовании использованы описательный, системно-структурный, квантитативный методы, контекстуальный анализ, метод компонентного анализа.
Материалом диссертации послужили публикации И.А. Худякова «Краткое описание Верхоянского округа», А.Е.
Кулаковского «Научные труды», А.А. Попова «Материалы по истории религии якутов Вилюйского округа».
Научная новизна работы заключается в том, что впервые делается попытка реконструкции якутского народного сонника: выявление его структуры, семантических особенностей и культурно-национальной специфики.
Теоретическая значимость заключается в том, что она вносит вклад в изучение культуры на материале конкретной этнической группы.
Практическая значимость работы. Материал и результаты исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов по лингвокультурологии, лингвострановедению, этнолингвистике, культурологии, фольклористике.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Лексико-грамматическая структура сонника характеризуется в основном двумя классами семантически опорных слов - именами существительными и глаголами, причем наиболее широко представлены имена существительные.
2. В результате лексико-семантической классификации имен существительных якутского народного сонника нами выделены лексико-семантические группы, обозначающие явления природы, животных, растения, человека, части тела, одежду, жилищные постройки, предметы быта и орудия труда, продукты питания, религиозные понятия, обряды. Глаголы делятся на 4 лексико-семантические группы: глаголы, обозначающие психофизиологическое действие и состояние; элементарные действия; глаголы движения; глаголы, связанные с хозяйственно-бытовой работой.
3. Якутский сонник содержит как универсальные символы, такие как солнце, кровь, вода, огонь и прочее, так и специфические национальные образы: камелек, чорон, ювелирные украшения, посуда и другие.
4. Связь между интерпретируемым образом (сном) и его символическим смыслом (прогнозом) строится, как показал анализ материала якутского сонника, чаще всего на основе метафоры, а также принципа переворачивания значения символа-знака; реже встречаются метонимия и тождество.
5. Текст сонника является средством проявления культурных коннотаций слова, которые отражают закрепленную в культуре данного общества оценку обозначаемого словом предмета или явления действительности.
6. В традиционном обществе феномен сна и сновидений как средство коммуникации выполняет ряд значимых культурных функций, таких как функции прогнозирования, регулирования, инициации, выступает как источник сакральных знаний и тесно переплетается с системой примет и поверий.
Апробация. Основные положения и результаты выпускной квалификационной работы представлены в докладах и выступлениях на конференциях:
- XLIX Международная научная конференция «Студент и научно-технический прогресс» (г. Новосибирск, 2011);
- Научно-практическая конференция «Лаврентьевские чтения, посвященные 110-летию со дня рождения академика М.А. Лаврентьева» (г. Якутск, 2011);
- Общеуниверситетская научная конференция студентов «Аммосов - 2011» (г. Якутск, 2011);
- Всероссийская научно-практическая конференция «Филология и образование: от Ломоносова до наших дней» (г. Якутск, 2011);
- Научно-практическая студенческая конференция СВФУ ФЛФ «Филологические науки в XXI веке» (г. Якутск, 2011);
- Научно-практическая конференция «XVI Лаврентьевские чтения» (г. Якутск, 2012);
- Международная научная конференция «Студент и научно-технический прогресс» (г. Новосибирск, 2013);
- Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2017» (г. Москва, 2017);
- 55-я международная научная конференция «МНСК- 2017» (г. Новосибирск, 2017);
- Международная научная конференция «Эпическое наследие народов мира: традиции и этническая специфика» в рамках Второго международного эпического форума «Эпосы народов мира на Земле Олонхо» (г. Якутск, 2017);
- Научно-практическая студенческая конференция СВФУ ФЛФ «Филологические науки в XXI веке» (г. Якутск, 2018).
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В работе на материале полевых исследований, зафиксированных в трудах И.А. Худякова, А.Е. Кулаковского, А.А. Попова и др., описана устная снотолковательная традиция якутов.
Суеверия, предрассудки, поверья, вера в приметы являются неотъемлемой частью наивной картины мира - древней системы вненаучного знания человека.
Отражая наиболее актуальные для человека смыслы, связанные с повседневным трудом, состоянием здоровья, межличностными отношениями, исполнением желаний, корпус сновидений является антропоцентричным по своей сути. Мировидение каждого народа носит индивидуальный характер и определяется развитием истории этноса, географическим положением, верованиями и многими другими факторами. Снотолкования являются неотъемлемой частью национальной языковой картины мира, отражают особенности деятельности, сознания и мышления носителей данной культуры.
В якутской культурной традиции в снах видели некий способ общения с потусторонним миром. Сон рассматривался как явление, родственное смерти, но смерти не как небытия, а как инобытия; сон противопоставлен яви.
Статистический анализ показал, что большая часть слов- символов сонника являются именами существительными, которые мы распределили на девять лексико-семантических групп: явления природы; животные; растения; человек; части тела; религиозные понятия, обряды; одежда; жилищные постройки, предметы быта и орудия труда; продукты питания. Глаголы как ключевые единицы сонника обозначают психофизиологическое действие и состояния; элементарные действия; глаголы движения и глаголы, связанные с хозяйственно-бытовой работой.
В якутском соннике встречаются названия уникальных артефактов культурного наследия - чорон, сэргэ и др., в то время как универсальные символы относятся в основном к явлениям природы - уот'огонь', уу'вода', кун'солнце' и др.
Снотолкование рассматривается как культурный текст (в широком семиотическом смысле), в котором проявляются различные направления ассоциативной обработки обыденным сознанием символов народной культуры. Так, выбранные для исследования номинации, выступая как знаки сна, нередко получают интерпретацию на основе присущей им общекультурной символики.
Снотолкование отражает различные виды ассоциативных сближений предметов, явлений «сновиденческой» реальности и окружающей человека действительности: универсальная техника интерпретации знаков сна базируется на различных видах ассоциирования. Продуктивным в этом плане явилось рассмотрение снотолкования как ассоциативной структуры, организованной по принципу стимул-реакция (стимулом выступает словесный символ, обозначающий элемент сновиденческой «реальности», а реакцией - его ассоциативная интерпретация в данной культуре).
Связь между знаком-символом и результатом его появления строится на разных принципах символической интерпретации: метафоре, обратном толковании, метонимии, сходстве, тождестве, культурных коннотациях ключевого слова; толкования сновидений вербализуют культурную информацию.
Мистичность сна и двойственность его смысла, придающая ряду предметов и действий, фигурирующих во сне, знаково-символическое значение, формируют тексты толкования снов - сонник - в виде особого жанра, схожего с такими малыми фольклорными жанрами, как гадания, предсказания, загадки, пословицы и поговорки.
Сновидения в традиционных сообществах обусловлены определённой культурной моделью сновидений, детерминирующей индивидуально-психологический опыт и представляющей собой замкнутую систему, нацеленную на поддержание традиции. Характерно, что в якутском соннике из зоономинаций чаще упоминается названия коней и коров как двух основ хозяйственно-экономического уклада жизни народа саха. Встречаются названия зверей, которые связаны с пушным промыслом - соболь, белка, горностай, заяц.
Формирование ключевых для культуры символов происходит на базе и в тесной связи с особо семиотическими зонами лексической системы, в которых язык и культура образуют единый структурно-семантический континуум. Закономерности и особенности функционирования символов снов создают базу для теоретического осмысления феномена сновидения в контексте других жанров фольклора и, в целом, культуры.
Изучение механизма якутского народного сонника находится еще на первоначальной стадии. Наша работа - один из первых опытов реконструкции устного народного сонника якутов. Как в этимологии каждое отдельное слово требует специальной штудии, так и в народном соннике каждый знак-символ нуждается в отдельном рассмотрении.
1.1. Кулаковский, А.Е. Научные труды / А.Е. Кулаковский. - Якутск: Кн. изд, 1979. - 484 с.
1.2. Попов, А.А. Материалы по истории религии якутов Вилюйского округа / А.А. Попов // Сб. МАЭ. Т. 11, М. - Л., 1949. - 296-298.
1.3. Худяков, И.А. Краткое описание Верхоянского округа / И.А. Худяков. - Ленинград: Наука, 1969. - 437 с.
2. Литература
2.1. Аркадьев, П.М. Полисемия названий головы в славянских и германских языках в типологическом и историческом аспекте / П.М. Аркадьев // Московский лингвистический журнал. - М., 2002. Т. 6. № 1. - 53-80 с.
2.2. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов /
А.Н. Афанасьев. - М.: Современный писатель, 1865. Т.1. - 792 с.
2.3. Балов, А. Сон и сновидения в народных верованиях / А. Балов // Живая старина, 1891. №4. - 208-213 с.
2.4. Берстенев, Г.И., Цветкова, А.А. Портрет сновидца: к проблеме языка как знаковой системе сновидений / Г.И. Берстнев, А.А. Цветкова // Слово.ру: Балтийский акцент. - Калининград: ФГАОУ ВО БФУ им. И. Канта, 2013. - 7¬16 с.
2.5. Берстнев, Г.И. Лингвистика и толкование сновидений у К.Г. Юнга: открытие метода / Г.И. Берстнев. - Калининград: ФГАОУ ВО БФУ им. И. Канта, 2013. - 21¬30 с.
2.6. Болотнова, Н.С. К вопросу о декодировании поэтического текста / Н.С. Болотнова // Вопросы стилистики: Межвузовский сборник научных трудов. - Саратов, 1992. №24 - 38-46 с.
2.7. Большой толковый словарь якутского языка: в 15 т. Т VI: Буквы Л, М, Н / Под ред. П.А. Слепцова. - Новосибирск: Наука, 2009. - 519 с.
2.8. Большой толковый словарь якутского языка: в 15 т. Т XI: Буква Т / Под ред. П.А. Слепцова. - Новосибирск: Наука, 2014 - 528 с.
2.9. Валенцова, М.М. Полесская традиция о сновидениях / М.М. Валенцова // Сны и видения в народной культуре. - М.: РГГУ, 2002 - 44-54 с.
2.10. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языков / пер. А.Д. Шмелева. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 780 с.
2.11. Веселова, И.С. Структура рассказов о снах / И.С. Веселова // Сны и видения в народной культуре. - М.: РГГУ, 2002 - 171-180 с.
2.12. Габышева, Л.Л. Семантические особенности слова в фольклорном тексте (на материале якутского олонхо): дис. канд. филол. наук. - М., 1986. -
120 с.
2.13. Габышева, Л.Л. Слово в контексте мифопоэтической картины мира (на материале языка и культуры якутов): дис. доктора филол. наук. - М., 2003. - 491 с.
2.14. Габышева, Л.Л. Фольклорный текст: семиотические механизмы устной памяти / Л.Л. Габышева. - Новосибирск: Наука, 2009. - 143 с.
2.15. Гоголев, А.И. Истоки мифологии и традиционный календарь якутов / А.И. Гоголев. - Якутск: изд-во ЯГУ, 2002. - 104 с.
2.16. Голева, Т.Г. Сон и сновидения в традиционной культуре коми-пермяков / Т.Г. Голева // Вестник Пермского научного центра. Культурология. - Урал: ФГБУН Пермский федер. исслед. центр Уральского отделения РАН, 2015. №4. - 54-63 с.
2.17. Голубкова, Г.А. Сонник / Г.А. Голубкова. - М.: Аст-Пресс Книга, 2005 - 518 с.
2.18. Гура, А.В. Символика тела в сновидениях / А.В. Гура // Соавянский альманах. - М.: Институт славяноведения Российской академии наук, 2016. - 339-355 с.
2.19. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль - М.: Эксмо, 2009. - 736 с.
2.20. Данчинова, М.Д. Пространство сна в устном рассказе бурят (на примере шаманских сновидений) / М.Д. Данчинова // Вестник бурятского гос. университета. Язык. Литература. Культура. - Улан-
Удэ: Бурятский гос. универ, 2017. - 54-58 с.
2.21. Дерунов, С. Материалы для народного снотолкователя. III. (Ярославской губернии) / С. Дерунов // Этнографическое обозрение, 1898. №1. - 149¬151 с.
2.22. Добровольская, В.Е. Суеверия, связанные с толкованием сновидений в Ярославской области (по материалам экспедиций второй половины 1990-х годов в Пошехонский и Переславль-Залесский районы) /
В.Е. Добровольская // Сны и видения в народной культуре. - М.: РГГУ, 2002 - 55-69 с.
2.23. Добровольская, В.Е. Суеверия, связанные с толкованием сновидений в Ярославской области (по материалам экспедиций второй половины 1990-х годов в Пешехонский и Переславль-Залецкий районы) /
В.Е. Добровольская // Сны и видения в народной культуре. - М.: РГГУ, 2002 - 55-69 с.
2.24. Емельянов, Н.В. Сборник якутских пословиц и поговорок / Н.В. Емельянов - Якутск: Якутское книж. изд-во, 1965. - 248 с.
2.25. Ефимова, Е.С. «Сон о доме» как элемент современного тюремного текста. // Сны и видения в народной культуре. - М.: РГГУ, 2002 - 271-289 с.
2.26. Живица, Е.Ю. Устная народная снотолковательная традиция (на материале рассказов о снах) /Е.Ю. Живица // Диссертация канд. филол. наук. - М., 2004. - 147 с.
2.27. Запорожец, В.В. Сны и видения как часть ясновидения / В.В. Запорожец // Сны и видения в
народной культуре. - М.: РГГУ, 2002 - 95-115 с.
2.28. Захарова, А.Е.
Архаическая ритуально-обрядовая символика народов саха (по материалам олонхо) / А.Е. Захарова. - Новосибирск: Наука, 2004. - 312 с.
2.29. Иванилов, В.М. Ассоциативный потенциал
слова как основа толкования сновидений / В.М. Иванилов // Диссертация канд. филол. наук. - Екатеренбург, 2006 - 205 с.
2.30. Иванов, В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы / В.В. Иванов, В.Н. Топров. - М.: Наука, 1965. - 246 с.
2.31. Исупов, К.Г. Культурология XX век. Энциклопедия. [Электронный ресурс] / К.Г. Исупов //
Режим доступа:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/654 - (Дата обращения: 10.05.2018 г.).
2.32. Коновалова, Н.И. Язык примет: этнокультурные стереотипы / Н.И. Коновалова // Язык. Система. Личность. Национально-культурные стереотипы сознания и их отражение в языке: Материалы докладов и сообщений Всероссийской научной конференции 25-26 апреля 2002 г. - Екатеренбург, УрГПУ, 2002. - 135 с.
2.33. Ксенофонтов, Г.В. Шаманизм / Г.В.
Ксенофонтов. - Якутск: Бичик, 1992. - 318 с.
2.34. Куприянова, Е.С. Якутский фразеологизм
саhaыл са^алан: лингвокультурологический аспект / Е.С. Куприянова // Вестник СВФУ. Языкознание. - Якутск, СФВУ им. М.К. Аммосова, 2011. Т8. №2 - 118¬123 с.
2.35. Лазарева, А.А. Невизуальное в сновидениях: толкование ощущениц и чувств / А.А. Лазарева // Вестник РГГУ. История. Филология. Культурология. Востоковедение. - РГГУ, 2017. - 50-59 с.
2.36. Ливанова, Н.Е. Сны о полетах /Н.Е. Ливанова // Сны и видения в народной культуре. - М.: РГГУ, 2002 - 116-142 с.
2.37. Лотман, М.Ю. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Стать. Исследования. Заметки. /М.Ю. Лотман. - СПб.: Искусство, 2000. - 704с.
2.38. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв / М.Ю. Лотман. - М.: Гнозис; изд-во Прогресс, 1992. - 375 с.
2.39. Лурье, М.Л. Вещие сны и их толкование / М.Л. Лурье // Сны и видения в народной культуре. - М.: РГГУ, 2002 - 26-43 с.
2.40. Ляцкий, Е. Материалы для народного снотолкователя. II. (Минской губернии) / Е. Ляцкий // Этнографическое обозрение, 1898. №1. - 139 - 149 с.
2.41. Малиновский, Б. Балома: духи мертвых на Тробрианских островах / Б. Малиновский // Избранное. Динамика культуры. - М.: РОССПЭН, 2004. - 959 с.
2.42. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2
т. / С.А. Токарев. - М.: Советская энциклопедия, 1987. Т.1 - 671 с.
2.43. Михайлова, Т.А. Осмысление инобытия в традиционной культуре (сон или видение) / Т.А.
Михайлова // Сны и видения в народной культуре. - М.: РГГУ, 2002 - 310-327 с.
2.44. Молданова, Т.А. Сновидения в культуре хантов // Этнографическое обозрение, 2006. №6 - 38-47 с.
2.45. Наднеева, К.А. Культ предков и рода одна из составляющих культурного наследия монголоязычных народов / К.А. Наднеева // Вестник Калмыцкого университета. - Элиста: ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2013. - 56¬63 с.
2.46. Небжиговская, С. Сонник как жанр
польского фольклора / С. Небжиговская //
Славяноведение, 1994. №5. - 67-74 с.
2.47. Никифоровский, Н.Я. Материалы для народного снотолкователя. I. (Витебской губернии) / Н.Я. Никифоровский // Этнографическое обозрение, 1898. №1 - 133-139 с.
2.48. Ойунская, С.П., Чехордуна, Е.П. Якутские загадки / С.П. Ойунская, Е.П. Чехордуна. - Якутск: Бичик, 2002. - 176 с.
2.49. Панченко, А.А Сон и сновидение в традиционных религиозных практиках / А.А. Панченко // Сны и видения в народной культуре. - М.: РГГУ, 2002 - 9-25 с.
2.50. Пекарский, Э.К. Словарь якутского языка: в 3 т. / Э.К. Пекарский. - С-Пб.: Наука, 2008.
2.51. Петров, А.А. О мифах вокруг нас: сновидение и миф / А.А. Петров // Вестник Омского университета. Культура. Культурология. - Омск: ФГБОУ ВО «Осмкий государственный университет им. Ф.М. Достовевского» , 2005. - 86-88 с.
2.52. Петрова, В.А. Репрезентация образа коня / лошади в традиционной культуре якутов. / В.А. Петрова // Вестник Северо-Восточного федерального университета. Этнографические науки. - Якутск: СВФУ им. М.К. Аммосова, 2013. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/reprezentatsiya-obraza- konya-loshadi-v-traditsionnoy-kulture-yakutov- (Дата обращения: 10.05.2018 г.).
2.53. Петрова, В.А. Эпическая традиция эвенов в контексте духовной культуры и быта кочевого народа / В.А. Петрова // Диссертация канд. истор. наук - Москва,2014. - 276 с.
2.54. Проничева, И.А. Вербализация культурных коннотаций в толкованиях сновидений (на материале сонников) / И.А. Проничева // Диссертация канд. филол. наук - Елец, 2011. - 187 с.
2.55. Рабинович, Е.И. Сны Пробужденных: сон и сновидения в культуре, религии, политике Тибета: монография / Е.И. Рабинович. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2013. - 200 с.
2.56. Разумова, А.И. Ониромантическая символика брака, рождения, смерти в современных устных традициях / А.И. Разумова // Сны и видения в народной культуре. - М.: РГГУ, 2002 - 290-309 с.
2.57. Романов, Е. Опыт белорусского народного снотолкователя / Е. Романов // Этнографическое
обозрение, 1889. №3 - 54-72 с.
2.58. Садова, Т.С. Народная примета как текст: лингвистический аспект / Т.С. Садова // Диссертация док. филол. наук - СПб, 2004 - 373 с.
2.59. Серошевский, В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования / В.Л. Серошевский. - М: Наука, 1993. - 736 с.
2.60. Содномпилова, М.М., Нанзатов, Б.З. Зооморфный код в контексте этногенетических связей: лиса в традиционных представлениях монгольских народов / М.М. Содномпилова, Б.З. Нанзатов // Известия Иркутского гос. университета. Геоархеология. Этнология. Антропология. - Иркутск: Иркутский гос. универ., 2016. Т.15 - 48-63.
2.61. Тарабукина, А.В. Видения в духовной беседе / А.В. Тарабукина // Сны и видения в народной культуре. - М.: РГГУ, 2002 - 261-270 с.
2.62. Телия, В.Н. Первоочередные задачи и методологические проблемы исследования фразеологического состава языка в контексте культуры / В.Н. Телия // Фразеология в контексте культуры. - М.: Школа «Яз. рус. культуры», 1999. - 13-24 с.
2.63. Токарев, Г.В. Концепт как объект лингвокультурологии (на материале репрезентаций концепта «Труд» в русском языке). Монография. / Г.В. Токарев. - Волгоград: Перемена, 2003. - 213 с.
2.64. Толстая, С.М. Иномирное пространство сна / С. М. Толстая // Сны и видения в народной культуре. Традиция. Текст. Фольклор. Типология и семиотика. М., 2002.
2.65. Толстой, Н.И. Очерки славянского язычества / Н.И. Толстой. - М.: Индрик, 2003. - 624 с.
2.66. Толстой, Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике / Н.И. Толстой. - М.: Индрик, 1995. - 509 с.
2.67. Успенский, Б.А. Избранные труды. Семиотика истории. Семиотика культуры / А.А. Успенский - М.: Издательство «Гнозис», 1994. Т.1. - 432 с.
2.68. Ушницкая, Н.В., Романова, Е.Н. Сны в
сакральной культуре якутов: первопраздник и первый шаман / Н.В. Ушницкая, Е.Н. Романова // Научный электронный журнал Меридиан. Фолькл 2016. Режим доступа: http://meridian-journal.ru/articles/snyi-v-
sakralnoy-kulture-yakutov-pervoprazdnik-i-pervyiy-shaman/ - (Дата обращения: 10.05.2018 г.).
2.69. Христофорова, О.Б. Логика толкований.
Фольклор и моделирование в архаических культурах [Электронный ресурс] /О.Б. Христофорова // Чтения по истории и теории культуры. - М.: РГГУ, 1998. №25. Режим доступа:
http://www.ruthenia.ru/folklore/hristoforova7.htm- (Дата обращения: 10.05.2018 г.).
2.70. Христофорова, О.Б. Мифологический, религиозно-мистический и культурно-психологический аспекты. / О.Б. Христофорова // Сны и видения в народной культуре. - М.: РГГУ, 2002. - 382 с.
2.71. Цветкова, А.А. Образы сновидений и символические формы культуры / А.А. Цветкова // Слово.ру: Балтийский акцент. - Калининград: ФГАОУ ВО БФУ им. И. Канта, 2013. - 53-62 с.
2.72. Шитакова, Н.И. Особенности функционирования сновидения в творчестве В. Набокова и Г. Газданова: сон как одна из реализаций воплощения истинной реальности / Н.И. Шитакова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2013. №4 (22): в 2-х ч. Ч 1 - 221-224 с.
2.73. Школдина, А.М., Тимофеев, П.Т. Снотолковательная традиция Верхнего Дона (на материале международных экспедиций Донну 2001¬2011 гг.). [Электронный ресурс] / А.М. Школдина, П.Т. Тимофеев // Режим доступа: http://jvestnik- sss.donnu.edu.ua/article/viewFile/1380/1409- (Дата обращения: 10.05.2018 г.).
2.74. Энциклопедический словарь по
психологии и педагогике. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
ttps://psychology_pedagogy.academic.ru/12178/- (Дата обращения: 10.05.2018 г.).
2.75. Юнг, К.Г. Психологические подтипы / К. Г. Юнг. - СПб.: Азбука, 2001. - 538 с.
2.76. Якушкина, Е.И. Народный сонник из Каргополья / Е.И. Якушкина // Живая старина - 1999. №2 - 29-30 с.