ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И СИЛОВЫХ СТРУКТУР. 7
1.1 Определение понятия стабильность 7
1.2 Теоретические основы изучения политической стабильности 11
1.3 Определение понятия "силовые структуры" 16
ГЛАВА 2. СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА 22
2.1 Участие силовых структур в политическом процессе 22
2.2 Политическая стабильность в демократическом и недемократическом
режимах 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Силовые структуры являются важнейшей составляющей любого государства в обеспечении безопасности границ, защите гражданских лиц, конституционного строя. В зависимости от политического режима и территориально-государственного устройства, силовые структуры будут различаться в функциональном и институциональных аспектах. Государство, которое будет развивать данный институт, способно снизить степень влияния негативных факторов, оказываемых на политическую систему.
Возникновение и становление многих государств было связано с ролью силовых структур, обеспечивающих высокий уровень авторитета и легитимности правящему режиму.
Значение данной работы связано с рассмотрением силовых ведомств в структуре государственной системы. Отражена специфика данного института в осуществлении властных полномочий. Работа построена на основе исторического анализа возникновения институционального оформления силовых структур, что позволяет достаточно полно оценить аспекты становления, развития и роли в политическом процессе.
Также в свою очередь рассмотрение роли силовиков связано с вниманием к данной проблеме высших должностных лиц государства, в частности, В.В. Путина, подчеркнувшего необходимость для страны развивать силовые структуры. 22 февраля 2012г., пребывая в должности премьер-министра, заявил: «речь не идёт о милитаризации российского бюджета. По сути, средства, которые мы выделяем, - это «плата по счетам» за те годы, когда армия и флот хронически недофинансировались, когда практически не осуществлялись поставки новых видов вооружений. В то время как другие страны последовательно наращивали свои «военные мускулы». Степень научной разработанности проблемы. В литературе, посвященной роли силовикам, отражены различные аспекты их деятельности в обеспечении стабильности. Данная проблема получила широкое распространение не только в отечественной, но и западной литературе.
Первую группу составляют труды, в которых рассматриваются вопросы определения понятия, общей характеристики силовых ведомств, сектора безопасности. Можно выделить работы Лабуша Н.С., Петрова Д.Е., Грина О. Труды данных исследователей позволяют понять теоретические аспекты, связанные с вопросами определения вышеперечисленных понятий.
Во второй группе работ освещены исторические аспекты формирования силовых структур как института, и рассмотрены вопросы, связанные с их участием в политическом процессе. Здесь стоит выделить Дубровского В.А., Туровскую А. А. Добровольского A.M. Исследования данных авторов выявляют значение силовых структур в государственной системе.
Отдельно стоит посвятить внимание работам, связанным с раскрытием такой сложной категории как политическая стабильность. Работы Медведева Н. П., Мингариева Ф.К., Ковалевского А.А., Гришина О.Е. Локосова В.В. полно характеризуют суть явления. Достижением исследователей считается определение его значения в точных параметрах: рассмотрение факторов обусловленности и вычленение существенных признаков.
Объектом данной выпускной работы является политическая стабильность в государственных системах.
Предметом исследования - функционирование силовых структур в рамках политической системы. Основная цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении функций и задач силовых структур по защите политического режима Для достижения поставленной цели необходимо решение нескольких исследовательских задач:
1. Раскрыть содержание понятия политическая стабильность
2. Идентифицировать субъектов, относящихся к силовым структурам
З. Охарактеризовать процесс взаимодействия государства и силовиков
4. Проанализировать значение силовых структур для государства
5. Выявить особенности поддержания политического порядка в демократическом и недемократическом режимах
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили работы отечественных и зарубежных исследователей, рассматривающих аспекты институционализации, функционирования силовых структур в политической системе, также определивших специфику содержания понятия политическая стабильность.
Методологической базой исследования являются системный и структурно-функциональный подходы.
В структурном плане работа состоит из введения, двух глав: первая разделена на три параграфа, вторая на один параграф, заключения и списка литературы.
Исследование роли государственных инструментов показывает, что силовые и не силовые методы поддержки режима являются важной составляющей к сохранению политического режима.
Существование силовых структур и осуществлением ими действий по защите действующей власти и системы обусловлено необходимостью выполнения следующих задач: обеспечением финансирования данных структур, развитием новых силовых ведомств. Они являются главной опорой государственной власти.
В работе представлен анализ многочисленных трактовок политической стабильности в концептуальном аппарате политологии, который позволяет сделать следующие выводы: во-первых, отсутствие общепринятой трактовки, обуславливает сложную структуру данного явления, во-вторых, обеспечение развитой системы, где будут эффективно функционировать общественные, экономические и политические институты создадут предпосылки к созданию не только мощного силового блока, но и стабильного политического режима.
Основная цель данной работы заключалась в выявлении функций и задач силовых структур по защите политического режима.
Силовые структуры - это политические институты общества, в которых, так называемые силовики, имея оружие, обеспечивают безопасность жизни людей и государственного строя.
Говоря о России, в нашей стране представлен широкий спектр силовых ведомств. Переходный режим к демократии и исторические традиции определяют повышенное внимание к данным институтам. Также, присутствие во власти значительной доли людей из силовых структур выделяет его в качестве главной политической силы страны.
Стоит отметить, что, при недостаточно эффективной институциональной системе, силовой блок играет определяющий фактор в обеспечении политической стабильности.
Подводя итог к исследованию, помимо возможных опасных внутренних очагов для дестабилизации государственной системы, стала актуальной задачей любого государства - защита от терроризма. Комплексное развитие силовых структур: армии и внутренних подразделений - это будущее для долгого существования страны. Таким образом, данная проблема политической науки является значимой как в теоретическом, так и в практическом плане.
1. Абдуллаев Э. Позывной - «Кобра». М., — 1997. — С. 244-245.
2. Анохин М. Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость: (Теоретико-прикладной анализ). — М., — 1996. — 304 с.
3. Ахмедов В.М. Армия и власть на Ближнем и Среднем Востоке в эпоху глобализации и модернизации. — Аналитический доклад. — Центр ближневосточных исследований МГИМО(У)
4. Волгин A.M. Об армии. — СПб., — 1907. — С. 52-55
5. Гаджиев Х.А. Обеспечение и поддержание политической стабильности в обществах переходного типа.//Альманах современной науки и образования. — №3. — 2016. — С.32-34.
6. Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. — 1991— № 7— С. 30.
7. Гидденс Э. Социология. М., — 2005. — С. 268
8. Гонцов К.В. Проблема многофакторности социально политической стабильности общества в современном научном дискурсе.// Журнал «Политический вектор» - М.Комплексные методы современной политики. — 2014г—;№2; — С.49-56.
9. Гришин О. Е. Политическая стабильность: понятие, факторы, инновации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. — Вопросы теории и практики. — 2015—. №6-1. — С.51-54.
10. Губанов А.В., Зубов КН. Полицейское право: Полиция государств дальнего зарубежья и международное полицейское сотрудничество.— Ч. 1. — Омск, 2000. — С. 7-17.
11. Добровольский A.M. Армия и политика // Какая армия нужна России? Взгляд из истории. Российский военный сборник. — Выпуск 9. М., — 1995. — С. 242
12. Дубровский В.А. Армия и политика // Известия Саратовского университета. Новая серия. — 2009. — Т. 9. — Серия Социология. Политология. Выпуск 2. — С. 105-109
13. Климов А.А. Деятельность внутренних войск МВД СССР по обеспечению общественной безопасности на территории Западной Украины в 1944-1953 гг. // Сборник научных статей адъюнктов Военного университета. М., — 2005. № 8. — С. 51-57.
14. Ковалевский А.А Сущность и факторы стабильности политической системы.//Вестник СевНТУ2010. — Вып.11. — С.63-66
15. Круговая Е.Г. «Чёрные полковники» в Греции 1967-1974 гг. // Новая и Новейшая история. — 2001. — № 3. — С. 64-80
16. Крыштановская О. О силовиках во власти. Интервью «Новой газете»//Новая газета. — 2014. — 30 августа.
17. Макиавелли Н. Жизнеописание, мировоззрение, цитаты. — СПб. — Вектор, 2006.
18. Медведев Н. П. Стабильность политической системы: теория и Российская практика // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. — 2007. — №17. — С.63-71
19. Мингариев Ф. К. Социальная трансформация и политическая стабильность // Армия и общество. — 2007. — №3— С.43-47.;
20. Петров Д.Е. Политическая ресурсность силовых структур современной России: автореф. канд.полит.наук : 23.00.02 — Саратов., — 2012. — С. 3-197
21. Савин С.Д. Политическая стабильность в изменяющемся обществе: дис. канд. соц. наук / С.Д. Савин. — Спб., — 2003. — 195 с.
22. Сумбатян Ю.Г. Роль армии в политической структуре Африки // Азия и Африка сегодня. — 1998. — №11.
23. Сумбатян Ю.Г., Рощупкин В.Т. Роль армии в политической жизни латиноамериканских стран // Латинская Америка. — 1999. — № 1.
24. Трегубов Н.А Политическая система: принципы функционирования, условия стабильности, механизм трансформации // Вестник ЮУрГУ. — Серия: Социально-гуманитарные науки. — 2008. — №6. — С.108-111.
25. Туровская А.А. К вопросу об основных концепциях роли армии в государстве // Вестник МГИМО. — 2012. — №3. — Стр. 203-208.
26. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем [Текст].-М.:«МЫСЛЬ», 1978. — C.272
27 Чещевик А. Сидорчук И. Теория и практика политической стабильности. Журнал «Беларуская Думка».// 2011. №5. С.32-37.
28. Greene О. Security Sector Reform, Conflict Prevention and Regional Perspectives. A Discussion Paper for Whitehall Policy Seminar on Security Sector Reform (London, 9 January 2003) // Journal of Security Sector Management. — March 2003. — Volume 1, Number 1. P 2.
29. Huntington S.P. Political order in changing societies. - New Haven; L.: Yale univ. press, — 1968. - 488 p
30. Janowitz M. Military institutions and coercion in the developing nations: an essay in comparative analysis. — Chicago, 1977
Издания на электронных носителях
31. Гришин О. Е. Политическая стабильность: понятие, факторы, инновации // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. №6-1.С.51-54.;, В.В. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://ecsocman.hse.ru/data/948/712/1217/010LOKOSSOV
32. Гуц, А. К. Глобальная этносоциология [Электронный ресурс]. - Режим до ступа: http: // www.univer.omsk.su/MEP/ch7st.win.htm
33. Давыдянц Д.Е.,Макеенко И.П.,Бондаренко Е.А. К определению понятий «равновесие», «устойчивость», «стабильность», «стационарность» // Материалы Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса, Ставропольский технологический институт сервиса (филиал).Режим доступа: http://old.stis.su/stv_files/downloads/science/Davidanc.pdf»