Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Жанр «сна» в истории отечественной журналистики XVIII - XIX вв. (на примере текстов А.П. Сумарокова, М.Е. Салтыкова - Щедрина)

Работа №57981

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

журналистика

Объем работы69
Год сдачи2016
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
356
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Появление и эволюция жанра «сон» в российской журналистике
1.1 Политическая и социальная жизнь Российской Империи с 50-х гг.
XVIII в. до конца 70-х гг. XIX века 6
1.2 Жанр и прием сна в отечественной публицистике второй половины
XVIII века - 1800-1870-х гг. XIX века
Глава II. Характеристика журналистских текстов со второй половины XVIII в. до конца 70-х гг. XIX в.
2.1 «Сон» как жанр в творчестве А.П. Сумарокова и В.А. Жуковского, А.А. Бестужева
2.2 Использование «сна» как сатирического приема в сочинениях М.Е.
Салтыков-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Н.Г. Чернышевского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58

Сухость изложения материала и ярко выраженная фактологичность не являлись основополагающими свойствами как российской, так и европейской журналистики вплоть до появления первых информационных агентств в конце 60-х годов XIX века. Главными функциями этого газетных и журнальных произведений, с момента возникновения русской периодической печати и до начала разночинского освободительного движения в России, являются комментарийно-оценочная и гедонистическая. В то время как основной целью - не демонстрация бездушных фактов, но их оценка, призванная воздействовать на адресата и формировать мнение аудитории относительно какой-либо реалии действительности. Доказательством данного тезиса служит тот факт, что ряд печатных изданий, произведенный на свет за двумя титанами ранней отечественной периодики - газетами «Куранты» и «Ведомости», - специализировался, преимущественно, на материалах публицистического характера. Эта тенденция объяснялась тем, что журналистика в XVIII веке еще не сформировалась как институт, в соответствии с чем функционировала в качестве открытой площадки для полемики среди именитых политиков, писателей, радикалов и консерваторов, ученых и литературных критиков.
Ранняя отечественная журналистика как способ литературно - публицистической деятельности в газетах и журналах, с начала XVIII и вплоть до конца 60-х годов XIX века, породила огромное количество ярких литераторов, способных не только отразить факт, но и дать ему грамотную оценку. Такими литераторами стали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Н.И. Новиков, Н.М. Карамзин, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, братья Достоевские, Д.И. Писарев и пр. Развивая журналистику в традициях публицистического начала, эти авторы обращались к литературным жанрам и приемам для достижения художественно - эстетического эффекта. Особое внимание уделялось жанру «сна», который впоследствии превратился в публицистический прием и стал излюбленным методом у русских сатириков.
Актуальность выбранной темы объясняется слабой разработанностью эмпирической базы. Материалы, касающиеся темы эволюции литературного жанра внутри относительно нового вида литературной деятельности имеют тенденцию к обобщению. Лишь небольшое количество исследований посвящено детальному анализу журналистских произведений с целью проследить развитие онирического жанра на протяжении длительного времени.
Степень изученности темы является достаточно обширной. К данной теме обращались А.Д. Тараканова, А. Свентоховский, А.Н. Андреев, А.Н. Безруков и Д.С. Лихачев, Д.П. Николаев, Н.Ф. Денисюк. Исторический контекст отслеживали А.С. Бушмин, Б.И. Есин, Т.А. Бахор, Б.И. Кузнецов, А.С. Орлов, В.А. Георгиев. Научная статья А.Д. Таракановой «Русская литературная утопия второй половины XVIII века» и О.А. Корниенко «Сновидение как литературный прием (на материале романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)», а также книга А. Свентоховского «История утопий. От Античности до конца XIX века» легли в основу теоретической части работы. Работа М. Дынник «Сон, как литературный прием» была использована в качестве теоретической базы исследования. Мы обращались к энциклопедии, составленной под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина и др. «Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов». Также мы обращались к работе В.В. Савельевой под названием «Художественная гипнология и Онейропоэтика русских писателей».
Также была проанализирована диссертация О. Ю. Славиной «Поэтика сновидений: На материале прозы 1920-х гг.».
Объектами исследования является жанр «сна» в журналистике 50-х гг. XVIII в. до конца 70-х гг. XIX века, его эволюция и трансформация.
Предметом исследования является анализ журналистских материалов, посвященных теме «сна» в журналистских произведениях, созданных за период существования Российской Империи.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить и проанализировать журналистские материалы, посвященные этой теме с точки зрения наличия в них «сна» как жанра, а затем как приема.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить исследования, посвящённые данной теме.
2. Проанализировать, как «сон» используется в произведениях российских публицистов в XVIII, а затем в XIX веках.
3. Выявить особенности использования «сна» как жанра, а затем как приема на примере произведений А.П. Сумарокова и В.А. Жуковского, А.А. Бестужева, М.Е. Салтыков-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Н.Г. Чернышевского.
Основой эмпирического материала послужили публицистические произведение перечисленных выше авторов.
Ведущими методами исследования послужили описание и аналогия, т.к. в данной исследовательской работе были представлены примеры использования «сна» в журналистских произведениях на протяжении конкретного промежутка времени, а также выявлены сходства между ними. Также мы сравнили использование «сна» в качестве жанра и в качестве приема, на основании чего были сделаны выводы.
Структура работы. Состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении определены актуальность, степень изученности темы, объект, предмет, цели, задачи и методы исследования. В первой главе рассматривается политическая и социальная жизнь Российской Империи с 50-х гг. XVIII в. до конца 70-х гг. XIX века, а также появление жанра «сна» в российской периодике и его эволюция в сатирический прием. Во второй главе рассматриваются журналистские материалы по данной теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для современного человека сон почти утратил мистическое значение. Озабоченные личными или производственными проблемами, мы едва ли станем прибегать к тому способу их разрешения, какой с успехом практиковал знаменитый изобретатель Томас Эдисон [13, С.302].
Появления более пространных и многоплановых исследований в данной области можно ожидать уже в недалеком будущем, коль скоро так стремительно и обнадеживающе снята многолетняя блокада мертвящей, безбожной идеологии — идеологии тоталитаризма, догматики, мрачного единомыслия, псевдонаучности, дурно или превратно понятого «материализма» и скверно (воистину «не по Гегелю») усвоенной диалектики [13, С.301].
Жанр «сна» имеет право относиться к сатирическим жанрам, поскольку выполняет функции, наложенные на сатирические жанры. Иначе говоря, тексты, выполненные в жанре «сна», призваны обличать пороки, раскрывать психологизм гражданина государства, где превалирует неверная идея, демонстрировать духовный катарсис как путь к осознанному существованию. Во многом «сон» в художественных произведениях мировой литературы являет собой мысли персонажей и реакцией их бессознательного на общественные процессы. Авторы используют его, чтобы доказать тезис, лаконично высказанный Л. Н. Толстым «Берегитесь своих мыслей. Они - начало поступков».
Жанр «сна» является производной жанра «утопии» и используется для того, чтобы погрузить объект повествования в условия, диаметрально противоположные привычным, для сравнения «реального» и «идеального», а также рефлексией над способами реализации «идеального».
Эволюционировавший жанр «сна» становится сатирическим приемом обличения, тяготеющим к еще большей рефлексии над происходящими событиями. Это хорошо прослеживается в произведениях Салтыкова-Щедрина. Классовое неравенство в обществе автор выражает посредством героев - антагонистов, которые являются типичными героями в типичных обстоятельствах. Тексты реалистического характера в большой степени психологичны и нацелены на обратную связь с читателем. Автор призывает задуматься о том, что возможные нормы, принятые группой людей, не совсем адекватны при ближайшем рассмотрении.
Сновидение есть метафора, контекстуализирующая аффект (Хартманн). Метафора бесконечно изменчива, но аффект сравнительно постоянен. Он пускает в действие метафору и руководит движением к пониманию. Посредством бессознательного мышления, прежде всего сгущения, сон находит ориентиры среди бесчисленных дезориентирующих тревог сознательного ума, фокусируя внимание на самом важном [44, С.147-170].



1. Зюмтор П. «Опыт построения средневековой поэтики» СПб., 2002, с. 92.
2. Дынник М. «Сон, как литературный приём» // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина и др. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. — Т. 2.
3. Гринберг М.С., Успенский Б.А. «Литературная война Тредиаковского и Сумарокова в 1740-х- начале 1750-х годов» М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2001. - 133 с.
4. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. «История России»: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. / И90. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.— 520с.
5. Западов А.В. «История русской журналистики XVIII-XIX веков»: 3-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 1973. — 520 с.
6. Есин Б. И. История русской журналистики (1703 - 1917). - М.: Наука, 2000. - 370 с.
7. Соловьев Г., Птушкина Л. «Салтыков - Щедрин М. Е. в русской критике»: Государственное издательство художественной литературы, 1959. - 617 с.
8. «Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов» под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского: электронная версия -http://feb-web.ru/
9. Руднев В. «Культура и сон»: научная статья, Даугава, 1990. - N3
10. Славина О. Ю. «Поэтика сновидений / на материале прозы 1920-х годов»: диссертация, Санкт - Петербург, 1998 г. - http://cheloveknauka.com/
11. Нечаенко Д. А. «Сон, заветных исполненный знаков: Таинства сновидений в мифологии, религии и художественной литературе»: Москва: «Юридическая литература», 1991 г. - 304 с.
12. Нечаенко Д.А. «Формирование жанра сна в прозе Лескова: на стыке традиций»: Орел: «Ученые записки научного университета» - научный журнал, 2011 г.
13. Свентоховский А. «История утопий. От Античности до конца XIX века»: Москва: Либроком, Изд. 2-е. 2012. — 427 с.
14. Зюмтор Поль «Опыт построения средневековой поэтики»: Санкт - Петербург, 2002, с. 92
15. Лотман Ю. М. «Культура и взрыв»: Москва: Гнозис; Издательская группа «Прогресс», 1992. — 272 с.
16. Тимофеев В. П. «Другое слово о полку Игореве». — Москва: Вече, 2007. — 432 с.
17. Крылов И. А. «Комментарии к «Почте духов» в Полном собрании сочинений в 3 т.» Москва: ГИХЛ, 1945
18. Борхес Х. Л. «Письмена Бога»: Москва: Республика, 1997 [Электронная версия]
19. Ремизов А. М. «Собрание сочинений в 10 - ти томах» Т. 7. - Москва: Русская книга, 2002
20. Мочульский К.В. «А. Блок. А. Белый. В. Брюсов» Москва: Республика, 1997
21. Ходасевич В.Ф. «Державин»: Москва: Современник, 1988
22. Грибоедов А.С. «Полное собрание сочинений в 3-х томах» Т.3. - Санкт-Петербург: Нотабене, 2006
23. Тараканова А. Д. «Русская литературная утопия второй половины XVIII века»: Научная статья: Ученые записки Казанского университета, 2009
24. Фуэнтес Ф. «Утопия» Мир Просвещения. Исторический словарь / Под ред. В. Ферраса, Д. Роша. - Москва: Памятники ист. мысли, 2003. - 668 с.
25. Артемьева Т.В. «От славного прошлого к светлому будущему: Философия истории и утопия в России эпохи Просвещения»; Санкт-Петербург: Алетейя, 2005. - 496 с.
26. Живов В.М. «Государственный миф в эпоху Просвещения и его разрушение в России конца XVIII в.» Москва: Школа «Языки русской культуры», 1996. - Т. IV, 685 с.
27. Сахаров В.И. «Миф о золотом веке в русской масонской литературе XVIII столетия»: Вопросы литературы. - 2000. - № 6
28. Сумароков А.П. «Сон. Счастливое общество»: Русская литература XVIII века. 1700-1775: Хрестоматия. - Москва: Просвещение, 1979
29. Гуковский Г. А. «Русская литература XVIII века»: Москва: Аспект Пресс, 2003. - 453 c.
30. Стенник Ю. В. «Русская сатира XVIII века» Санкт-Петербург: Наука, 1985. - 363 с.
31. Ожегов С. И. «Словарь русского языка» Москва: Русский язык, 1988. - 750 с.
32. Свентославский В. В. «Каталог утопий» Москва, 1923. - 192с.
33. Ленин В.И. Полное собр. соч. Изд. 5, т. 20, с. 174.
34. «Дневник Д. А. Милютина»: Ред. и примеч. П. А. Зайончковского, т. 3, 400 с.
35. «Новороссийский телеграф», Одесса, 1881, 24 февраля, № 1827
36. Сыромятников С.Н. «Опыты русской мысли» Санкт-Петербург, Кн. 1, 1901- 457 с.
37. Ковалевский П.И., С. Н. Сыромятников, А. М. Михайлов «Наши враги: Очерки» Санкт-Петербург, 1915 - 369 с.
38. Даниленко В. П. «Главные добродетели в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина»: «Вестник Иркутского государственного лингвистического университета», Выпуск № 2 (14), 2011
39. Салтыков-Щедрин, М.Е. Собрание сочинений: в 10 томах. Москва: Правда, 1988, - Т.7 458 с.
40. Достоевский Ф.М. «Полное собрание сочинений» Том 22. -Ленинград: 1981 - 657 с.
41. Достоевский Ф.М. «Полное собрание сочинений» Том 25. -Ленинград: 1983 - 701 с.
42. Донских О.А. «Странный рай Достоевского» (по мотивам «Сна смешного человека»): Критика и семиотика. - 2006. - № 9.- С.51 -77
43. Чернышевский Н. Г. «Полное собрание сочинений в 16 томах»: Москва, 1939 - 1953. Т. 4,7 - 952 с.
44. Hartmann, E. «Outline for a theory on the nature and functions of dreaming. Dreaming», 6, (1996), - 483 с.
45. Тертычный А. А. «Жанры периодической печати»: Москва, 2000- 310 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ