Жанр «сна» в истории отечественной журналистики XVIII - XIX вв. (на примере текстов А.П. Сумарокова, М.Е. Салтыкова - Щедрина)
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Появление и эволюция жанра «сон» в российской журналистике
1.1 Политическая и социальная жизнь Российской Империи с 50-х гг.
XVIII в. до конца 70-х гг. XIX века 6
1.2 Жанр и прием сна в отечественной публицистике второй половины
XVIII века - 1800-1870-х гг. XIX века
Глава II. Характеристика журналистских текстов со второй половины XVIII в. до конца 70-х гг. XIX в.
2.1 «Сон» как жанр в творчестве А.П. Сумарокова и В.А. Жуковского, А.А. Бестужева
2.2 Использование «сна» как сатирического приема в сочинениях М.Е.
Салтыков-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Н.Г. Чернышевского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Глава 1. Появление и эволюция жанра «сон» в российской журналистике
1.1 Политическая и социальная жизнь Российской Империи с 50-х гг.
XVIII в. до конца 70-х гг. XIX века 6
1.2 Жанр и прием сна в отечественной публицистике второй половины
XVIII века - 1800-1870-х гг. XIX века
Глава II. Характеристика журналистских текстов со второй половины XVIII в. до конца 70-х гг. XIX в.
2.1 «Сон» как жанр в творчестве А.П. Сумарокова и В.А. Жуковского, А.А. Бестужева
2.2 Использование «сна» как сатирического приема в сочинениях М.Е.
Салтыков-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Н.Г. Чернышевского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Сухость изложения материала и ярко выраженная фактологичность не являлись основополагающими свойствами как российской, так и европейской журналистики вплоть до появления первых информационных агентств в конце 60-х годов XIX века. Главными функциями этого газетных и журнальных произведений, с момента возникновения русской периодической печати и до начала разночинского освободительного движения в России, являются комментарийно-оценочная и гедонистическая. В то время как основной целью - не демонстрация бездушных фактов, но их оценка, призванная воздействовать на адресата и формировать мнение аудитории относительно какой-либо реалии действительности. Доказательством данного тезиса служит тот факт, что ряд печатных изданий, произведенный на свет за двумя титанами ранней отечественной периодики - газетами «Куранты» и «Ведомости», - специализировался, преимущественно, на материалах публицистического характера. Эта тенденция объяснялась тем, что журналистика в XVIII веке еще не сформировалась как институт, в соответствии с чем функционировала в качестве открытой площадки для полемики среди именитых политиков, писателей, радикалов и консерваторов, ученых и литературных критиков.
Ранняя отечественная журналистика как способ литературно - публицистической деятельности в газетах и журналах, с начала XVIII и вплоть до конца 60-х годов XIX века, породила огромное количество ярких литераторов, способных не только отразить факт, но и дать ему грамотную оценку. Такими литераторами стали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Н.И. Новиков, Н.М. Карамзин, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, братья Достоевские, Д.И. Писарев и пр. Развивая журналистику в традициях публицистического начала, эти авторы обращались к литературным жанрам и приемам для достижения художественно - эстетического эффекта. Особое внимание уделялось жанру «сна», который впоследствии превратился в публицистический прием и стал излюбленным методом у русских сатириков.
Актуальность выбранной темы объясняется слабой разработанностью эмпирической базы. Материалы, касающиеся темы эволюции литературного жанра внутри относительно нового вида литературной деятельности имеют тенденцию к обобщению. Лишь небольшое количество исследований посвящено детальному анализу журналистских произведений с целью проследить развитие онирического жанра на протяжении длительного времени.
Степень изученности темы является достаточно обширной. К данной теме обращались А.Д. Тараканова, А. Свентоховский, А.Н. Андреев, А.Н. Безруков и Д.С. Лихачев, Д.П. Николаев, Н.Ф. Денисюк. Исторический контекст отслеживали А.С. Бушмин, Б.И. Есин, Т.А. Бахор, Б.И. Кузнецов, А.С. Орлов, В.А. Георгиев. Научная статья А.Д. Таракановой «Русская литературная утопия второй половины XVIII века» и О.А. Корниенко «Сновидение как литературный прием (на материале романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)», а также книга А. Свентоховского «История утопий. От Античности до конца XIX века» легли в основу теоретической части работы. Работа М. Дынник «Сон, как литературный прием» была использована в качестве теоретической базы исследования. Мы обращались к энциклопедии, составленной под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина и др. «Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов». Также мы обращались к работе В.В. Савельевой под названием «Художественная гипнология и Онейропоэтика русских писателей».
Также была проанализирована диссертация О. Ю. Славиной «Поэтика сновидений: На материале прозы 1920-х гг.».
Объектами исследования является жанр «сна» в журналистике 50-х гг. XVIII в. до конца 70-х гг. XIX века, его эволюция и трансформация.
Предметом исследования является анализ журналистских материалов, посвященных теме «сна» в журналистских произведениях, созданных за период существования Российской Империи.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить и проанализировать журналистские материалы, посвященные этой теме с точки зрения наличия в них «сна» как жанра, а затем как приема.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить исследования, посвящённые данной теме.
2. Проанализировать, как «сон» используется в произведениях российских публицистов в XVIII, а затем в XIX веках.
3. Выявить особенности использования «сна» как жанра, а затем как приема на примере произведений А.П. Сумарокова и В.А. Жуковского, А.А. Бестужева, М.Е. Салтыков-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Н.Г. Чернышевского.
Основой эмпирического материала послужили публицистические произведение перечисленных выше авторов.
Ведущими методами исследования послужили описание и аналогия, т.к. в данной исследовательской работе были представлены примеры использования «сна» в журналистских произведениях на протяжении конкретного промежутка времени, а также выявлены сходства между ними. Также мы сравнили использование «сна» в качестве жанра и в качестве приема, на основании чего были сделаны выводы.
Структура работы. Состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении определены актуальность, степень изученности темы, объект, предмет, цели, задачи и методы исследования. В первой главе рассматривается политическая и социальная жизнь Российской Империи с 50-х гг. XVIII в. до конца 70-х гг. XIX века, а также появление жанра «сна» в российской периодике и его эволюция в сатирический прием. Во второй главе рассматриваются журналистские материалы по данной теме.
Ранняя отечественная журналистика как способ литературно - публицистической деятельности в газетах и журналах, с начала XVIII и вплоть до конца 60-х годов XIX века, породила огромное количество ярких литераторов, способных не только отразить факт, но и дать ему грамотную оценку. Такими литераторами стали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Н.И. Новиков, Н.М. Карамзин, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, братья Достоевские, Д.И. Писарев и пр. Развивая журналистику в традициях публицистического начала, эти авторы обращались к литературным жанрам и приемам для достижения художественно - эстетического эффекта. Особое внимание уделялось жанру «сна», который впоследствии превратился в публицистический прием и стал излюбленным методом у русских сатириков.
Актуальность выбранной темы объясняется слабой разработанностью эмпирической базы. Материалы, касающиеся темы эволюции литературного жанра внутри относительно нового вида литературной деятельности имеют тенденцию к обобщению. Лишь небольшое количество исследований посвящено детальному анализу журналистских произведений с целью проследить развитие онирического жанра на протяжении длительного времени.
Степень изученности темы является достаточно обширной. К данной теме обращались А.Д. Тараканова, А. Свентоховский, А.Н. Андреев, А.Н. Безруков и Д.С. Лихачев, Д.П. Николаев, Н.Ф. Денисюк. Исторический контекст отслеживали А.С. Бушмин, Б.И. Есин, Т.А. Бахор, Б.И. Кузнецов, А.С. Орлов, В.А. Георгиев. Научная статья А.Д. Таракановой «Русская литературная утопия второй половины XVIII века» и О.А. Корниенко «Сновидение как литературный прием (на материале романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)», а также книга А. Свентоховского «История утопий. От Античности до конца XIX века» легли в основу теоретической части работы. Работа М. Дынник «Сон, как литературный прием» была использована в качестве теоретической базы исследования. Мы обращались к энциклопедии, составленной под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина и др. «Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов». Также мы обращались к работе В.В. Савельевой под названием «Художественная гипнология и Онейропоэтика русских писателей».
Также была проанализирована диссертация О. Ю. Славиной «Поэтика сновидений: На материале прозы 1920-х гг.».
Объектами исследования является жанр «сна» в журналистике 50-х гг. XVIII в. до конца 70-х гг. XIX века, его эволюция и трансформация.
Предметом исследования является анализ журналистских материалов, посвященных теме «сна» в журналистских произведениях, созданных за период существования Российской Империи.
Цель исследования состоит в том, чтобы изучить и проанализировать журналистские материалы, посвященные этой теме с точки зрения наличия в них «сна» как жанра, а затем как приема.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить исследования, посвящённые данной теме.
2. Проанализировать, как «сон» используется в произведениях российских публицистов в XVIII, а затем в XIX веках.
3. Выявить особенности использования «сна» как жанра, а затем как приема на примере произведений А.П. Сумарокова и В.А. Жуковского, А.А. Бестужева, М.Е. Салтыков-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Н.Г. Чернышевского.
Основой эмпирического материала послужили публицистические произведение перечисленных выше авторов.
Ведущими методами исследования послужили описание и аналогия, т.к. в данной исследовательской работе были представлены примеры использования «сна» в журналистских произведениях на протяжении конкретного промежутка времени, а также выявлены сходства между ними. Также мы сравнили использование «сна» в качестве жанра и в качестве приема, на основании чего были сделаны выводы.
Структура работы. Состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении определены актуальность, степень изученности темы, объект, предмет, цели, задачи и методы исследования. В первой главе рассматривается политическая и социальная жизнь Российской Империи с 50-х гг. XVIII в. до конца 70-х гг. XIX века, а также появление жанра «сна» в российской периодике и его эволюция в сатирический прием. Во второй главе рассматриваются журналистские материалы по данной теме.
Для современного человека сон почти утратил мистическое значение. Озабоченные личными или производственными проблемами, мы едва ли станем прибегать к тому способу их разрешения, какой с успехом практиковал знаменитый изобретатель Томас Эдисон [13, С.302].
Появления более пространных и многоплановых исследований в данной области можно ожидать уже в недалеком будущем, коль скоро так стремительно и обнадеживающе снята многолетняя блокада мертвящей, безбожной идеологии — идеологии тоталитаризма, догматики, мрачного единомыслия, псевдонаучности, дурно или превратно понятого «материализма» и скверно (воистину «не по Гегелю») усвоенной диалектики [13, С.301].
Жанр «сна» имеет право относиться к сатирическим жанрам, поскольку выполняет функции, наложенные на сатирические жанры. Иначе говоря, тексты, выполненные в жанре «сна», призваны обличать пороки, раскрывать психологизм гражданина государства, где превалирует неверная идея, демонстрировать духовный катарсис как путь к осознанному существованию. Во многом «сон» в художественных произведениях мировой литературы являет собой мысли персонажей и реакцией их бессознательного на общественные процессы. Авторы используют его, чтобы доказать тезис, лаконично высказанный Л. Н. Толстым «Берегитесь своих мыслей. Они - начало поступков».
Жанр «сна» является производной жанра «утопии» и используется для того, чтобы погрузить объект повествования в условия, диаметрально противоположные привычным, для сравнения «реального» и «идеального», а также рефлексией над способами реализации «идеального».
Эволюционировавший жанр «сна» становится сатирическим приемом обличения, тяготеющим к еще большей рефлексии над происходящими событиями. Это хорошо прослеживается в произведениях Салтыкова-Щедрина. Классовое неравенство в обществе автор выражает посредством героев - антагонистов, которые являются типичными героями в типичных обстоятельствах. Тексты реалистического характера в большой степени психологичны и нацелены на обратную связь с читателем. Автор призывает задуматься о том, что возможные нормы, принятые группой людей, не совсем адекватны при ближайшем рассмотрении.
Сновидение есть метафора, контекстуализирующая аффект (Хартманн). Метафора бесконечно изменчива, но аффект сравнительно постоянен. Он пускает в действие метафору и руководит движением к пониманию. Посредством бессознательного мышления, прежде всего сгущения, сон находит ориентиры среди бесчисленных дезориентирующих тревог сознательного ума, фокусируя внимание на самом важном [44, С.147-170].
Появления более пространных и многоплановых исследований в данной области можно ожидать уже в недалеком будущем, коль скоро так стремительно и обнадеживающе снята многолетняя блокада мертвящей, безбожной идеологии — идеологии тоталитаризма, догматики, мрачного единомыслия, псевдонаучности, дурно или превратно понятого «материализма» и скверно (воистину «не по Гегелю») усвоенной диалектики [13, С.301].
Жанр «сна» имеет право относиться к сатирическим жанрам, поскольку выполняет функции, наложенные на сатирические жанры. Иначе говоря, тексты, выполненные в жанре «сна», призваны обличать пороки, раскрывать психологизм гражданина государства, где превалирует неверная идея, демонстрировать духовный катарсис как путь к осознанному существованию. Во многом «сон» в художественных произведениях мировой литературы являет собой мысли персонажей и реакцией их бессознательного на общественные процессы. Авторы используют его, чтобы доказать тезис, лаконично высказанный Л. Н. Толстым «Берегитесь своих мыслей. Они - начало поступков».
Жанр «сна» является производной жанра «утопии» и используется для того, чтобы погрузить объект повествования в условия, диаметрально противоположные привычным, для сравнения «реального» и «идеального», а также рефлексией над способами реализации «идеального».
Эволюционировавший жанр «сна» становится сатирическим приемом обличения, тяготеющим к еще большей рефлексии над происходящими событиями. Это хорошо прослеживается в произведениях Салтыкова-Щедрина. Классовое неравенство в обществе автор выражает посредством героев - антагонистов, которые являются типичными героями в типичных обстоятельствах. Тексты реалистического характера в большой степени психологичны и нацелены на обратную связь с читателем. Автор призывает задуматься о том, что возможные нормы, принятые группой людей, не совсем адекватны при ближайшем рассмотрении.
Сновидение есть метафора, контекстуализирующая аффект (Хартманн). Метафора бесконечно изменчива, но аффект сравнительно постоянен. Он пускает в действие метафору и руководит движением к пониманию. Посредством бессознательного мышления, прежде всего сгущения, сон находит ориентиры среди бесчисленных дезориентирующих тревог сознательного ума, фокусируя внимание на самом важном [44, С.147-170].



