ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ВЫПОЛНЯТЬ ОБЪЕМНУЮ КОМПОЗИЦИЮ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ
|
Введение
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование
проблемы формирования у младших школьников умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе
1.1. Сущность понятия “умение выполнять объемную композицию” 6
1.2. Психологические особенности обучающихся младшего школьного возраста 12
1.3. Методы и приемы формирования у младших школьников умения выполнять объемную композицию во внеучебной деятельности
Глава 2. Экспериментальная работа по
формированию у младших школьников умения выполнять объемную композицию в процессе обучения детской художественной школе
2.1. Определение исходного уровня
сформированности у младших школьников умения выполнять объемную композицию в
процессе обучения в детской художественной школе
2.2. Организация и проведение экспериментальной работы по формированию у младших школьников умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию у младших школьников умения
выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе
Заключение
Список литературы
Приложения
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование
проблемы формирования у младших школьников умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе
1.1. Сущность понятия “умение выполнять объемную композицию” 6
1.2. Психологические особенности обучающихся младшего школьного возраста 12
1.3. Методы и приемы формирования у младших школьников умения выполнять объемную композицию во внеучебной деятельности
Глава 2. Экспериментальная работа по
формированию у младших школьников умения выполнять объемную композицию в процессе обучения детской художественной школе
2.1. Определение исходного уровня
сформированности у младших школьников умения выполнять объемную композицию в
процессе обучения в детской художественной школе
2.2. Организация и проведение экспериментальной работы по формированию у младших школьников умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию у младших школьников умения
выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе
Заключение
Список литературы
Приложения
Актуальность выбранной темы обуславливается Приказом Министерства культуры Российской Федерации «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительного предпрофессионального образования», что предполагает подготовку обучающихся к дальнейшему освоению высших образовательных программ в области изобразительного искусства. Ввиду этого возникает необходимость в разработке учебной программы с учетом рекомендаций к составлению учебной программы по предмету «Лепка», на основе которой возможно формирование у обучающихся базовых знаний об объемной композиции, умений выполнять каркас и объемную композицию, а также профессиональных навыков в области лепки и работы с объемной композицией.
Значимость формирования у младших школьников умения выполнять объемную композицию определила выбор темы для нашего исследования: «Формирование у младших школьников умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования у младших школьников умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников умения выполнять объемную композицию.
Предмет исследования: условия формирования у младших школьников умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе.
Теоретический анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу: процесс формирования у младших школьников умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе будет протекать успешно, если:
- формировать знания об объемной композиции через использование ИКТ;
- формировать умение выполнять каркас через использование наглядных методов обучения;
- формировать умение выполнять объемную композицию через организацию работы в парах и индивидуальной творческой деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования намечены следующие задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования у младших школьников умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе;
- выделить условия формирования у младших школьников умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе;
- разработать и апробировать программу формирования у младших школьников умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе.
Методологическая основа исследования:
- исследования педагогов-художников по проблеме формирования умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе (В. В. Ермонская, А. В. Степанов, В. А. Трофимов, В. С. Кузин и др.);
- исследования педагогов и психологов о возрастных особенностях обучающихся младшего школьного возраста (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. С. Мухина, В. Д. Шадриков, Д. Б. Эльконин и др.);
- исследования педагогов по проблеме методов и технологий формирования у младших школьников умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, М. В. Кларин, И. Я. Лернер, Г. К. Селевко, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования;
- наблюдение за практической деятельностью обучающихся;
- анализ продуктов творческой деятельности обучающихся;
- педагогический эксперимент.
База исследования - МБУ ДО «ДХШ №1» г. Иркутска, обучающиеся 2-го «А» класса в возрасте от 6 до 10 лет (16 человек).
Значимость формирования у младших школьников умения выполнять объемную композицию определила выбор темы для нашего исследования: «Формирование у младших школьников умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования у младших школьников умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников умения выполнять объемную композицию.
Предмет исследования: условия формирования у младших школьников умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе.
Теоретический анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу: процесс формирования у младших школьников умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе будет протекать успешно, если:
- формировать знания об объемной композиции через использование ИКТ;
- формировать умение выполнять каркас через использование наглядных методов обучения;
- формировать умение выполнять объемную композицию через организацию работы в парах и индивидуальной творческой деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования намечены следующие задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования у младших школьников умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе;
- выделить условия формирования у младших школьников умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе;
- разработать и апробировать программу формирования у младших школьников умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе.
Методологическая основа исследования:
- исследования педагогов-художников по проблеме формирования умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе (В. В. Ермонская, А. В. Степанов, В. А. Трофимов, В. С. Кузин и др.);
- исследования педагогов и психологов о возрастных особенностях обучающихся младшего школьного возраста (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, В. С. Мухина, В. Д. Шадриков, Д. Б. Эльконин и др.);
- исследования педагогов по проблеме методов и технологий формирования у младших школьников умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, М. В. Кларин, И. Я. Лернер, Г. К. Селевко, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования;
- наблюдение за практической деятельностью обучающихся;
- анализ продуктов творческой деятельности обучающихся;
- педагогический эксперимент.
База исследования - МБУ ДО «ДХШ №1» г. Иркутска, обучающиеся 2-го «А» класса в возрасте от 6 до 10 лет (16 человек).
В рамках нашего исследования мы проверяли эффективность условий формирования у младших школьников умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования показал, что для формирования у младших школьников умения выполнять объемную композицию необходимо:
- формировать знания об объемной композиции через использование ИКТ;
- формировать умение выполнять каркас через
использование наглядных методов обучения;
- формировать умение выполнять объемную композицию через организацию работы в парах и индивидуальной творческой деятельности.
На основе анализа литературы нами разработана программа педагогического исследования, состоящего из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе был выявлен исходный уровень сформированности у младших школьников умения выполнять объемную композицию. На формирующем этапе была реализована программа формирования умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе. На контрольном этапе была определена эффективность экспериментальной работы по формированию умения выполнять объемную композицию на основе сравнения данных, полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
В результате проведенной экспериментальной работы мы реализовали условия гипотезы необходимые для формирования умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе. Для формирования знания мы разработали презентации по строению человеческого тела и животных Сибири, презентации с примерами работ известных скульпторов. Для формирования умения выполнять каркас мы использовали наглядные методы обучения. Для формирования умения выполнять объемную композицию мы организовывали работу в парах и индивидуальную творческую деятельности.
Таким образом, в результате анализа данных, полученных после формирующего эксперимента, мы можем констатировать, что анализ презентаций по строению человеческого тела и животных Сибири, презентаций с примерами работ известных скульпторов; использование наглядных и словесных методов обучения; организация работы в парах и индивидуальной творческой деятельности способствуют формированию у младших школьников умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования показал, что для формирования у младших школьников умения выполнять объемную композицию необходимо:
- формировать знания об объемной композиции через использование ИКТ;
- формировать умение выполнять каркас через
использование наглядных методов обучения;
- формировать умение выполнять объемную композицию через организацию работы в парах и индивидуальной творческой деятельности.
На основе анализа литературы нами разработана программа педагогического исследования, состоящего из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе был выявлен исходный уровень сформированности у младших школьников умения выполнять объемную композицию. На формирующем этапе была реализована программа формирования умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе. На контрольном этапе была определена эффективность экспериментальной работы по формированию умения выполнять объемную композицию на основе сравнения данных, полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
В результате проведенной экспериментальной работы мы реализовали условия гипотезы необходимые для формирования умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе. Для формирования знания мы разработали презентации по строению человеческого тела и животных Сибири, презентации с примерами работ известных скульпторов. Для формирования умения выполнять каркас мы использовали наглядные методы обучения. Для формирования умения выполнять объемную композицию мы организовывали работу в парах и индивидуальную творческую деятельности.
Таким образом, в результате анализа данных, полученных после формирующего эксперимента, мы можем констатировать, что анализ презентаций по строению человеческого тела и животных Сибири, презентаций с примерами работ известных скульпторов; использование наглядных и словесных методов обучения; организация работы в парах и индивидуальной творческой деятельности способствуют формированию у младших школьников умения выполнять объемную композицию в процессе обучения в детской художественной школе.



