Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНАЛИЗ ЧАСТИЦ И МЕЖДОМЕТИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА” В ШКОЛЕ

Работа №57971

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы69
Год сдачи2020
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
193
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЧАСТИЦ И МЕЖДОМЕТИЙ
1.1. Частицы в русском языке и их стилистические
возможности 5
1.2. Междометия в русском языке и их стилистические
возможности 9
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАСТИЦ И МЕЖДОМЕТИЙ
В КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» 15
2.1. Частицы в комедии А.С. Грибоедова 15
2.2. Междометия в комедии А.С. Грибоедова 24
ГЛАВА 3. ПУТИ РАБОТЫ НАД ЧАСТИЦАМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» В ШКОЛЕ
3.1. Анализ частиц при изучении комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума» в школе 31
3.2. Анализ междометий при изучении комедии А.С.
Грибоедова «Горе от ума» школе ..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И
ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ


Работа посвящена анализу использования частиц и междометий в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
Актуальность темы. Актуальность изучаемой темы обусловлена вниманием современной лингвистики к языковым средствам субъективной эмоционально-оценочной выразительности. В этом отношении несомненный интерес представляют частицы и междометия, поскольку эти части речи тесно связаны с эмотивной, оценочной функцией языка.
Теоретическая значимость работы. Для полного и глубокого понимания идейно-образного содержания художественного произведения необходим не только литературоведческий, но и лингвистический анализ текста. Работа позволяет на конкретном материале рассмотреть функционирование служебных слов и междометий в художественном тексте.
Практическая значимость работы. Материалы работы могут использоваться в курсе русского языка 7 класса при изучении раздела «Морфология» (рассмотрение тем «Частица» и «Междометие») и в школьном курсе литературы 9 класса при анализе произведения А.С. Грибоедова, а также при анализе других художественных произведений на уроках литературы.
Цель работы - исследовать использование частиц и междометий в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Задачи работы:
1) охарактеризовать стилистические возможности частиц и междометий в русском языке;
2) выявить частицы и междометия в комедии А.С. Грибоедова;
3) произвести классификацию частиц и междометий, использованных А.С. Грибоедовым;
4) проанализировать функции частиц и междометий в комедии, показать их роль в раскрытии эмоционального состояния персонажей;
5) рассмотреть использование А.С. Грибоедовым частиц и междометий в связи с характерными особенностями языка писателя;
6) охарактеризовать пути изучения стилистических возможностей частиц и междометий в школьном курсе русского языка и литературы.
Объектом исследования является произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума», предметом исследования - использование частиц и междометий в комедии А.С. Грибоедова.
Материал исследования собран путем сплошной выборки из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» по изданию: Грибоедов А.С. Горе от ума. - М.: Детская литература, 2000. - 204 с.
Методы исследования. В работе используются следующие методы:
1) метод семантико-стилистического анализа (анализ смысловых и стилистических особенностей языковых единиц с учетом контекста);
2) метод историко-лингвистического комментирования (разъяснение устаревших языковых фактов путем обращения к истории языка).
Структура работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и трех приложений. Общий объём выпускной квалификационной работы - 51 лист.
В первой главе рассматриваются семантические, функционально-стилистические и эмоционально-экспрессивные возможности частиц и междометий в русском языке.
Во второй главе анализируется использование частиц и междометий в комедии «Горе от ума».
В третьей главе характеризуются пути работы над частицами и междометиями на уроках русского языка и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выпускная квалификационная работа позволила на конкретном материале рассмотреть функционирование служебных слов и междометий в художественном тексте. Примером послужила комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Пьеса Грибоедова принадлежит к таким произведениям литературы первой трети 19 века, в которых ярко отразилась разговорная речь. Этим обусловлено и широкое употребление частиц и междометий, поскольку для разговорной речи характерна повышенная употребительность этих разрядов слов.
Частицы - служебная часть речи, вносят в предложения различные оттенки значения, эмоций и позволяют образовывать морфологические формы слова. Частицы могут способствовать образованию предложений, различных по цели высказывания (побудительные, вопросительные, повествовательные) и эмоциональной окраске. Частицы характеризуют протекание действия или состояния во времени, полноту, результативность осуществления действия.
В тексте комедии «Горе от ума» используются частицы различных разрядов. Автор с помощью данной части речи придает речи персонажей различные оттенки значения. В комедии от частиц многое зависит: в речи ее персонажей они передают отрицание или утверждение, вносят сомнение, указывают и уточняют, усиливают или смягчают требование, выражает чувства, служат для образования грамматической формы слова. При помощи частиц персонажи оценивают содержание своих или чужих высказываний.
Представлено большое количество формообразующих частиц: пускай, пусть, бы, хоть бы, пускай бы, если бы; составные частицы, содержащие элемент бы: хоть бы, пускай бы, если бы; обе отрицательные частицы: не и ни; вопросительные частицы: ли, неужели, ужели, что за, что ли, а, не...ли, разве; В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» широко и разнообразно используются возможности междометий.
Употреблены разные группы междометий: эмоциональные, сфера волеизъявлений, этикетные.
Среди междометий, обслуживающих сферу эмоций, употреблены междометия со специализированными семантическими функциями, такие как ей-богу, ох, тьфу, ура, ба, вот на. В тексте комедии используются также междометия, свидетельствующие о наличии какой-то эмоции без уточнения её характера: а, ах, эх, ну, ух, о, боже мой. Наряду с междометиями, обслуживающими сферу эмоций, употребляются близкие к ним по функциям глагольные междометия и звукоподражательные слова: хвать, глядь, хм, гм. Случаи употребления этикетных междометий в комедии А.С. Грибоедова не очень многочисленны, большинство таких случаев связано со сценами приема гостей, приехавших в дом Фамусова.
Александр Сергеевич Грибоедов в тексте произведения выражает свое отношение к речи современного ему светского общества. Титулованные особы, лица высшего сословия для представления себя в более выгодном свете используют фразы французского языка. Автор устами Чацкого признает данное использование неуместным, выступая за употребление чистого русского языка.
Восприятие текста комедии представляет сложность для современного девятиклассника. Поэтому на уроках литературы при изучении комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова необходим лингвистический анализ как неотъемлемая часть комплексного анализа текста. Характерная черта языка «Горя от ума» - сочетание разговорных и книжных речевых средств, причем ведущую роль в этом синтезе играет разговорная речь. Особым средством передачи разговорного колорита речи персонажей является употребление частиц и междометий с различными значениями. При изучении комедии можно проанализировать употребление частиц и междометий как средств речевой характеристики того или иного персонажа (например, речь Молчалина изобилует частицей -с, призванной подчеркнуть почтительное отношение к собеседнику, а реплики князя Тугоуховского состоят исключительно из междометий). Анализ функционирования частиц и междометий в тексте комедии А.С. Грибоедова привлечет внимание учащихся к языковым средствам выражения эмоций, будет способствовать выработке навыков внимательного чтения художественного текста и установлению межпредметных связей курса литературы с курсом русского языка.



1. Алференко, Е.В. Специфика междометия как языкового знака [Текст] / Е.В. Алференко // Вестник Воронежского института высоких технологий. - 2007. - № 1. - С. 146 - 150.
2. Будажапова, С.В. К проблеме лингвистического статуса междометий [Текст] / С.В. Будажапова // Вестник
Бурятского государственного университета. - 2011. - № 11.- С. 28 - 31.
3. Буланин, Л.Л. Трудные вопросы морфологии [Текст] / Л.Л. Буланин. - М.: Просвещение, 1976. - 208 с.
4. Булгарин, Ф.В. Воспоминания о незабвенном Александре Сергеевиче Грибоедове [Текст] / Ф.В. Булгарин // Публицистика. - М.: Директ-Медиа, 2012. - С. 2 - 24.
5. Виноградов, В.В. Очерки по истории русского литературного языка XVII - XIX веков [Текст] / В.В. Виноградов. - М.: Высшая школа, 1982. - 529 с.
6. Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове [Текст] / В.В. Виноградов. - М.: Высшая школа, 1972.- 616 с.
7. Винокур, Г.О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика [Текст] / Г.О. Винокур. - М.: Наука, 1990. - 452 с.
8. Германович, А.И. Междометия русского языка [Текст] / А.И. Германович. - Киев: Радянська школа, 1966. - 172 с.
9. Горшков, А.И. История русского литературного языка [Текст] / А.И. Горшков. - М.: Высшая школа, 1969. - 368 с.
10. Греч, Н.И. Краткая русская грамматика [Текст] / Н.И. Греч. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 152 с.
11. Грибоедов, А.С. Горе от ума [Текст] / А.С. Грибоедов.
- М.: Детская литература, 2000. - 204 с.
12. Дубровская, С.А. «Смеховое слово» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» [Текст] / С.А. Дубровская // Интеграция образования. - 2011. - № 1. - С. 115 - 120.
13. Камчатнов, А.М. История русского литературного языка [Текст] / А.М. Камчатнов. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 624 с.
14. Ковалевская, Е.Г. История русского литературного языка [Текст] / Е.Г. Ковалевская // Избранное. - СПб. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. - С. 11 - 422.
15. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка [Текст] / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 462 с.
16. Колесникова, С.М. Разграничение частиц и междометий в предложении-высказывании [Текст] / С.М. Колесникова // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 4¬
2. - C. 318 - 323.
17. Кузнецов, П.С. У истоков русской грамматической мысли [Текст] / П.С. Кузнецов. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1958. - 76 с.
18. Литература. 9 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2013. - 399 с.
19. Литература. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / С.А. Зинин,
В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 344 с.
20. Ломоносов, М.В. Российская грамматика [Текст] / М.В. Ломоносов // Полное собрание сочинений. Том седьмой. Труды по филологии. - М. - Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1952. - С. 389 - 578.
21. Лыков, А.Г. Введение в историю русского литературного языка [Текст] / А.Г. Лыков // Вопросы русистики. Избранное: В 3 т. Т. 3. Кн. 1. - Краснодар:
Кубанский государственный университет, 2003. - C. 7 - 200.
22. Максимов, С.В. Крылатые слова: по толкованию С. Максимова [Текст] / С.В. Максимов. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955. - 448 с.
23. Мещерский, Н.А. История русского литературного языка [Текст] / Н.А. Мещерский. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1981. - 280 с.
24. Муравьев-Апостол, И.М. Письма из Москвы в Нижний Новгород [Текст] / И.М. Муравьев-Апостол. - СПб.: Наука, 2002. - 272 с.
25. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ООО «А ТЕМП», 2015. - 896 с.
26. Программа курса «Русский язык». 5 - 9 классы [Текст] / авт.-сост. Л.В. Кибирева. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015. - 80 с.
27. Рабочие программы. Русский язык. 5 - 9 классы: учебно-методическое пособие [Текст] / сост.: Е.И. Харитонова. - М.: Дрофа, 2012. - 383 с.
28. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология [Текст] / Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 464 с.
29. Русская грамматика. В 2 томах. Том I [Текст]. - М.: Наука, 1980. - 784 с.
30. Русская грамматика. В 2 томах. Том II [Текст]. - М.: Наука, 1980. - 712 с.
Русский язык. 7 кл.: учеб. для общеобразоват.
учреждений [Текст] / М.М. Разумовская, С.И. Львова,
B. И. Капинос, В.В. Львов; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2009. - 316 с.
32. Сидоренко, К.П. «Половина - должны войти в пословицу» (интертекстовая динамика слова Грибоедова) [Текст] / К.П. Сидоренко // Записки Горного института. - 2008. - Т. 135. - С. 220 - 221.
33. Сидоренко, К.П. «Горе от ума» в русской речи [Текст] / К.П. Сидоренко // Вестник Герценовского университета. - 2009. - № 11. - С. 40 - 45.
34. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология [Текст] / Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. - М.: Просвещение, 1987. - 256 с.
35. Успенский, Л.В. Слово о словах. Имя дома твоего [Текст] / Л.В. Успенский. - Л.: Лениздат, 1974. - 720 с.
36. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. Кн. для учителя [Текст] /
C. А. Фомичев. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
37. Шалунова, М.Ю. О знаковой природе междометий [Текст] / М.Ю. Шалунова // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 3. - С. 83 - 86.
38. Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка [Текст] / А. А. Шахматов. - М: УРСС, 2001. - 623 с.
39. Шубик, С.А. Языкознание Древнего Рима [Текст] /
С.А. Шубик // История лингвистических учений. Древний мир. - Л: Наука, 1975. - С. 233 - 256.
40. Щерба, Л.В. О частях речи в русском языке [Текст] / Л.В. Щерба // Языковая система и речевая деятельность. - Л.: Наука, 1974. - С. 77 - 100.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ