Предметом исследования настоящей работы являются элементы мистицизма в аггадической традиции Вавилонского Талмуда. Задача: провести анализ литературы, описывающей направления в мистической традиции евреев в талмудический период, проанализировать часть повествовательного (аггадического) материала Вавилонского Талмуда на предмет наличия в нем эзотерического элемента, и ответить на вопрос: можно ли утверждать, что аггадические тексты в Вавилонском Талмуде зафиксировали существование в иудаизме древних мистических традиций, которые развивались и в талмудическом периоде.
Сущность явлений, обозначаемых историей и философией как «мистические» имеет большое множество определений этого понятия. Доктор Руфус Джонс в работе «Очерки мистической религии» пишет так: «Под мистикой я понимаю род религии, которая основывается на чувстве непосредственно воспринимаемой связи с Богом, на прямом и внутреннем сознании Божественного присутствия. Это религия в её наиболее действенной и живой стадии». Фома Аквинский кратко определяет мистику как познание Бога посредством опыта. Итак, факт личного опыта и личного религиозного переживания. В общей истории религии это фундаментальное переживание известно под названием unio mystica, или мистическое единение с Богом. Но мистика как исторический феномен заключает в себе нечто гораздо большее, чем этот личный опыт, хотя он и лежит в её основе. Начнем с того, что не существует такого явления, как абстрактная мистика, или мистического переживания, не связанного с определённой религиозной системой. Существует не мистика вообще, а лишь определённая форма мистики - христианская, мусульманская, еврейская мистика. За последние примерно сто лет утвердилась мысль, существует абстрактная мистическая религия. Одна из причин, вероятно, состоит в усилении пантеистической тенденции, оказавшей большое влияние на религиозную мыслью. Это влияние обнаруживается в разнообразнейших попытках перейти от застывших форм догматической, официальной религии к своего рода универсальной религии. Еврейская мистика, как и мистика греческая или христианская, являет собой совокупность конкретных исторических феноменов. Мистика - это определённая стадия в развитии религии. Она пытается превратить Бога, с которым сталкивается в специфических религиозных представлениях своей собственной социальной среды, из объекта догматического знания в новый, живой опыт и интуицию. Еврейская мистика в своих различных формах представляет собой попытку истолковать религиозные ценности иудаизма в качестве мистических ценностей. Она сосредоточивается на идее живого Бога, раскрывающего Себя в актах Творения, Откровения и Избавления. Мистик стремится убедить себя в живом присутствии Бога, Бога Библии, Бога, который добр, мудр, справедлив и милостив и воплощает в Себе все другие положительные качества. Но вместе с тем он не желает отказаться от идеи сокрытого Бога, который остаётся вечно непостижимым, пребывая в глубинах своего собственного Я.
Мистика представляет собой в определённом смысле возрождение мифологии. Еврейский мистик живёт и действует, неустанно восставая против мира, с которым он страстно желает пребывать в гармонии.
Что же касается аггады, то аггадическая литература - термин условный. Талмудическую литературу принято делить на галаху и аггаду. Галаха - норма или закон. Аггада - связный отрывок из талмудической литературы, которая не является галахой. Невозможно найти аналог феномену аггады и мидраша в мировой литературе. Аггада многопланова, разнообразны выражаемые ею точки зрения и используемые выразительные средства. Авторы аггады - знатоки устной традиции, упоминаемые в Мишне, Тосефте, талмудах и мидрашах. Первые поколения этой плеяды жили в период, предшествующий восстанию Маккавеев, последние - в период захвата мусульманами Средиземноморья. Источником Аггады служит глубокий и многосторонний опыт: жизнь, отражённая в ней, ещё не лишается своих красок и не утрачивает своего стимула. Аггада - это чудесное зеркало, отражающее непосредственность религиозной жизни и чувства в талмудический период истории иудаизма.
Современные исследования литературы древних мистических традиций, описывающей Маасе Берешит и Маасе Меркава, подтверждают, уникальность и своеобразие этой литературной традиции, которая существовала в период с I века до н.э. по Х век н.э. и зафиксировала особый религиозный феномен. Ответить однозначно на вопрос, поставленный в начале исследования - можно ли утверждать, что аггадические тексты в Вавилонском Талмуде зафиксировали существование в иудаизме древних мистических традиций, которые развивались и в талмудическом периоде, невозможно.
Вся еврейская мистическая традиция корнями уходит в апокалиптическую, апокрифическую и псевдоэпиграфическую литературу периода Второго Храма. А она, свою очередь, опирается и черпает вдохновение в Библейском корпусе - Пятикнижие, Пророки, Писания. Находки Каирской генизы, в Кумране и Наг Хаммади подтверждают это предположение. К тому же, огромный корпус рукописной литературы остается не обработанным и ждет своего исследователя. Отсутствие сведений об авторах мистической литературы, и соответственно, об их конкретном мировоззрении и социальном окружении, не позволяет делать однозначных выводов. Поэтому нельзя сказать с полной уверенностью, что, например, такая-то история комментирует мистическую концепцию, а не библейский стих.
Профессор Санкт-Петербургского университета И.Р.Тантлевский считает, что в Талмуде (Вавилонском и Иерусалимском) содержатся лишь намеки на существование в иудаизме эзотерической традиции двух направлений - Маасе Берешит и Маасе Меркава. Об этом он пишет в работе «Иудейские псевдоэпиграфы мистико-гностического толка» (указан в библиографии), где представлены переводы на русский язык арамейских фрагментов книг Еноха, «Еврейской книги Еноха» и «Книги Созидания». Этот переводы использованы в настоящем исследовании.
Таким образом, настоящее исследование, основанное на изучении соответствующей литературы, позволяет сделать вывод, что скромные элементы мистицизма, конкретно направлений Маасе Берешит и Маасе Меркава, присутствуют в аггадической традиции Вавилонского Талмуда.
1. Еврейская библия. Поздние пророки. Перевод с древнееврейского Игоря Тантлевского. Москва. Лехаим. Книжники. 2013. Серия Библиотека еврейских текстов Первоисточники.
2. Джеймс Вандеркам. Введение в ранний иудаизм / Пер.с англ.2-ое изд. Москва. Издательство ББИ. 2016
3. Ибн-Хабиб Я. Ш. Эйн Яаков [Источник Яакова] Агада из Вавилонского Талмуде, частично дополненная аггадой из Иерусалимского Талмуда в 6 т. /Рабби Яаков Ибн-Хабиб. Перевод с иврита Ури Гершовича. Москва. Лехаим. Книжники. 2013. Серия Библиотека еврейских текстов БЕТ. Начала Мудрости.
4. Ковельман А.Б. Талмуд, Платон и сияние славы. Москва. Текст. 2011. Серия Чейсовская коллекция.
5. Ковельман А.Б. Эллинизм и еврейская культура. Москва. Мосты культуры. 2007
6. Ковельман А.Б. Герменевтика еврейских текстов. Москва. Книжники. 2012
7. Литература Агады . Сост. и ред. И.Бегун, Х.Корзакова. Иерусалим-Москва. ДААТ/Знание. 1999.
8. Тантлевский И.Р. Иудейские псевдоэпиграфы мистико-гностического толка. Санкт-Петебург. Издательство РХГА. 2014.
9. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. Москва. Мосты культуры. 2004.
10. Reuven Kiperwasser. Daniel Boyarin: Socrates and the Fat Rabbis // Jewish History. November 2011, Vol.25. Issue 3-4. Р 377-397. doi: 10.1007/s10835-011- 9141-3.
11. Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» [Электронный ресурс]. URL: h 11 p : / / h e b r e w - studies.philosophy.spbu.ru/Biblia/Hebrew.html (дата обращения 14.05.16).
12. Электронная еврейская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL:
http://www.eleven.co.il/?mode=about(дата обращения 14.05.2016).