Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Элементы мистицизма в аггадических традициях Вавилонского Талмуда

Работа №57949

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы32
Год сдачи2016
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Начало еврейского мистицизма
Глава II. Мистика Меркава
Глава III. Маасе Берешит
Заключение
Библиография

Предметом исследования настоящей работы являются элементы мистицизма в аггадической традиции Вавилонского Талмуда. Задача: провести анализ литературы, описывающей направления в мистической традиции евреев в талмудический период, проанализировать часть повествовательного (аггадического) материала Вавилонского Талмуда на предмет наличия в нем эзотерического элемента, и ответить на вопрос: можно ли утверждать, что аггадические тексты в Вавилонском Талмуде зафиксировали существование в иудаизме древних мистических традиций, которые развивались и в талмудическом периоде.
Сущность явлений, обозначаемых историей и философией как «мистические» имеет большое множество определений этого понятия. Доктор Руфус Джонс в работе «Очерки мистической религии» пишет так: «Под мистикой я понимаю род религии, которая основывается на чувстве непосредственно воспринимаемой связи с Богом, на прямом и внутреннем сознании Божественного присутствия. Это религия в её наиболее действенной и живой стадии». Фома Аквинский кратко определяет мистику как познание Бога посредством опыта. Итак, факт личного опыта и личного религиозного переживания. В общей истории религии это фундаментальное переживание известно под названием unio mystica, или мистическое единение с Богом. Но мистика как исторический феномен заключает в себе нечто гораздо большее, чем этот личный опыт, хотя он и лежит в её основе. Начнем с того, что не существует такого явления, как абстрактная мистика, или мистического переживания, не связанного с определённой религиозной системой. Существует не мистика вообще, а лишь определённая форма мистики - христианская, мусульманская, еврейская мистика. За последние примерно сто лет утвердилась мысль, существует абстрактная мистическая религия. Одна из причин, вероятно, состоит в усилении пантеистической тенденции, оказавшей большое влияние на религиозную мыслью. Это влияние обнаруживается в разнообразнейших попытках перейти от застывших форм догматической, официальной религии к своего рода универсальной религии. Еврейская мистика, как и мистика греческая или христианская, являет собой совокупность конкретных исторических феноменов. Мистика - это определённая стадия в развитии религии. Она пытается превратить Бога, с которым сталкивается в специфических религиозных представлениях своей собственной социальной среды, из объекта догматического знания в новый, живой опыт и интуицию. Еврейская мистика в своих различных формах представляет собой попытку истолковать религиозные ценности иудаизма в качестве мистических ценностей. Она сосредоточивается на идее живого Бога, раскрывающего Себя в актах Творения, Откровения и Избавления. Мистик стремится убедить себя в живом присутствии Бога, Бога Библии, Бога, который добр, мудр, справедлив и милостив и воплощает в Себе все другие положительные качества. Но вместе с тем он не желает отказаться от идеи сокрытого Бога, который остаётся вечно непостижимым, пребывая в глубинах своего собственного Я.
Мистика представляет собой в определённом смысле возрождение мифологии. Еврейский мистик живёт и действует, неустанно восставая против мира, с которым он страстно желает пребывать в гармонии.
Что же касается аггады, то аггадическая литература - термин условный. Талмудическую литературу принято делить на галаху и аггаду. Галаха - норма или закон. Аггада - связный отрывок из талмудической литературы, которая не является галахой. Невозможно найти аналог феномену аггады и мидраша в мировой литературе. Аггада многопланова, разнообразны выражаемые ею точки зрения и используемые выразительные средства. Авторы аггады - знатоки устной традиции, упоминаемые в Мишне, Тосефте, талмудах и мидрашах. Первые поколения этой плеяды жили в период, предшествующий восстанию Маккавеев, последние - в период захвата мусульманами Средиземноморья. Источником Аггады служит глубокий и многосторонний опыт: жизнь, отражённая в ней, ещё не лишается своих красок и не утрачивает своего стимула. Аггада - это чудесное зеркало, отражающее непосредственность религиозной жизни и чувства в талмудический период истории иудаизма.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современные исследования литературы древних мистических традиций, описывающей Маасе Берешит и Маасе Меркава, подтверждают, уникальность и своеобразие этой литературной традиции, которая существовала в период с I века до н.э. по Х век н.э. и зафиксировала особый религиозный феномен. Ответить однозначно на вопрос, поставленный в начале исследования - можно ли утверждать, что аггадические тексты в Вавилонском Талмуде зафиксировали существование в иудаизме древних мистических традиций, которые развивались и в талмудическом периоде, невозможно.
Вся еврейская мистическая традиция корнями уходит в апокалиптическую, апокрифическую и псевдоэпиграфическую литературу периода Второго Храма. А она, свою очередь, опирается и черпает вдохновение в Библейском корпусе - Пятикнижие, Пророки, Писания. Находки Каирской генизы, в Кумране и Наг Хаммади подтверждают это предположение. К тому же, огромный корпус рукописной литературы остается не обработанным и ждет своего исследователя. Отсутствие сведений об авторах мистической литературы, и соответственно, об их конкретном мировоззрении и социальном окружении, не позволяет делать однозначных выводов. Поэтому нельзя сказать с полной уверенностью, что, например, такая-то история комментирует мистическую концепцию, а не библейский стих.
Профессор Санкт-Петербургского университета И.Р.Тантлевский считает, что в Талмуде (Вавилонском и Иерусалимском) содержатся лишь намеки на существование в иудаизме эзотерической традиции двух направлений - Маасе Берешит и Маасе Меркава. Об этом он пишет в работе «Иудейские псевдоэпиграфы мистико-гностического толка» (указан в библиографии), где представлены переводы на русский язык арамейских фрагментов книг Еноха, «Еврейской книги Еноха» и «Книги Созидания». Этот переводы использованы в настоящем исследовании.
Таким образом, настоящее исследование, основанное на изучении соответствующей литературы, позволяет сделать вывод, что скромные элементы мистицизма, конкретно направлений Маасе Берешит и Маасе Меркава, присутствуют в аггадической традиции Вавилонского Талмуда.



1. Еврейская библия. Поздние пророки. Перевод с древнееврейского Игоря Тантлевского. Москва. Лехаим. Книжники. 2013. Серия Библиотека еврейских текстов Первоисточники.
2. Джеймс Вандеркам. Введение в ранний иудаизм / Пер.с англ.2-ое изд. Москва. Издательство ББИ. 2016
3. Ибн-Хабиб Я. Ш. Эйн Яаков [Источник Яакова] Агада из Вавилонского Талмуде, частично дополненная аггадой из Иерусалимского Талмуда в 6 т. /Рабби Яаков Ибн-Хабиб. Перевод с иврита Ури Гершовича. Москва. Лехаим. Книжники. 2013. Серия Библиотека еврейских текстов БЕТ. Начала Мудрости.
4. Ковельман А.Б. Талмуд, Платон и сияние славы. Москва. Текст. 2011. Серия Чейсовская коллекция.
5. Ковельман А.Б. Эллинизм и еврейская культура. Москва. Мосты культуры. 2007
6. Ковельман А.Б. Герменевтика еврейских текстов. Москва. Книжники. 2012
7. Литература Агады . Сост. и ред. И.Бегун, Х.Корзакова. Иерусалим-Москва. ДААТ/Знание. 1999.
8. Тантлевский И.Р. Иудейские псевдоэпиграфы мистико-гностического толка. Санкт-Петебург. Издательство РХГА. 2014.
9. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. Москва. Мосты культуры. 2004.
10. Reuven Kiperwasser. Daniel Boyarin: Socrates and the Fat Rabbis // Jewish History. November 2011, Vol.25. Issue 3-4. Р 377-397. doi: 10.1007/s10835-011- 9141-3.
11. Проект «Библеистика и гебраистика: материалы и исследования» [Электронный ресурс]. URL: h 11 p : / / h e b r e w - studies.philosophy.spbu.ru/Biblia/Hebrew.html (дата обращения 14.05.16).
12. Электронная еврейская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL:
http://www.eleven.co.il/?mode=about(дата обращения 14.05.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ