Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена компаративному исследованию поэзии Джеймса Августина Алоизиуса Джойса в аспекте символистской метафизики и интермедиальности.
К поэтическому наследию Джеймса Джойса относятся в первую очередь два поэтических сборника, опубликованных писателем с разницей в двадцать лет: «Камерная музыка» (Chamber Music,1907) и «Стихотворения по пенни за штуку» (Pomes Penyeach,1927), которые вошли в изданное в 1936 году и расширенное «Собрание стихотворений» (Collected poems).Уже этот факт сам по себе позволяет сделать вывод о том, что автор обращался к лирике отнюдь не только на ранних этапах творческого пути, а посему было бы ошибочно рассматривать поэзию Джойса как эскизную в отношении его прозы. Помимо «Камерной музыки» и «Стихотворений по пенни за штуку» также сохранились фрагменты ещё двух сборников Джойса «Свет и Тьма» (Shine and Dark)и «Настроения» (Moods) (частично опубликованных в издании «Джеймс Джойс: Стихотворения и Изгнанники» James Joyce: Poems and Exiles,под ред. Дж. К. К. Мэйза), а также целый ряд отдельных поэм и стихотворений «на случай», преимущественно комического или сатирического содержания («Святая контора» The Holy Office,1904-1905, «Газ из горелки» Gas from a Burner, 1912), листовки, лимерики, четверостишия и тексты песен. Это, не считая стихотворений, инкорпорированных в его прозу (стихи из «Поминок по Финнигану», «Портрета художника в юности»).
Несмотря на то, что поэтическое наследие Джойса не так велико по объёму, как его проза, и, не взирая на тенденции рассматривать лирические произведения как второстепенные или же «черновые» относительно его прозы, поэзия Джойса заслуживает пристального внимания и тщательного анализа не только потому, что являет образчик отточенной и концептуально проработанной лирики, а также отражает становление авторского стиля и мастерства художника, но и потому, что во многом раскрывает мифопоэтический строй его творчества и наиболее ярко являет собой глубинную идейно-образную связь с эстетическими концепциями эпохи.
Изучение синтеза традиций и особенностей преломления в творчестве Джойса культурных и общественно-литературных явлений начала двадцатого века позволяет определить творческий метод писателя в лирических сборниках. Большая часть стилистических приёмов Джойса (использование аллюзии, символа-мифа, музыкальная и смысловая аранжировка текста, параллелизм ритма и эмоции, а также сведение воедино противоположностей), характерные для художественной прозы писателя, реализуются в поэзии писателя. Использование Джойсом эстетической игры как многогранного художественного метода отвечает стремлению писателя играть смыслами, синтезировать жанры, соединять крайности, затемнять форму, а также позволяют рассматривать лирические сборники Джойса как экспериментально-переходные поэтические произведения, стоящее у истоков поэтической культуры нового времени.
В ходе исследования были выявлены системные закономерности поэзии Дж. Джойса с целью вписать лирику англо-ирландского писателя в контекст мировой литературы и европейского искусства.
Также был изучен ряд литературных связей поэтического творчества Дж. Джойса, в частности, концептуально-эстетическая связь с искусством символизма, развитие мифопоэтической традиции в творчестве символистов
и её влияние на образную систему стихотворных произведений Дж. Джойса. В ходе анализа были рассмотрены принципы реализации эстетической игры и музыкальная составляющая текстов в интермедиальном аспекте в поэзии Джойса.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, чтобы полученные результаты могли быть впоследствии использованы для чтения общих лекционных курсов по истории зарубежных литератур XX века, а также в специальных курсах для студентов, изучающих английский, французский язык и литературу. Содержание работы может представлять интерес для специалистов по истории европейской литературы, литературы Великобритании XX века, а также компаративистов.
1. Dujardin E., Les Lauriers sont coupes. P., 1925.
2. Joyce J. Chamber Music and Other Poems. L., 2017.
3. Joyce J. Giacomo Joyce. L., 1968.
4. Verlaine P. ffiuvres completes de Paul Verlaine ...: Confessions. Quinze jours en Hollande. Les hommes d'aujourd'hui. P., 1900.
5. Yeats W.B. The Major Works. Oxford, 1897.
6. Cixous, H., L'exil de James Joyce ou l'art du remplacement. P., 1968.
7. Critical Companion to James Joyce. A Literary Reference to His Life and Work. A. Nicholas Fargnoli, Michael Patrick Gillespie. N.-Y., 2006.
8. Deming, R. H., James Joyce: The Critical Heritage, 2 Vols, Routledge and Keegan Paul, 1970.
9. Dujardin E., Le monologue interieur: son apparition, ses origines, sa place dans l'oeuvre de James Joyce et dans le roman contemporain. P., 1931.
10. Egger V., La parole interieure. P., 1881.
11. Ellmann R., Introduction // Joyce J., Giacomo Joyce. L., 1968.
12. Ellmann R., James Joyce. Oxford University Press, 1959.
13. Ferrer D., Slote S., Topia A., Renascent Joyce, eds. Gainesville, FL: University Press of Florida, 2013.
14. Gourmont R. de, Le Livre des masques. Portraits symbolistes. Gloses et documents sur les ecrivains d'hier et d'aujourd'hui. P., 1896.
15. Martin R. Music and James Joyce. Folcroft, 1973.
16. Ramsey W., Laforgue and the Ironic Inheritance. New York: Oxford UP, 1953.
17. Scarfe F., Eliot and Nineteenth-century French Poetry. L., 1970.
18. Stuart G. The Letters of James Joyce. L., 1957.
19. Symons A., Figures of Several Centuries. L., 1917.
20. Ортега-и-Гасет Х. Запах культуры. М., 2017.
21. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М., 2012.
22. Ким Се, Унг. Творчество Дж. Джойса и М. Пруста в художественных исканиях молодого поколения первой волны русской эмиграции // XX век: Проза. Поэзия. Критика. А. Белый, И. Бунин, В. Набоков, Е. Замятин... и Б. Гребенщиков. М., 1996. С. 98 - 103.