Введение 3
1 ИСТОРИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ ДО КОНЦА XIX ВЕКА 5
2 РАЗВИТИЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 18
3 РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ С НАЧАЛА 21
XX в. до 1917 г. 21
3.1 Российско-китайские отношения в начале XX века 21
3.2 Влияние Октябрьской революции на Китай 31
Заключение 35
Список использованных источников 38
Цель данной работы – рассмотреть и проанализировать развитие отношений Китая и России в конце XIX века - начале 1917 г.
Поставленная цель обусловила задачи данной работы:
- изучить развитие российско-китайских отношений;
- проследить развитие российско-китайских торговых отношений;
- рассмотреть российско-китайские отношения в начале XX века;
- определить влияние Октябрьской революции на Китай.
При написании данной работы были использованы такие исторические источники, как выписки из дневника, очерки и материалы конференции. В этих документах содержатся сведения, касаемые международных связей России и Китая в период с 1858 по 1925 годы.
В работах Путяты Д. подробно освещены вопросы взаимодействия Китая с другими развитыми странами, в том числе и с Россией. Дается оценка географическому, экономическому, военному состоянию положения Китая, а также военная значимость установления границ с Российской Империей.
Дацышен В.Г. в своих работах по изучению жизни китайцев в Сибири на территории России в период с 1860 по 1925 годы дает полную характеристику их быта, традиций, а также трудностей жизни. Подробно разбираются и анализируются причины миграции китайцев в Российскую Империю. Его работы были выставлены на научно-практической конференции, и именно эти материалы были включены в источниковую базу исследования при написании данной курсовой работы.
Работа выполнена с помощью методов логического анализа и синтеза.
Структура работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В середине XIX века Китай оказывается в водовороте опиумных войн, инициированных английским правительством за право заниматься контрабандой опиума, продажа которого запрещалась императорскими декретами. Обладая весьма многочисленной армией (около 900 тысяч военнослужащих), китайская армия была несравнимо слабее и хуже вооружена, а потому спустя короткий срок был заключен мирный договор. В соответствии с его положениями, империя Цин должна была выплатить Великобритании весомую контрибуцию, передать Гонконг и открыть китайские порты для английской торговли. Так, английская корона обеспечила себе источник солидного дохода от продажи опиума, а в китайской империи начался продолжительный период кризиса и гражданской войны.
Череда подписания стратегически важных для Российской империи дипломатических соглашений с Китаем начинается в 1858 году с ратификации Айгунского договора. В соответствии с его пунктами, Амурская область входила в состав России, а Уссурийский край признавался зоной совместного владения до финальной демаркации границы. Подписанный генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Николаевичем Муравьевым договор, после которого к фамилии его автора добавлялся титул Амурский, стал ключевым дипломатическим документом с момента заключения Нерчинского договора в 1689 году. Интересно, что до конца XVII века китайское правительство не проводило переговоры с иностранными государствами, а до прямого военного столкновения с русскими — осады крепости Албазин - император Поднебесной рассчитывал на завоевание Приамурья из-за малочисленности войск неприятеля. В российской историографии Нерчинский договор оценивался историками неоднозначно: и как взаимовыгодный, и как унизительный для российской дипломатии. Айгунский договор середины XIX века вернул утраченные Россией территории, ведь, как считал генерал-губернатор Муравьев, «кто будет владеть устьем Амура, тот будет владеть и Сибирью, по крайней мере, до Байкала». Заняв не самый благополучный государственный пост, он стал активно укреплять русские позиции на Дальнем Востоке, в том числе и колонизаторской деятельностью, предложив проект строительства Сибирской железной дороги, который, правда, был отложен по причине его солидной стоимости.
Дальнейшая демаркация границ продолжилась через два года, когда в 1860 году был подписан новый договор между Россией и империей Цин - «Пекинский трактат». Когда в результате событий Второй Опиумной войны войска европейской коалиции подошли к Пекину, китайское правительство охотно согласилось на торговые переговоры с Российской империей, возможным союзником в войне. По итогам подписанного договора, территория Российской империи пролегала отныне по левому берегу Амура, а китайская располагалась по правому берегу реки и к западу от границы.
В конце столетия Китай вступил в полосу интенсивного роста экономики, подкрепленного, в первую очередь, подъемом товарного сельского хозяйства. А потому идея строительства железной дороги, которая соединила бы разные районы страны с восточным соседом, казалась взаимовыгодной. Российская империя стремилась укрепить свое положение в Тихоокеанском регионе, опасаясь обострившегося соперничества с Японией. Кроме того, строительство подобной железнодорожной магистрали способствовало бы развитию торговли и увеличению экспорта в Китай русских товаров, решив проблему дефицитного торгового баланса.
Под неусыпным руководством министра путей сообщения Сергея Витте начинается освоение пространства Сибири железнодорожным полотном. В 1891 году стартует строительство Транссибирской железной дороги, причем закладка ветки одновременно осуществлялась из Владивостока и Челябинска. Как и все «стройки века», это сооружение воздвигалось на государственные деньги, причем были набраны колоссальные темпы: за 10 лет было проложено 7,5 тыс. км новой железнодорожной магистрали. С восточной стороны Транссиб был доведен от Владивостока до Хабаровска, где строительные работы прервались из-за отсутствия моста через Амур. С западной стороны железнодорожные пути заканчивались в Забайкалье.
28 августа 1897 года в маленьком приграничном поселке Суйфэньхэ в местности Саньчакоу прошла церемония закладки Китайско-Восточной железной дороги, продолжения Транссиба, распространившегося по территории северо-восточного Китая (Маньчжурия) и соединявшего Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. В 1899 году в империи Цин вспыхнуло восстание ихэтуаней (Боксёрское восстание), что неизбежно прервало строительство нескольких участков КВЖД. Однако, в 1901 году было открыто временное движение поездов и запущен пробный режим перевозки грузов по всей протяженности магистрали. Участвуя в созданной для подавления восстания «Союзной армии восьми держав», российское правительство попыталось оккупировать северо-восточные провинции Китая, однако, начавшиеся сепаратные переговоры успехом не увенчались.
Завершение строительства КВЖД превратило Маньчжурию, до этого отсталую в экономическом отношении часть империи, в стремительно развивающийся торговый край. В 1908 году (то есть за неполные 7 лет функционирования железнодорожной магистрали) население Маньчжурии выросло с 8,1 до 15,8 млн. человек за счёт притока внутренних мигрантов из других территорий страны. Этот регион развивался настолько стремительно, что уже через несколько лет местные города Харбин, Дальний и Порт-Артур по населению обогнали дальневосточные российские города Благовещенск, Хабаровск и Владивосток.
1. Башкуева Е. Ю. Китайские мигранты в Забайкальской области (1860-1917 гг.)/ Е.Ю. Башкуева: Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Улан-Удэ, 2014.‒ 231 c.
2. Белов Е.А. Россия и Китай в начале XX века. - М.: 1997. - 342 с.
3. Грингмут В.А. Политические статьи / В.А. Грингмут. – М.: Унив.тип, 2013. − С. 133.
4. Дацышен В.Г. История русско-китайских отношений (1618-1917) / В.Г.Дацышен ; Крас. гос. пед. ун-т им. Астафьева. – Красноярск : КГПУ, 2014. – 230 с.
5. Дацышен В.Г. История русско-китайских отношений в конце XIX – начале XX вв. – Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. пед. ун-та, 2014. – 285 с.
6. История «китайского вопроса» : [Об истории Китайцев в Сибири] // Городские новости. – 2014. – 6 апреля. - №38. – С. 3.
7. Ковальчук М.А. Соревнование российских и японских железных дорог в Маньчжурии в начале XX века // Дальний Восток России - Северо-Восток Китая: исторический опыт взаимодействия и перспективы сотрудничества. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Хабаровского края, 100-летию со дня начала строительства Китайско-Восточной железной дороги и гор. Харбина. - Хабаровск, 1998. - С. 48-62.
8. Кюнер Н. В. Очерки новейшей политической истории Китая. АО «Книжное дело», Хабаровск-Владивосток, 2013. – 651 с.
9. Моисеев В. Л. Россия и Китай в Центральной Азии (вторая половина XIX в. ‒ 1917 г.). Барнаул: Издательство «Аз Бука», 2013. – 419 с.
10. Нарочницкий А.Л. Колониальная политика капиталистических держав на Дальнем Востоке 1860–1896. – М., 2016. – 899 с.
11. Непомнин О.В. История Китая. Эпоха Цин. - М.: 2005. - 428 с.
12. Русско-китайские договорно-правовые акты (1689-1916). - М.: 2004. - 328 с.
13. Темников Е. Г. Межгосударственные отношения России и Китая во второй половине XIX в. Казань, КФУ, 2015. – 395 с.
14. Тихвинский С.Л. Документы опровергают. Против фальсификации истории русско-китайских отношений: Сб. ст. – М.: Мысль, 2013. – 511 с.
15. Фань Вэнь-Лань. Новая история Китая. Том I, 1840–1901 гг. М.: Издательство иностранной литературы, 2014. –319 с.
16. Харнский К. Китай с древнейших времен до наших дней. Владивосток, изд-во «Книжное дело», 2015. – 1038 с.
17. Архив внешней политики Российской империи: 3. Ф. 188. Оп. 761. Д. 823. Л. 2. - Режим доступа: http://www.rusarchives.ru/taxonomy/term/868/all (дата обращения: 22.04.2018).
18. Архив внешней политики Российской империи: 3. Ф. 188. Оп. 761. Д. 823. Л. 8. - Режим доступа: http://www.rusarchives.ru/taxonomy/term/868/all (дата обращения: 22.04.2018).
19. Архив внешней политики Российской империи: 3. Ф. 150. Оп. 493. Д. 207. Л. 72 об. - Режим доступа: http://www.rusarchives.ru/taxonomy/term/868/all (дата обращения: 22.04.2018).
20. Архив внешней политики Российской империи: 6. Ф. 579. Оп. 1. Т. 1. Д. 1444. Л. 1 об. - Режим доступа: http://www.rusarchives.ru/taxonomy/term/868/all (дата обращения: 22.04.2018).
21. Архив внешней политики Российской империи: 3. Ф. 195. Оп. 529. Д. 243. Л. 180 об-181. - Режим доступа: http://www.rusarchives.ru/taxonomy/term/868/all (дата обращения: 22.04.2018).
22. Архив внешней политики Российской империи: 3. Ф. 195. Оп. 529. Д. 243. Л. 166-166 об. - Режим доступа: http://www.rusarchives.ru/taxonomy/term/868/all (дата обращения: 22.04.2018).