Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования готовности студентов старших курсов к браку
1.1. Студенческий возраст как сензитивный период готовности к
браку 7
1.2. Семья как ценностный социальный институт 16
1.3. Мотивация как феномен, влияющий на готовность к семейной
жизни 21
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи готовности к семейной жизни и мотивационных ориентаций в межличностных
отношениях среди студентов старших курсов
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Изучение мотивационной составляющей личности у студентов 44
2.3. Изучение особенностей готовности к семейной жизни студентов.... 49
Заключение 58
Библиографический список 62
Приложение
Актуальность проблемы исследования. В нестабильных условиях современности людям необходимы ценности, на которые можно надеяться и которые не разрушаются ни при каких политических и социально-экономических переломных моментах. Такие вечные ценности, безусловно, в личных отношениях дружба, любовь, и особенно семейная жизнь для человека открывает возможности для личностного роста, счастья, но в, то, же время представляет для него много требований. Готовность молодых людей вступать в брак является одним из важнейших факторов, определяющих стабильность молодой семьи. Именно от этого фактора зависит то, насколько брак будет долгим, счастливым и стабильным. Согласно Федеральной службе государственной статистики в 2013 году за анализируемый период было зафиксировано 218 070 регистраций браков, а в 2014 году за тот же период - 207 825, что на 10 245 меньше. Совершенно противоположная ситуация происходит с разводами, ведь в 2013 году за анализируемый период Росстатом их зафиксировано 157 065, а в 2014 - 172 310, что на 15 245 больше [35].
Исходя из этого можно сказать, что тема готовности молодых людей к семейной жизни является актуальной на сегодняшний день.
Теоретический анализ литературы показывает, что работ, направленных на изучение готовности молодёжи к семейной жизни, недостаточно. Условно можно было бы обозначить три направления исследований. Конечно же, наиболее часто вопрос о готовности к семейной жизни возникает в рамках проблемы подготовки молодёжи к ней (И.В.Гребенников [9], С.В.Ковалев [20], В.С.Торохтий [33], Л.Б.Шнейдер [40] и др.). Другим направлением можно считать исследования проблем возрастного развития личности (Г.С. Абрамова [1], Г. Крайг [23], А.А. Реан [29] и др.). Третье направление - это исследования различных проблем семейной жизни, например,
периодизации семейной жизни, условий «правильного» выбора партнёра, условий благополучного супружества, а также причин и особенностей супружеских конфликтов.
Проблема заключается в том, что несмотря на то, что студенческий возраст является сензитивным периодом для вступления в брак, с каждым годом браков заключается всё меньше среди студентов. Кроме того студенческие браки отличаются нестабильностью. В 2012 году отношение разводов к бракам составило 50,86 %, в 2013 году- 53, 07%. По совместно прожитым годам, статистика разводов такова: до 1 года - 3,6%, 1-2 года - 16%, 3-4 лет - 18%, 5-9 лет - 28%,10-19 - 22%. Как видим, 37,6 % разводов случается в молодых семьях [35]. Одним из источником этих проблем является противоречие между разными ролевыми ожиданиями и притязаниями у юношей и девушек и недостаточной сформированностью мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях, что может быть вызвано психологической неготовностью к браку.
Объект исследования: мотивационные ориентации и личностная установка в межличностной коммуникации и готовность к семейной жизни.
Предмет исследования: межполовые различия мотивационных ориентаций в межличностной коммуникации и готовности к браку у студентов.
Цель исследования: изучить межполовые различия мотивации межличностной коммуникации и готовности к семейной жизни у студентов.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам студенческого возраста как сензитивного периода готовности к браку, теоретические аспекты исследования семьи
как ценностного социального института, мотивации как фактора влияющего на готовность к семейной жизни;
2. Изучить особенности мотивационных ориентаций и личностных установок в межличностной коммуникации у студентов 4 курсов;
3. Определить ролевые ожидания и притязания в браке и степень понимания и уважения партнёров в браке у студентов.
Гипотеза исследования: существуют межполовые различия в мотивационных ориентациях в межличностной коммуникации и готовности к семейной жизни у студентов.
Практическая новизна заключается в анализе коммуникативного аспекта готовности к браку у студентов и межполовых различий мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях и ожиданиях и притязаниях в браке. Полученные результаты можно использовать в практике семейного консультирования при формировании брачно-семейных отношений в молодёжной среде.
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования:
• теоретический метод (анализ психолого-педагогической литературы);
• эмпирические методы - тестирование (Диагностика личностной установки альтруизм-эгоизм [32], Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях М.Д.Ладанова и В.А.Уразаевой [36], Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой [7], Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение и авторитетность) А.Н.Волковой модификация В.И.Слепковой) [27];
• методы математической обработки результатов исследования. Теоретическую базу исследования составили труды таких
известных учёных в области семейной психологии, как И.В. Гребенников
[9], С.В.Ковалев [20], В.С.Торохтий [33], Л.Б. Шнейдер [40] и др.; в области возрастного развития личности Г.С. Абрамова, Г. Крайг, А.А. Реан [29] др.); личностной установки Е.П. Ильин [19], Д.Н. Узнадзе [34].
Опытно-экспериментальная база исследования. Для исследования была использована студенческая среда Казанского (Приволжского) федерального университета. Общий объём выборки составил 50 человека. Они являются студентами 4ого курса Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций, направления «Реклама и связи с общественностью». Общий объём выборки был разделен на 2 подгруппы поровну - 25 девушек и 25 юношей.
Исследовательская работа осуществлялась в несколько этапов.
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ теоретической научной литературы в области психологии, а так же научные труды исследователей данной области; определялся объект, предмет, база исследования; подбирались методики для опытно - экспериментального блока.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, проводилась обработка результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в определении межполовых различий между готовностью молодёжи к браку и мотивационными и личностными установками в межличностных коммуникациях. Полученные результаты можно использовать в практике семейного консультирования при формировании брачно-семейных отношений в молодёжной среде.
В процессе изучения отечественной и зарубежной научной литературы на основе исследований было установлено, что позиции исследователей отражают две основные идеи:
• психологической готовности личности к семейной жизни - является
интегративное образование, которое включает в себя множество
компонентов;
• психологическая готовность имеет решающее значение для успеха в
решении проблем, возникающих в процессе семейной жизни как
деятельности.
Психологическая готовность студентов к семейной жизни рассматривается нами как система установок людей вступающих в брак, психологическими составляющими являются принятие на себя новой системы обязанностей по отношению к своему брачному партнёру, будущим детям и ответственность за их поведение; понимание права и преимущества других членов семьи как ячейки общества, признание принципов равенства в человеческих отношениях, готовность к сотрудничеству и повседневное общение, способность адаптироваться к привычкам и чертам характера другого человека и понимания психических состояний, мотивации для вступления в брак и отношения к требованиям и обязанностей в семейной жизни.
Происходят изменения в процессе выбора супруга и отношении к семейной жизни в целом, так как увеличиваются ожидания и требования, которые предъявляются к потенциальному партнёру и к семейной жизни. Выбор в основном базируется на основе личных качеств, а не социальных характеристик. На основе изученной литературы, можно сделать вывод, что представители мужского и женского пола по-разному оценивают готовность к браку, имеются различия в представлении будущего мужа и жены.
Студенчество по своей численности является одной из самых значительных групп молодёжи, от развития которого зависит будущее общества и страны в целом. Поэтому изучение молодых семей студентов и наиболее благоприятного времени для их создания очень важно, потому что студенческий возрастной период с позиций физиологической и психологической готовности считается наиболее благоприятным для создания семьи и рождения первенцев. Браки в студенческие годы, в большинстве случаев проявляют высокую степень сплочённости, на основе общих интересов, групповой идентичности, определённой субкультуры и образа жизни. Но в то же время, слабая социальная готовность молодых людей к семейной жизни, психологическая перегрузка и повышенный спрос к партнёру часто приводят к конфликтам, которые разрушают устои семьи. Для того, чтобы молодёжь могла гармонично строить свои взаимоотношения в будущем браке, ей необходимо знать особенности общения, межличностных отношений в современной семье. Открытость семьи, её обращение к прошлому и будущему создаёт реальную основу для перехода к новому обществу, которое нуждается в прочном семейном механизме.
Из проведённого нами исследования были выявлены следующие результаты:
1. Психологическая готовность студентов к семейной жизни рассматривается нами как система установок людей вступающих в брак, психологическими составляющими являются принятие на себя новой системы обязанностей по отношению к своему брачному партнёру, будущим детям и ответственность за их поведение; понимание права и преимущества других членов семьи как ячейки общества, признание принципов равенства в человеческих отношениях, готовность к сотрудничеству и повседневное общение, способность адаптироваться к привычкам и чертам характера другого человека и понимания психических состояний, мотивации для вступления в брак и отношения к требованиям и обязанностей в семейной жизни;
2. В диагностике личностной установки «эгоизм-альтруизм» не выявлено достоверных различий между девушками и юношами, что свидетельствует о равной ориентированности испытуемых к альтруистическим действиям. Желание помочь людям выражено сильнее, чем эгоистические тенденции;
3. В диагностике мотивационных ориентаций в межличностной
коммуникации мы можем наблюдать у юношей высокую степень ориентированности на понимание чувств, эмоций и ценностей собеседника, восприятие человека со всей его неповторимостью. Существует противоречие: если по
диагностике мотивационных ориентаций в межличностной коммуникации юноши показывают важность внутреннего мира собеседника и высокую степень принятия, то по шкале «личностная идентификация» методики РОП респонденты юноши не показывают высокую степень принятия партнёра. Это говорит о том, что юноши ориентированы на принятие в межличностной коммуникации больше, чем в личных отношениях;
4. По опроснику «Ролевые ожидания и притязания (РОП)» личная идентификация с партнёром у девушек выше, чем у юношей. Девушкам более важно, чтобы внутренние ценности, принципы, мировоззрение и приоритеты совпадали или были схожими с их мужчиной. Для юношей же это не является важным и значимым фактором;
5. Также по опроснику РОП выявлено достоверное различие в ожиданиях девушек в видении супруга как хорошего отца и семьянина. Тогда как юноши не склонны ожидать от женщин подобного, но зато они предъявляют к себе высокие притязания в родительско-воспитательских отношениях в семье;
6. Шкала внешней привлекательности опросника РОП показывает нам достоверные различия и в ожиданиях и в притязаниях девушек и юношей. По обеим подшкалам девушки ожидают и предъявляют к себе больше требований. Тогда как юноши склонны меньше требовать от девушки быть внешне ухоженной, физически подтянутой и красивой, но ещё больше они не готовы предъявлять требований к себе. В подшкале притязания наблюдается самое большое различие в средних показателях респондентов. Это говорит о том, что собственный внешний вид для юношей куда менее важен, чем для девушек;
7. Также в ходе исследования были выявлены достоверные различия в шкале «понимания» методики ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность). Девушки готовы проявлять понимание к состоянию и поступкам своего партнёра. Данные результаты подтверждаются эмоционально-психотерапевтической шкалой опросника «Ролевые ожидания и притязания (РОП)», где также наблюдаются достоверные различия: девушки предъявляют к себе более завышенные требования, чем юноши в создании и поддержании эмоционально благоприятной атмосферы в отношениях.
Таким образом, можно сказать, что гипотеза исследования частично подтвердилась и опровергалась, так как межполовые различия в мотивационных ориентациях в межличностной коммуникации и готовности к семейной жизни у студентов были выявлены не во всех исследуемых аспектах.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С.Абрамова. - М.: Академия, 2013. - 256 с.
2. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б.Г.Ананьев, М.Д. Дворяшина, Н.А. Кудрявцева. - М.: Просвещение, 2014. - 336 с.
3. Александров И.Ф. Семья как первичная ячейка и как субъект права. Актуальные проблемы поведения / И.Ф. Александров. - М.: Эксмо, 2011. - 103 с.
4. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография / Т.В.Андреева. - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.
5. Блонский П.П. Психология желания, «Вопросы психологии» / П.П.Блонский. - М.: Просвещение, 2015. - 117 с.
6. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка / Под ред. Л.В. Благонадежиной. - М.: Мысль, 2012. - 352 с.
7. Волкова А.Н. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / А.Н.Волкова. - М.: Эксмо, 2013. -480 с.
8. Высоцкая Е., Новожилова Ю., Степаносова А., Стороженко Ю., Требунская Л., Уточкин И., Чернацкий С. Авторский терминологический словарь Л.С.Выготского. - М.: Москва, 2014. - 128 с.
9. Гребенников И.В. Основы семейной жизни / И.В.Гребенников. - М.: Просвещение, 2012. - 158 с.
10. Дмитриев Д.В. Толковый словарь русского языка / Д.В.Дмитриева. - М.: Астрель, 2013. - 876 с.
11. Добрович А.Н. Общение: наука и искусство / А.Н.Добрович. - М.: Знание, 2014. - 256 с.
12. Дружинин В.Н. (ред.) Психология. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд / В.Н.Дружинин. - СПб: Питер, 2009. - 656 с.
13. Дюльдина Ж.Н. Психолого-педагогические основы семьи / Ж.Н.Дюльдина. - М.: Москва , 2014. - 210 с.
14. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: учебное пособие / А.Н. Елизаров. - М.: Москва, 2003. - 459 с.
15. Зацепин В., Бучинская Л. Семья. Социально-психологические и этические проблемы. Справочник / В.Зацепин, Л.Бучинская. - Киев: Изд-во Политической литературы Украины, 2014. - 225 с.
16. Занюк С. Психология мотивации. Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг / С.Занюк. - М.: Новейшая психология, 2012. - 352 с.
17. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2007. - 378 с.
18. Ильин Е. Психология взрослости / Е.Ильин. - Спб.: Питер, 2012. - 544 с.
19. Ильин Е. Психология помощи. Альтруизм. Эгоизм. Эмпатия /
Е.Ильин. - Спб.: Питер, 2010. - 304 с.
20. Ковалев С.В. Психология современной семьи / С.В.Ковалев. - М.: Просвещение, 2014. - 208 с.
21. Кон И.С. Открытие "Я" / И.С.Кон. - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
22. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы / Н.И.Конюхов. - М.: Просвещение, 2012. - 243 с.
23. Крайг Г. Психология развития / Г.Крайг. - СПб.: Питер, 2010. - 940 с.
24. Лисовский В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента /
В.Т.Лисовский, А.В.Дмитриев. - М.: Смысл, 2015. - 327 с.
25. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье / В.П.Меньшутин. - М.: Мысль, 2014. - 203 с.
26. Навайтис Г. Парадигмы семейной психодиагностики / Г. Навайтис // Мир психологии: научно-исследовательский журнал / Ред. Д.И.Фельдштейн, А.Г. Асмолов. - 2003. - № 3 июль-сентябрь 2003. -С.231-236.
27. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов / Н.И.Олифирович, Т.А.Зинкевич- Куземкина, Т.Ф.Велента. - СПб.: Питер, 2006. 360 с.
28. Райгородский Д.Ф. Психология семьи. Хрестоматия: Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики / Д.Ф.Райгородский. - Самара: БАХРАК, 2012. - 752 с.
29. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. Пособие / А.А.Реан. - СПб.: Питер, 2016. - 510 с.
30. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В.Сидлоенко. - СПб.: ООО «Речь», 2011. - 350 с.
31. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для студентов высшего учебного заведения / Е.Г. Силяева. - М.: Московский психолого-социальный университет, 2012. - 496 с.
32. Суркова Е.Г. Проективные методы диагностики: Учеб. пособие для студентов вузов / Е.Г.Суркова. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2008. - 313 с.
33. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей: монография / В.С.Торохтий, Н.С.Видерман. - М.: Смысл, 2007. - 488 с.
34. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Д.Н.Узнадзе. - СПб.: Питер,
2014. - 413 с.
35. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/demography/# (дата обращения: 04.06.2017)
36. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально
психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П.Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов. - М.: Изд-во
Института Психотерапии. 2013. - 490 с.
37. Фонд общественного мнения, доступен на: http://fom.ru/TSennosti/13083 (дата обращения: 23.05.2017)
38. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы / А.Г.Харчев, М.С.Мацковский. - М.: Статистика, 2013. - 224 с.
39. Шилов Ю.В. Фамилистика (Психология и педагогика семьи) / Ю.В.Шилов. - СПб.: Петрополис, 2015. - 220 с.
40. Шнейдер Л.Б. Семейная психология / Л.Б.Шнейдер. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2012. - 512 с.