Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИТРПГ КАК ПОДЖАНР ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА К. КОСТИКА «ЭПИК»)

Работа №57906

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы70
Год сдачи2020
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ФАНТАСТИКА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ 6
1.1. Научная фантастика как социокультурное явление
1.2. Фантастика: течения
РАЗДЕЛ 2. ЛИТРПГ - МИР ВИРТУАЛЬНОЙ ИГРОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ 28
2.1. История возникновения литРПГ
2.2. Специфика поджанра литРПГ в романе К. Костик «Эпик»
ВЫВОДЫ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52


ЛитРПГ сравнительно молодой, но стремительно набирающий популярность особенно в России жанр литературы. Причины возникновения данного поджанра напрямую связаны с текущим состоянием общества и, он (поджанр) является отражением различных социальных феноменов. К таким феноменам относится виртуальная игровая реальность, когда характерные для компьютерных игр реалии, персонажи, выражения становятся частью литературного произведения. Одним из ярких представителей данного направления в современной литературе является К. Костик, ирландский историк, редактор и писатель, сыгравший большую роль в развитии данного поджанра В 2004 г. выходит в свет его роман «Эпик».
Роман К. Костика по праву считается одним из самых популярных в США и Англии книг жанра ЛитРПГ. «Эпик» является первым романом автора в трилогии «Хроники Аватара». Сюжет повествует о далеком будущем. Действие происходит на планете под названием Новая Земля, каждый гражданин которой обязан постоянно играть в виртуальную игру под названием «Эпик», от успехов в которой напрямую зависит его реальная жизнь. Главный герой по имени Эрик пытается побороть существующий режим и восстановить справедливость, устроив революцию.
Роман неоднократно был номинирован, в том числе на такие премии, как: Beehive Award (2009), Georgia Peach Award (2008), Nutmeg award (2010) и Best Books for Young Adults, Американская библиотечная ассоциация (2008). Кроме того, роман «Эпик» был включен в список «Детская книга» 2005 г. Ассоциацией чтения Ирландии и получил премию Soaring Eagle Book Award (2008-2009).
ЛитРПГ - относительно новый поджанр литературы, который только недавно стал привлекать внимание исследователей. Необходимость изучения нового поджанра, который представляет собой синтез элементов различных непохожих друг на друга жанров и составляет актуальность данного исследования.
Объектом исследования является роман К. Костика «Эпик».
Предмет исследования - особенности такого поджанра фантастики, как ЛитРПГ, на примере романа К. Костика «Эпик».
Целью дипломной работы является исследование такого поджанра фантастики, как ЛитРПГ, и изучение его характерных особенностей в романе К. Костика «Эпик».
Для достижения поставленной цели предусмотрены такие задачи:
1. выделить роль фантастики в современной культуре и рассмотреть ее как социокультурное явление;
2. проследить историю возникновения и развития поджанра ЛитРПГ и определить его влияние на жанр фантастики;
3. проанализировать принципы поджанра ЛитРПГ в современной литературе;
4. выявить специфику поджанра ЛитРПГ в романе К. Костика «Эпик»; 
5. исследовать новаторские методы вышеупомянутых жанров и своеобразие романа в целом.
Научная новизна исследования заключается в том, что в ней впервые осуществляется исследование романа К. Костика как произведения, относящегося к поджанру фантастики ЛитРПГ, и делается попытка проследить специфику данного жанра на примере романа «Эпик».
Данная работа состоит из введения, двух глав и выводов. В первой главе освещаются теоретические аспекты исследования, а также вопросы, посвящённые изучению социокультурной функции научной фантастики и места фантастики в современной культуре. Вторая глава состоит из двух подпунктов, в которых прослеживается история появления и развития поджанра фантастики, ЛитРПГ, а также выявляются принципы и особенности данного поджанра в контексте романа К. Костика «Эпик».
Теоретико-методологической основой работы являются работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные жанру фантастики и его поджанру, ЛитРПГ (Е. Василенко, Д. Давыдов, В. Маслов, А. Самухин, Л. Фишман, В. Шумко), а также творчеству К. Костика (А. Джексон).
Сформулированная цель обусловила использование сравнительного и описательного методов. Соответственно поставленным задачам в разных частях работы применяются биографический, сравнительно-исторический и историко-культурный методы.
Теоретическое значение исследования заключается в возможности использования полученных результатов для
7 дальнейшего изучения особенностей и принципов поджанра фантастики ЛитРПГ.
Практическое значение работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при подготовке спецкурсов по зарубежной литературе в средней школе, на уроках мировой литературы в гимназиях, лицеях, специализированных классах средних школ.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования представлены на научно-практической конференции «Молодая Наука» (Евпатория, 19¬20 октября 2018 г.), в статье, принятой в печать в научном журнале ВАК «Филология и человек» (Барнаул, 2020 г.)
Основные положения работы изложены в двух публикациях, одна из которых напечатаны в индексируемых изданиях РИНЦ, одна - в ВАК.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В теории литературоведения существует два подхода к типологизации фантастики: при первом фантастику относят к жанру литературы, тогда как второй определяет ее как художественный прием. Оба этих способа не являются универсальными, хотя каждый имеет свое преимущество. Проблема классификации данного жанра соотносится с трудностями найти ему точное определение. Так или иначе, исследователи относят к одному из разветвлений данного жанра научную фантастику, которая в свою очередь зачастую включает в себя литРПГ.
Так как причины возникновения данного поджанра напрямую связаны с текущим состоянием общества и являются отражением различных социальных феноменов, был проведет анализ социокультурной природы научной фантастики. В следствии этого были выделены следующие функции жанра, нашедшие в последствии отражение и в литРПГ. Они следующие: познавательно-эвристическая, информационная, коммуникативная, воспитательная, эстетическая, компенсаторно-иллюзорная, идеологическая, прогностическая и проективная, социально-критическая, адаптационная и мировоззренческая.
Благодаря определению предпосылок, приведших к зарождению нового поджанра, и прослеживанию истории его возникновения и развития были сделаны следующие выводы: до появления нового поджанра элементы литРПГ появлялись во многих произведениях, таких, как «Вирт», «Первому игроку приготовиться», «Otherland» и другие. Родоначальником жанра иногда называют С. Лукьяненко, автора романа «Лабиринт отражений», оказавшего сильное влияние на произведения данного жанра. Однако основателем поджанра литРПГ считается Нам Хиисанг с его серией новелл «Легендарный лунный скульптор», сыгравшей важную роль в последующих тенденциях и задавшей направление канонам поджанра.
Был проведен анализ принципов литРПГ в современной литературе и выявлены характерные особенности поджанра, отличающие роман К. Костика «Эпик». В данном произведении важную роль играет виртуальная реальность, в результате чего большая часть повествования наполнена упоминанием игрового интерфейса, например, описанием характеристик героев, в битвах используется подробное и детальное изображение действий, произведенных героями, что свойственно игровым «логам», много времени уделяется прохождению «квестов» и «прокачке» героев, а слогу автора характерно использование игрового сленга, такого, как NPC, skills menu, starting points, cast, trigger и так далее. Главный герой, Эрик, следует своему особому пути, используя нестандартное мышление, и благодаря этому быстро достигает успеха, получая возможность влиять на судьбы мира.
Отличительной чертой романа «Эпик» является присутствие в нем элементов антиутопии. Главный герой представляет собой человека бунтарского, непримиримого с несправедливостью склада характера, которого автор помещает в условия постоянного неравенства и диктатуры со стороны правительства, а также неблагоприятных условий жизни, вследствие чего важным мотивом произведения является борьба с устоявшимся в обществе порядком. Эрик бросает вызов сложившимся правилам и ставит своей целью
свергнуть злоупотребляющее правительство.
Роман К. Костика «Эпик» является дебютным и играет большую роль в развитии поджанра литРПГ. Данное произведение не переведено на русский язык, однако среди зарубежных читателей и исследователей считается одним из культовых. Изданное в 2004 г., оно относится к одному из первых произведений зарубежной литературы такого поджанра.
Творчество К. Костика становится предметом изучения исследователей, чаще всего в рамках своеобразия жанра его произведений. Также есть работы, посвященные изучению поджанра литРПГ в контексте серии его романов «Avatar Chronicles». Предметами анализа становятся основные характеристики поджанра и его тематические разновидности. Кроме того, вместе с этим рассматриваются проблема классификации жанра фантастика и место литРПГ в этой типологизации.
Таким образом, роман К. Костика «Эпик» является типичным примером литРПГ, совмещая в себе все принципы, присущие данному поджанру, такие, как использование игровой терминологии, влияющий на судьбу виртуального мира герой, идущий своим особенным путем, занимающие большую часть текста описания точных действий героя и используемых им способностей, а также присутствие в произведении игрового интерфейса и характеристики предметов и локаций. Однако в романе были выявлены различные элементы антиутопии, выражающиеся как в окружающем персонажей реальном мире, так и в характере
63 главного героя, что делает книгу К. Костика «Эпик» в высшей степени самобытной.



1. Василенко, Е. С. Жанровые особенности новейшей фантастической литературы (на примере LitRPG) [Электронный ресурс] / Е. С. Василенко // Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Луганской Народной Республики "Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко". -2018. - № 2. - Режим доступа: https://elibrary. ru/download/elibrary 39282932 24419228.pdf. (дата обращения: 11.02.2020)
2. Энциклопедия фантастики: Кто есть кто [Электронный ресурс] / под ред. Вл. Гакова // Режим доступа: http://bvi.rusf.ru/fanta/esf l/authors/g/gakov.htm/. (дата обращения: 10.02.2020)
3. Головачева, И. В. Размышления о теориях научной
фантастики 2000-х годов [Электронный ресурс] / И. В. Головачева. // Вестник СПбГУ. Сер. 9. - 2013. - № 2. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?
id=20044812. (дата обращения: 06.02.2020)
4. Гриднева, Н. А. Фантастика и ее история: где искать точку отсчета? [Электронный ресурс] / Н. А. Гриднева. // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Социально-гуманитарные и экономические науки. - 2016. - Режим доступа:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25882840. (дата обращения: 09.02.2020)
5. Гудошникова, О. Ю. Развитие родовой человеческой универсальности и художественной культуры: от синкретизма первобытного к синкретизму "постмодерна"
65 [Электронный ресурс] / О. Ю. Гудошникова. // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №5. - Режим доступа:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20992754(дата обращения: 08.02.2020)
6. Давыдов, Д. Фишман, Л. Будущее капитализма: от литрпг к футурологии [Электронный ресурс]: / Д, Давыдов, Л. Фишман // Электрон. журнал. - Свободная мысль. - 2015. - № 2. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp? id=24218279. (дата обращения: 30.01.2020)
7. Дем, М. Господство клана Неспящих. / М. Дем. - Эксмо, 2015. - 384 с.
8. Денисова, А. И. Компьютерные игры как феномен современной культуры / А. И. Денисова // Аналитика культурологии. - 2010. - №18. - С. 32-46.
9. Кавахара, Р. Мастера меча онлайн. [Электронный ресурс]
/ Р. Кавахара // 2016. - Режим доступа:
https://ranobehub.org/ranobe/114-sword-art-online-novell#tab-contents. (дата обращения: 08.02.2020)
10. Кирсанова, Л. И., Коротина, О. А. Дискурс
фантастического в его отношении к самому себе и реальности (объективности) [Электронный ресурс] / Л. И. Кирсанова, О. А. Коротина. // Территория новых возможностей. Вестник владивостокского
государственного университета экономики и сервиса. - 2013. - № 1. - Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19400476. (дата обращения: 08.02.2020)
11. Клайн, Э. Первому игроку приготовиться / Э. Клайн; [пер. с англ. Е. Алексеевой]. // Москва: Издательство АСТ, 2018. - 480 с.
12. Ковалев, П. М. Сравнительная характеристика
произведений, созданных по мотивам компьютерных игр: литрпг, игровая новеллизация. молодость. [Электронный ресурс] / П. М. Ковалев // Витебский государственный университет им. П.М. Машерова - 2015. - Режим доступа: https://www. elibrary. ru/item .asp?id=35150336. (дата
обращения: 09.02.2020)
13. Ковалев, П. М. Тематическое разнообразие литературы по мотивам компьютерных игр. [Электронный ресурс] / П. М. Ковалев // Витебский государственный университет им. П.М. Машерова - 2014. - № 6. - Режим доступа:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36597296. (дата обращения: 10.02.2020)
14. Ковтун Е. Н. Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказки, притчи и мифа (на материале европейской литературы первой половины XX века). / Е. Н. Ковтун //М., 1999. - 308с.
15. Ковтун, Е. Н. Художественный вымысел в литературе XX века: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2008.
16. Лем С. Фантастика и футурология: В 2 кн. Кн. 1 / С. Лем // Пер. С. Макарцева; Под ред. В. Борисова. - М.: ООО «Изд-во АСТ»; Ермак, 2004. - 591 с.
17. Лукьяненко, С. Глубина. / С. Лукьяненко. // Москва: АСТ, 2015. - 796 с.
18. Лукьянова, Н. А., Гончаренко, М. В., Зинченко, Н. С. Научная фантастика как форма адаптации к будущему [Электронный ресурс] / Н. А. Лукьянова, М. В. Гончаренко, М. В. Зинченко. // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и
67 общественные науки. - 2019. - № 3. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41210451. (дата обращения: 08.02.2020)
19. Манн, Ю. Поэтика Гоголя. / Ю. Манн // - М.: Художественная литература, 1988. - 413 с.
20. Мартьянов, В. С. Социальная стратификация современных обществ: от экономических классов к рентным группам. / В. С. Мартьянов // СОЦИС - 2016.— №
10.
21. Маслов, В. М. Научная фантастика в системе
современного научного знания [Электронный ресурс] / В. М. Маслов. // Общество с ограниченной
ответственностью "Центр развития научного сотрудничества". - 2013. - № 3 - Режим доступа: https://www. elibrary. ru/item .asp?id=20357678. (дата
обращения: 06.02.2020)
22. Маханенко, В. Путь шамана. Шаг 1: Начало пути. / В. Маханенко. -Эксмо, 2016. - 416 с.
23. Молчанова С.Е., Касаркина В.Е. Особенности метафорической образности в современной англоязычной научной фантастике / С. Е. Молчанова, В. Е. Касаркина// Молодой ученый. - 2015. - № 13. - С. 799¬802.
24. Надолинская, Т. В. Игра в контексте истории философии, культуры и педагогики / Т. В. Надолинская // Образование и наука. - 2013. - № 7. -С. 138-159.
25. Назаренко М. Опыт классификации фантастических жанров [Электронный ресурс]/ М. Назаренко // Лаборатория фантастики. - 1999. -. Режим доступа:
68 http://nevmenandr.net/nazarenko/sf.php(дата обращения: 10.02.2020)
26. Нун, Д. Вирт / Д. Нун. [пер. с англ. А. А. Кривцова]. // Москва: Издательство АСТ, 2018. — 320 с.
27. Осипов, А. Н. Фантастика от А до Я. / А. Н. Осипов. - М: Дограф, 1999. - 352 с.
28. Павлихина, И. Ю. Специфика взаимодействия
реальной и художественной действительности в фантастике. [Электронный ресурс] / И. О. Павлихина. // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота. - 2007. - № 3. - Режим доступа:
www.gramota.net/materials/1/2007/3-1/77. html. (дата
обращения: 09.02.2020)
29. Платон. Собр. соч. в 4 т. / Платон // Издательство СПбГУ, 1994. - Т. 3. - 4.
30. Рус, Д. Играть, чтобы жить. Срыв. / Д. Рус. - Эксмо,
2013. - 384 с.
31. Самухин, А. Х. Знаковые образы виртуальной реальности в популярной культуре. / А. Х. Самухин // Обсерватория культуры. - 2015. - № 6. - с. 8-13.
32. Сергеев, А. А. Религии вымышленных миров: религиозность и фантастика, важность анализа религиозной составляющей в современных произведениях фантастики и фэнтези [Электронный ресурс] / А. А. Сергеев // Екатеринбургская духовная семинария. - 2016. - № 4. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26319646. (дата обращения: 06.02.2020).
33. Соловьев, B.C. Собр. соч. Т. 9. / М: Брюссель, 1966. -377 с.
34. Тамарченко Е. Уроки фантастики. / Е. Тамарченко // М: В мире фантастики, 1989. - с. 132.
35. Тимошенко, Т. В. Научная фантастика как социокультурный феномен: дисс. ... кандидат философских наук: 09.00.13 / Тимошенко Татьяна Викторовна. - М., 2003. - 142 с.
36. Фрумкин К. Г. Философия и психология фантастики. / К. Г. Фрумкин // М.: Едиториал УРСС, 2004.- 240 с.
37. Хиисанг, Н. Легендарный лунный скульптор. [Электронный ресурс] / Н. Хиисанг // 2007. - Режим дос туп а:https://ranobelib.ru/legendary-moonlight-sculptor/. (дата обращения: 07.02.2020)
38. Чернышева, Т. Природа фантастики. [Текст]: монография / Т. Чернышева - Иркутск: Изд-во ИГУ, 1985.
- 336 с.
39. Чигиринская, О. А. Фантастика: выбор жанра, выбор хронотопа [Электронный ресурс]. / О. А. Чигиринская // Харьков: Звездный мост. - 2001. - Режим доступа: www.rusf.ru/star/doklad/2008/chigr.htm. (дата обращения: 09.02.2020)
40. Чудов, А. Жанр литРПГ - что это такое? [Электронный
ресурс]. -Ленинград: ИД Империя Аратан. - 2013. Режим доступа: http://tchudov.ru/blog/. (дата обращения:
30.01.2020)
41. Чумаков В. Фантастика и ее виды / В. Чумаков // Вестн. Московского ун-та. Сер. 10: Филология. - 1974.- Вып. 2. - С. 68-74.
42. Шиллер, И. Письма об эстетическом воспитании / И. Шиллер. - РИПОЛ классик, 2016. - 242 с.
43. Шумко, В. В. Жанрово-тематическая специфика литературы rpg (по мотивам ролевых игр) [Электронный ресурс] / В. В. Шумко. // Витебский государственный университет им. П. М. Машерова. - 2014. - Режим доступа:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36302537.
44. Яковлев, А. Фантастика. Параллельная литература.
[Электронный ресурс] / А. Яковлев. // Литературная газета. - 2003. - №6. - Режим доступа:
https://archive.is/20120906174649/www.lgz.ru/archives/html arch/lg062004/Polosy/art6 4.htm. (дата обращения:
09.02.2020)
45. Asimov, I. Social science fiction / I Asimov. - Modern science fiction: its meaning and Its future - ed. by Reginald Bretnor. - New York, 1953.- P. 157-196.
46. Kostick, C. Epic / C. Kostick. // New York.: Firebird, 2008. - 400 pg.
47. Murray, E. R. Conor Kostick’s Epic Journey.
[Электронный ресурс] / E. R. Murray // Children & Young Adult. - 2011. - Режим доступа:
https://www.writing.ie/interviews/conor-kosticks-epic-journey/.
48. Todorov, Tz. Introduction a la litterature fantastique. / Tz Todorov. - Paris, 1970. - P. 61 ff


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ