Взаимосвязь проявлений внутриличностного гендерного ролевого конфликта и показателей профессиональной самореализации женщин-руководителей
|
Введение 2
1.1 Основные детерминанты и показатели ролевого конфликта женщин 7
1.2 Личностные характеристики женщины руководителя 27
1.3. Гендерный ролевой конфликт женщины-руководителя, как частный
случай внутриличностного конфликта 36
Глава 2. Исследование взаимосвязи проявлений внутриличностного
гендерного ролевого конфликта и показателей профессиональной
самореализации женщин-руководителей 43
2.1. Организация и методы исследования 43
Заключение 66
Список литературы 68
Приложение
1.1 Основные детерминанты и показатели ролевого конфликта женщин 7
1.2 Личностные характеристики женщины руководителя 27
1.3. Гендерный ролевой конфликт женщины-руководителя, как частный
случай внутриличностного конфликта 36
Глава 2. Исследование взаимосвязи проявлений внутриличностного
гендерного ролевого конфликта и показателей профессиональной
самореализации женщин-руководителей 43
2.1. Организация и методы исследования 43
Заключение 66
Список литературы 68
Приложение
Исследования ролевого конфликта женщины-
руководителя обусловлена рядом причин теоретического и практического характера. Двадцатый век стал свидетелем значительных перемен в отношении общества к женщине, а также переосмысления женщинами своей собственной роли в обществе. В течение последней четверти столетия женщины проникли в сферы деятельности, традиционно считавшиеся мужскими, что подтверждается данными многочисленных исследований. Профессиональная деятельность способствует реализации творческого личностного потенциала, развитию ощущения личной независимости и самоценности, одновременно сокращая время самореализации женщины в семейной сфере, что может приводить к ролевой перегрузке, напряжению и конфликту.
Однако, феномен ролевого конфликта женщины-руководителя в контексте профессиональной самореализации в психологии крайне недостаточно.
Около 75 % отечественных исследований ориентированы на
социально-экономический или социологический подходы к проблеме совмещения женщиной профессиональных и семейных ролей, а динамика возрастных изменений практически не учитываются (Васютина Л.А., Власова О.А., Гурко Т.А., Дудченко О., Мезенцева Е.Б., Ниворожкина Л.Н., Перова И., Сидорова Т.Н., Токсанбаева М., Ясная Л. и др.).
Целью большинства исследований является определение путей адаптации женщин к новым социальным условиям. Предполагаемые пути решения направлены на изменение объективных политико-экономических условий, а не на изменение психологии женщины (и ее окружения). Предполагается изменить систему льгот, пособий, график работы для женщин, систему сервиса, организовать центры поддержки и т.п. В отечественной науке проблемы женщины-руководителя преимущественно рассматриваются в социально-экономическом ключе, а не в психологическом. Предложения исследователей по изменению конфликтной ситуации адресованы в большей степени властям, а не самим женщинам.
В психологических исследованиях ролевого конфликта женщины- руководителя изучаются психологические способы выхода из конфликтной ситуации (Алешина Ю.Б., Босс П., Гурко Т.А., Залюбовская Е.В., Лекторская Е.В., Милова О.Л., Родыгина Л.Н., Хоткина З.А., Ясная Л.В.).
Однако малочисленность работ этого направления не позволяет говорить о многосторонности и полноте изучения данной проблемы. Психологами обозначены только подходы, ключевые моменты, по которым исследования ролевого конфликта женщины-руководителя должны развиваться. Необходимы психологические работы, направленные на изучение причин возникновения ролевого конфликта, факторов, связанных с его развитием и путей снижения ролевого напряжения, испытываемого работающей женщиной при совмещении профессиональных и семейных обязанностей.
Целью исследования является изучение взаимосвязи проявлений внутриличностного гендерного ролевого конфликта и показателей профессиональной самореализации женщин-руководителей.
Объект исследования - внутриличностный гендерный ролевой конфликт женщин - руководителей.
Предмет исследования - взаимосвязь проявлений внутриличностного гендерного ролевого конфликта и показателей профессиональной самореализации женщин-руководителей.
Задачи исследования:
1. Определить понятие внутриличностный гендерный ролевой конфликт и основные личностных показателей, важных для личностного развития и профессиональной самореализации женщин-руководителей.
2. Определить методическую базу исследования, подобрать диагностический инструментарий, организовать и повести сбор эмпирических данных на выборке женщин-руководителей, имеющих семью и детей.
3. Проанализировать полученные данные и установить взаимосвязь проявлений внутриличностного гендерного ролевого конфликта и показателей профессиональной самореализации женщин- руководителей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что особенности проявления и развития гендерного ролевого конфликта женщины- руководителя взаимосвязаны с показателями профессиональной
самореализации: наличие и высокая выраженность ВГРК будет иметь прямую взаимосвязь с проявлениями ургентной аддикции и обратную - с показателями психологического благополучия и самоэффективности.
В работе использовались следующие методы исследования:
1. Психодиагностический метод реализовывал субъективный подход в получении эмпирических данных. Были использованы следующие опроники:
- Опросник диагностики ургентной зависимости Шибко.
- Шкала психологического благополучия Рифф
- Шкала общей самоэффективности Р. Шварцер.
- Опросник «Внутриличностный гендерный ролевой конфликт» (женский вариант) разработанный О.Г. Лопуховой.
2. Выявление демографических данных респонденток (возраст, сфера деятельности, количество и возраст детей) проводилось посредством разработанной нами анкеты.
2. Методы обработки и интерпретации данных: методы математической статистики - частотный анализ и анализ мер центральной тенденции, определение линейной корреляции между показателями с помощью вычисления коэффициентов корреляции Пирсона.
Выборка. Было опрошено 60 женщин-руководителей разных сфер, имеющих семью и детей разного возраста. Средний возраст женщин - 40 лет (min 29 лет, max 52лет), женщины имели от 1 до 2 детей (Мо =1), от 1 до 20 лет, средний возраст детей - 10 лет. 3,4% женщин являлись руководителями в сфере образования, 13,6% женщин являлись руководителями в сфере торговли, 27,2% женщин являлись руководителями в сфере производства, 3,4% женщин являлись руководителями в сфере энергетики, 17% женщин являлись руководителями в сфере собственного бизнеса, 6,8 % женщин являлись руководителями в сфере госслужбы, 6,8% женщин являлись руководителями в сфере медицинского обслуживания, 20,4% женщин являлись руководителями в сфере экономики и финансов.
руководителя обусловлена рядом причин теоретического и практического характера. Двадцатый век стал свидетелем значительных перемен в отношении общества к женщине, а также переосмысления женщинами своей собственной роли в обществе. В течение последней четверти столетия женщины проникли в сферы деятельности, традиционно считавшиеся мужскими, что подтверждается данными многочисленных исследований. Профессиональная деятельность способствует реализации творческого личностного потенциала, развитию ощущения личной независимости и самоценности, одновременно сокращая время самореализации женщины в семейной сфере, что может приводить к ролевой перегрузке, напряжению и конфликту.
Однако, феномен ролевого конфликта женщины-руководителя в контексте профессиональной самореализации в психологии крайне недостаточно.
Около 75 % отечественных исследований ориентированы на
социально-экономический или социологический подходы к проблеме совмещения женщиной профессиональных и семейных ролей, а динамика возрастных изменений практически не учитываются (Васютина Л.А., Власова О.А., Гурко Т.А., Дудченко О., Мезенцева Е.Б., Ниворожкина Л.Н., Перова И., Сидорова Т.Н., Токсанбаева М., Ясная Л. и др.).
Целью большинства исследований является определение путей адаптации женщин к новым социальным условиям. Предполагаемые пути решения направлены на изменение объективных политико-экономических условий, а не на изменение психологии женщины (и ее окружения). Предполагается изменить систему льгот, пособий, график работы для женщин, систему сервиса, организовать центры поддержки и т.п. В отечественной науке проблемы женщины-руководителя преимущественно рассматриваются в социально-экономическом ключе, а не в психологическом. Предложения исследователей по изменению конфликтной ситуации адресованы в большей степени властям, а не самим женщинам.
В психологических исследованиях ролевого конфликта женщины- руководителя изучаются психологические способы выхода из конфликтной ситуации (Алешина Ю.Б., Босс П., Гурко Т.А., Залюбовская Е.В., Лекторская Е.В., Милова О.Л., Родыгина Л.Н., Хоткина З.А., Ясная Л.В.).
Однако малочисленность работ этого направления не позволяет говорить о многосторонности и полноте изучения данной проблемы. Психологами обозначены только подходы, ключевые моменты, по которым исследования ролевого конфликта женщины-руководителя должны развиваться. Необходимы психологические работы, направленные на изучение причин возникновения ролевого конфликта, факторов, связанных с его развитием и путей снижения ролевого напряжения, испытываемого работающей женщиной при совмещении профессиональных и семейных обязанностей.
Целью исследования является изучение взаимосвязи проявлений внутриличностного гендерного ролевого конфликта и показателей профессиональной самореализации женщин-руководителей.
Объект исследования - внутриличностный гендерный ролевой конфликт женщин - руководителей.
Предмет исследования - взаимосвязь проявлений внутриличностного гендерного ролевого конфликта и показателей профессиональной самореализации женщин-руководителей.
Задачи исследования:
1. Определить понятие внутриличностный гендерный ролевой конфликт и основные личностных показателей, важных для личностного развития и профессиональной самореализации женщин-руководителей.
2. Определить методическую базу исследования, подобрать диагностический инструментарий, организовать и повести сбор эмпирических данных на выборке женщин-руководителей, имеющих семью и детей.
3. Проанализировать полученные данные и установить взаимосвязь проявлений внутриличностного гендерного ролевого конфликта и показателей профессиональной самореализации женщин- руководителей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что особенности проявления и развития гендерного ролевого конфликта женщины- руководителя взаимосвязаны с показателями профессиональной
самореализации: наличие и высокая выраженность ВГРК будет иметь прямую взаимосвязь с проявлениями ургентной аддикции и обратную - с показателями психологического благополучия и самоэффективности.
В работе использовались следующие методы исследования:
1. Психодиагностический метод реализовывал субъективный подход в получении эмпирических данных. Были использованы следующие опроники:
- Опросник диагностики ургентной зависимости Шибко.
- Шкала психологического благополучия Рифф
- Шкала общей самоэффективности Р. Шварцер.
- Опросник «Внутриличностный гендерный ролевой конфликт» (женский вариант) разработанный О.Г. Лопуховой.
2. Выявление демографических данных респонденток (возраст, сфера деятельности, количество и возраст детей) проводилось посредством разработанной нами анкеты.
2. Методы обработки и интерпретации данных: методы математической статистики - частотный анализ и анализ мер центральной тенденции, определение линейной корреляции между показателями с помощью вычисления коэффициентов корреляции Пирсона.
Выборка. Было опрошено 60 женщин-руководителей разных сфер, имеющих семью и детей разного возраста. Средний возраст женщин - 40 лет (min 29 лет, max 52лет), женщины имели от 1 до 2 детей (Мо =1), от 1 до 20 лет, средний возраст детей - 10 лет. 3,4% женщин являлись руководителями в сфере образования, 13,6% женщин являлись руководителями в сфере торговли, 27,2% женщин являлись руководителями в сфере производства, 3,4% женщин являлись руководителями в сфере энергетики, 17% женщин являлись руководителями в сфере собственного бизнеса, 6,8 % женщин являлись руководителями в сфере госслужбы, 6,8% женщин являлись руководителями в сфере медицинского обслуживания, 20,4% женщин являлись руководителями в сфере экономики и финансов.
На основании проделанной работы можно сделать вывод, что на сегодняшний момент в стране хотя и происходит заметная активизация женского населения, мало того, что им мешают традиционные стереотипы, но в основной своей массе они ещё не готовы изменить собственное отношение самих к себе как к полноценным членам общества. Для изменения ситуации необходимо менять сознание всего общества. Начиная с детских лет прививать и девочкам и мальчикам одинаковое желание к активному участию во всех делах общества, к творческому мышлению, к принятию ответственных решений, самим строить свою судьбу, а не полагаться на то, что кто-то сделает это за тебя.
Современная система профессиональной деятельности, до сих пор находится под давлением мужских ценностей и стереотипов, отсутствием стремления к постепенному, последовательному решению задач, попыткой взять и сразу, наскоком и возникающими в связи с этим поверхностностью и недальновидностью принимаемых решений, тяготением к авторитарному управлению и жестким способам разрешения конфликтов. В результате чего, женщине пытающееся реализовать себя профессионально необходимо отталкиваться от мужских стереотипов поведения, что с течением времени, как доказано в эмпирической части нашей работы становиться для них все проблематичнее.
Современная концепция профессиональной самореализации нуждается в критическом переосмыслении базовых ценностных установок в направлении согласования с феминными ценностями: здоровым
консерватизмом, разумным компромиссом, способностью к открытому управлению, целостному восприятию работника в совокупности с его внеслужебными обстоятельствами жизни. Это придаст большую гибкость и разнообразие принципам профессиональной самореализации и позволит женщинам более комфортно чувствовать себя в управленческой среде, плодотворно работать в ней. Но нуждается в изменении и самосознание самих женщин, и жизненные установки должны быть сориентированы на возможность сочетания деловых и семейных ценностей.
Таким образом, подводя итог, мы можем сказать, что существуют устойчивые значимые связи между проявлениями внутриличностного гендерного ролевого конфликта женщины-руководителя и степенью профессиональной самореализации, что подтверждает нашу гипотезу. В целом, в исследовании было доказано, что развитие ВГРК у женщины руководителя с высокой долей вероятности взаимосвязано с проявлениями профессиональных и личностных деформаций: развитием проявлений
ургентной аддикции, снижением самоэффективности и психологического благополучия.
Выводы:
1. Показано, что проявление ВГРК у женщин-руководителей имеет характер «снежного кома»: если конфликт развивается в какой-либо сфере, то с высокой вероятностью он распространяется и на другие сферы, что в целом, является характерным признаком развития этого конфликта у женщин.
2. Установлено, что наличие внутриличностного гендерного ролевого конфликта у женщины-руководителя в сферах «Работа» и «Я» напрямую соотносится с проявлением ургентной аддикции в целом, и в частности, по показателям «Работоголизм», «Темп жизни», и «Личное время».
3. Установлено, что тенденции к выраженному ВГРК даже в сферах, не связанных напрямую с работой у женщины-руководителя с высокой вероятностью будет соотноситься с проявлениями депрессии, пессимистическими мыслями о своих достижениях, низкой самооценкой, чувстве беспомощности, как проявлениях низкой самоэффективности, а также с нарушением психологического благополучия.
Современная система профессиональной деятельности, до сих пор находится под давлением мужских ценностей и стереотипов, отсутствием стремления к постепенному, последовательному решению задач, попыткой взять и сразу, наскоком и возникающими в связи с этим поверхностностью и недальновидностью принимаемых решений, тяготением к авторитарному управлению и жестким способам разрешения конфликтов. В результате чего, женщине пытающееся реализовать себя профессионально необходимо отталкиваться от мужских стереотипов поведения, что с течением времени, как доказано в эмпирической части нашей работы становиться для них все проблематичнее.
Современная концепция профессиональной самореализации нуждается в критическом переосмыслении базовых ценностных установок в направлении согласования с феминными ценностями: здоровым
консерватизмом, разумным компромиссом, способностью к открытому управлению, целостному восприятию работника в совокупности с его внеслужебными обстоятельствами жизни. Это придаст большую гибкость и разнообразие принципам профессиональной самореализации и позволит женщинам более комфортно чувствовать себя в управленческой среде, плодотворно работать в ней. Но нуждается в изменении и самосознание самих женщин, и жизненные установки должны быть сориентированы на возможность сочетания деловых и семейных ценностей.
Таким образом, подводя итог, мы можем сказать, что существуют устойчивые значимые связи между проявлениями внутриличностного гендерного ролевого конфликта женщины-руководителя и степенью профессиональной самореализации, что подтверждает нашу гипотезу. В целом, в исследовании было доказано, что развитие ВГРК у женщины руководителя с высокой долей вероятности взаимосвязано с проявлениями профессиональных и личностных деформаций: развитием проявлений
ургентной аддикции, снижением самоэффективности и психологического благополучия.
Выводы:
1. Показано, что проявление ВГРК у женщин-руководителей имеет характер «снежного кома»: если конфликт развивается в какой-либо сфере, то с высокой вероятностью он распространяется и на другие сферы, что в целом, является характерным признаком развития этого конфликта у женщин.
2. Установлено, что наличие внутриличностного гендерного ролевого конфликта у женщины-руководителя в сферах «Работа» и «Я» напрямую соотносится с проявлением ургентной аддикции в целом, и в частности, по показателям «Работоголизм», «Темп жизни», и «Личное время».
3. Установлено, что тенденции к выраженному ВГРК даже в сферах, не связанных напрямую с работой у женщины-руководителя с высокой вероятностью будет соотноситься с проявлениями депрессии, пессимистическими мыслями о своих достижениях, низкой самооценкой, чувстве беспомощности, как проявлениях низкой самоэффективности, а также с нарушением психологического благополучия.



