Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь проявлений внутриличностного гендерного ролевого конфликта и показателей профессиональной самореализации женщин-руководителей

Работа №57899

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
289
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
1.1 Основные детерминанты и показатели ролевого конфликта женщин 7
1.2 Личностные характеристики женщины руководителя 27
1.3. Гендерный ролевой конфликт женщины-руководителя, как частный
случай внутриличностного конфликта 36
Глава 2. Исследование взаимосвязи проявлений внутриличностного
гендерного ролевого конфликта и показателей профессиональной
самореализации женщин-руководителей 43
2.1. Организация и методы исследования 43
Заключение 66
Список литературы 68
Приложение


Исследования ролевого конфликта женщины- 
руководителя обусловлена рядом причин теоретического и практического характера. Двадцатый век стал свидетелем значительных перемен в отношении общества к женщине, а также переосмысления женщинами своей собственной роли в обществе. В течение последней четверти столетия женщины проникли в сферы деятельности, традиционно считавшиеся мужскими, что подтверждается данными многочисленных исследований. Профессиональная деятельность способствует реализации творческого личностного потенциала, развитию ощущения личной независимости и самоценности, одновременно сокращая время самореализации женщины в семейной сфере, что может приводить к ролевой перегрузке, напряжению и конфликту.
Однако, феномен ролевого конфликта женщины-руководителя в контексте профессиональной самореализации в психологии крайне недостаточно.
Около 75 % отечественных исследований ориентированы на
социально-экономический или социологический подходы к проблеме совмещения женщиной профессиональных и семейных ролей, а динамика возрастных изменений практически не учитываются (Васютина Л.А., Власова О.А., Гурко Т.А., Дудченко О., Мезенцева Е.Б., Ниворожкина Л.Н., Перова И., Сидорова Т.Н., Токсанбаева М., Ясная Л. и др.).
Целью большинства исследований является определение путей адаптации женщин к новым социальным условиям. Предполагаемые пути решения направлены на изменение объективных политико-экономических условий, а не на изменение психологии женщины (и ее окружения). Предполагается изменить систему льгот, пособий, график работы для женщин, систему сервиса, организовать центры поддержки и т.п. В отечественной науке проблемы женщины-руководителя преимущественно рассматриваются в социально-экономическом ключе, а не в психологическом. Предложения исследователей по изменению конфликтной ситуации адресованы в большей степени властям, а не самим женщинам.
В психологических исследованиях ролевого конфликта женщины- руководителя изучаются психологические способы выхода из конфликтной ситуации (Алешина Ю.Б., Босс П., Гурко Т.А., Залюбовская Е.В., Лекторская Е.В., Милова О.Л., Родыгина Л.Н., Хоткина З.А., Ясная Л.В.).
Однако малочисленность работ этого направления не позволяет говорить о многосторонности и полноте изучения данной проблемы. Психологами обозначены только подходы, ключевые моменты, по которым исследования ролевого конфликта женщины-руководителя должны развиваться. Необходимы психологические работы, направленные на изучение причин возникновения ролевого конфликта, факторов, связанных с его развитием и путей снижения ролевого напряжения, испытываемого работающей женщиной при совмещении профессиональных и семейных обязанностей.
Целью исследования является изучение взаимосвязи проявлений внутриличностного гендерного ролевого конфликта и показателей профессиональной самореализации женщин-руководителей.
Объект исследования - внутриличностный гендерный ролевой конфликт женщин - руководителей.
Предмет исследования - взаимосвязь проявлений внутриличностного гендерного ролевого конфликта и показателей профессиональной самореализации женщин-руководителей.
Задачи исследования:
1. Определить понятие внутриличностный гендерный ролевой конфликт и основные личностных показателей, важных для личностного развития и профессиональной самореализации женщин-руководителей.
2. Определить методическую базу исследования, подобрать диагностический инструментарий, организовать и повести сбор эмпирических данных на выборке женщин-руководителей, имеющих семью и детей.
3. Проанализировать полученные данные и установить взаимосвязь проявлений внутриличностного гендерного ролевого конфликта и показателей профессиональной самореализации женщин- руководителей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что особенности проявления и развития гендерного ролевого конфликта женщины- руководителя взаимосвязаны с показателями профессиональной
самореализации: наличие и высокая выраженность ВГРК будет иметь прямую взаимосвязь с проявлениями ургентной аддикции и обратную - с показателями психологического благополучия и самоэффективности.
В работе использовались следующие методы исследования:
1. Психодиагностический метод реализовывал субъективный подход в получении эмпирических данных. Были использованы следующие опроники:
- Опросник диагностики ургентной зависимости Шибко.
- Шкала психологического благополучия Рифф
- Шкала общей самоэффективности Р. Шварцер.
- Опросник «Внутриличностный гендерный ролевой конфликт» (женский вариант) разработанный О.Г. Лопуховой.
2. Выявление демографических данных респонденток (возраст, сфера деятельности, количество и возраст детей) проводилось посредством разработанной нами анкеты.
2. Методы обработки и интерпретации данных: методы математической статистики - частотный анализ и анализ мер центральной тенденции, определение линейной корреляции между показателями с помощью вычисления коэффициентов корреляции Пирсона.
Выборка. Было опрошено 60 женщин-руководителей разных сфер, имеющих семью и детей разного возраста. Средний возраст женщин - 40 лет (min 29 лет, max 52лет), женщины имели от 1 до 2 детей (Мо =1), от 1 до 20 лет, средний возраст детей - 10 лет. 3,4% женщин являлись руководителями в сфере образования, 13,6% женщин являлись руководителями в сфере торговли, 27,2% женщин являлись руководителями в сфере производства, 3,4% женщин являлись руководителями в сфере энергетики, 17% женщин являлись руководителями в сфере собственного бизнеса, 6,8 % женщин являлись руководителями в сфере госслужбы, 6,8% женщин являлись руководителями в сфере медицинского обслуживания, 20,4% женщин являлись руководителями в сфере экономики и финансов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проделанной работы можно сделать вывод, что на сегодняшний момент в стране хотя и происходит заметная активизация женского населения, мало того, что им мешают традиционные стереотипы, но в основной своей массе они ещё не готовы изменить собственное отношение самих к себе как к полноценным членам общества. Для изменения ситуации необходимо менять сознание всего общества. Начиная с детских лет прививать и девочкам и мальчикам одинаковое желание к активному участию во всех делах общества, к творческому мышлению, к принятию ответственных решений, самим строить свою судьбу, а не полагаться на то, что кто-то сделает это за тебя.
Современная система профессиональной деятельности, до сих пор находится под давлением мужских ценностей и стереотипов, отсутствием стремления к постепенному, последовательному решению задач, попыткой взять и сразу, наскоком и возникающими в связи с этим поверхностностью и недальновидностью принимаемых решений, тяготением к авторитарному управлению и жестким способам разрешения конфликтов. В результате чего, женщине пытающееся реализовать себя профессионально необходимо отталкиваться от мужских стереотипов поведения, что с течением времени, как доказано в эмпирической части нашей работы становиться для них все проблематичнее.
Современная концепция профессиональной самореализации нуждается в критическом переосмыслении базовых ценностных установок в направлении согласования с феминными ценностями: здоровым
консерватизмом, разумным компромиссом, способностью к открытому управлению, целостному восприятию работника в совокупности с его внеслужебными обстоятельствами жизни. Это придаст большую гибкость и разнообразие принципам профессиональной самореализации и позволит женщинам более комфортно чувствовать себя в управленческой среде, плодотворно работать в ней. Но нуждается в изменении и самосознание самих женщин, и жизненные установки должны быть сориентированы на возможность сочетания деловых и семейных ценностей.
Таким образом, подводя итог, мы можем сказать, что существуют устойчивые значимые связи между проявлениями внутриличностного гендерного ролевого конфликта женщины-руководителя и степенью профессиональной самореализации, что подтверждает нашу гипотезу. В целом, в исследовании было доказано, что развитие ВГРК у женщины руководителя с высокой долей вероятности взаимосвязано с проявлениями профессиональных и личностных деформаций: развитием проявлений
ургентной аддикции, снижением самоэффективности и психологического благополучия.
Выводы:
1. Показано, что проявление ВГРК у женщин-руководителей имеет характер «снежного кома»: если конфликт развивается в какой-либо сфере, то с высокой вероятностью он распространяется и на другие сферы, что в целом, является характерным признаком развития этого конфликта у женщин.
2. Установлено, что наличие внутриличностного гендерного ролевого конфликта у женщины-руководителя в сферах «Работа» и «Я» напрямую соотносится с проявлением ургентной аддикции в целом, и в частности, по показателям «Работоголизм», «Темп жизни», и «Личное время».
3. Установлено, что тенденции к выраженному ВГРК даже в сферах, не связанных напрямую с работой у женщины-руководителя с высокой вероятностью будет соотноситься с проявлениями депрессии, пессимистическими мыслями о своих достижениях, низкой самооценкой, чувстве беспомощности, как проявлениях низкой самоэффективности, а также с нарушением психологического благополучия.



1. Агеев В.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. - 2007. - №5. - С.70-78
2. Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт женщины руководителя // Вопросы психологии. - 2014. - №5.
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человека знания - М.: Наука, 1977
4. Антология гендерной теории - Мн.: Пропилеи, 2000
5. Арутян М.Ю. Распределение обязанностей в семье и отношения между супругами // Семья и социальная культура. Хрестоматия - СПб.: Питер, 2004
6. Баскакова М.Е. Замужняя женщина семья или работа? // Семья в России. - 2005. - №3-4. - с.112-114
7. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности - М.: Аспект пресс, 2012
8. Берн Ш. Г ендерная психология - СПб.: ЕВРО-Пресс, 2012
9. Бернс Развитие Я-концепции и воспитание - М.: Прогресс, 2006
10. Бороздина Л.В. Теорико-экспериментальное исследование самооценки // автореф. к дисс. - М., 2014
11. Бранд Г. Природа женщины. - Екатеринбург: Элкис, 2014
12. Василюк Е.Ф. Жизненный кризис: типологический анализ
критических ситуаций // Психологический журнал - 2005. - №3. - С.90-112
13. Выгодский Л.С. Психология -М.: ЭКСМО-Пресс, 2000
14. Гаврилица О.Л. Ролевой конфликт женщины руководителя // Автореф. к дисс. - М., 2014
15. Гурко Т.А. Гендерная социология // Социология в России - М.: изд-во Инст. социологических исследований РАН РФ, 2006
16. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 2014. № 3-4.
17. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 2014. № 6.
18. Ивков Н.Н. Условия и динамика разрешения ценностных ориентаций в зрелости - М.: МГУ, 2013
19. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины - СПб.: Питер, 2013
20. Клецина И.С. Гендерная социализация - СПб.: Дидактика Плюс,
2014
21. Клецина И.С. Психология гендерных отношений - СПб.: Алетея,
2004
22. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. - 2000. - №2. - с.65-69
23. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей: соотношение биологического и социального - СПб.: Прайм-Еврознак, 2014
24. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000
25. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.: Олма-Пресс, 2014
26. Луковицкая Е.Г. Введение в гендерные исследования - Великий Новгород: Нов.ГУим. Ярослава Мудрого, 2013
27. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента - М.: Дело, 2007
28. Морозов А.В. Деловая психология - СПб.: СОЮЗ, 2013
29. Полонская Н.Г. Личное влияние и поло-ролевой стереотип // Ананьевский чтения - 97: тезисы научно-практической конференции - СПб.: СПбГУ, 2007
30. Попова Л. Психологические исследования и гендерный подход // Женщина. Гендер. Культура. - М., 2014
31. Психология и этика делового общения // Под ред. Лавриенко В.Н., ЮНИТИ-ДАНА, 2012
32. Психология человека от рождения до смерти // под ред. Реана А.А. - СПб., 2013
33. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии - СПб.: Питер, 2014
34. Ситников В. Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых - СПб.: Химиздат, 2012
35. Словарь психолога-практика // сост. Головин С.Ю. - Мн. Харвест, М.: АСТ, 2012
36. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез - Ростов н/Д.: Феникс, 2004
37. Турецкая Г.В. Страх успеха: психологическое исследование
феномена // Психологический журнал. 2014. № 1. Т. 19.
38. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР - М.: Психология и педагогика - М.:
39. Хорни К. Женская психология. - СПб.: Питер, 2014
40. Чудилина В.А. Эмоциональная зрелость личности: определение понятий и выделение критериев // Личность и проблемы развития: сборник работ молодых ученых - М.: изд-во МГУ, 2013
41. Шестаков А.Д. Психология управленческих воздействий руководителя на подчиненных в органах внутренних дел: Автореф. дис. ... канд. наук - СПб., 2007
42. Шихирев П. Современная социальная психология. - М.: Академия- Пресс, 2014
43. Эриксон Э. Личность и общество - М.: Детство и общество - СПб.: Университетская книга, 2006
44. Абульханова-Славская К. А. О субъекте психической деятельности. - М.: Наука, 1973. - 288 с.
45. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. - М.: Когито- Центр, 2002. - 220 с.
46. Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. - 1989. - № 5. - С. 80—88.
47. Анцупов Л. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999. -551с.
48. Бердникова Т.Е. Юное материнство: личностный и социальный аспекты: Дисс. ... канд. социол. Наук. - Курск, 1999. -201 с.
49. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1978. - № 2. - № 4. - С. 24-28.
50. Братусь Б.С. Психология личности в контексте мировоззрения // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. - М.: Изд-во АПН СССР, 1988.
51. Варга А.Я. Структура и типы родительских отношений: Дисс. . канд.психол.н. М., 1986.
52. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.
53. Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Собр.соч.: В 6 т. М., 1983.-Т.3.-369 с.
54. Выготский Л.С. Детская психология //Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. - Т.4. - 433 с.
55. Гаврилица О. А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 65-70.
56. Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность, конфликт, гармония. - Киев, 1989. - 175 с.
57. Ковалев А.Г. Психология личности. - 3-е изд. - М., 1970. - 391 с.
58. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. - Спб.: Лань, 2001. - С. 129.
59. Копыл О. А., Баз Л. Л., Баженова О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. - 1993. - № 4. - С. 35-42.
60. Кулагина Н.В. Внутриличностный гендерный конфликт профессиональной роли : дис... кандидата психологических наук. - Москва, 2009. - 243 с.
61. Левин К. Динамическая психология. - М.: Смысл, 2001. - 572 с.
62. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - 430 с.
63. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1980. - 584 с.
64. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка.- М.: Воронеж, 1997.- 216с.
65. Лопухова О.Г. Внутриличностный гендерный ролевой конфликт: системный подход к проблеме // Современные исследования социальных проблем, 2010. - № 4. - С. 113-119.
66. Лурия А. Р. Психология как историческая наука (к вопросу об исторической природе психологических процессов). — В кн.: История и психология. - М., 1971. - С. 36—63.
67. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Издательство Питер, 2006. - 352с.
68. Петровский В.А. Системно-деятельностный подход к личности: концепция персонализации // Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1987. - С. 8 — 38.
69. Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М.: Прогресс, 1988. - С. 90 - 91.
70. Скрицкая Т.В. Отношение к материнству у молодых женщин // Перинатальная психология и психология родительства. - 2007. - №
3. - С. 125-126.
71. Спиваковская А.И. Как быть родителями, М., Изд. «Педагогика», 1986. - 115 с.
72. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.
73. Турецкая Г.В. Страх успеха: психологическое исследование
феномена // Психологический журнал. - Т. 19. -1998. - № 1. - С.37-
46.
74. Филиппова Г. Г. Психология материнства. - М., 2002. -240 с.
75. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. - 187 с.
76. Фрейд З. Введение в психоанализ. - М., 1989. - 455 с.
77. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. — СПб.: Лань, 1997. - 240 с.
78. Шакирова Г.Ф. Межполовые различия проявления внутриличностного ролевого конфликта // Научный журнал «Образование и саморазвитие». - Казань: Центр инновационных технологий, 2009. - № 1 (11). - С. 202 - 206. (0, 3 п.л.)
79. Шакирова Г.Ф. Механизмы и факторы формирования
внутриличностного гендерного ролевого конфликта // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. - Казань, 2010. - № 2 (20). - С. 332-338.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ