Налоговые льготы как финансово-правовой институт повышения инвестиционной привлекательности субъекта Российской Федерации (на примере Свердловской области)
Введение 3
Глава 1. Налоговые льготы: понятие, виды
1.1 Налоговые льготы: правовое содержание
1.2 Виды налоговых льгот 11
1.3 Налоговые льготы по изменению элемента 19
Глава 2. Вопросы правоприменения законодательства о налоговых льготах 30
2.1. Теоретико-практические проблемы применения законодательства о налоговых льготах
2.2 Налоговые меры поддержки малого и среднего предпринимательства в новых
условиях 36
Глава 3. Правовое регулирование налоговых льгот резидентам особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития 41
3.1. Правовой статус особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития 41
3.2. ОЭЗ в Свердловской области: практика налогового льготирования
Заключение
Библиографический список 60
История развития любой страны выступает процессом последовательного поиска оптимальных способов и форм стимулирующего воздействия на экономику государства. Система общественных отношений в сфере налогообложения является одной из самых активных общественных систем. Общество постоянно развивается, соответственно развивается и налоговое законодательство, причем его изменение должно происходить на хорошем качественном уровне, и при этом должны быть обеспечены гарантии участников налоговых отношений и определенная стабильность этих отношений.
Неожиданная по своим масштабам и значению вспышка азиатского коронавируса стала основной новостной темой начала 2020 года. Неизвестная ранее инфекция в одночасье превратилась в глобальную проблему, от которой не смогли дистанцироваться отдельные государства. Известия на эту тему носят не только и не столько медицинский характер, это событие уже вызвало видимые экономические потрясения в мировом масштабе, которые будут проявляться и развиваться еще в течение нескольких ближайших кварталов.
В настоящее время мы наблюдаем весьма социально-экономический феномен, который уже оказал сильное влияние на сырьевые и фондовые рынки. Чтобы смягчить удар по экономике и бизнесу, государство предпринимает ряд мер: льготы, послабления, отсрочки, делает все, чтобы в нынешней непростой ситуации дать бизнесу шанс удержаться.
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что понятие льготы в налоговом праве и видов налоговых льгот характеризуются отсутствием сколько- нибудь законченного современного финансово-юридического учения о налоговых льготах, которое бы могло послужить правильному пониманию такого многосложного юридического явления как налоговая льгота. Кризис, назревающий в России в связи с распространением коронавируса, вызывает множество вопросов у юридических лиц и, прежде всего, по уплате налогов — действительно ли введена отмена по их уплате, для кого действует освобождение? Эпидемия COVID-19 пришлась на период налоговых платежей и сдачи отчетности, отменит ли Правительство РФ обязательства организаций?
Сегодня закон о налогах имеет разные формы, устанавливающие необходимые преимущества для налогоплательщиков, следовательно нужно их форму и содержание привести в соответствие, кроме этого необходимо разграничить близкие по содержанию формы и конкретно выделить из правовых норм налоговые льготы. Это разделение будет одним из главных условий для дальнейшей оптимизации всей системы налогового льготирования.
Есть опасность превращения налоговых льгот в инструмент манипулирования и злоупотребления властью, поэтому важно при регулировании налоговой политики учитывать требования законности, разумности и эффективности.
К сожалению, в Российской Федерации институт налоговых льгот не отличается системностью. В связи с этим законодательное регулирование налоговых льгот весьма проблемно и противоречиво, что неизбежно ведет к наличию большого числа правоприменительных споров в отношении налоговых льгот.
Целью данной дипломной работы является определение природы налоговых льгот, их роли, условий и порядка предоставления на современном этапе развития российской налоговой системы.
В соответствии с поставленной целью задачами дипломной работы являются:
-исследовать экономическую сущность налоговых льгот;
-рассмотреть порядок и условия предоставления налоговых льгот;
-выявить основные направления рационального использования налоговых льгот.
Объект исследования - отношения, которые формируются в процессе использования налоговых льгот.
Предмет исследования - совокупность теоретических основ применения налоговых льгот.
Степень разработанности темы. Природа налоговой льготы сегодня изучена и исследована недостаточно, поэтому вызывает много дискуссионных вопросов в налоговой теории и в юридической литературе в целом.
В существующей дискуссии представляется целесообразным выделить следующих ведущих специалистов: А.В. Брызгалин, Г.А. Гаджиев, И.В. Караваева, М.В. Карасева, А.Н. Козырин, М.В. Кустова, О.А. Ногина, С.В. Овсянников, С.Г. Пепеляев, Г.В. Петрова, В.И. Слом, Н.И. Химичева, Д.Г. Лерник, Н.А. Шевелева, которые внесли большой вклад в совершенствование и развитие теории правовых основ налогообложения России.
Структура дипломной работы отвечает логике исследования и включает в себя введение, заключение, три главы, разделенные на параграфы и список литературы, использованной для написания данной дипломной работы.
В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. «Налоговая льгота — это целевое преимущественное право, предоставленное налогоплательщику, или целевое исключение из налоговой базы и объекта налогообложения, введение которого в налоговую систему преследует достижение определенной цели, и по которому имеется возможность определить экономическую, бюджетную, фискальную или социальную эффективность». Предлагаемая принципиально иная по сравнению с официальной трактовка определения понятия «налоговая льгота» наверняка найдет своих оппонентов. И это вполне естественно, поскольку в данном определении можно найти существенные или малосущественные недоработки. Вместе с тем, в данном определении сделана попытка отразить характерные признаки, обосновать и ввести в данную дефиницию определенные критерии, конкретизирующие отличительные черты налоговой льготы, благодаря которым можно было бы отделить ее от других видов налоговых освобождений.
2. В налоговой системе Российской Федерации действует множество различных налоговых льгот, при этом перечень налоговых льгот в последние годы имеет тенденцию к расширению. В связи с этим одним из приоритетных направлений в развитии налоговой политики является оптимизация налоговых льгот, которая должна включать в себя законодательное закрепление основных форм предоставления налоговых льгот, что в свою очередь позволит производить анализ налоговой системы на предмет перегруженности теми или иными льготами, а также осуществлять различные оценки по группам льгот в сопоставлении с динамикой развития различных социальных и экономических показателей.
3. Налоговые льготы - это форма практической реализации регулирующей функции налогов. Меняя массу начислений по налогам, различные способы и формы их обложения, конкретизации налоговых ставок, меняя области их распространения, льготы по налогам являются важным инструментом налогового регулирования государства. То есть государство целенаправленно влияет на все элементы процесса расширенного воспроизводства с целью стимулирования. Кроме этого, оно сдерживает предпринимательскую, инвестиционную и трудовую активность, контролирует способы накопления капитала в ведущих отраслях экономики, развития прикладной науки, техники и социальной сферы.
4. Арбитражным судам довольно часто приходится рассматривать различные споры, причина их возникновения состоит в том, что налоговая льгота - это известное исключение в разрешительном типе правового регулирования властных отношений по поводу установления, введения и взимания налогов и, как всякое исключение, обладает особым правовым режимом, выражающим специфическое сочетание правовых средств, предназначенных для обеспечения наиболее полного удовлетворения социально-экономических интересов налогоплательщика. Следовательно, даже в случае обращения за судебной защитой, граждане и организации не могут рассчитывать на установление однозначной истины.
5. Поддержка бизнеса в условиях коронавируса сводится к предоставлению различных льгот, отсрочек и субсидий. Финансовая помощь оказывается адресно. Меры поддержки во многом касаются предпринимателей, оказавшихся под наиболее серьезным влиянием негативных факторов. Все эти действия позволят предпринимателям оставаться на ходу, сохранить рабочие места, уровень доходов граждан и экономику в целом, но смогут ли эти отрасли полноценно восстановиться после завершения эпидемии - большой вопрос. Полный экономический эффект предложенных действий на настоящий момент не может быть предсказан, поэтому пакет реализуемых мер вероятно будет расширяться в случае необходимости.
6. Можно констатировать, что ОЭЗ в своем предназначении носят отраслевой характер и ориентированы на развитие конкретных отраслей экономики. ТОСЭР имеют более комплексное предназначение, где немаловажную роль занимает также социальный аспект - создание комфортных условий жизни для местного населения.
7. По прогнозам российских экономистов спрос в нашей стране, а также в мире на производство титановой продукции будет в дальнейшем только увеличиваться, что характеризует данную отрасль как очень перспективную. Поэтому необходимо продолжать развивать свободную экономическую зону «Титановая долина» для укрепления позиций России в области титановой промышленности, в которой доля РФ среди всех импортёров титаносодержащей продукции составляет всего 1%. Также развитие данной ОЭЗ окажет благоприятное воздействие не только на состояние всей страны, но и на экономику региона, за счёт притока инвестиций.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
2. О налоге на прибыль предприятий и организаций:
Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 // Собрание
законодательства РФ. 1991. Ст.6. (Утратил силу).
3. О социальной защите инвалидов в РФ: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. Ст.28.2.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Российская газета, № 148¬149, 06.08.1998.
5. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.06.2005 № 116-ФЗ // Собрание законодательства РФ.2005. Ст. 7.
6. Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами: Федеральный закон от 30.12.2006 № 269-ФЗ // Собрание законодательства РФ.2006. Ст.10.
7. О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц: Федеральный закон от 04.10.2014 № 284-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. Ст.12.
8. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2017. Ст. 14.
9. О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов: Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 // Собрание законодательства РФ. 2011. Ст.11 п.72,п.77.
10. О передаче Правительству Свердловской области отдельных полномочий по управлению особой экономической зоной промышленно-производственного типа, созданной на территориях муниципальных образований Верхнесалдинский городской округ, Сысертский городской округ и «город Екатеринбург» Свердловской области: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.04.2016 № 257 // Документ не опубликован.
11. Об установлении и введении в действие
транспортного налога на территории Свердловской области: Закон Свердловской области от 29.11.2002 № 43-ОЗ // Областная газета, N 250-251, 30.11.2002.
Ведомости Законодательного Собрания Свердловской области, № 6(103) Ст.12.
12. Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций: Закон Свердловской области от 27.11.2003 № 35-ОЗ // Областная газета, № 274-275, 29.11.2003, "Собрание законодательства Свердловской области", 19.01.2004, № 11 (2004), Ст.32.
13. Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения на территории Челябинской области: Закон Челябинской области от 28.01.2015 № 101-ЗО // "Южноуральская панорама", № 12, 29.01.2015 (спецвыпуск № 4). Ст.11.
14. О внесении изменений в Закон Свердловской области ««О введении в действие патентной системы налогообложения на территории Свердловской области: Закон Свердловской области от 20.03.2015 № 22-ОЗ // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.03.2015. Ст.22.
15. О внесении изменений в Закон Свердловской области ««Об установлении на территории Свердловской области дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов»: Закон Свердловской области от 20.03. 2015 № 21-ОЗ // Официальный интернет- портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.03.2015. Ст.13.
16. О реализации отдельных положений Федерального закона №102-ФЗ от 01.04.2020: Постановление Правительства Свердловской области №217-ПП от 09.04.2020 г. // Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской областиhttp://www.pravo.gov66.ru. Ст.34.
17. Об установлении и введении в действие на территории Муниципального образования ««город Екатеринбург» Налога на имущество физических лиц: Решение от 25.11. 2014 № 32/24-02-08/92 // "Вечерний Екатеринбург", № 219, 27.11.2014, "Вестник
Екатеринбургской городской Думы", 27.11.2014, № 281. Ст.9.
2. Литература
1. Авдеев А.А. «О порядке применения налоговых льгот». «Налоги», М., 2016.
2. Артемьева С., Калинина А., Николаев И., Шульга И. Экономика льгот. Статья 2. Налоговые льготы // Общество и экономика. - 2015. — №10.
3. Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики. Финансы // 2016. № 2.
4. Брызгалина А.В., Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред..— М.: Аналитика-Пресс, 2016.
5. Гармаева М.А. Соотношение налоговых вычетов и налоговых льгот // Право и экономика. 2018. № 7.
6. Гриценко В.В. Налоговые льготы как институт налогового права РФ // Финансовое право. 2015. № 3.
7. Зарипов В.М. Налоговая льгота: понятие и основные элементы // Налоговое право в решениях Конституционного суда Российской Федерации 2017 года: По материалам VII Междунар. науч.— практ. конф. 23-24 апреля 2018 г.
8. Костанян Р. К. Правовое регулирование налоговых льгот в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук.— М., 2018.
9. Крохина Ю.А. Правовой механизм налога и его элементы. Налоговое право России. Учебник / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: Норма, 2018.
10. Кузнеченкова В.Е. Понятие и классификация налоговых льгот //Финансовое право, 2016, № 2.
11. Кучерявенко Н.П. Налоговые льготы. Основы налогового права. Учебное пособие. Харьков: Легас, 2017.
12. Малько А.В. Льготы, привилегии и иммунитеты в праве; Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. М.: Юрист, 2016.
13. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М.: Юрист, 2016.
14. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Юристь, 2015.
15. Пансков В.Г. О некоторых теоретических аспектах содержания понятия «налоговая льгота» // Финансы и кредит. 2015. № 4 (580).
16. Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2017.
17. Парыгина В.А. Понятие и функции налогообложения // Современное право. 2016. № 10.
18. Печенкин Ю.А. Льготы по налоговому праву России. - М., 2018.
19. Терехина А.П. Роль и значение категории «налоговая льгота» в налоговых правоотношениях // Финансовое право. 2017. № 12.