Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №57843

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
342
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ, УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 12
1.1 Юношеский возраст и его особенности 12
1.2. Карьерные ориентации в юношеском возрасте 25
1.3 Уровень притязаний как личностная характеристика 29
1.4 Мотивационная сфера в юношеском возрасте 32
Выводы по 1 главе 37
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ, УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ И МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2 Результаты исследования карьерных ориентаций, уровня притязаний и
мотивационной сферы в юношеском возрасте 48
2.3 Анализ и интерпретация полученных данных 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
ЛИТЕРАТУРА 72
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования. Ранняя юность является важным и ответственным этапом развития личности. В этот период происходит становление психологических механизмов, которые оказывают влияние на процессы развития и самореализации. Именно в этом возрасте начинается раскрытие всех аспектов личности, развитие личностных возможностей, расширяется совместная деятельность с другими людьми, заканчивается подготовка к включению в самостоятельную жизнь как полноправного члена общества. Все это создает необходимые предпосылки для самореализации личности. В этом возрасте идет активный процесс изменения иерархии потребностей.
Юношеский возраст особенно важен для решения задач самоопределения, самореализации и выбора жизненного пути, который связан с выбором профессии. Возраст юношества сенситивен для формирования психологической готовности к личностному, профессиональному и жизненному самоопределению, внутренне связан с построением жизненных планов, с определением дальнейшего пути. Многие авторы доказывают, что в юношеском возрасте уже формируется образ карьеры. Так В.Н. Маркин указывает, что уже в юношеском возрасте закладываются глубинные детерминанты будущего карьерного поведения [8, с.34]. Подобной позиции придерживается и Д.Е. Стюрина, которая считает, что хотя фактически первый этап карьеры начинается с началом трудовой деятельности, «стартует» карьера значительно раньше, в период школьного обучения [15, с.34].
К.А. Абульханова-Славская указывает, что в юности в жизненных планах молодых людей выявляются ориентации на достижения, карьерный рост [2, с.36]. Ф. Ходкинсон подчеркивает важность осуществления карьерного самоопределения в юношеском возрасте, при этом он указывает, что возникновение мыслей о карьере, а также карьерных ориентаций является нормальным в этот возрастной период [21, с.4].
Проблемой исследования карьерных ориентаций, уровня притязаний и мотивационной сферы в юношеском возрасте занимались многие зарубежные и отечественные ученые. Сильное влияние на теоретические проблемы юности оказал психоанализ З. Фрейда, неофрейдизм Э.Эриксон, альтернативные теории В.Е Смирнова, Л. С Выготский, а также Л.И. Божович, В.И Слободчикова, В.С Мухина, И. С. Кон и другие.
Юность, по мнению В.И. Слободчикова, — завершающая стадия ступени персонализации. «Главные новообразования юношеского возраста — саморефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению, установка на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы жизни»
Согласно определению Л.И. Божович, самоопределение, как личностное, так и профессиональное, — характерная черта юношества. Выбор профессии упорядочивает и приводит в систему соподчинения все его разнообразные мотивационные тенденции, идущие как от его непосредственных интересов, так и от других многообразных мотивов, порождаемых ситуацией выбора.
Многими исследователями отмечается значимость изучения мотивационно-личностной сферы, основных единиц мотивационно-смысловых образований именно в юношеском возрасте [3], периоде поиска смысла собственной жизни [7], интенсивного формирования системы ведущих потребностей [6], центральных мотивационно-смысловых образований, оказывающей влияние на становление, развитие личности (Л.И. Божович, Б.А. Сосновский, В.С. Мерлин, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу и др.).
В этот период развертывается сложная индивидуализированная система противоречий, характеризующая напряженность внутренней жизни человека[13], осмысление им окружающего мира [12], своего места в нем и отношения к нему, к окружающим людям, к самому себе (К.А. Абульханова- Славская, Л.И. Анцыферова, Ф.Е. Василюк, А.И. Захаров, В.Н. Мясищев и др.). В данном возрасте обостряется потребность в полоопределенном поведении (Ю.Е. Алешина, А.С. Волович, В.Е. Каган, Г.М. Бреслав, С.К. Нартова-Бочавер), отмечается идея различной психологической детерминации поведения мужчин и женщин [3], что требует анализировать результаты социально-психологических исследований с учетом гендерной принадлежности.
В нашем исследовании мотивационно-личностная сфера рассматривается как совокупность устойчивых, относительно независимых от наличной ситуации мотивационно-смысловых образований, ориентирующих деятельность личности [3]. Итак, выбор будущей сферы деятельности составляет ядро процесса самоопределения. Следует обратить внимание на специфические внутренние условия выбора профессии в юношеском возрасте. Это уровень притязаний, мотивационной сферы, включающее: формирующееся мировоззрение, обобщенная форма
самосознания, работа которого проявляется в стремлении молодого человека подойти к себе с позиций господствующих в обществе ценностей, наконец, открытие собственного «Я», переживаемого в форме чувства индивидуальной целостности и неповторимости.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что исследование проблемы карьерных ориентаций, уровня притязаний и мотивационной сферы в юношеском возрасте не достаточно изучена, в связи с изменениями экономической, политической и социально-культурной ситуации в стране необходимо новое понимание и интерпретация содержания данной проблемы.
Социальная значимость данного исследования определяется глубоким пониманием особенностей карьерной ориентации в юношеском возрасте. Результаты данного исследования могут быть использованы для решения задач самоопределения, самореализации и выбора жизненного пути, который связан с выбором профессии в юношеском возрасте. Поэтому изучение проблемы карьерных ориентаций уровня притязаний и мотивационной сферы в юношеском возрасте становятся особенно актуальными в современной обществе.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами, психологами при подготовке мероприятий, направленных на формирование карьерных ориентаций уровня притязаний и мотивационной сферы в юношеском возрасте.
Объект исследования: карьерные ориентации в юношеском возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь карьерных ориентаций, уровня притязаний и мотивационной сферы в юношеском возрасте.
Цель исследования: выявить взаимосвязь карьерных ориентаций, уровня притязаний и мотивационной сферы в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования основана на том, что существует взаимосвязь карьерных ориентаций, уровня притязаний и мотивационной сферы в юношеском возрасте; существуют различия в карьерных ориентациях, уровне притязаний и мотивационной сфере у юношей и девушек, которые обусловлены межполовыми особенностями.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме взаимосвязи карьерных ориентаций, уровня притязаний и мотивационной сферы в юношеском возрасте.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить взаимосвязь карьерных ориентаций, уровня притязаний и мотивационной сферы в юношеском возрасте.
Методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1. Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» (автор: Э.Шейн; перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова);
2. Методика исследования уровня притязаний «Моторная проба Шварцландера»;
3. Методика «Диагностики личности на мотивацию к успеху» »(Т. Элерс)
4. Методика «Диагностика мотивации избегания неудач» »(Т. Элерс)
Математические методы обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое,
стандартное отклонение; определение достоверности различий в значениях показателей (t-критерий Стьюдента).
2. Методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции
Пирсона, проверка достоверности.
Выборка: представлена юношеским возрастом, в количестве 60 человек, среди которых 30 юношей, 30 девушек. Средний возраст испытуемых от 15-17лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для изучения особенностей взаимосвязи карьерных ориентаций, уровня притязаний и мотивационной сферы в юношеском возрасте было проведено эмпирическое исследование в результате которого выявлено:
юноши, которые ставят перед собой реальные положительные цели, достижение которых будет однозначно расценено как успех, склонные к разумному расчетливому риску, считают, что в первую очередь необходима ориентация на объединение усилий других людей, полная ответственность за итоговый результат и соединение различных функций организации. Такие юноши не хотели бы работать на других, их желание - иметь свое дело, и, как следствие, финансовое богатство. Собственное дело для них - это хорошая возможность продолжения самих себя. Для этого они могут вкладывать в него свою душу.
Юноши, которые проявляют различные маневры для избегания неудач, выбирают преимущественно лёгкие задачи, т.к. боятся оказаться неудовлетворёнными, хотели бы быть профессионалами своего дела и думают, что будут особенно счастливы, когда достигнут успеха в профессиональной сфере, однако они быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать их способности. Они ищут признания своих талантов, что, по их мнению, должно выражаться в статусе, соответствующем их профессионализму. Им важно остаться на одном месте жительства, не желательно получение повышения или новой работы на новой местности. Такие юноши стремятся заниматься делом по причине желания реализовать в своей работе главные ценности. Они предпочитают работать на других, в них нет предпринимательского духа, не ставят своей целью в карьере создание чего-то нового, организации своего дела.
Юноши, мотивированные на избегание неудачи находиться в рамках организационных правил, предписаний, ограничений и не проявляют стремления освободиться от них. Они не стремятся все делать по-своему.
Такие юноши не ассоциируют карьерные ориентации с общим уровнем жизни, уравновешивая потребности человека, семьи и своей карьеры.
Юноши, которые стремятся постоянно улучшить свои достижения, самосовершенствуются, приступают к решению все более и более сложных задач, стремятся к достижению трудных целей, хотят быть профессионалами в своем деле и считают, что будут особо счастливы, если достигнут успеха в профессиональной сфере, однако они быстро теряют интерес ко всякой деятельности, которая не позволяет развивать их способности. Они стремятся к признанию своих талантов, что, по их мнению, должно выражаться в статусе, соответствующем их мастерству.
Девушки, которые ставят перед собой реальные положительные цели, достижение которых будет однозначно расценено как успех, склонные к разумному расчетливому риску, не хотели бы работать на других, их желание - иметь свое дело, и, как следствие, финансовое богатство. Собственное дело для них - это хорошая возможность продолжения самих себя. Для этого они могут вкладывать в него свою душу.
Девушки, которые проявляют различные маневры для избегания неудач, выбирают преимущественно лёгкие задачи, т.к. боятся оказаться неудовлетворёнными, не всегда ориентированы на управление другими людьми, хотя и их работа, предполагается, будет требовать развитые аналитические навыки, развитые навыки межличностного и группового общения, наличия эмоциональной уравновешенности, с целью нести бремя ответственности; такие девушки считают главным жить в своем городе. Им важно остаться на одном месте жительства, а не получить повышение или новую работу на новой местности. Они не стремятся все делать по-своему. Такие девушки не ассоциируют карьерные ориентации с общим уровнем жизни, уравновешивая потребности человека, семьи и своей карьеры.
Девушки, которые стремятся постоянно улучшить свои достижения, самосовершенствуются, приступают к решению все более и более сложных задач, стремятся к достижению трудных целей, хотят быть профессионалами в своем деле и считают, что будут особо счастливы, если достигнут успеха в профессиональной сфере, однако они быстро теряют интерес ко всякой деятельности, которая не позволяет развивать их способности. Считают, что в первую очередь необходима ориентация на объединение усилий других людей, полная ответственность за итоговый результат и соединение различных функций организации. Они не хотят находиться в рамках организационных правил, предписаний, ограничений и стремятся освободиться от них. Они стремятся все делать по-своему. Такие девушки не считают главным жить в своем городе. Им не столь важно остаться на одном месте жительства, а гораздо предпочтительней получить повышение или новую работу на новой местности. Они не считают успехом преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем или просто выигрыш. Они не ориентированы на то, чтобы «бросать вызов». Их карьера должна ассоциироваться с общим стилем жизни, уравновешивая потребности человека, семьи и карьеры. Они хотят, чтобы организационные отношения отражали бы уважение к их личным и семейным проблемам.
Таким образом, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу исследования о том, что существует взаимосвязь карьерных ориентаций, уровня притязаний и мотивационной сферы в юношеском возрасте; существуют различия в карьерных ориентациях, уровне притязаний и мотивационной сфере у юношей и девушек, которые обусловлены межполовыми особенностями.



1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. - М.: Генезис 1998. - 379 с.
2. Анцыферова Л. И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л. И. Анцыферова.—М.: Наука, 1978.—С. 212—242
3. Анцыферова Л.И. Психология развития и формирования личности// Человек в системе наук. - М., 2009.
4. Арямов И. А. Рабочий подросток.— М., 1928; Блонский П. П. Возрастная педология.— М., 1930; Рубинштейн М. И., Игнатьев В. Е. Психология, педагогика и гигиена юности.— М., 1926
5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 2006.-158 с., с. 23
6. Бодалев А.А. Мотивация и личность. Сборник научных трудов. - М., 2007.
7. Брагина Ю. В., Формирование ценностно-профессиональных ориентаций металлургического колледжа // Педагогическое образование в России, 2015. № 6
8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. - 285 с., с. 37
9. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Развитие высших психических функции.—М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.—
С. 197—198
10. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.— М.: Педагогика, 1984.— Т. 4,— С. 259
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений, т. 6. - М., 2012. - 620 с.
12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. -СПб. : Питер, 2007. - 368 с.
13. Дубовицкая Т. Д.. К проблеме мотивации учебной деятельности. -
Вопросы психологии №1, 2005
14. Жилкина В.А. Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих. - Астрахань, 2007. — 22 с.
15. Журавлев Д. Мотивация и проблемы в обучении №9 2002 с. 123.
16. Зверева, Р.Г. К вопросу об особенностях исследования проблемы мотивации достижения успеха в студенческом возрасте [Текст] / Р.Г. Зверева // ВЕСТНИК Пятигорского государственного лингвистического университета. - Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2008. - Спец. вып. -С.92-97.
17. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.:
Политиздат, 2012. - 180 с.
18. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. М. : Академия, 2009.
19. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2013. - 512 с.
20. История зарубежной психологии. 30-е —60-е годы XX века: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан.— М.. Изд-во МГУ, 1986.—С. 232— 293.
21. Климов Е. А. Психология профессионала : избр. психол. тр. Воронеж : НПО «МОДЭК», 2003.
22. Козырева Е.В. Формирование мотивации учения//Ярославский педагогический вестник. - 2009. - №2(59). - С. 148-151.
23. Лаврентьева И. В. Выявление учебно-профессиональной мотивации в процессе обучения в вузе (на материале тестирования студентов- дефектологов 1-3 курсов) [Текст] / И. В. Лаврентьева, К. М. Игнатенко // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 778-783.
24. Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному// Вопросы психологии, 2011, №1. - С. 12.
25. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М.: Смысл, 2012. - 20 с.
26. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. - М.: Прогресс, 2010 С.452-459.
27. Лосский Н.О. Ценность и Бытие. - М.: Республика, 2014. - 136 с.
28. Макклелланд Д. Мотивация человека. - СПб. : Питер, 2007.-615 с.
29. Мамчиц Н.А., Баева О.В. Ценностные ориентации студенческой молодежи и возможности их корреляции // Образ человека будущего, №3, 2014
30. Манукян С.П. Стимулы, мотивы и цели субъектов целепорождающего обучения.- "Зангак-97"., 2005., 359с.
31. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 2007, № 5.
32. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А.В. Мудрик. М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 304 с.
33. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности. - М.: Изд-во МГУ, 2012. - С. 35-39
34. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М., 2013.
35. Оллпорт Л. Тенденции в теории мотивации // Проективная психология.
- М., 2010. - С. 55 - 67.
36. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. - М.: Мысль, 2012.
- 511 с.
37. Пиаже Ж. Избр. психол. произв.— М.: Прогресс, 1967
38. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПБ.: Питер, 2011.
39. Смирнов, А. В. Формирование мотивации учебной деятельности у студентов технического вуза [Текст] / А. В. Смирнов // Психология, социология, педагогика. — 2012. — № 6. — С.121-124.
40. Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2012. - 344 с.
41. Удальцова М.В. Теории мотивации: учебное пособие. - Новосибирск: НГАЭИУ. 2002. - 59 с.
42. Узнадзе Д. Н. Психологические мотивации поведения человека / Д. Н. Узнадзе. -М.: Просвещение, 1969. - 149с.
43. Фрейд 3. О психоанализе: Пять лекций // Хрестоматия по истории психологии.—М.: Изд-во МГУ, 1980.—С. 148—183
44. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. Пер. с англ. -СПб.: Речь, 2011.- 240 с
45. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан.—М.: Изд-во МГУ, 1980.—С. 122—142. О нем см.: Ярошевский М. Г. История психологии,—2-е изд.—М.: Мысль, 1976.—С. 402—407
46. Цыплев В.Р., Дюмина Н.Н. Тенденции в изменении мотивов по лучения высшего образования у молодежи Мурманска // Социс. -2012. -№ 2. -С. 143-150.
47. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности: Учеб. пособие. - Ярославль: ЯрГУ, 2011.-51 с., с. 7-8
48. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. -М.: Логос, 2011.-135 с.
49. Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан.— М.: Изд-во МГУ, 1980.— С. 286—300


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ