ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ-
СПОРТСМЕНОВ
1.1 Понятие тревожности и психоэмоциональной устойчивости в научной литературе
1.2 Психические особенности личности детей, занимающихся спортом
1.3 Роль тревожности и психоэмоциональной устойчивости в спортивной деятельности
Выводы по первой главе
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ-
СПОРТСМЕНОВ В ПЕРИОД СОРЕВНОВАНИЙ
2.1 Организация исследования. Описание методик
2.2 Результаты исследования Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Спорт всегда был и есть
исследовательским и опытным полигоном науки, так как основной характеристикой является его «сверхпредельность» физических и
психических нагрузок в выполнении спортивного действия. В составляющие содержания этих современных спортивных технологий, входит непременным компонентом испытаний и баталий - человек, и забывать об этом никак нельзя. И это одна из главных причин необходимости нового взгляда на проблему психологического сопровождения спорта всех уровней. Спортивная деятельность, как и любая другая, требует психологического обеспечения. Суть его состоит в том, чтобы обеспечить развитие и совершенствование нервно-психических механизмов, регулирующих движения, переживания и поведение. Так, современное становление и развитие спорта предполагает и характеризуется усложнением не только самой деятельности, но и усложнением как технологического, так и психологического процесса и сопровождения спортивной деятельности.
Так, важнейшими составляющими спортивной успешности, помимо физической подготовленности, является психологическая адаптация спортсменов к стрессовым условиям и сохранение мотивации в стремлении к успеху на всех этапах спортивной деятельности.
Тревожность является одним из центральных понятий спортивной психологии и одной из существенных черт, определяющей как эмоциональную устойчивость спортсмена, так мотивацию и нацеленность на успех. Людям, от рождения унаследовавшим повышенную возбудимость нервных процессов, намного сложнее справиться со своими эмоциями в стрессовых условиях соревнований. На психику спортсмена перед соревнованиями влияют сама обстановка предстоящих соревновании, их масштаб и значимость, состояние, связанное со страхом поражения и последующей социальной оценкой, установки тренеров и спортивных
руководителей только на победу, предполагаемый серьезный соперник, перенесенные травмы и заболевание, которые могут вызвать неуверенность в своих силах, и др. Непосредственно же во время соревнований психоэмоциональное воздействие, приводящее к травме, психозу, повышенному нервному напряжению, соматическим заболеваниям, могут вызвать неудобное время и неблагоприятные условия их проведения, неудачная жеребьевка, неспортивное поведение соперника и его тренера, отрицательная реакция зрителей, неудачная попытка, поражение, тенденциозное судейство и т.п. Все это в конечном итоге сказывается на психоэмоциональном состоянии спортсмена, что может привести к возникновению травмоопасных ситуаций. Психические состояния представляются как функция, играющая значительную роль в соревновательной деятельности спортсмена, и как психологический механизм, поддающийся внешнему воздействию.
Таким образом, в современном спорте на передний план выходит проблема психической устойчивости спортсменов к физическим и нервным перегрузкам. Особую роль играет способность спортсмена регуляции своего психоэмоционального состояния и снижения высокой тревожности, как фактора, влияющего на деятельность спортсмена. Поскольку тревожность является одной из важнейших причин возникновения стресса, как следствие, немаловажной задачей становится изучение характера влияния тревожности на результативность спортивной деятельности и методов регуляции психического состояния спортсмена. Тревожность, возникающая перед соревнованиями, может истощить нервную систему спортсмена, дезорганизовать его деятельность [33, с. 52].
И в связи с вышесказанным, мы считаем, что изучать психоэмоциональные состояния спортсменов, а особенно школьников, необходимо, т.к. они являются центром будущего чемпиона. Степень нервнопсихических и физических нагрузок настолько велика, что для достижения наивысших результатов спортсмен должен абсолютно контролировать свой психоэмоциональный статус. Психологическая тренировка должна быть неотъемлемой частью целостного тренировочного процесса и выполняться наряду с другими тренировочными элементами. Особенно это касается видов спорта, в которых требуется предельная концентрация для выполнения поставленной задачи.
Цель работы: исследование тревожности и психоэмоциональной устойчивости детей-спортсменов в период соревнований.
Задачи работы:
1. Проанализировать понятия «тревожность» и «психоэмоциональная устойчивость» в научной литературе.
2. Рассмотреть психические особенности личности детей-спортсменов.
3. Определить, какую роль играет тревожность и психоэмоциональная устойчивость в спортивной деятельности.
4. Исследовать тревожность и психоэмоциональную устойчивость спортсменов во время соревновательной деятельности.
Объектом исследования являются дети-спортсмены 6-7 классов СОШ г. Елабуга.
Предмет исследования: тревожность и психоэмоциональная
устойчивость детей-спортсменов.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по данной теме.
2. Психодиагностические методы с использованием методик: «Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина»; методика изучения психоэмоциональной устойчивости с использованием аппаратурнопрограммного комплекса «Активациометр АЦ-9К» Ю.А. Цагарелли.
3. Метод математической обработки данных с помощью критерия t- Стъюдента.
Гипотеза исследования состоит в том, что после соревнования уровень тревожности детей-спортсменов снижается, а психоэмоциональная устойчивость возрастает.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами, тренерами, родителями для организации психологической подготовки спортивной деятельности детей-спортсменов, а также полезна студентам, изучающих психоэмоциональные состояния спортсменов.
Эмпирическая база работа проводилась в рамках научноисследовательской группы системной диагностики человека. Исследование проводилось по запросу Центра детско-юношеского туризма и экскурсий «Юлдаш» в СОШ №1 г. Елабуга, где респондентами выступили дети- спортсмены 6-7 классов в количестве 90 человек.
Психоэмоциональная устойчивость - это устойчивость психического состояния в экстремальных и напряженных ситуациях.
Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Проблема психоэмоциональной устойчивости и тревожности широко рассматривается в работах зарубежных (Ч.Д. Спилбергер, А. Адлер, О. Ранк,
3. Фрейд и др.) и отечественных авторов (Н.Д. Левитов, Ф.Б. Березин, Л.В. Бороздина, А.М. Прихожан, А.П. Мясоед, Б.А. Вяткина, Р. Лазаруса и др.). В психологии спорта изучением тревожности занимались
4. Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин, Б.Дж. Кретти, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни и др.
Психологическая подготовка предусматривает планомерное развитие необходимых качеств, способствующих развитию психических, технических и тактических возможностей спортсмена. Подводя итоги нашей работы, следует ещё раз отметить актуальность исследуемой проблемы. Проблема эмоционального состояния изучается на сегодняшний день в связи с нестабильностью и чрезвычайностью различных ситуаций, вызывающих у человека состояния длительного психического напряжения. Следовательно, разработка методики с учетом эмоциональных состояний спортсмена, необходима сегодня для ее дальнейшего применения с целью своевременной профилактики стрессовых состояний и состояний нервно-психического напряжения, что будет способствовать повышению эффективности соревновательной деятельности. До последнего времени подавляющее большинство исследований психических состояний в спорте относилось к изучению предстартовых состояний. В настоящее время использование инструментальных методик позволяет получать более точную и объективную информацию различных психических функций в процессе соревновательной
деятельности.
Несмотря на большое количество исследований в области изучения тревожности, вопрос об изменении уровня тревожности в период соревнований остается открытым.
Нами было проведено исследование, целью которого явилось исследование тревожности и психоэмоциональной устойчивости детей- спортсменов в период соревнований, которая была достигнута с помощью анализа научной литературы до данной теме, определения, какую роль играет тревожность и психоэмоциональная устойчивость в спортивной деятельности, рассмотрения психических особенностей личности детей - спортсменов и исследования тревожности и психоэмоциональной устойчивости спортсменов во время соревновательной деятельности.
Экспериментальная выборка составила 90 детей 6-7 классов СОШ г. Елабуга, занимающихся спортом. Диагностика тревожности проводилась с помощью методики «Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина», а психоэмоциональная устойчивость с помощью аппаратурнопрограммного комплекса «Активациометр АЦ-9К». В результате исследования средние значения тревожности и психоэмоциональной устойчивости до и после соревнований отличаются друг от друга, а значит, гипотеза, представленная в начале нашего исследования, подтвердилась, то есть после соревнования уровень тревожности детей-спортсменов снижается, а психоэмоциональная устойчивость возрастает.
Данные нашего исследования могут быть полезными для спортивных тренеров, педагогов, родителей данной группы школьников, чтобы правильно организовывать их деятельность, психологически готовить спортсменов к предстоящим соревнованиям.
1. Акимова Л.Н. Психология спорта. Курс лекций. - Одесса: Студия «Негоциант», 2004. - 19 с.
2. Аракелов Н.Е, Шишкова Н.Д. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. // Вестник МУ, сер. Психология. 1998. - 18 с.
3. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. // Психологический журнал - 1997. - № 2. - 15 с.
4. Аракелов Н.Е., Психофизиология тревожности // Психологический журнал - 1997. - №2 - 34 с.
5. Ахатов А.М., Работин И.В., Психологическая подготовка спортсменов. Учебно-методическое пособие, Набережные Челны - 2008. - 149 с.
6. Бабушкин Г.Д. Психологическое обеспечение спортивной деятельности. Омск.: СибГУФК, 2006. - 43 с.
7. Безруких М.М., Фарбер Д.А. Психофизиология. Словарь. - Издательство ПЕР СЭ - М.:, 2005. - 278 с.
8. Брайент Дж. Кретти, Психология в современном спорте, 1978. - 251 с.
9. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И.: Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 288 с.
10. Гошек В., Ванек М., Свобода Б. Успех как мотивационный фактор
спортивной деятельности // Психология и соревновательный спорт. Сборник научных работ психологов спорта социалистических стран. - М.:
Физкультура и спорт, 1973. - 105с.
11. Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь: Личность,
образование, самообразование, профессия/ М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск: Хэлтон, 1998. - 198 с.
12. Ильин Е.П. Психология воли. Спб.: Питер, 2000. - 188 с.
13. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. - М., 1980. - 121 с.
14. Ильин, А.Б, Гордон С.М. Формирование профессиональных показателей личности спортсменов // Мир образования - образование в мире. - М.: Библиограф, 2011. - 143 с.
15. Кадочников А.А. Психологическая подготовка к рукопашному бою. / А.А. Кадочников. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 304 с.
16. Карнаух И. Способы снижения тревожности у подростков из детских домов/ И. Карнаух // Социальная педагогика. - 2004. - №3 - 90 с.
17. Киселев Ю.Я. Некоторые Психологические аспекты оптимизации спортивной деятельности. // Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов. Сборник научных трудов. - Л., 1977. - 36 с.
18. Киселев Ю.Я. О психологической подготовке к соревнованиям
спортсменов с различными типологическими и личностными особенностями. // Теоретические и прикладные исследования психофизиологии спортивной деятельности: Изд-во Казанского
университета, 1979. - 19 с.
19. Котенева А.В. Психические состояние и эффективность деятельности. Психологическая травматизация у студентов // Мир психологии, 1998. - №2 - 50 с.
20. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики Издательство Медицина, 1984. - 287 с.
21. Куликов Л.В. Психогигиена личности. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 25 с.
22. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Серова Л.К.. Методики психодиагностики в спорте - М., 1990. - 54 с.
23Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. - К.: Олiмп. л-ра, 1999. - 320 с.
24. Матвеев Л. П. Теория и подготовка спортсменов. 2006. - 256 с.
25. Находкин В.В. Психологическое обеспечение подготовки юных спортсменов к IV МСИ «Дети Азии» // Материалы V Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения» 2-5 июня 2009 г. - Москва: Анита Пресс, 2009. - 251 с.
26. Неймарк М.З. Аффекты у детей и пути их преодоления /М.З. Неймарк// Советская педагогика - 1963. - №5 - 40 с.
27. Никитина О.С. Проявление уверенности спортсмена в деятельности // Проявление индивидуальных особенностей личности в спорте. - Смоленск, 1979. - 83 с.
28. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 708 с.
29. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возростная динамика. - М.: моск. Психолого-соц. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2000. - 153 с.
30. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст 2 - е изд. - СПб. ил.: Питер, 2007. - 192 с.
31. Психологический словарь / авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова/ Под ред. Ю.Л. Неймера. - Р-на-Д: Феникс, 2003. - 340 с.
32. Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т.Т. Джамгарова и А. Ц. Пунин. - М. : ФиС, 1999. - 155 с.
33. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. - М.: Проффи, 1959. - 52с.
34. Родионов А.В., Медведев В.В., Хударов Н.А. О психологических состояниях в спортивной деятельности // Психология и современный спорт. Сборник научных работ психологов спорта социалистических стран. - М.: физкультура и спорт, 1973. - 217 с.
35. Рубин В.С. Олимпийские и годичные циклы тренировки. Теория и практика/ В.С. Рубин. - М. : Советский спорт, 2004. - 136 с.
36. Савенков Г.И. Психологическая паспортизация деятельности и личности спортсмена в системе психологической подготовки. Спортивный психолог, 2006 - № 2. - 51 с.
37. Сафонов В.К. Возможности диагностики состояния спортсмена в спорте высших достижений // Психологическое обеспечение трудовой деятельности // Эксперим. и прикладная психология. Вып. 12, 1987. - 126 с.
38. Смирнов Б.Н. Воля и саморегуляция спортивной деятельности. // Жур. «Мир психологии», 2000 - №3. - 273 с.
39. Сосновикова Ю.Е. Психические состояние человека, их классификация и диагностика. Горький, 1974. - 85 с.
40. Степанов С.С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога - родителям. - Москва: Педагогика - Пресс, 1995 г. - 168 с.
41. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда / Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 185 с.
42. Туманян Г. С. Спортивная борьба: теория, методика, организация. Учеб. пособие. - В 4-х кн. Кн.4. Контроль и организационная подготовка. - М.: Совет. спорт, 2000. - 126 с.
43. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. - СПб.: Лениздат, 1997. - 300 с.
44. Цагарелли Ю.А. Системная диагностика человека и развитие психических функций: учебное пособие. - Казань: Познание, 2009. - 221 с.
45. Журавлёв Д.В. Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена. - 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://fizkult-ura.ru/psychology (дата обращения: 22.01.2016).
46. Исследование тревожности Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин
[Электронный ресурс]. URL: http://vsetesti.ru/228/ (дата обращения:
15.11.2015).
47. Казакова О.А. Психоэмоциональная устойчивость как основа качество будущих специалистов социальной работы // Вестник СамГУ, 2008. - № 5/1 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://vestnik-samgu.samsu.ru/gum/2008web51/pedi/2008510305.pdf (дата обращения: 4.09. 2015).
48. Качалкин А.Н. Человеческий фактор / Беседа 5. - 2012 [Электронный
ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL:
http://videoblog.minot.ru/pdf/kach_5.pdf (дата обращения: 17. 09.2015).
49. Мастихина Е.Ю. Взаимосвязь ситуативной тревожности и
результативности спортивной деятельности // Конференция «Ломоносов 2011». - 2011 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL:
http://conf.msu.ru/archive/Lomonosov_2011/1463/30326_2da8.pdf (дата
обращения: 23.02.2014).
50. Общие ресурсы по психологии спортсменов: Центр подготовки игроков и
научно-методической работы // Жизнь в хоккее [Электронный ресурс]. Дата обновления: 07.01.2016 - URL:
http://www. lifeinhockey. ru/metodiki/metodicheskie-materialy/sportivnaya- psikhologiya/786-psikhologicheskie-osobennosti-formirovaniya-sportsmena (дата обращения: 02.02.2016).
51. Уэйнберг Р., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - 2010. - 19 ноября [Электронный ресурс]. URL: http://bmsi.ru/doc/eba30a3a- 8952-4f89-85fa-764540b77fe9 (дата обращения: 13.04.2016).