ДИНАМИКА ТРЕВОЖНОСТИ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ-СПОРТСМЕНОВ В ПЕРИОД СОРЕВНОВАНИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ-
СПОРТСМЕНОВ
1.1 Понятие тревожности и психоэмоциональной устойчивости в научной литературе
1.2 Психические особенности личности детей, занимающихся спортом
1.3 Роль тревожности и психоэмоциональной устойчивости в спортивной деятельности
Выводы по первой главе
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ-
СПОРТСМЕНОВ В ПЕРИОД СОРЕВНОВАНИЙ
2.1 Организация исследования. Описание методик
2.2 Результаты исследования Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ-
СПОРТСМЕНОВ
1.1 Понятие тревожности и психоэмоциональной устойчивости в научной литературе
1.2 Психические особенности личности детей, занимающихся спортом
1.3 Роль тревожности и психоэмоциональной устойчивости в спортивной деятельности
Выводы по первой главе
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ-
СПОРТСМЕНОВ В ПЕРИОД СОРЕВНОВАНИЙ
2.1 Организация исследования. Описание методик
2.2 Результаты исследования Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Спорт всегда был и есть
исследовательским и опытным полигоном науки, так как основной характеристикой является его «сверхпредельность» физических и
психических нагрузок в выполнении спортивного действия. В составляющие содержания этих современных спортивных технологий, входит непременным компонентом испытаний и баталий - человек, и забывать об этом никак нельзя. И это одна из главных причин необходимости нового взгляда на проблему психологического сопровождения спорта всех уровней. Спортивная деятельность, как и любая другая, требует психологического обеспечения. Суть его состоит в том, чтобы обеспечить развитие и совершенствование нервно-психических механизмов, регулирующих движения, переживания и поведение. Так, современное становление и развитие спорта предполагает и характеризуется усложнением не только самой деятельности, но и усложнением как технологического, так и психологического процесса и сопровождения спортивной деятельности.
Так, важнейшими составляющими спортивной успешности, помимо физической подготовленности, является психологическая адаптация спортсменов к стрессовым условиям и сохранение мотивации в стремлении к успеху на всех этапах спортивной деятельности.
Тревожность является одним из центральных понятий спортивной психологии и одной из существенных черт, определяющей как эмоциональную устойчивость спортсмена, так мотивацию и нацеленность на успех. Людям, от рождения унаследовавшим повышенную возбудимость нервных процессов, намного сложнее справиться со своими эмоциями в стрессовых условиях соревнований. На психику спортсмена перед соревнованиями влияют сама обстановка предстоящих соревновании, их масштаб и значимость, состояние, связанное со страхом поражения и последующей социальной оценкой, установки тренеров и спортивных
руководителей только на победу, предполагаемый серьезный соперник, перенесенные травмы и заболевание, которые могут вызвать неуверенность в своих силах, и др. Непосредственно же во время соревнований психоэмоциональное воздействие, приводящее к травме, психозу, повышенному нервному напряжению, соматическим заболеваниям, могут вызвать неудобное время и неблагоприятные условия их проведения, неудачная жеребьевка, неспортивное поведение соперника и его тренера, отрицательная реакция зрителей, неудачная попытка, поражение, тенденциозное судейство и т.п. Все это в конечном итоге сказывается на психоэмоциональном состоянии спортсмена, что может привести к возникновению травмоопасных ситуаций. Психические состояния представляются как функция, играющая значительную роль в соревновательной деятельности спортсмена, и как психологический механизм, поддающийся внешнему воздействию.
Таким образом, в современном спорте на передний план выходит проблема психической устойчивости спортсменов к физическим и нервным перегрузкам. Особую роль играет способность спортсмена регуляции своего психоэмоционального состояния и снижения высокой тревожности, как фактора, влияющего на деятельность спортсмена. Поскольку тревожность является одной из важнейших причин возникновения стресса, как следствие, немаловажной задачей становится изучение характера влияния тревожности на результативность спортивной деятельности и методов регуляции психического состояния спортсмена. Тревожность, возникающая перед соревнованиями, может истощить нервную систему спортсмена, дезорганизовать его деятельность [33, с. 52].
И в связи с вышесказанным, мы считаем, что изучать психоэмоциональные состояния спортсменов, а особенно школьников, необходимо, т.к. они являются центром будущего чемпиона. Степень нервнопсихических и физических нагрузок настолько велика, что для достижения наивысших результатов спортсмен должен абсолютно контролировать свой психоэмоциональный статус. Психологическая тренировка должна быть неотъемлемой частью целостного тренировочного процесса и выполняться наряду с другими тренировочными элементами. Особенно это касается видов спорта, в которых требуется предельная концентрация для выполнения поставленной задачи.
Цель работы: исследование тревожности и психоэмоциональной устойчивости детей-спортсменов в период соревнований.
Задачи работы:
1. Проанализировать понятия «тревожность» и «психоэмоциональная устойчивость» в научной литературе.
2. Рассмотреть психические особенности личности детей-спортсменов.
3. Определить, какую роль играет тревожность и психоэмоциональная устойчивость в спортивной деятельности.
4. Исследовать тревожность и психоэмоциональную устойчивость спортсменов во время соревновательной деятельности.
Объектом исследования являются дети-спортсмены 6-7 классов СОШ г. Елабуга.
Предмет исследования: тревожность и психоэмоциональная
устойчивость детей-спортсменов.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по данной теме.
2. Психодиагностические методы с использованием методик: «Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина»; методика изучения психоэмоциональной устойчивости с использованием аппаратурнопрограммного комплекса «Активациометр АЦ-9К» Ю.А. Цагарелли.
3. Метод математической обработки данных с помощью критерия t- Стъюдента.
Гипотеза исследования состоит в том, что после соревнования уровень тревожности детей-спортсменов снижается, а психоэмоциональная устойчивость возрастает.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами, тренерами, родителями для организации психологической подготовки спортивной деятельности детей-спортсменов, а также полезна студентам, изучающих психоэмоциональные состояния спортсменов.
Эмпирическая база работа проводилась в рамках научноисследовательской группы системной диагностики человека. Исследование проводилось по запросу Центра детско-юношеского туризма и экскурсий «Юлдаш» в СОШ №1 г. Елабуга, где респондентами выступили дети- спортсмены 6-7 классов в количестве 90 человек.
исследовательским и опытным полигоном науки, так как основной характеристикой является его «сверхпредельность» физических и
психических нагрузок в выполнении спортивного действия. В составляющие содержания этих современных спортивных технологий, входит непременным компонентом испытаний и баталий - человек, и забывать об этом никак нельзя. И это одна из главных причин необходимости нового взгляда на проблему психологического сопровождения спорта всех уровней. Спортивная деятельность, как и любая другая, требует психологического обеспечения. Суть его состоит в том, чтобы обеспечить развитие и совершенствование нервно-психических механизмов, регулирующих движения, переживания и поведение. Так, современное становление и развитие спорта предполагает и характеризуется усложнением не только самой деятельности, но и усложнением как технологического, так и психологического процесса и сопровождения спортивной деятельности.
Так, важнейшими составляющими спортивной успешности, помимо физической подготовленности, является психологическая адаптация спортсменов к стрессовым условиям и сохранение мотивации в стремлении к успеху на всех этапах спортивной деятельности.
Тревожность является одним из центральных понятий спортивной психологии и одной из существенных черт, определяющей как эмоциональную устойчивость спортсмена, так мотивацию и нацеленность на успех. Людям, от рождения унаследовавшим повышенную возбудимость нервных процессов, намного сложнее справиться со своими эмоциями в стрессовых условиях соревнований. На психику спортсмена перед соревнованиями влияют сама обстановка предстоящих соревновании, их масштаб и значимость, состояние, связанное со страхом поражения и последующей социальной оценкой, установки тренеров и спортивных
руководителей только на победу, предполагаемый серьезный соперник, перенесенные травмы и заболевание, которые могут вызвать неуверенность в своих силах, и др. Непосредственно же во время соревнований психоэмоциональное воздействие, приводящее к травме, психозу, повышенному нервному напряжению, соматическим заболеваниям, могут вызвать неудобное время и неблагоприятные условия их проведения, неудачная жеребьевка, неспортивное поведение соперника и его тренера, отрицательная реакция зрителей, неудачная попытка, поражение, тенденциозное судейство и т.п. Все это в конечном итоге сказывается на психоэмоциональном состоянии спортсмена, что может привести к возникновению травмоопасных ситуаций. Психические состояния представляются как функция, играющая значительную роль в соревновательной деятельности спортсмена, и как психологический механизм, поддающийся внешнему воздействию.
Таким образом, в современном спорте на передний план выходит проблема психической устойчивости спортсменов к физическим и нервным перегрузкам. Особую роль играет способность спортсмена регуляции своего психоэмоционального состояния и снижения высокой тревожности, как фактора, влияющего на деятельность спортсмена. Поскольку тревожность является одной из важнейших причин возникновения стресса, как следствие, немаловажной задачей становится изучение характера влияния тревожности на результативность спортивной деятельности и методов регуляции психического состояния спортсмена. Тревожность, возникающая перед соревнованиями, может истощить нервную систему спортсмена, дезорганизовать его деятельность [33, с. 52].
И в связи с вышесказанным, мы считаем, что изучать психоэмоциональные состояния спортсменов, а особенно школьников, необходимо, т.к. они являются центром будущего чемпиона. Степень нервнопсихических и физических нагрузок настолько велика, что для достижения наивысших результатов спортсмен должен абсолютно контролировать свой психоэмоциональный статус. Психологическая тренировка должна быть неотъемлемой частью целостного тренировочного процесса и выполняться наряду с другими тренировочными элементами. Особенно это касается видов спорта, в которых требуется предельная концентрация для выполнения поставленной задачи.
Цель работы: исследование тревожности и психоэмоциональной устойчивости детей-спортсменов в период соревнований.
Задачи работы:
1. Проанализировать понятия «тревожность» и «психоэмоциональная устойчивость» в научной литературе.
2. Рассмотреть психические особенности личности детей-спортсменов.
3. Определить, какую роль играет тревожность и психоэмоциональная устойчивость в спортивной деятельности.
4. Исследовать тревожность и психоэмоциональную устойчивость спортсменов во время соревновательной деятельности.
Объектом исследования являются дети-спортсмены 6-7 классов СОШ г. Елабуга.
Предмет исследования: тревожность и психоэмоциональная
устойчивость детей-спортсменов.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по данной теме.
2. Психодиагностические методы с использованием методик: «Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина»; методика изучения психоэмоциональной устойчивости с использованием аппаратурнопрограммного комплекса «Активациометр АЦ-9К» Ю.А. Цагарелли.
3. Метод математической обработки данных с помощью критерия t- Стъюдента.
Гипотеза исследования состоит в том, что после соревнования уровень тревожности детей-спортсменов снижается, а психоэмоциональная устойчивость возрастает.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами, тренерами, родителями для организации психологической подготовки спортивной деятельности детей-спортсменов, а также полезна студентам, изучающих психоэмоциональные состояния спортсменов.
Эмпирическая база работа проводилась в рамках научноисследовательской группы системной диагностики человека. Исследование проводилось по запросу Центра детско-юношеского туризма и экскурсий «Юлдаш» в СОШ №1 г. Елабуга, где респондентами выступили дети- спортсмены 6-7 классов в количестве 90 человек.
Психоэмоциональная устойчивость - это устойчивость психического состояния в экстремальных и напряженных ситуациях.
Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Проблема психоэмоциональной устойчивости и тревожности широко рассматривается в работах зарубежных (Ч.Д. Спилбергер, А. Адлер, О. Ранк,
3. Фрейд и др.) и отечественных авторов (Н.Д. Левитов, Ф.Б. Березин, Л.В. Бороздина, А.М. Прихожан, А.П. Мясоед, Б.А. Вяткина, Р. Лазаруса и др.). В психологии спорта изучением тревожности занимались
4. Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин, Б.Дж. Кретти, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни и др.
Психологическая подготовка предусматривает планомерное развитие необходимых качеств, способствующих развитию психических, технических и тактических возможностей спортсмена. Подводя итоги нашей работы, следует ещё раз отметить актуальность исследуемой проблемы. Проблема эмоционального состояния изучается на сегодняшний день в связи с нестабильностью и чрезвычайностью различных ситуаций, вызывающих у человека состояния длительного психического напряжения. Следовательно, разработка методики с учетом эмоциональных состояний спортсмена, необходима сегодня для ее дальнейшего применения с целью своевременной профилактики стрессовых состояний и состояний нервно-психического напряжения, что будет способствовать повышению эффективности соревновательной деятельности. До последнего времени подавляющее большинство исследований психических состояний в спорте относилось к изучению предстартовых состояний. В настоящее время использование инструментальных методик позволяет получать более точную и объективную информацию различных психических функций в процессе соревновательной
деятельности.
Несмотря на большое количество исследований в области изучения тревожности, вопрос об изменении уровня тревожности в период соревнований остается открытым.
Нами было проведено исследование, целью которого явилось исследование тревожности и психоэмоциональной устойчивости детей- спортсменов в период соревнований, которая была достигнута с помощью анализа научной литературы до данной теме, определения, какую роль играет тревожность и психоэмоциональная устойчивость в спортивной деятельности, рассмотрения психических особенностей личности детей - спортсменов и исследования тревожности и психоэмоциональной устойчивости спортсменов во время соревновательной деятельности.
Экспериментальная выборка составила 90 детей 6-7 классов СОШ г. Елабуга, занимающихся спортом. Диагностика тревожности проводилась с помощью методики «Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина», а психоэмоциональная устойчивость с помощью аппаратурнопрограммного комплекса «Активациометр АЦ-9К». В результате исследования средние значения тревожности и психоэмоциональной устойчивости до и после соревнований отличаются друг от друга, а значит, гипотеза, представленная в начале нашего исследования, подтвердилась, то есть после соревнования уровень тревожности детей-спортсменов снижается, а психоэмоциональная устойчивость возрастает.
Данные нашего исследования могут быть полезными для спортивных тренеров, педагогов, родителей данной группы школьников, чтобы правильно организовывать их деятельность, психологически готовить спортсменов к предстоящим соревнованиям.
Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Проблема психоэмоциональной устойчивости и тревожности широко рассматривается в работах зарубежных (Ч.Д. Спилбергер, А. Адлер, О. Ранк,
3. Фрейд и др.) и отечественных авторов (Н.Д. Левитов, Ф.Б. Березин, Л.В. Бороздина, А.М. Прихожан, А.П. Мясоед, Б.А. Вяткина, Р. Лазаруса и др.). В психологии спорта изучением тревожности занимались
4. Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин, Б.Дж. Кретти, П.А. Рудик, А.Ц. Пуни и др.
Психологическая подготовка предусматривает планомерное развитие необходимых качеств, способствующих развитию психических, технических и тактических возможностей спортсмена. Подводя итоги нашей работы, следует ещё раз отметить актуальность исследуемой проблемы. Проблема эмоционального состояния изучается на сегодняшний день в связи с нестабильностью и чрезвычайностью различных ситуаций, вызывающих у человека состояния длительного психического напряжения. Следовательно, разработка методики с учетом эмоциональных состояний спортсмена, необходима сегодня для ее дальнейшего применения с целью своевременной профилактики стрессовых состояний и состояний нервно-психического напряжения, что будет способствовать повышению эффективности соревновательной деятельности. До последнего времени подавляющее большинство исследований психических состояний в спорте относилось к изучению предстартовых состояний. В настоящее время использование инструментальных методик позволяет получать более точную и объективную информацию различных психических функций в процессе соревновательной
деятельности.
Несмотря на большое количество исследований в области изучения тревожности, вопрос об изменении уровня тревожности в период соревнований остается открытым.
Нами было проведено исследование, целью которого явилось исследование тревожности и психоэмоциональной устойчивости детей- спортсменов в период соревнований, которая была достигнута с помощью анализа научной литературы до данной теме, определения, какую роль играет тревожность и психоэмоциональная устойчивость в спортивной деятельности, рассмотрения психических особенностей личности детей - спортсменов и исследования тревожности и психоэмоциональной устойчивости спортсменов во время соревновательной деятельности.
Экспериментальная выборка составила 90 детей 6-7 классов СОШ г. Елабуга, занимающихся спортом. Диагностика тревожности проводилась с помощью методики «Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина», а психоэмоциональная устойчивость с помощью аппаратурнопрограммного комплекса «Активациометр АЦ-9К». В результате исследования средние значения тревожности и психоэмоциональной устойчивости до и после соревнований отличаются друг от друга, а значит, гипотеза, представленная в начале нашего исследования, подтвердилась, то есть после соревнования уровень тревожности детей-спортсменов снижается, а психоэмоциональная устойчивость возрастает.
Данные нашего исследования могут быть полезными для спортивных тренеров, педагогов, родителей данной группы школьников, чтобы правильно организовывать их деятельность, психологически готовить спортсменов к предстоящим соревнованиям.
Подобные работы
- МЕХАНИЗМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТИ ВНУТРЕННЕГО ОТСЧЕТА ВРЕМЕНИ СПОРТСМЕНОВ
Диссертации (РГБ), физиология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА, МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



