Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Работа №57827

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы108
Год сдачи2017
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
469
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты исследования проблемы развития эмпатии у детей подросткового возраста
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «эмпатия» в
психолого-педагогической литературе 8
1.2 Особенности развития эмпатии у подростков 21
1.3 Формы и методы развития эмпатии у подростков во внеклассной
работе 27
Выводы по I главе 33
Глава II. Экспериментальное исследование развития эмпатии у подростков
2.1 Исследование уровня развития эмпатии у подростков
(констатирующий этап эксперимента) 35
2.2 Реализация программы развития эмпатии у подростков (формирующий
этап эксперимента) 43
2.3 Результаты проверки эффективности экспериментальной работы 48
Выводы по II главе 58
Заключение 59
Список литературы 61
Приложение


Актуальность исследования. В современной психологии выделилось несколько различных подходов к пониманию феномена эмпатии. В настоящее время исследователи не пришли к единому пониманию этого явления. Определения эмпатии весьма разнообразны и зависят от той прикладной сферы, в которой работает каждый автор. Несмотря на немалое число исследований, знания об особенностях эмпатии у детей различных возрастных групп носят скорее фрагментарный, "мозаичный" характер, представления о развитии эмпатии в онтогенезе недостаточно полны и систематизированы. Тезис Т. П. Гавриловой (1975) о необходимости изучения генезиса эмпатии и условий ее формирования и на сегодняшний день не потерял своей актуальности [8].
Подростковый возраст изучается исследователями на протяжении десятков лет. В этот период происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подросток стремится понимать другого человека, выстраивает дружеские отношения. Эмпатия является одним из необходимых условий построения межличностных отношений в подростковом периоде.
Изучением эмпатии занимались Н. И. Волчкова, Т. П. Гаврилова, И. М. Юсупов и ряд других авторов [6; 8; 40]. Они рассматривали следующие аспекты эмпатии: понятие, структуру, уровни развития, особенности проявления. Особое внимание уделяют исследованию эмпатии в подростковом возрасте. Несмотря на то, что в современной науке широко представлены исследования эмпатии, интерес ее изучения в подростковом возрасте не теряет своей актуальности.
Сложность изучения особенностей проявления эмпатии у подростков обуславливается возникновением противоречия: в этом возрасте
происходит масса изменений, что позволяет считать этот период сенситивным для развития эмпатии, однако, подростки характеризуются и эмоциональной неустойчивостью, осложняющей результативность данного процесса [6]. Следует отметить и тот факт, что подростки конфликтны, импульсивны, они редко обращают внимание на жизненные обстоятельства, эгоистичны. Поэтому существует необходимость изучения форм и методов развития эмпатии в подростковом возрасте.
Психолого-педагогическая, социальная ситуация в обществе высвечивает противоречие исследования между объективной потребностью общества в развитии эмпатии у детей и недостаточностью теоретической разработанности содержания, форм и методов развития эмпатии у детей подросткового возраста.
Исходя из данного противоречия, выдвигается проблема исследования: каковы содержание, формы и методы развития эмпатии у детей подросткового возраста?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное развитие эмпатии у подростков.
Объект исследования: процесс развития эмпатии у подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы развития эмпатии у подростков.
Гипотеза исследования: процесс развития эмпатии у подростков будет успешным, если:
- опираться на характеристики эмпатии у подростков;
- выявить особенности развития эмпатии у детей подросткового возраста;
- выявить основные формы и методы развития эмпатии во внеклассной работе;
- разработать и экспериментально проверить эффективность программы «Спеши делать добро!», направленной на успешное развитие эмпатии у подростков.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятия «эмпатия».
2) Определить особенности развития эмпатии у детей подросткового возраста.
3) Раскрыть формы и методы развития эмпатии у подростков в процессе общения.
4) Разработать и экспериментально проверить программу развития эмпатии у подростков.
В соответствии с целью и задачами исследования были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение;
- эмпирические: тестирование, педагогический эксперимент;
-методы обработки данных: качественный и количественный анализ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе нашего исследования мы изучили психолого-педагогическую литературу по теме работы, определили особенности эмпатии подростков и возможности ее развития, провели эмпирическое исследование выявления уровня эмпатии в подростковом возрасте, а так же разработали и апробировали программу по развитию эмпатии у подростков.
Понятие эмпатии в психолого-педагогической литературе трактуется неоднозначно. Мы в своем исследовании опирались на понятие А.Э. Ахмедзяновой: эмпатия - это ориентация на другого, понимание человеком его эмоционального состояния; сопереживание, сочувствие ему, т. е. испытание сходного с ним чувства; оказание ему поддержки с использованием вербальных или невербальных средств коммуникации.
Подростковый возраст - это период противоречий, одним из которых является легкая возбудимость, быстрая смена настроения, но в то же время умение управлять своими чувствами и эмоциями. Подростки начинают глубже переживать различные события, чувства становятся более устойчивыми, более широкий круг явлений социальной действительности вызывает у подростка эмоциональный отклик. Среди подростков возникают особые требования к дружеским отношениям: отзывчивость, умение хранить тайну, понимать, сопереживать, стараться помочь.
Развитие эмпатии в подростковом возрасте напрямую связано с развитием личности и нравственных чувств человека. В этом возрасте интенсивно развиваются новые взгляды на жизнь и отношения между людьми, общение со сверстниками и родными. Именно в подростковом возрасте эмпатия достигает выраженности и является в дальнейшем стимулятором его поведения.
Процедуру экспериментального исследования уровня эмпатии у подростков, мы провели с помощью двух методик: «Шкала
эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна и теста на эмпатию Бойко.
Анализируя результаты, полученные на констатирующем этапе исследования показано, что подростки имеют преимущественно средний и низкий уровень развития эмпатии.
Нами были рассмотрены различные формы и методы развития эмпатии у детей подросткового возраста: классные часы, КВНы,
спектакли, добрые дела, ролевые игры, беседа, дискуссия, кинотренинг. Это позволило разработать программу развития эмпатии у подростков.
После проведенной программы была осуществлена повторная диагностика подростков, которая показала качественное изменения результатов в экспериментальной группе.
Использование программы «Спеши делать добро!» в развивающей работе является эффективным способом повышения уровня эмпатии, развитие своих внутренних потенциалов, что было доказано в проведенном исследовании.
Также в ходе теоретического и эмпирического исследования была подтверждена гипотеза, о том, что процесс развития эмпатии у подростков будет успешным.
Таким образом, экспериментальным путем было подтверждено, что разработанная и апробированная нами программа, включающая разнообразные формы и методы развития эмпатии у детей подросткового возраста, оказалась достаточно эффективной, что позволяет нам признать проведение данной работы успешной. Таким образом, можно сделать вывод, что цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, справедливость выдвинутой гипотезы подтверждена.



1. Абрамова Е.Ю. Особенности проявления эмпатии в подростковом возрасте / Е. Ю. Абрамова, А. П. Елисеева. - Москва: Изд-во ООО «Образование 3000», 2013. - 345 с.
2. Ахмедзянова А.Э. Исследование влияния кинотренинга на развитие эмпатии / А. Э. Ахмедзянова // Казанский социальногуманитарный вестник. - 2010. - № 2. - С. 17-24.
3. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. - Академия, 2006. - 65 с.
4. Ванершот Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов / Г. Ванершот // К. Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века / под ред. Д. Брэзиера ; пер. с англ. - Москва : Когито-центр, 2005. - С. 52-78.
5. Власова Т.В. Эмпатия: от психологии к феноменологии : учебное пособие / Т. В. Власова. - Владивосток : ДВГМА, 2000. - 84 с.
6. Волчкова Н.И. Особенности эмпатии у современных подростков // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/705 (дата обращения: 25.01.2017)
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах /Л. С. Выготский - М.: Просвещение, 1983. - 390 с.
8. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии.// Вопросы психологии. - 1995. - №2. - С. 147-158
9. Гаврилова Т.П. Социальная децентрация и ее роль в развитии эмпатии личности / Т. П. Гаврилова // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга (в семье, школе, производственных коллективах): тезисы докладов II Всероссийской конференции в г. Краснодаре / под ред. А. А. Бодалева. - Москва: АПН СССР, 2012. - С. 10
11.
10. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и старшего школьного возраста / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1974. - № 5. - С. 107-114.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина // Вопросы психологии. - 1993. - №4. - С. 61-68.
12. Голикова Ю.В. Психологические аспекты развития эмпатии у старшеклассников в / Ю. В. Голикова // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: Аэтерна, 2014. - С. 15-17.
13. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей [Текст]./ О.В. Гордеева // Вопросы психологии. СПб.: Речь, 2012. - № 2. - С. 6-9.
14. Гущина У. В. Развитие эмпатии у детей / У. В. Гущина // Концепт. - 2015. - №10. - С. 256-260.
15. Джрназян Л.Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Л.Н. Джрназян- Тбилиси, 2008. - 162 с.
16. Карягина Т.Д. Некоторые аспекты развития представлений об эмпатии / Т. Д. Карягина // Общение-2006: на пути к энциклопедическому знанию : материалы международной конференции. - М.: Психологический институт РАО, - 2013. - С. 373-380.
17. Карягина Т.Д. Философские и научные контексты проблемы эмпатии / Т. Д. Карягина // Московский психотерапевтический журнал. - 2009. - № 4. - С. 50-74.
18. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии :дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01/ Т.Д. Карягина. - Москва, 2013. - 175 с.
19. Ковалевская А.В. Проблема эмпатии в философии и психологической науке / А. В. Ковалевская // Психология. - 2001. - № 2. - С. 10.
20. Коломинский Я.Л. Психологическая культура или психологическая цивилизация? / Я. Л. Коломинский // Психология. - 2001.
- №3. - С. 65.
21. Кырова М.А., Кувалдина Е.А. Особенности эмпатии у
современных подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 32. - С. 36-40. - URL: http://e-
koncept.ru/2015/95544. htm.
22. Лабунская В. А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. - М.: Академия, 2001. - 35 с.
23. Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу. — СПб.: Питер, 2001. — 688 с.
24. Марцинковская Т.Д. История психологии. 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004 - 544 с.
25. Мещеряков Б.А, Зинченко В.С. Большой психологический словарь, 3-е изд. / Б.А. Мещеряков., В.С. Зинченко - СПб.: «Прайм- Еврознак». 2013. - 327 с.
26. Обозов Н.Н. Психология межличностного взаимодействия. - Киев, 2004. -320 с.
27. Пашукова Т. В. Эмпатия как компонент общения / Т. В. Пашукова // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга (в семье, школе, производственных коллективах): тезисы докладов II Всероссийской конференции в г. Краснодаре. - Москва: АПН СССР, 2012.
- С. 62-63.
28. Пашукова Т.И. Мотивирующая функция эмпатии / Т. И. Пашукова // Исследование мотивационной сферы личности: межвузовский сборник научных трудов. - Новосибирск: НГПИ, 2004. - С. 62-71.
29. Пономарева М. А. Развитие эмпатии в раннем юношеском возрасте в процессе изучения художественной литературы: дис...канд. психол. наук: 19.00.07 / М. А. Пономарева. - Минск, 2003. - 172 с.
30. Пономарева, М. А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М. А. Пономарева. - Минск: Бестпринт, 2006. - 20 с.
31. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти психологическая энциклопедия. / А.А. Реан - СПб.: Прайм - Еврознак. - 2012. - 656 с.
32. Роджерс К. Эмпатия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. - Москва: ЧеРо, 2002. - С. 428-430.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - СПб: Питер, 2011. - 680 с.
34. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. / Е.Е. Сапогова - М.: Аспект пресс, 2014. - 460 с.
35. Ситяева С.М. Психологические особенности эмпатии подростков / С.М. Ситяева // Амурский научный вестник. - 2013. - №3. - С. 151-158.
36. Смирнов С. Д., Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: Практикум. / С.Д. Смирнов, Т.В. Корнилова. - М.: Аспект пресс, 2013 - 383 с.
37. Сопиков А.П. Механизмы эмпатии / А. П. Сопиков // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания: сб. ст. - Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 1999. - С. 89-95.
38. Тютяева О.В. Психологические особенности эмпатии у детей среднего и старшего школьного возраста :автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / О.В.Тютяева. - Ярославль, 2012. - 26 с.
39. Этчегоен Г. Эмпатия / Г. Этчегоен // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2013. - №1. - С. 61-64.
40. Юсупов И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дис. Докт..психол. наук /И.М. Юсупов. - Спб.: 1995. - 252 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ