Введение 4
Глава 1. Теоретические основы активизации профессионального потенциала педагогов 8
1.1 Сущность и содержание понятий «активизация», «профессиональный
потенциал педагога» 8
1.2 Роль профессионального потенциала педагога в образовании 13
1.3. Методы исследования профессионального потенциала педагога в образовании 16
Глава 2. Анализ и оценка эффективности деятельности образовательной организации по активизации профессионального потенциала педагогов 22
2.1. Краткая характеристика «Камского строительного колледжа имени Е. Н. Батенчука» 22
2.2.Эффективность деятельности образовательной организации по активизации профессионального потенциала педагогов 35
2.3 Основные проблемы, снижающие эффективность деятельности
руководителя образовательной организации 52
Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности деятельности образовательной организации по активизации профессионального потенциала педагогов 57
3.1. Основные предложения по активизации профессионального потенциала
педагогов 57
3.2. Социально-экономическая оценка предложенных мероприятий 73
Заключение 79
Список использованной литературы 82
Приложения
Актуальность данной работы определяется проблемами развития профессионального потенциала, саморазвития педагогов в современной ситуации образования. Равным образом, это зависит от безошибочности действий руководителя образовательной организации в отношении педагогов.
Задача руководителя - не только сохранить коллективно и смотивировать членов педагогов выполнить стоящие перед учебной организацией задачи по обучению и воспитанию студентов. Это прежде всего зависит от того, насколько хорошо руководитель умеет сформировать высококвалифицированный педагогический коллектив.
Руководитель должен быть тактичен, терпим во взаимоотношениях с подчиненными. Он должен уметь предугадать развитие событий в коллективе, вовремя останавливать и предупреждать конфликты и самое главное активизировать профессиональный потенциал педагогов. Требуется оказывать особое внимания персональному подходу к каждому педагогу.
Профессиональный потенциал педагога - значительный фактор, обеспечивающий прогрессивную эволюцию общества, уровень его благополучия и развития в целом. Исходя из этого, на сегодняшний день необходимо основательное и многогранное понимание образовательного процесса подготовки педагогов с высокоразвитым профессиональным потенциалом, способных успешно приспосабливаться в непрерывно меняющихся условиях.
Переосмысливаются теоретические концепции, являющиеся фундаментом для функционирования образовательной организации. Необходимость развития профессионального потенциала личности в истории педагогики является важной проблемой.
Многие ученые отечественной педагогики, так или иначе, рассматривали в своих работах проблему развития профессионального
потенциала педагога (С. Г. Вершловский, О. Д. Якушева, Н. В. Маришина, И. П. Подласый, И. Р. Лазаренко, Е. А. Леванова и др).
Управление как наука пытается найти взаимосвязь между способностями руководителя и эффективностью процесса управления. Фактически только компетентный, опытный руководитель, имеющий навыки профессионального общения с подчиненными создает в коллективе благоприятный климат и сплачивает сотрудников для выполнения организационных целей.
Но, вопреки этому, на мой взгляд, мало изучен практический аспект активизации профессионального потенциала в педагогическом коллективе. Подобная проблема тесно связана с человеческим фактором. Необходимо важны эти знания в сфере образования по той причине, что предметом и объектом управления здесь является личность.
Проблема исследования состоит в противоречии между объективной необходимостью активизации профессионального потенциала педагогов и отсутствием научно обоснованного механизма осуществления этой деятельности.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по активизации профессионального потенциала педагогов.
Объект исследования - ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е. Н. Батенчука».
Предмет исследования - процесс активизации профессионального потенциала педагогов.
Гипотеза исследования - активизация профессионального потенциала педагогов будет успешно осуществляться при следующих условиях:
- создание творческой атмосферы в колледже;
- престижность освоения новой педагогической технологии, акцентирование внимания на творческом характере работы, возможности профессионального роста и самосовершенствования;
- высокая мотивация педагогов.
Для достижения цели необходимо поставить и решить ряд следующих
задач:
1. Рассмотреть теоретические основы активизации профессионального потенциала педагогов.
2. Провести анализ эффективности деятельности образовательной организации по активизации профессионального потенциала педагогов на примере ГАПОУ «КамСК им. Е. Н. Батенчука».
3. Дать рекомендации по повышению эффективности деятельности образовательной организации по активизации профессионального потенциала педагогов в ГАПОУ «КамСК им. Е. Н. Батенчука».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней подробно рассмотрены теоретические основы активизации профессионального потенциала педагогов на основе реальных данных образовательной организации, а также исследована практическая деятельность в данной области на примере ГАПОУ «КамСК им. Е. Н. Батенчука», что делает возможным использование изложенного материала в пределах учебной программы и в практической деятельности. Данная работа апробирована на пятой Всероссийской научно-практической конференции ученых, преподавателей, аспирантов и студентов «Экономические и правовые аспекты регионального развития: история и современность».
Теоретическую базу работы составили труды отечественных и зарубежных авторов, таких как Виханский О.С., Катербарг Т. О., Леонтьева Д. А., Андриади И.П., Якушева С. Д., Симонова А.А.
Становление и развитие творческого потенциала педагога: модели, а также учебные пособия и учебники, монографии и научные статьи в периодических изданиях, сайты образовательных организаций похожего типа.
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ литературы, анализ нормативных документов организации, наблюдение, беседа, анкетирование, метод экспертных оценок.
В качестве базы исследовательской работы выступает Камский строительный колледж имени Е. Н. Батенчука в городе Набережные Челны Республики Татарстан.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе раскрыты теоретические основы активизации профессионального потенциала педагогов в образовательной организации: сущность и содержание понятий «активизация», «профессиональный потенциал педагога», роль профессионального потенциала педагога в образовании, методы исследования профессионального потенциала педагога в образовании.
Во второй главе проведен анализ эффективности деятельности образовательной организации по активизации профессионального
потенциала педагогов на примере «Камского строительного колледжа имени Е. Н. Батенчука». В данной главе изложена общая характеристика образовательной организации Камского строительного колледжа имени Е. Н. Батенчука, выделены основные проблемы, снижающие процесс роста профессионального потенциала педагога в образовательной организации.
В третьей главе даны рекомендации по повышению эффективности деятельности образовательной организации по активизации
профессионального потенциала педагогов в ГАПОУ «Камск им. Е. Н. Батенчука».
Задача руководителя - не только сохранить коллектив, но и смотивировать членов педагогического коллектива на выполнение стоящих перед образовательной организацией задач по воспитанию и обучению студентов. Это зависит от умения руководителя сформировать высококвалифицированный педагогический коллектив.
В данной работе были рассмотрены сущность и содержание понятий «активизация», «профессиональный потенциал педагога».
Под профессиональным потенциалом педагога понимается полная система внутренних личностных возможностей, которые активно реализуются в профессиональной деятельности, могут быть реализованы при желании и необходимости, пока не сформированы в структуре личности, но могут быть сформированы на основе имеющихся ресурсов и возможностей.
Активизация профессионального потенциала - это переход субъектов, входящих в латентную составляющую профессионального потенциала, в активную составляющую, вследствие изменения условий жизни или профессионально-трудовой деятельности или внешнего стимулирования.
Так же нам удалось охарактеризовать деятельность образовательной организации по активизации профессионального потенциала педагогов на примере ГАПОУ «КамСК имени Е. Н. Батенчука», выявить основные недостатки и проблемы колледжа, провести экспертную оценку, и выявить внутренние проблемы, провести анкетный опрос преподавателей о работе в колледже по активизации профессионального потенциала педагогов и получить достоверную информацию.
И так, в ходе нашего анализа было отмечено, что активная работа руководителя Камского строительного колледжа имение Е. Н. Батенчука в сторону кадров способствует активизации профессионального потенциала педагога, развитию его творческой деятельности. Анализ показателей имеет
положительную динамику и подтверждает целесообразность и
эффективность системы работы с педагогическими работниками.
В управлении коллективом Камского строительного колледжа имени Е. Н. Батенчука акценты сделаны на важность профессионального и личностного развития педагога, заинтересованности каждого работника в содержании своей деятельности, улучшение качества организационных и управленческих решений, развитие сотрудничества среди работников, максимально возможное использование богатого человеческого потенциала, самоорганизацию каждого педагога и его профессиональное развитие.
Профессиональный потенциал педагога является важным фактором, обеспечивающим развитие общества, уровень его благосостояния и развития в целом. Поэтому реализация рекомендации по активизации профессионального потенциала будет способствовать формированию профессиональных кадров и, как следствие, повышению эффективности деятельности образовательной организации, достижению им высокого уровня конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Также были предложены мероприятия по повышению эффективности образовательной организации:
1) Разработка положения о повышении квалификации педагогических работников в ГАПОУ «КамСК им. Е. Н. Батенчука
2) Разработка Кодекса этики и служебного поведения педагогических работников в ГАПОУ «КамСК им. Е. Н. Батенчука
3) Организация Школы молодого педагога;
4) Меры по повышению учебной мотивации студентов;
5) Усиление электронного образования;
6) Использование современных методов преподавания;
7) Приведение всего бумажного документооборота в электронную форму;
8) Организация в колледже бесплатного обучения информационным технологиям;
9) Необходимость в пополнении материально-технической базы;
Таким образом, нужно отметить, что работа с педагогами по активизации и повышению профессионального потенциала обеспечивает стабильную работу педагогического коллектива, полноценное, всестороннее образование и развитие студентов, качественное усвоение ими программного материала в соответствии с индивидуальными особенностями. Но для более эффективного функционирования колледжа рекомендуем применить предложенные мероприятия.
1. Конституция Российской Федерации от 1993 г. М.: Юрист, 2001.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. № 14 ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
5. Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 года №68 ЗРТ «Об образовании».
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программа среднего профессионального образования».
7. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 июля 2010 года № 555 «О стандарте качества государственной услуги по предоставлению среднего профессионального образования».
Научная и учебная литература:
8. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. М.: НИЦ ИНФРА-М., 2016. 200 с.
9. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. М., 2010.
10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов. М.: Гардарика, 2012. 490 с.
11. Гордиенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Самыгин С.И. Управление персоналом. Ростов-на-Дону. М.: Феникс, 2014. 406 с.
12. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. М.: Издательская корпорация «Логос», 2014. 224 с.
13. Зеер Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности. Рос. гос. проф.-пед.ун-т. Екатеринбург, 2002. 126 с.
14. Катербарг Т. О. Современные исследования социальных
проблем // Научный журнал Modem Research of Social Problems. №6(26). 2013.
15. Киселева, О.О. Теория и практика развития профессиональнопедагогического потенциала учителя : автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2002. 378 с.
16. Леонтьева Д. А. Личностный потенциал: структура и
диагностика. М.: Смысл, 2011. 675 с.
17. Мартишина Н.В. Становление и развитие творческого
потенциала педагога: модели и технологии. М.: Изд. Дом Рос. Акад. Образования. Москва, 2010.
18. Педагогический потенциал личности учителя // Педагогика: курс лекций // БГПУ.
19. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник . М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
20. Сластенин В. А. Аксиологический аспект содержания
современного педагогического образования // Педагогическое образование и наука.М.: Москва, 2002.
21. Симонова А.А. Педагогический потенциал: подходы к
определению понятия // Развитие педагогического потенциала системы образования Екатеринбурга. М.: «Екатеринбургский Дом Учителя», 2010.
С. 12-15.
22. Симонова А.А. Самоменеджмент педагога: сущность,
содержание, технологии. М.: Екатеринбург: УГПУ, 2010. 136 с.
23. Хадиуллина Ю. В. Будущее России: перспективы и стратегии развития //Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2014. 180 с.
24. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития. М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М., 2014. 416 с.
Интернет-ресурсы:
25. Агаркова Е. И. Аттестация педагогических кадров как ключевая процедура оценивания профессиональной деятельности. [Электронный ресурс] // Шестнадцатый Всероссийский интернет-педсовет. URL: http://pedsovet. Org.
26. Корнилова Т. И. Повышение квалификации и профессионального мастерства педагогических работников - фактор совершенствования управления педагогическим коллективом. [Электронный ресурс] // Центр научного сотрудничества. URL:
http: //www.informio. ru.
27. Логинов Л. Г.
Аттестация как средство повышения качества деятельности образовател ьного учреждения. [Электронный ресурс] URL: http://nauka- pedagogika.com
28. Мухаметзянов Р.Р. Сотрудничество образовательных учреждений как условие повышения качества подготовки современных IT-специалистов. [Электронный ресурс] // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». URL: https://interactive-plus.ru/e- articles/145/Action145-11030.pdf .
29. Отчёт о результатах самообследования ГАПОУ «КамСК им. Е. Н. Батенчука» [Электронный ресурс] // Сведения об образовательной организации. URL: http:// kamecc.ru .
30. Официальный сайт Камского строительного колледжа имени Е. Н. Батенчука URL: http:// kamecc.ru .
31. Рощупкина Л. А. Инновационная деятельность образовательного учреждения как фактор роста профессионализма педагогов. [Электронный
ресурс] // Способы управления инновационной деятельности в образовательном учреждении. URL: http:// nsportal.ru.
32. Феноменологическая теория личности Карла Роджерса. [Электронный ресурс] // Научно-информационный журнал. URL: http://biofile.ru.
Внутренняя документация предприятия:
33. Устав «Камского строительного колледжа им. Е. Н. Батенчука».
34. Лицензия. Серия 16 Л 01 № 0003482 от 27 ноября 2015 года.
35. Положение «О Педагогическом совете».
36. Положение «О Научно-методическом совете».