Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Работа №57787

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы148
Год сдачи2016
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
384
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы организации работы по эмоциональному развитию детей с нарушениями зрения посредством музыкальных занятий в ДОУ 6
1.1 Основные подходы к изучению эмоционального развития в
психологических и педагогических исследованиях 6
1.2 Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста детей
с нарушениями зрения 18
1.3 Методика работы по эмоциональному развитию детей с нарушениями
зрения посредством музыкальных занятий в ДОУ 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа эмоциональному развитию детей с нарушениями зрения посредством музыкальных занятий в ДОУ 47
2.1 Констатирующий этап исследования 47
2.2 Формирующий этап исследования 59
2.3 Контрольный этап исследования 67
Заключение 74
Библиографический список 78
Приложения

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что всестороннее формирование личности ребенка, социально адаптированной к условиям жизни в современном обществе является целью коррекционно-образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья. В контексте реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из важных задач воспитания и обучения детей с нарушенным зрением является формирование умений адекватного взаимодействия с окружающими сверстниками и взрослыми, что обуславливает необходимость максимально возможного уровня максимального развития детей.
Выдающиеся педагоги прошлого считали, то музыка - это могучий стимулятор мысли, без него невозможно полноценное развитие детей. Благодаря им наметилась тенденция к рассмотрению и изучению музыки как вида искусства, способного воздействовать не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную сферу ребенка.
Главную роль в развитии эмоциональной сферы ребенка с нарушенным зрением играют окружающие его взрослые, которые в свою очередь могут создать условия для наиболее успешного и гармоничного протекания этого процесса. Ведь именно обусловленность внешними воздействиями является одним из решающих факторов, способствующих развитию эмоций при проведении музыкальных занятий. Направлениями деятельности взрослых при этом становятся организация музыкальной среды, организация взаимодействия с детьми по поводу музыки, а также организация систематических занятий музыкальной деятельностью. Поэтому вопросы изучения и развития эмоциональной сферы у детей с нарушениями зрения на занятиях музыкой, определение педагогических условий, способствующих развитию, приобретают особую актуальность.
Некоторые аспекты эмоционального развития детей с нарушением зрения посредством музыкальных занятий в ДОУ были разработаны известными психологами, дефектологами и тифлопедагогами Е.А. Алябьева [1], Б.И. Айзенберг [2], Е.Л. Гончарова [15], Н.А. Кряжева [28], В.М. Минаева [34], Е.Н. Подкозлина [37], Л.И. Солнцева [41], Г. Степанова [42], О.В. Хухлаева [44], Г.А. Широкова [45], Н.Д. Шлиипко [46]/
Однако проблема эмоционального развития детей с нарушением зрения посредством музыкальных занятий в ДОУ до настоящего времени остается актуальной и значимой.
Проблема настоящего исследования состоит в организации коррекционной работы по эмоциональному развитию дошкольников с нарушенным зрением на музыкальных занятиях в ДОУ, а также апробирование данной системы в процессе обучения этих детей.
Объект исследования - процесс эмоционального развития детей дошкольного возраста с нарушенным зрением.
Предмет - особенности психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития детей дошкольного возраста с нарушениями зрения на музыкальных занятиях.
Гипотеза исследования основана на утверждении о том, что работа по эмоциональному развитию детей с нарушениями зрения посредством музыкальных занятий в ДОУ будет эффективной при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
-использование на музыкальных занятиях игровых, поисковых ситуаций;
-создание и активизация потребности детей в выражении себя в творчестве;
-использование на музыкальных занятиях коллективных форм деятельности;
-соответствие психолого-педагогической компетентности педагога задачам коррекционно-развивающей работы;
-соответствие предметно-пространственной развивающей среды ДОУ задачам коррекционно-развивающей работы;
-наличие взаимодействие между семьей и ДОУ, активное участие в процессе членов семьи ребенка.
Цель исследования - построение системы работы по эмоциональному развитию детей с нарушениями зрения посредством музыкальных занятий в ДОУ.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретико-методические основы организации работы по эмоциональному развитию детей с нарушениями зрения посредством музыкальных занятий в ДОУ;
2) охарактеризовать психолого-педагогические условия эффективной работы по эмоциональному развитию детей с нарушениями зрения посредством музыкальных занятий в ДОУ;
3) разработать и апробировать методику по эмоциональному развитию детей с нарушениями зрения посредством музыкальных занятий в ДОУ;
4) определить эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы.
В исследовании были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение медицинской документации на детей, наблюдение, беседа, психодиагностика, психолого-педагогический эксперимент и методы качественного и количественного анализа полученных данных.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет заключить следующее.
Эмоции представляют собой психические процессы и состояния, связанные с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающихся в форме непосредственного переживания. Эмоциональное развитие имеет свои особенности на всех этапах онтогенеза, в дошкольном возрасте является важнейшим этапом в эмоциональном развитии личности, так как складываются определённые внутренние предпосылки, способствующие проявлению психоэмоциональных расстройств у детей с нарушениями зрения, в качестве критериев эмоционального развития детей выступают широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания (эмоциональный опыт, самопонимание); дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей (сформированность социальных эмоций); адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере (социальная позиция).
Гуманистическая ориентация процесса музыкального воспитания обусловливает формирование гармоничной личности ребенка с нарушениями зрения, что реализуется в структуре коррекционно-развивающей работы на музыкальных занятиях в условиях ДОУ с помощью комплексного подхода.
Музыкальное восприятие дошкольников с нарушением зрения формируется в соответствии с характером нарушения. Основными методами, помогающими в формировании музыкального восприятия, усиливающими и конкретизирующими его, являются словесные методы в сочетании с практическими.
В условиях использования вариативных форм занятий дети достигают значительно лучших результатов. Применение системы музыкальных занятий должно строиться с учетом специфики нарушения зрения.
Эффективность структуры музыкального занятия зависит от содержания учебного материала; учебных целей и задач; методов и приемов обучения; возрастных и индивидуальных особенностей детей; профессиональных качеств педагога, его умения контактировать с детьми, его владения технологией музыкального развития ребенка с нарушениями зрения.
В теоретическом исследовании сделан вывод о том, что к условиям эффективной организации работы по эмоциональному развитию детей с нарушениями зрения посредством музыкальных занятий в ДОУ относятся использование на музыкальных занятиях игровых, поисковых ситуаций, создание и активизация потребности детей в выражении себя в творчестве, использование коллективных форм деятельности, соответствие психолого-педагогической компетентности педагога, соответствие предметно-пространственной развивающей среды ДОУ задачам коррекционно-развивающей работы, наличие взаимодействие между семьей и ДОУ, активное участие в процессе членов семьи ребенка.
В практической части исследования проведена опытно-экспериментальная работа эмоциональному развитию детей с нарушениями зрения посредством музыкальных занятий в ДОУ. В ходе констатирующего этапа выявлено, что социальная позиция и самопонимание детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения характеризуется нормальным развитием у большинства детей (70%). Для детей свойственны некоторые нарушения в формировании социальной позиции, переживания по поводу их взаимоотношений с членами семьи, ровесниками и педагогами.
Уровень сформированности социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения характеризуется преобладанием положительного отношения у большинства детей к разного рода жизненным ситуациям. Эмоциональная сфера детей с нарушениями зрения характеризуется в половине случаев положительными эмоциональными проявлениями, у детей в умеренной степени развиты эмпатийные способности, и достаточно высок уровень переживаний собственных неудач, обусловленных ограничениями из-за нарушений зрения.
Значительным является количество (20%) детей с нарушениями зрения, для которых присущ эгоистический характер эмоциональных проявлений, преобладание невысокой глубины эмоций, отрицательный характер эмоций.
Полученные результаты свидетельствовали о необходимости проведения педагогической работы по эмоциональному развитию детей с нарушениями зрения. В связи с чем, разработана и реализована программа коррекционной работы, в основе которой лежал комплексный подход к коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями в развитии позволяет использовать такое эффективное средство как музыкальное воспитание, что является ненавязчивым и приятным средством воспитания для детей, имеющих проблемы физического и эмоционального развития, позволяющим также реализовать индивидуальный подход к каждому ребенку, что так актуально для коррекционно-развивающей работы.
Педагогическая работа по эмоциональному развитию детей с нарушениями зрения посредством музыкальных занятий на базе МАДОУ «Центр развития ребенка Детский сад №226» проведена с детьми экспериментальной группы.
В педагогической работе использованы традиционная, подгрупповая и индивидуальная формы работы, по типу использованы традиционные, доминантные и тематические занятия. Педагогическая работа проводилась на музыкальных занятиях с периодичностью 2 раза в неделю в первую половину дня, продолжительностью 25 мин. Музыкальный педагог планировал проведение музыкальных занятий по разработанной программе. С этой целью он заранее подбирал музыкальный материал, соответствующий задачам музыкального воспитания детей с нарушениями зрения.
Педагогическая работа по эмоциональному развитию детей с нарушениями зрения посредством музыкальных занятий проведена при тесном взаимодействии с родителями, проведено приобщение детей посредствам ППРС к музыкальному искусству и слушанию музыки.
В ходе контрольного этапа проведена оценка эффективности работы по повышению уровня эмоционального развития детей с нарушениями зрения посредством музыкальных занятий в ДОУ.
Среди детей экспериментальной группы получено значительное улучшение социальной позиции и самопонимания детей, сократилось количество страхов, для большинства свойственно испытывать положительные эмоциональные реакции на разного рода жизненные ситуации, а именно оказание помощи другим людям, чувство долга по отношению к членам семьи, к друзьям, испытывание эмпатийных способностей, к практическому проявлению заботы по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, к сопереживанию чужого успеха или неуспеха других. В целом для детей свойственно иметь эмпатийный характер эмоциональных проявлений, глубину чувств.
Наличие существенных качественных изменений показателей эмоционального развития детей с нарушениями зрения в экспериментальной группе и их практическое отсутствие в контрольной группе детей позволяет сделать вывод об эффективности проведенной работы по эмоциональному развитию детей с нарушениями зрения.



1. Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений / Е.А. Алябьева. - М., 2012. - 125с.
2. Айзенберг, Б.И. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития / Б. И. Айзенберг. - М., 1992. - 251с.
3. Ананьев, Б. П. Осязание в процессах познания и труда / Б. П. Ананьев. - М., 2011. - 270с.
4. Бодалев, А.А. Психология общения. Избранные психологические труды / А. А. Бодалев. - М., 2012. - 256 с.
5. Браун, Д. Тенденции изменения популяции детей со сложной структурой нарушения / Д. Браун // Дефектология. - 2011. - № 1. - С. 16.
6. Вилюнас, В.К. Психология эмоций. Монография / Вилюнас В.К. - М., 2009. - 256с.
7. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - М., 2005. - 512 с.
8. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М., 2011. - 368 с.
9. Володько, Н. В. Методология построения психолого-педагогического пространства как службы сопровождения процесса детского развития / Н.В. Володько // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. - 2009. - № 4 (18). - C. 25-30.
10. Галкина, Л. Н. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения / Л.Н. Галкина // Современные тенденции развития системы специального образования: материалы регион. науч.- практ. конф. / Нижегор. гос. пед. ун-т. - Нижний Новгород, 2005. - С. 43.
11. Гамезо, М.В.,. Атлас по психологии: Информ.-метод. Материалы к курсу «Общ. Психология»: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М., 2006. - 272 с.
12. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Монография/ Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 2007. - 189с.
13. Григорьева, Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормально видящих и слабовидящих школьников / Л.П. Григорьева. - М., 2013. - 194 с.
14. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенин. - М., 2012. - 287 с.
15. Гончарова, Е.Л. Подготовка детей с нарушениями зрения и слуха к восприятию художественной литературы: традиции и новые подходы / Е. Л. Гончарова // Дефектология. - 2012. - № 2. - С. 6.
16. Денисова, М.А. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелой зрительной патологией / М. А. Денисова. - СПб., 2011. - 134 с.
17. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании // Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика» / А.Г Литвак, В.М. Сорокин, Т.П. Головина. - М., 2011. - 128с.
18. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И. В. Дубровиной. - М., 2011. - 160 с.
19. Захаров, А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм / А.И. Захаров. - СПб., 2011. - 230с.
20. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Я.З. Неверович. - М., 2013. - 208с.
21. Земцова, М.И. Учителю о детях с нарушением зрения / М. И. Земцова. - М., 2013. - 320 с.
22.Зейгарник, Б. В. Патопсихология учебное пособие для студентов вузов / Б. В. Зейгарник. - М., 2011. - 205 с.
23. Изард, К.Э. Эмоции человека. Монография / К.Э. Изард. - М., 2011. - 208с.
24. Изард, К.Э. Психология эмоций / Перевод с англ. - СПб.: 2012. - 464с.
25. Корчак, Я. Как любить ребенка / Я. Корчак. - М., 1990. С. 19-174.
26. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним / В.Г. Крысько. - М., 2011. - 126с.
27. Крюкова, С.В.,. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие / Н.П. Слободняк - М., 2011. - 178с.
28. Кряжева, Н.А. Развитие эмоционального мира детей / Н.А. Кряжева. - Ярославль, 2013. - 225с.
29. Литвак, А. Г. Путь реабилитации и интеграции по зрению: коррекция и профилактика / А. Г. Литвак // Дефектология. - 2011. - № 6. - С. 9.
30. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Г.Б. Монина - М., 2012. - 179с.
31. Малиновская, Н.Д. Психология развития незрячих и слабовидящих людей / Н. Д.Малиновская // Медлайн, российский биомедицинский журнал. - 2011. - № 6. - С. 141-143.
32. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. - М., 2012. - 94 с.
33. Матвеев, В. М. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха / В. М. Матвеев. - М., 2007. - 98 с.
34. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / В.М. Минаева. - М., 2001. - 48с.
35. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. — М., 2012. — 224с.
36. Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении / под ред. Л. И. Солнцевой. - М., 2011. - 320с.
37. Подкозлина, Е. Н. Некоторые особенности коррекционного обучения детей с нарушением зрения / Е. Н. Подкозлина // Дефектология. - 2011. - № 2. - С. 84-88.
38. Редько, Л.Л. Социальное отношение и эмоциональный мир ребенка / Л.Л. Редько. - Ставрополь, 2011. - 208с.
39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / Допущ. М-вом высш. образования СССР в качестве учеб. пособия для высш. пед. учеб. 225 заведений и ун-тов / С. Л. Рубинштейн ; Акад. наук СССР. Ин-т философии. - М.: Учпедгиз, 1996. - 704 с.
40. Солнцева, Л. И. Особенности развития слепого ребенка дошкольного возраста / Л. И. Солнцева // Вопросы активатизации обучения слепых: сборник. - М. 2013. - 102с.
41. Солнцева, Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения / Л. И. Солнцева // Дефектология. - 2007. - № 2.- С. 8.
42. Степанова, Г. Эмоциональные состояния ребенка дошкольника и их педагогическая оценка в условиях детского сада // Дошкольное воспитание. - 2011.- № 5. -С.39.
43. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина, Л.П. Стрелкова и др. - М., 1993. - 191 с.
44. Хухлаева, О.В. Лесенка радости. Монография / О.В. Хухлаева. - М., 2011. - 176с.
45. Хухлаева, О.В. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника / О.Е. Хухлаев, И.Н. Первушина. - М., 2011. - 224с.
46. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств детей дошкольного возраста / Г.А. Широкова. - Ростов н/Д., 2015. - 304с.
47. Шлиипко, Н.Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями зрения в России / Н. Д. Шлипко. - СПб., 2012.- 302с.
48. Эльконин, Д.Б. Психология развития: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Б. Д. Эльконин. - М., 2013. - 420с.
49. Юдина, Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей ДОУ / Е.Г. Юдина, Е.Н. Степанова, Е.Н. Денисова. - М., 2011. - 208с.
50. Яковлева, Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого роста личности / Е.Л. Яковлева. - М., 2012. - 251с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ