Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА БАС-ГИТАРЕ (НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ЗАНЯТИЙ)

Работа №57785

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2016
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
111
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БАС-ГИТАРА КАК МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ:
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ 5
1.1. Возникновение и основные этапы эволюции бас-гитары 5
1.2. Бас-гитара в современной музыкальной культуре и музыкальном
образовании 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ИГРЕ НА БАС-ГИТАРЕ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ЗАНЯТИЙ 25
2.1. Проблема методов обучения игре на бас-гитаре в
методической литературе 25
2.2. Практические подходы музыкантов-педагогов г. Перми к
обучению игре на бас-гитаре 37
2.3. Ход и результаты опытной работы по обучению игре на
бас-гитаре 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют

Популярность эстрадной музыки с момента её появления была всегда велика. Бас-гитара - музыкальный инструмент, без которого трудно представить современный эстрадный коллектив. Круг её применения достаточно широк: она может использоваться в ансамбле, оркестре, сольной игре. Издаются школы игры, проводятся конкурсы музыкального исполнительства, создаются профессиональные объединения бас-гитаристов. Для игры на ней необходима специальная подготовка, как и на любом другом музыкальном инструменте. В последнее время в музыкальных школах страны всё чаще открываются эстрадные отделения, однако в пермских учреждениях дополнительного образования бас-гитара как специальность практически не представлена.
Начальный этап занятий в обучении игре на бас-гитаре имеет особую значимость: именно в этот период формируются основные исполнительские навыки. Однако вопросы методики обучения в указанный период занятий в условиях учреждения дополнительного образования не имеют достаточной научной разработки.
Обозначенное противоречие позволяет определить проблему исследования, которая заключается в выявлении наиболее эффективных методов обучения детей игре на бас-гитаре в начальный период занятий.
Для решения этой проблемы мы сформулировали тему исследования: «Методы обучения детей игре на бас-гитаре (начальный этап занятий)».
Объект исследования: образовательный процесс в классе бас-гитары в учреждении дополнительного образования.
Предмет исследования: методы обучения игре на бас-гитаре на начальном этапе занятий в учреждении дополнительного образования.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные методы обучения игре на бас-гитаре в начальный период занятий в учреждении дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть генезис и основные этапы эволюции бас-гитары как музыкального инструмента.
2. Показать место и роль бас-гитары в современной музыкальной культуре и музыкальном образовании.
3. Выявить и охарактеризовать изложенные в научно-педагогической литературе методы обучения игре на бас-гитаре.
4. Изучить и обобщить практический опыт пермских музыкантов- педагогов по обучению игре на бас-гитаре.
5. Проверить в опытной работе эффективность предложенных нами методических решений по обучению детей игре на бас-гитаре в начальный период занятий.
Методы исследования: выявление и анализ источников и литературы, систематизация и обобщение полученной информации, наблюдение, беседа, опытная работа.
Новизна исследования: впервые подробно рассматривается вопрос обучения детей игре на бас-гитаре в начальный период занятий. Предложены некоторые авторские подходы для решения данного вопроса.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы при организации образовательного процесса в классе бас-гитары в учреждении дополнительного образования и при подготовке студентов ВУЗов и СУЗов, обучающихся по профилю «Инструменты эстрадного оркестра».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Бас-гитара как музыкальный инструмент возникла в середине XX века. Предшественниками бас-гитары были гитара и контрабас. Её появление явилось результатом развития эстрадной музыки и научно-технического прогресса. Существуют различные виды бас-гитар, отличающиеся количеством струн, электроникой, материалом изготовления. Бас-гитара - это «искусственный» инструмент, для игры на котором необходима звукоусиливающая аппаратура.
2. В современной музыкальной культуре применение бас-гитары находит место в различных музыкальных коллективах: от малого эстрадного ансамбля до симфонического оркестра. Наиболее велика роль бас-гитары в джазовой и рок-музыке. Организуются фестивали бас-гитаристов, конкурсы профессионального мастерства, сообщества музыкантов. Обширно развивается педагогическая сторона рассматриваемого феномена: открываются эстрадные отделения в учреждениях дополнительного образования, выпускаются школы игры на бас-гитаре. Профессиональное образование по классу бас-гитары можно получить в колледжах и ВУЗах.
3. Авторы проанализированных учебных пособий предлагают использовать следующие подходы при формировании рассмотренных нами исполнительских навыков: ногтевое, безногтевое, пальцевое и медиаторное звукоизвлечение, постановка правой руки с опорой и без опоры, классическая и свободная постановка левой руки, игра в положении сидя и стоя. Основными методами обучения являются репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, сравнительный методы, метод повтора, метод упражнения. В качестве инструктивного материала авторы предлагают использовать гаммы, арпеджио, этюды, хроматические упражнения. В роли художественного материала выступают переложения для бас-гитары классических произведений, например, П. И. Чайковского, И. С. Баха, обработки народных песен, джаз и рок-музыка, а также партии бас-гитары из различных композиций.
4. Пермские педагоги-музыканты в своей работе в большинстве случаев используют приёмы, описанные в методической литературе. Вместе с тем у каждого из них имеются свои особенности: А. Черепанов для развития чувства ритма и понимания роли бас-гитары рекомендует проводить отдельные репетиции с барабанщиком. А. Байков в своей работе применяет компьютерную программу «Guitar Pro», позволяющую обучающимся самостоятельно разучивать материал. В. Валуев делает акцент на творчестве в процессе обучения, работая над формированием у обучающихся умения самостоятельно сочинять басовые партии.
5. В качестве эффективных методов обучения на бас-гитаре в начальный период нами было предложено в дополнение к методам, описанным в анализируемой литературе, использовать ритмослоговую систему «Коннакол», игру в ансамбле, прослушивание и анализ примеров исполнительства на бас-гитаре и обучение игре на гитаре, как на дополнительном инструменте. В результате проведения опытной работы, предложенные методы доказали свою эффективность. У обучающейся сформировались первоначальные навыки игры на бас-гитаре, что было подтверждено экспертной комиссией на контрольном этапе. Однако для того чтобы говорить об эффективности данных методов со 100% уверенностью необходимо провести опытную работу на большем количестве обучающихся с разным уровнем музыкального развития.



1. Агафошин П. С. Школа Игры на шестиструнной гитаре: уч. пособие / П. С. Агафошин. - М.: Музыка, 1990. - 206 с.
2. Андреев Ю. К. Школа игры на бас-гитаре. Часть 1: уч. пособие / Ю. К. Андреев. - М.: Андреев Ю. К., 2006. - 152 с.
3. Ариевич С. Г. Практическое руководство игры на бас-гитаре / С. Г. Ариевич. - М.: Музыка, 1983. - 156 с.
4. Ариевич С. Г. Хрестоматия игры на бас-гитаре: уч.-метод. пособие / С. Г. Ариевич. - М.: Советский композитор, 1989. - 134 с.
5. Бас-гитара для всех: уч.-метод. пособие. - М.: Издательский Дом Катанского, 2000. - 57 с.
6. Зряковский Н. Н. Общий курс инструментоведения: уч. пособие / Н. Н. Зряковский. - М.: Музыка, 1976. - 480 с.
7. Иванов-Крамской А. И. Школа игры на шестиструнной гитаре: учебник, / А. И. Иванов-Крамской. - М.: Музыка, 1989. - 152 с.
8. Кожухарь В. И. Инструментоведение: Симфонический и духовой оркестры: уч. пособие / В. И. Кожухарь. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2009. - 320 с.
9. Марков Е. З. Гаммы и арпеджио для бас-гитары / Е. З. Марков. - Киев: Музычна Украина, 1987. - 50 с.
10. Марков Е. З. Пьесы для бас-гитары / Е. З. Марков. - Киев: Музычна Украина, 1989. - 80 с.
11. Морген Л. М. Школа-самоучитель игры на бас-гитаре: уч. изд. /Л. Морген. - М.: Советский композитор, 1983. - 105 с.
12. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре / Э. Пухоль. - М.: Советский композитор, 1983. - 188 с.
13. Пфайффер П. Бас-гитара для «чайников» /П. Пфайффер. - М.: Диалектика, 2005. - 271 с.
14. Раков Л. В. История контрабасового искусства / Л. В. Раков. - М.: Композитор, 2004. - 312 с.
15. Смолин К. О. Бас-гитара для начинающих: самоучитель / К. О. Смолин. - М.: К. О. Смолин, 2005. - 87 с.
16. Соболев А. В. Басовая линия / А. В. Соболев. - М.: Кифара, 2002. - 128 с.
17. Чулаки М. И. Инструменты симфонического оркестра: уч. пособие / М. И. Чулаки. - М.: Музыка, 1972. - 177 с.
18. Шер Ч. Импровизация на бас-гитаре и контрабасе /Шер. Ч. - М.: Guitar College, 1997. - 220 с.
19. Keif D. Grooves for electric bass / D. Keif. - Milwaukee: Hal Leonard Corporation, 1998. - 23 c.
20. Patitucci J. Electric Bass / J. Patitucci. - New-York: Manhattan music,
1991. - 35 c.
21. Рабочая программа дисциплин «Специальный инструмент, в том числе джазовая специализация - фортепиано». Санкт-Петербургский музыкальный техникум им. М. П. Мусоргского, 2014.
Интернет-ресурсы
22. Агафошин Петр Спиридонович // Уроки гитары [Электронный ресурс]. - 18.06.2012 - Режим доступа: http://gitaraplus.ru/agafoshin/- Дата обращения: 17.04.2016
23. Бас-гитара // Энциклопедия музыкальных инструментов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eomi.ru/plucked/bass-guitar/- Дата обращения 22.03.2016
24. Виктор Вутен // Kontrabass.ru[Электронный ресурс]. - 26.09.2012 - Режим доступа: http://kontrabass.ru/victor_wooten/- Дата обращения: 01.05.2016
25. Джон Патитуччи // Kontrabass.ru[Электронный ресурс]. -
27.01.2016 - Режим доступа: http://kontrabass.ru/john-patitucci/- Дата
обращения: 05.05.2016
26. История Fender Jazz Bass, характеристики и особенности //
Bassplayer [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bass-
player.ru/fender-jazz-bass/- Дата доступа: 02.04.2016
21. История Fender Precision Bass, характеристики и особенности // Bassplayer [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bass-
player.ru/istoriya-fender-precision-bass-xarakteristiki-i-osobennosti/- Дата обращения: 01.04.2016
28. История бас-гитарных усилителей (50-е) // Bassplayer [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bass-player.ru/istoriya-bas-gitarnyx-usilitelej- 50-e/- Дата обращения: 28.03.2016
29. История контрабаса // Мир контрабаса [Электронный ресурс]. -
13.10.2014 - Режим доступа: http://cbasso.ru/history/contrabass- Дата
обращения: 20.03.2016
30. История электрогитары // Guitaron.ru[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://guitaron.ru/electroguitar/history.php- Дата обращения: 19.03.2016
31. Коннакол // Музыкальный разбор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://muz-razbor.ru/guide/konnakol- Дата обращения: 22.04.2016
32. Контрабас // Словарь музыкальных терминов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/slovar-muzika/93.htm- Дата обращения: 22.03.2016
33. Лубенский Г. Жако Пасториус / Г. Лубянский // Guitar.ru
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://guitar.ru/musicians/biography/biography_112.html- Дата обращения: 29.03.2016
34. Маркус Миллер: Биография // People.su[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.people.su/74439- Дата обращения: 05.15.2016
35. Маттео Каркасси // Страница классической гитары [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lute.ru/guitar/Carcassi.htm- Дата обращения: 15.04.2016
36. Октобас // Мир контрабаса [Электронный ресурс]. - 13.10.2014 -
Режим доступа: http://cbasso.ru/history/oktobass- Дата обращения: 20.03.2016
31. Оплетаев. А. 20 лучших бас-гитаристов мира / А. Оплетаев // Beatles.ru[Электронный ресурс]. - 21.09.2010 - Режим доступа:
http: //www.beatles.ru/books/articles.asp?article_id= 1440 08.05.2016
38. Хмарук С. Гитарный темброблок / С. Хмарук // Твоя гитара [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tvoya-gitara.ru/ustroystvo- gitary/gitarnyiy-tembroblok- Дата обращения: 03.04.2016
39. Хмарук С. Устройство звукоснимателя электрогитары /С. Хмарук // Твоя гитара [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tvoya- gitara.ru/ustroystvo-gitary/ustroystvo-zvukosnimatelya-electrogitary - Дата обращения: 01.04.2016
40. Bass-player.ru[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bass- player.ru/- Дата обращения: 15.03.2016
41. Basstream.ru[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.basstream.ru/- Дата обращения: 10.03.2016


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ