Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Послевоенные романы Эриха Марии Ремарка

Работа №57782

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы37
Год сдачи2016
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
293
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Военные романы Эриха Марии Ремарка 9
1. 1. Творческая судьба Ремарка 9
1. 2. «На Западном фронте без перемен» 13
Глава 2. Между двумя войнами 21
2.1. Транзит 22
2.2. Идиллические мотивы в поздних романах Ремарка 29
Заключение 32
Библиографический список

Поколение молодых, принявших участие в Первой мировой войне, оставшихся в живых, но утратившего веру в будущее, получило название «потерянного поколения». По воспоминанию Э. Хемингуэя, выражение это принадлежит американской писательнице и теоретику литературы Гертруде Стайн. Именно так она назвала эмигрировавших в Европу американских писателей, часто собиравшихся у нее в салоне на улице Флерюс, 27 [Электронный ресурс]. Но это определение вполне приложимо к начинающим писателям из других стран.
К представителям «потерянного поколения» можно отнести американцев Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Эрнеста Хемингуэя, Уильяма Фолкнера, англичанина Ричарда Олдингтона, немца Эриха Марии Ремарка.
Фицджеральд и Хемингуэй ушли в армию добровольцами. Хемингуэя не допустили до службы из-за проблем со зрением, но Эрнест все-таки нашел, способ попасть на фронт. Он вызвался доставлять солдатам продукты прямо в окопы и так оказался на передовой линии фронта. 1919 года Эрнест вернулся в США героем, он спас итальянского раненого солдата и попал под обстрел. В госпитале из него извлекли 26 осколков, и заменили простреленную коленную чашечку алюминиевым протезом.
Фицджеральд в армии сделал карьеру и дослужился до адъютанта командира 17-й пехотной бригады генерала Дж. А. Райана, фактически он был секретарем генерала. [Тернбулл: с. 55].
Ричард Олдингтон начал военную службу рядовым, позже был произведен в офицеры. В 1917 году он был ранен и лечился в госпитале.
Ремарк был призван в армию 21 ноября 1916 года. Он не был на передовой, но войну знал не понаслышке. В январе 1917 года Эриху выдали свидетельство о годности к добровольной службе. В последний день июля писатель получил ранение осколком гранаты в шею, правую руку и левую ногу. Остаток войны он провел в военном госпитале Германии.
Судьбы этих писателей, вернувших домой и не нашедших дома, выпавших из своего времени и не обретших другого, складывались по - разному. Хемингуэй, возненавидев «чужую войну» (Америка в ней не участвовала), в качестве военного корреспондента принимал участие в испанской и во Второй мировой. Фицджеральд стал сценаристом в Голливуде. Олдингтон перебрался в Америку в начале 40-х, но потом вернулся обратно. Пожалуй, настоящее «возвращение» обрел лишь У. Фолкнер в своей «Йокнапатофе», стране величиной с почтовую марку, но описание ее не хватало всей жизни. Сложнее всего пришлось Ремарку. С приходом к власти Гитлера, он был лишен гражданства, обречен на вынужденную эмиграцию и смог вернуться в Европу (в Швейцарию) только в конце 40-х годов.
Посттравматический синдром, оставленный пребыванием на войне, сказался самоубийством Хэмингуэя, ранней смертью от сердечного приступа Фицджеральда, странным поведением Олдингтона. Ремарк пережил две мировые войны. Юность встретил под звуки Первой мировой, а зрелость под бомбежки Второй. Умер от аневризма аорты в Локарно. Война оставалась в их памяти, возвращалась кошмарными снами. Герои романов о «потерянном поколении» сентиментальны, потому что умеют сострадать, и циничны, потому что знают природу тех, кто наживается на этой войне.
Они были идеалистами и мечтателями. Подруга лейтенанта Генри («Прощай, оружие») кончила курсы медсестер и мечтала о том, как будет выхаживать своего возлюбленного, раненного саблей. Выхаживать было некого - он подорвался на мине.
Героям романа «На Западном фронте без перемен» Ремарка, в гимназии твердили о чести и долге перед Родиной, о жертвенном служения Отечеству. Они пошли на войну, а их наставники остались в тылу, уговаривая воевать следующих подрастающих мальчишек, чтобы накормить ими «мясорубку» войны.
Герои романов чувствуют, что их одурачили, предали. Так лейтенант итальянской армии американец Фредерик Генри из в романе «Прощай оружие» Э. Хемингуэя прямо говорит, что больше не верит трескучим фразам о «славе», «священном долге» и «величии нации». В романе Ремарка «Триумфальная арка» доктор Равик, вынужден оказывать медицинские услуги подпольно, а за его работу получает бешенные гонорары совершенно другой человек. Равик вынужден эмигрировать снова и снова, не имея постоянного места жительства, не имея даже документов удостоверяющих личность, по сути его просто не существует. Герои теряют веру в общество, вступая с ним в конфликт.
В романе «Прощай, оружие!» Хемингуэй дает очень широкое обобщение, показывает, как внешние исторические события отражаются на судьбах людей. Для него, как и для многих представителей «потерянного поколения», война стала олицетворением мирового зла, моментом, с которого действительно началась история ХХ века. И в романе «Прощай, оружии» Хемингуэй показал, как вырабатывались характеры «потерянного поколения».
Роман Олдингтона «Смерть героя» уникален по форме: «Эта книга - не создание романиста-профессионала. Она, видимо, вовсе и не роман. В романе, насколько я понимаю, некоторые условности формы и метода давно уже стали незыблемым законом и вызывают прямо-таки суеверное почтение. Здесь я ими совершенно пренебрег... я написал, очевидно, джазовый роман». [Олдингтон: с. 5]. И эта уникальность имеет свое объяснение. Книга Олдингтона, созданная в условиях послевоенной Англии, стала отражением суровой жизненной правды, учила ненависти к войне, рассказала о трагедии миллионов простых людей, ставших жертвами бойни.
Ремарка же интересует не парадная внешность войны, а поведение и психология людей, оказавшихся на фронте, вынужденных убивать и умирать, людей, осознающих бессмысленность и бесчеловечность происходящего, освобождающихся от внедренных воспитанием и традицией псевдопатриотических представлений.
Время, которое досталось Хемингуэю, Ремарку, Олдингтону и их героям, было временем смутным, сумбурным, временем невиданных катаклизмов. Книги этих писателей говорят о бессчетных жертвах милитаризма, заплативших жизнями и неискупаемыми страданиями за алчность имущих классов и правительств. Художественное воплощение Первой мировой войны в разных литературах имеет и общие, типологические черты как в проблематике и пафосе, так и в поэтике. [Беспалова, Синельникова: с.100-102].
Романы авторов «потерянного поколения» обычно автобиографичны и повествуют о тех событиях, свидетелями или участниками которых они были. Хроника военных действий отсутствует или проходит фоном. Важно поведение людей, преодоление страха, вспышка доверия, надежда на помощь. Повествование ведется от первого лица, обычно самого молодого из персонажей. Он проходит свой путь воспитания, учась ненавидеть, прощать, понимать.
Герои этих произведений заражены войной, стремительностью всего на войне происходящего, близостью и страхом смерти. Мирная жизнь не дает им полноты ощущений. Героев Хемингуэя спасают бой быков, охота, бокс. Героев Ремарка - автогонки.
Кроме лейтмотива жизни на краю смерти, в романах «потерянного поколения» обязательно есть лейтмотив, связанный с товариществом («Три товарища», три - мифическое число), взаимной поддержкой, готовностью пожертвовать собой и уважением к личности другого. И третий лейтмотив - тема любви, нежданной, трудной и обреченной. Женщины у Ремарка прекрасны внутренней чистотой, мудростью, во многом из -за болезни (чахотка в произведениях рубежа веков, которая тоже обрастает мифологией). Женщины, как дети, требуют любви, заботы, устоявшегося быта - того, что не доступно ни солдату, ни эмигранту. Так формируется еще один мотив: «потерянного рая».
Актуальность исследования определяется потребностью исследования повторяющегося феномена «потерянного поколения» не только с точки зрения проблематики, но и с учетом лейтмотивов и хронотопов.
Объект данного исследования - романы Эриха Марии Ремарка.
Предмет исследования - лейтмотивы в романах Ремарка.
Целью данного исследования является описание взаимодействия лейтмотива войны (ад) и идиллии (рай) в ранних и поздних романах Ремарка.
В процессе работы решались следующие задачи:
- проследить творческий путь Ремарка;
- выявить специфику идиллического на фоне непрекращающейся войны;
- определить типы героев романов Ремарка.
Материалом для исследования послужили романы Э.М. Ремарка.
Теоретическая база исследования за последние десятилетия бедна фундаментальными работами о Ремарке. Среди исследователей можно назвать Д. Затонского,Т. Симяна, А. Маркелова, Е. Книпович, В. Пронина, Петелина, О. Похаленкова.
В работе использовались биографический, культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный, типологический методы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы.
Во Введении обосновывается актуальность настоящей работы, формулируются цель и задачи исследования, определяются объект, предмет, методы анализа, новизна представленного в исследовании материала.
В первой главе рассматривается творческий путь Ремарка и анализируются его романы о войне.
Вторая глава посвящена анализу творчества Ремарка в период между двумя войнами и после Второй мировой войны.
В заключении даются выводы по проведенному исследованию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Книги Ремарка охватывают несколько десятилетий немецкой и мировой истории: Первая мировая война, период Веймарской республики, приход к власти в Германии фашистов, вторая мировая война и годы после нее. Разные времена, бурно меняющиеся события - но в повествовании о них есть что-то общее: мотивы, круг проблем, мироощущение, тип излюбленного героя. Это как один большой реквием человеческой судьбы в трагическую эпоху, которая еще и во многом автобиографическая. Герои «Возвращения» и «Трех товарищей», «Черного обелиска» и «Триумфальной арки» все еще живут бередящими душу воспоминаниями, которые потрясли солдат в окопах Западного фронта. В последнем романе «Тени в раю» встречается врач «Равик» из «Триумфальной арки», сменившего французскую эмиграцию на американскую - как это пришлось сделать и самому Ремарку.
Герой Ремарка - всегда одинокий человек, по сути ни знающий ни семьи, ни дома. Он квартирант, временный жилец, как Людвиг Бодмер в «Черном обелиске», он жилец отеля как «Равик» из «Триумфальной арки». Годы захлопываются за ними, как двери отдельных номеров. Юмор и ирония помогают героям Ремарка справляться с давящим гнетом обстоятельств. Ирония дает их взгляду высоту и чувство превосходства. Но, вслушиваясь в усмешливые речи этих людей, порой невольно вспоминаешь знаменитые слова Александра Блока об иронии как о болезни сродни душевным недугам. «Я не могу понять, где оканчивается ирония и начинается небо!» - цитирует поэт слова Генриха Гейне и добавляет: «Ведь это крик о спасении» [Блок: с. 349].
Когда погружаешься в книги Ремарка, кажется, что в их мире почти все время идет дождь, преобладает осенний, вечерний колорит, а вместо солнца светят фонари. Было время, когда герой Ремарка надеялся найти поддержку в неизменной, верной дружбе фронтовых товарищей. Этот мотив, начиная с первого романа писателя, проходит через многие его книги. О дружбе Написаны яркие, вдохновенные страницы. Однако годы показали, как далеко расходятся пути былых однополчан.
Что же в жизни остается непоколебленного, несомненного? Для Ремакка это, пожалуй, прежде всего любовь. Даже если она обманчива, непрочна, трагична.
Жизнь хватает героев Ремарка за горло, потому что они живут и любят не в условном, абстрактном пространстве. Они во всем - дети своего времени, писатель умеет это показать.
Гибель подстерегает любящих во многих романах Ремарка. Умирает от туберкулеза Пат в «Трех товарищах», гибнет от пули Жоан Маду, а еще прежде гибнет в гестапо Сибилла («Триумфальная арка»). Да и выздоровление Изабеллы («Черный обелиск») по сути тоже равносильно смерти той женщины, которую мог любить Людвиг Бодмер. Елена выпивает яд («Ночь в Лиссабоне»). Нет, ценность любви не подвержена сомнению. Но как хрупка эта ценность!
Герою Ремарка не откажешь в мужестве. Это мужество человека, вынужденного в одиночку отстаивать свою свободу, свою порядочность, свою любовь - все, что составляет для него в жизни смысл. Изменить саму жизнь он в одиночку не в состоянии - отсюда непреходящая оскомина горечи. Но то, что тон не способен думать лишь о себе, отгородившись от тревог мира, делает ему честь.
«В нашей жизни масса парадоксов, - говорил писатель. - Я родился во времена газовых ламп, пережил период электричества и авиации. Если проживу еще 10-15 лет, то дождусь полета на Луну. Наука преодолела ивсе. Только людям не удалось стать друг другу ближе... Во многом мы не сделали ни шага. Мы не можем оглянуться на наше прошлое. Оно еще здесь.
Это страшное противоречие. И несмотря на все это, я верю, что люди найдут пути друг к другу. Я не наивный оптимист, но разве невозможно, чтобы люди научились друг у друга хорошему?» [Ремарк: с. 215].
Именно эта вера Ремарка в душу человека, чувствуется на протяжении всех его произведений. Это сохранение доброты внутри человека находит вновь и вновь путь к сердцам читателей.
Споры о Ремарке, не прекращаются до сих пор. Восторженные ценители зачитывали его книги буквально до дыр. Критики осуждали автора «На Западном фронте без перемен» за натурализм и пацифизм они были, конечно, правы». Правы были и обвинения в сентиментальном беллетризме, в вечной мелодраматической истории обреченной любви. Но были и благодарные читатели.
«О послевоенной Германии Ремарк романов не создавал, он предпочитал вспоминать о прошлом». [Пронин: с. 5].



1. «Потерянное поколение» (статья) [Электронный ресурс] - режим доступа:lutps:/mi.vikipeclia.org/viki/l когерянное поколение
2. Ремарк - человек, который осмелился спорить с войной (статья) [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.em-remarque.ru/
3. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 541.
4. Блок А.А. . Собр. Соч., т.5, М. - Л., 1962, С. 349.
5. Беспалова Е.К., Синельникова Г. Д. «Потерянное поколение» и война // Вопросы духовной культуры. Филологические науки. - 2003. - № 11. - С. 100 - 102.
6. Затонский Д. Художественные ориентиры XX века. М.: Советский писатель, 1988.
7. Засурский Я., Микеладзе Н., Ванникова Н. Зарубежная литература
20 века. 1914-2000. Учебно-методическое пособие. М., 2009 - С.483.
8. Иванов В. «Пишу о времени, которое пронеслось по людям, как по рельсам»./ В.Иванов.// Советская Россия. - 1988. - 19 июня.
9. Книпович Е.Ф. Ответственность за будущее. М.: Сов. писатель, 1973.
10. Кондратьев В. Перечитывая Ремарка / В. Кондратьев // Ремарк Э.
М. На Западном фронте без перемен. М.: Художественная литература, 1988.
11. Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. М.: Академия, 2008.
12. Макарычев М. Боль и нежность в век «волкодава»/М. Макарычев.// Советская Россия. - 1991. - 21 декабря.
13. Маркелов А.Н. Незавершенное полотно Ремарка. // Иностранная литература, 1999. №5. С. 25.
14. Олдингтон Р. Смерть героя. М.: Художественная литература, 1976.
С. 5.
15. Похаленков О.Е. Образ повествователя в прозе о Первой и Второй мировых войнах. / О.Е. Похаленков. // Ученые записки Орловского Государственного Университета. О.: Орловский Государственный Университет им. И.С. Тургенева, 2015. С. 154-158.
16. Петелин Г. О Ремарке и «ремарксизме»./ Г. Петелин. // Дон. - 1961. - №4. - С. 160.
17. Похаленков О.Е. Образ Пауля Боймера в романе Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». / О.Е. Похаленков // Русская филология: Ученые записки Смоленского Государственного Университета. С.: Смоленский Государственный Университет, 2013. С. 178-201.
18. Пронин В. Время помнить. // Ремарк Э.М. Собр. соч. в 7 т. Т. 1.На Западном фронте без перемен Возвращение. М.: 1993. С. 3 - 8.
19. Ремарк Э. М. На Западном фронте без перемен. М.:Правда, 1985.
20. Ремарк Э. М. Ночь в Лиссабоне. М.:Вагриус, 2002.
21. Ремарк Э. М. Приют грез. М.: Вагриус, 2006.
22. Ремарк Э.М. Тени в раю. М.: Вагриус, 2005.
23. Симян Т.С. О Структуре романа Э.М. Ремарка «Три товарища»
(Проблема заголовка, «начала» и «конца» текста) // Литература XX века: итоги и перспективы изучения. Материалы Седьмых
Андреевских чтений. Под ред. Н. Т. Пахсарьян. М., 2009. С. 220 - 227.
24. Смирнова И.В. Художественный образ и реальность: «окопная
жизнь» на Западном фронте без перемен в письмах солдат и романах писателей военного поколения. / И.В. Смирнова // Вестник
Московского университета. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2011. С. 102-118.
25. Тернбулл Э. Скотт Фицджеральд. // Жизнь замечательных людей. М.: Молодая гвардия, 1981.
26. Штернбург В. Как будто все в последний раз. (Отрывки из книги о жизни и творчестве Э. М. Ремарка) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://magazines.russ.ru/inostran/2000/10/shter.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ