Введение 3
Глава 1. Образ кота в славянских мифологии и фольклоре 8
Глава 2. Мифологический образ кота в русской литературе 25
Заключение 49
Список литературы
Миф часто становится источником как фольклорных, так и литературных образов. Некоторые особенности мифологического мышления являются следствием того, что на заре жизни человек верил в неразрывную связь с окружающим миром, как материальным, так и духовным. Он переносил на природные и животные объекты свои собственные свойства, приписывал им жизнь, человеческие страсти, сознательную, целесообразную хозяйственную деятельность, верил в возможность полного перевоплощения зверей в человеческое существо. Дипломная работа посвящена рассмотрению мифологического и фольклорного образа кота в произведениях русской литературы.
Так как мы будем выделять архетипичные черты образа кота в русской литературе, стоит обратиться к работе Е. М. Мелетинского «О литературных архетипах». Ученый говорит о том, что на ранних ступенях развития повествовательные схемы отличаются исключительным единообразием. На более поздних этапах они весьма разнообразны, но внимательный анализ обнаруживает, что многие из них являются своеобразными трансформациями первичных элементов. В работе будут рассмотрены возможные трансформации героя - кота в русской литературе.
К изучению образа кота уже обращались некоторые исследователи. Есть работы, посвященные месту кота в мифологии и фольклоре разных народов, имеются упоминания о котах в мифологии славян. В книгах А. Н. Афанасьева «Волхвы, колдуны, упыри в религии древних славян» и «Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов» кот представлен существом магическим, спутником ведьм и колдунов, способным не только существовать в двух мирах, но и стать средством перемещения в потусторонний мир простого человека. А. В Гура отмечает двойственность образа, сочетающего доброе и злое начало. Леквиевская Е.В. в «Мифах русского народа» в легенде о хлебном колосе упоминает кошку в паре с собакой, где они являются положительными героями, в отличие от человека. В книге «Мифология. Большой Энциклопедический словарь» под редакцией Е.М. Мелетинского кот изображен как домовой, способный превращаться в страшное чудище. Тем не менее, тема кота раскрыта недостаточно полно и подробно. Сопоставление героев фольклорных и литературных представляет особый исследовательский интерес. Для изучения будут использованы произведения русских писателей. В частности, Кот ученый - персонаж пролога из поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина. Образ кота учёного восходит к персонажу русских сказок коту Баюну. Также антропоморфный образ кота встречается в повести «Лафертовская маковница» А.Погорельского. В повестях Н. В. Гоголя образ кошки встречается очень часто: «Старосветские помещики», «Майская ночь или утопленница», «Ночь Ивана Купала», «Ночь перед Рождеством». У Гоголя кошка всегда является носителем зла и связана с нечистой силой. В повести Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» кот также наделен отрицательной ролью. Использовал в своем творчестве образ кота и А. Н. Толстой в повести «Детство Никиты», где кот представлен существом хтоническим. В произведении А. И. Куприна «Ю-ю» кошка выполняет функцию защитника ребенка и домашнего очага. А. М. Ремизов в «Крестовых сестрах» наделяет образ животного совершенно новым значением. Впервые в литературе образ этого неоднозначного животного был использован для выражения всенародного, всемирного страдания. Самым известным литературным котом является герой М.Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» - Бегемот. Кот в произведении выступает не просто как вредитель, спутник темных сил и существо из потустороннего мира, он является явлением более глубоким и неоднозначным. В его образе мы находим многообразие мифологем, как славянских, так и мировых. Герой произведения А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу», несомненно, взят из славянской мифологии и сразу же отсылает нас к пушкинскому Коту Ученому. Главная роль мифологических мотивов здесь - помощь авторам в создании комического эффекта, поэтому привычный и каноничный Кот Учёный заменяется котом со склерозом, все время повторяющим «мнэ-э».
Мы обратились к нескольким работам, посвященным изучаемым нами текстам. Среди них статья Е. Пчелова «У Лукоморья дуб зеленый». В статье исследователь, объясняя мотив движения по цепи, приходит к выводу о статичном положении кота, всегда остающегося как бы на месте, в настоящем. О повести А.Погорельского «Лафертовская маковница» писала Гребнева М.П., выявляя в ней наследие мифологических и фольклорных воззрений. Исследователь только упоминает кота как помощника Бабы Яги, не давая подробного анализа. А.А. Данилевский в комментариях к повести «Крестовые сестры», высказывает мысль о том, что кошка является олицетворением простого народа: «Через образ кошки Мурки автор показывает нам весь мир, мир изнасилованных жизнью, измученных, страдальцев: «Свадьбы, покойники, случаи, происшествия, скандалы, драки, мордобой, караул и участок, и не то человек кричит, не то кошка мяучит, не то душат кого-то, — так всякий день.» Т. Рыжкова рассматривает Кота Бегемота в совокупности с другими героями, дает частотный анализ изменения героя, в разных эпизодах. В «Булгаковской энциклопедии» дается информация о мифологических истоках литературного образа. Романом Стругацких «Понедельник начинается в субботу» занимался Ю.З. Козловских в своей работе «Коды комического в сказках Стругацких «Понедельник начинается в субботу»», коту посвящена небольшая часть исследования, в которой герой рассматривается как пародия на советского поэта.
Новизна работы заключается в том, что мы определяем функции каждого персонажа - кота в произведениях и рассматриваем литературный образ кота в развитии.
Итак, цель работы: выявить мифологические и фольклорные мотивы в изображении кота в русской литературе. Чтобы выполнить цель, следует решить ряд задач.
1. Выявить круг текстов, где встречается герой-кот;
2. Изучить мифологическое представление славян о коте и кошке;
3. Сопоставить мифологические представления о кошках с художественными образами в литературе;
4. Выявить функции кота в литературных произведениях;
5. Систематизировать полученные результаты.
В качестве целостной модели был использован сравнительно- функциональный метод Проппа. В.Я. Пропп в своей работе «Морфология волшебной сказки» (1928) выделил устойчивый ряд инвариантных функций. Пропп считал, что мотивы в волшебных сказках заменяются функциями - поступками действующего лица, определяемыми с точки зрения его значения для хода действия.
Способом анализа в нашей работе является обнаружение постоянных функций кота в мифологии и фольклоре, а затем наблюдение за реализацией выявленных функций в произведениях русской литературы.
Объектом нашего исследования являются тексты русских писателей, в которых встречается герой-кот, предметом - функции кота в этих произведениях.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Первая глава носит реферативный характер - «Кот в славянской мифологии и фольклоре». В ней рассматривается место кота в славянской мифологии и фольклоре. Выявляются три основных функции кота.
Вторая глава представляет собой анализ образа кота в разных текстах и соотнесение с выполнением мифологических функций, выявленных в 1 главе.
В заключении подводятся итоги проделанной работы, формируются окончательные выводы по заявленной теме.
В нашем исследовании было задействовано большинство текстов («Руслан и Людмила», цикл «Ночь перед Рождеством», «Леди Макбет Мценского уезда», «Детство Никиты», «Мастер и Маргарита») представленных в школьной программе. Результаты исследования могут быть применены при изучении этих текстов на уроках литературы.
Результаты работы над этой темой были представлены на университетской научной конференции (Пермь, 2016).
Наше исследование может быть продолжено. Можно рассматривать образ кота в русской литературе в сопоставлении с образом кота в зарубежной литературе.
Мифологический образ кота используется и переосмысляется в русском фольклоре и литературе на протяжении почти всей их истории. Он разрабатывался в самых разных литературных жанров: поэмах, рассказах, повестях, романах.
В поэме Пушкина кот играет роль существа пограничного, его роль связана с охраной прохода между двумя мирами, он вводит читателя в поэму. Прообразом кота учёного выступает фольклорный кот Баюн, который обладает такими же качествами, как и кот из поэмы А.С. Пушкина: знание сказок, умение говорить, пограничное место обитания. Но, вместе с тем, кот не играет сюжетообразующей роли в произведении, он нужен для того, чтобы ввести читателя в особый сказочный мир. А. А. Погорельский в своей повести «Лафертовская маковница» выводит кота как одного из главных героев, вокруг него разворачиваются ключевые события повести: приход к ведьме, исчезновение ведьмы, женитьба Маши и последнее испытание героини. Аристарх Фалелеич Мурлыкин воплощает традиционные представления славян о коте: принадлежность двум мирам, легкий переход из одного мира в другой, отношение к нечистой силе, черный окрас как признак ведьминского помощника, умение принимать человеческое обличие. Кот в произведении выполняет две функции - проводника и вредителя. В произведениях Гоголя кошка стала частым персонажем в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки», где выполняет одну и ту же функцию - вредительство главному герою и имеет постоянные признаки - черный цвет, появление в ночное время суток. Кошка всегда выступает как одно из обличий ведьмы и всегда носит в себе женское начало. В цикле «Миргород» мы выделили произведение, в котором также имеется образ кота. В повести «Старосветские помещики» имеется несколько котов и кошка. Их функции не совпадают. Коты выступают носителями зла, разрушения, то есть выполняют функции вредителя, кошка же в произведении имеет две функции. В начале произведения является олицетворением домашнего очага, идиллии, позже, когда происходит вторжение внешнего враждебного мира, становится предвестником смерти, своеобразным вредителем.
В повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» сочетаются фольклорное и мифологическое составляющее в образе кота. Кот позволяет более полно раскрыть образы героев, их отношения, характеры. Его появление в снах героини указывает на мистический характер этих эпизодов. Помимо мистического появления кота, присутствует ассоциативная связь с героями. Кот выступает символом страсти между Катериной и Сергеем. Сравнение Катерины и Сергея с «кошачьим дуэтом» направлено на снижение романтического составляющего повести.
Образы кота и кошки в повести «Крестовые сестры» Алексея Ремизова несколько иные. В начале повести наличие кошачьих черт мы замечаем в одном из героев, в Глотове, эти черты становятся в данном контексте олицетворением сытости, хищности, то есть носят негативный оттенок. Но далее образ животного утрачивает индивидуальный характер и обретает масштабы общечеловеческие. Мурка несет в себе символ страдания целого народа и является выражением жизни каждого . Мифологические корни образа кошки в произведении довольно слабые, здесь отражена литературная традиция Ф.М.Достоевского, в частности, образы лошади из «Преступления и наказания» и собаки из «Братьев Карамазовых». Но Алексей Толстой в повести «Детство Никиты» намеренно обращается к мифопоэтической традиции. Образ кота в произведении напрямую связан с мифологическими представлениями славян о животных. Четко можно выделить функцию проводника у кота Васьки, которую животное выполняет в момент инициации главного героя. После пройденного испытания глазами героя мы замечаем, что кот теряет свою мистическую сущность и превращается в обыкновенного домашнего питомца. У А.И. Куприна также присутствует в творчестве герой-кот, а точнее кошка в рассказе «Ю-ю». В тексте отсутствуют фантастические элементы, в отличие от предыдущих текстов, связанные с кошкой. В тексте на первый план выходят психологические аспекты. Животное становится символом любви и привязанности. Следуя нашей функциональной классификации, можно говорить о том, что кошка выполняет функцию хранителя домашнего очага. Наиболее значительное место в произведении среди героев-котов занимает кот из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Бегемот. Герой характеризуется многообразием мифологем славянских и европейских, вместе с тем, в тексте присутствует аллюзии, например, на Кота в сапогах. То есть автор намеренно выстраивает такой образ, беря за основу библейские, демонологические и литературные источники. Бегемот является одним двигателей сюжета. Казалось бы, Бегемот является антогонистом, злодеем, он совершает аморальные поступки: отрывает головы, обманывает, издевается над людьми. Его место в свите самого дьявола подразумевает роль жестокого демона, злодея. Но в романе все совсем наоборот, функцию злодея и вредителя берут на себя обычные люди, москвичи, а Бегемот является обличителем человеческих пороков. Кот Василий, герой романа братьев Стругацких, несомненно, мифологичен и сразу же отсылает нас к пушкинскому герою, который в свою очередь создан по мотиву кота Баюна. Кот ученый в этом произведении создан для комического эффекта. Но пародия Стругацких двупланова, это и пародия на известный литературный образ кота Ученого, и в тоже время на обобщенный образ современного им советского поэта
Исследуя ряд взятых нами текстов, можно проследить, что в произведениях начала 19 века кот является романтическим образом, тогда как в более поздних, трансформируется в образ комический - образ снижается. Но кот всегда выполняет одну из функций, которые мы выявили в первой главе: хранитель (помощник), проводник, вредитель. Это связано с тем, что литературные произведения наследуют мифопоэтические традиции в создании героя кота. Наиболее частотными можно назвать две функции - проводник и вредитель. В большинстве текстов эти функции переплетаются, так как кот появляется в текстах как существо, связанное с потусторонним миром. Из этого следует, что кот используется в литературе в моменты фантастические, когда герою необходимо проникнуть в другой мир или когда герой уже в нем пребывает
Исследование может быть продолжено, так как данный образ довольно популярен в разных жанрах современной литературы (В. Кунин «Кыся», Т.Толстая «Кысь»), как русской, так и зарубежной.
Список литературы
1. Алдошина С.П., Прасолова Ж. Г. ИСТОКИ ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «СТАРОСВЕТСКИЕ ПОМЕЩИКИ». Т: Грамота, 2008.№8 (15): в 2-х ч.
4.I. C. 8-10.
2. Афанасьев А.А. Волхвы, колдуны, упыри в религии древних славян. М.: 2012.
3. Афанасьев А.Н. — Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов (Часть 2)
4. Бажов П.П. [Электронный ресурс] - Режим доступа: «Уральские сказы Бажова».http: //hobbitaniya.ru/baj ov/baj ov8. php
5. БИБЛИОТЕКА УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://sbiblio.com/biblio/
6. Булгаков. М. Мастер и Маргарита [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://loveread.ec/read book.php?id=1527&p=1
7. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе
ХХ века / Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Лескова [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.easyschool.ru/books/literatura/literaturnie-leitmotivi/iz-
nabludenii-nad-motivnoi-strukturoi-romana-bulgakova-master-i-margarita
8. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://az.lib.rU/g/gogolx n w/text 0010.shtml
9. Гоголь Н.В.Старосветские помещики [Электронный ресурс] - Режимдоступа:http://www.klassika.ru/read.html?proza/gogol/pomeshik.txt
10. Грачева А.М. Жанр романа и творчество Алексея Ремизова. М.: 1910.
11. Гребнева М.П. Жанровая структура повести А.А. Погорельского «Лафертовая маковница»//Культура и текст. Спб., Барнаул, 1997. Вып. 1. Литературоведение.Ч.2.С. 45-47
12. Гура А.В. Славянская мифология. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //pagan.ru/slowar/k/koshka8. php
13. Даль В.И. Пословицы и поговорки. [Электронный ресурс] -
Режимдоступа:http://www.slova.ru/book toc/1 .html
14. Капица Ф.С. «Тайны славянских богов. Мир древних славян: магические обряды и ритуалы». [Электронный ресурс] - Режимдоступа:http://www.e-reading-lib.org/book.php?book=145328
15. Козловски Ю.З. Коды комического в сказках Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://fan.lib.ru/a/ashkinazi_l _a/text_2120.shtml
16. «КотБаюн» [Электронный ресурс]
Режим доступа: http: //ru.wikipedia. org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D 1 %82%D0%91 %D0%B0%D 1 %8E%D0%BD#cite note-3
17. Куприн. Ю-ю. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://az.lib.ru/k/kuprin_a_i/text_2366.shtml
18. Леквиевская Е.Е. Мифы русского народа. Изд. Астрель, 2000. [Электронный ресурс]Режим доступа: http: //www.booksite.ru/fulltext/myt/hsr/uss/kih/index.htm
19. Лесков Н.С. Леди Макбет Мценского уезда [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://az.lib.ru7l/leskow n s/text 0023.shtml
20. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах / Российский
государственный гуманитарный университет. — М., 1994. — 136 с.
(Чтения по истории и теории культуры. Вып. 4).
21. Мифологическая энциклопедия[Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //myfhology.info/
22. Мифология. Большой Энциклопедический словарь/гл. ред. Мелетинский. 4-е изд - М.: Большая российская энциклопедия, 1998.
23. Михайлова Т.А. Образ кошки в славянской традиционной культуре: (в сопоставлении с английской традицией). //Рус.язык 2001 № 2 с 9-11. (Приложение к газ.«Первое сентября»)
24. В.М. Мокиенко. В глубь поговорки. Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. - М., Изд-ва: Азбука-классика, Авалонъ, 2005. - 256 с.
25. Погорельский Антоний. Лафертовская маковница [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://az.lib.rU/p/pogorelxskij a/text 0010.shtml
26. Пушкин А.С. Руслан и Людмила [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //rvb .ru/pushkin/01 text/02poems/01 poems/0784. htm
27. Ремизов А. Повести и рассказы. М.: Художественная литература, 1990. С.315
28. «Русские народные сказки» / Сост., вступ. ст. и прим. В. П. Аникина, М., «Правда» 1985., 576 с.
29. Рыжкова, Т.Кот Бегемот и компания/ Т. Рыжкова//Литература/.-2012.-Л7/- C.30-32.
30. Сказка «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» и «Сказ про Федота Стрельца». [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //hobbitaniya.ru/afanasyev/afanasyev 125.php
31. Сказки и быль о коте - спутнике Велеса [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://humandes. ru/veles. html
32. Стругацкие А. и Б. Понедельник начинается в субботу [фантаст. роман]. М.: Астрель, 2012. С. 283.
33. Суворова Л. Концепция очерка Н.С. Лескова [Электронный ресурс] -
Режим доступа:
http://fLlolerea.narod.ru/chitaem vmeste/leskov/makbet/concepcia.html
34. Толстой А. Детство Никиты [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rulit.me/books/detstvo-nikity-read-113070-1.html