ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Особенности дополнительного образования детей
дошкольного возраста 5
1.2. Педагогика М.Монтессори: сущность, принципы 12
1.3. Организационно-педагогические условия
дополнительного образования детей дошкольного возраста 21
1.4. Психологические особенности детей дошкольного возраста
и их роль в дополнительном образовании 23
1.5. Применение идей монтессори-педагогики в дополнительном образовании 26
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. РАСШИРЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ ПРОГРАММЫ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА»)
2.1 Анализ запроса на дополнительное образование детей дошкольного возраста 29
2.2 Комплекс организационно-педагогических условий дополнительного образования детей дошкольного возраста на основе монтессори-педагогики (на примере программы «Занимательная наука») 36
2.3 Результативность внедрения программы «Занимательная наука» 44
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Возникнув в начале 20 века, монтессори-педагогика в настоящее время во всем мире занимает прочные позиции в области гармоничного и эффективного обучения детей дошкольного возраста.
Общеизвестно, что знания, умения и навыки, полученные ребенком в первые годы жизни, являются тем фундаментом, на котором в дальнейшем будет выстроена вся личность человека. Поэтому так важно и для самого ребенка, и для социума в целом, создавать условия, наиболее благоприятные для раскрытия внутреннего потенциала ребенка.
Гуманистическая система обучения, предложенная итальянским ученым и педагогом Марией Монтессори, подходит для этих целей как нельзя лучше.
В формате дополнительного образования детей дошкольного возраста рассматриваемый подход является оптимальным для ребенка, давая ему возможность интеллектуального, сенсорного и социального развития.
Согласно Федеральной целевой программе развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, сфера дополнительного образования детей является одним из наиболее активно развивающихся сегментов рынка «образовательных услуг» с растущим объемом инвестиций со стороны частного сектора, высоким уровнем инновационной активности [33].
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречий:
- между запросом родителей и ФГОС по всестороннему развитию детей в целом и дошкольников в частности и преобладанием в сфере дополнительного образования дошкольников отдельных направлений;
- между теоретически обоснованным и реализуемым в монтессори- педагогике подходом (наблюдать за ребенком, понимать его зону ближайшего развития и таким образом корректировать среду и программу) и преобладанием стандартизированного подхода к ребенку в условиях традиционного образования;
- между потребностью детей дошкольного возраста в структурированной, наглядной информации об устройстве окружающего их мира и распространенными программами в формате игр и сказок.
Указанные противоречия определили выбор проблемы исследования: каковы организационно-педагогические условия дополнительного образования детей дошкольного возраста на основе монтессори-педагогики?
Необходимость разрешения данной проблемы обусловила выбор темы исследования: организационно-педагогические условия дополнительного образования детей дошкольного возраста на основе монтессори-педагогики.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс организационно-педагогических условий дополнительного образования детей дошкольного возраста на основе монтессори-педагогики.
Объект исследования: дополнительное образование детей в ДОУ
Предмет исследования: организационно-педагогические условия дополнительного образования детей дошкольного возраста на основе монтессори-педагогики, необходимые для эффективного обучения детей дошкольного возраста в рамках дополнительного образования.
В процессе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать возможность использования монтессори-педагогики в учреждениях дополнительного образования для детей дошкольного возраста.
3. Выявить особенности организационно-педагогических условий в учреждении дополнительного образования.
4. На основе эмпирического исследования выявить преобладающие направления деятельности в дополнительном образовании дошкольников.
5. Разработать и опытно-экспериментальным путем проверить значимость совокупности организационно-педагогических условий, направленных на объединение принципов и приемов монтессори-педагогики и традиционного дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении(на примере занятий «Занимательная наука»).
В своем исследовании мы исходим из гипотетического предположения о том, что дополнительное образование детей дошкольного возраста будет более эффективным при разработке и реализации комплекса организационных и педагогических условий, основанных на идеях монтессори-педагогики:
- подготовка среды, максимально удобной для каждого ребенка; подбор разновозрастных групп; подготовка педагогов, учитывающих психовозрастные и индивидуальных особенностей детей;
- учет в планировании занятий сензитивных периодов детей и способности ребенка впитывать информацию не только от педагога, но и из всего окружающего его мира (впитывающий разум); неустанное наблюдение за детьми и анализ увиденного; коррекция программы в зависимости от результатов анализа, предоставление ребенку возможности выбора на занятии.
Методы исследования
Теоретический анализ литературы и периодических изданий по проблеме исследования, терминологический анализ, сравнение, обобщение, анализ и синтез экспериментальных данных.
Эмпирические методы: анкетирование, педагогическое наблюдение, устный и письменный опрос, анализ педагогической практики, изучение и обобщение педагогического опыта в сфере дополнительного образования детей.
База исследования: Детский развивающий центр «Солнечный город», Москва.
Этапы исследования:
1 этап (январь - март 2016 г) -выявление проблемы, анализ литературы по заявленной проблеме исследования.
2 этап (март - июль 2016 г.) - проведение опытно-экспериментальной работы, выявление организационно-педагогических условий работы монтессори-групп.
3 этап (июль - ноябрь 2016 г.) - обработка, систематизация и обобщение полученных данных, оформление магистерского исследования.
Научная новизна исследования заключается в комбинировании принципов монтессори-педагогики и традиционных форм дополнительного образования детей дошкольного возраста.
Практическая значимость работы.
Было проведено изучение соответствующей литературы, анализ дополнительного образования в дошкольных учреждениях г.Москвы. Разработана программа «Занимательная наука» для детей 5- 7 лет, которая была экспериментально проверена во время занятий в детском монтессори-центре «Солнечный город», г.Москва.
Полученные результаты могут быть использованы: для непосредственного обучения детей с помощью предлагаемой программы, для разработки программ дополнительного образования с учетом запросов от ФГОС и реальной ситуации в сфере дополнительного образования дошкольников.
Структура магистерской работы: состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы магистерской работы, определена цель, объект, предмет исследования, задачи и методы экспериментальной работы, показана научная новизна.
В первой главе рассматриваются теоретические основы дополнительного образования детей и актуальные проблемы. Также дается анализ сущности монтессори-педагогики, психологические особенности детей разного возраста. Уточняются особенности дополнительного образования детей-дошкольников
Во второй главе описаны констатирующий и формирующий педагогические эксперименты, приведены результаты наблюдений и анкетирования, анализируются сделанные выводы.
Результаты работы автора отражены в публикации «Готовность современного дошкольного образования к развитию представлений об объектах окружающего мира и обеспечению у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности».
Подводя итоги проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы: анализ современной ситуации сферы дополнительного образования детей дошкольного возраста показал неравномерное распределение направлений занятий, недостаточную разработанность программ технического и естественно-научного направлений. Особой точкой интереса исследования была попытка объединить в одной программе монтессори-педагогику и традиционное дополнительное образование детей дошкольного возраста.
В целом, дошкольное образование детей происходило всю историю становления человечества. Постепенно становилось очевидным, что этот процесс требует строгой системы и научного подхода. Несмотря на долгий путь развития, до си пор нет единого мнения о том, каким именно должно быть идеальное дошкольное образование. Анализ литературных источников и педагогического опыта разных стран показал целесообразность и результативность монтессори-педагогики для обучения детей в возрасте от 3 до 6 лет.
Созданная на основе научных исследований в области биологии, антропологии, физиологии и психологии, педагогика Марии Монтессори помогает ребенку самому узнать окружающий мир и себя. Разновозрастные группы, подготовленная среда, обученные педагоги, а главное деятельная вера в ребенка, его способности и внутренний потенциал, делают этот метод обучения детей дошкольного возраста весьма эффективным.
Если говорить о дополнительном образовании детей дошкольного возраста, то можно выделить ряд особенностей. Таких, как:
• необходимость учета психовозрастных особенностей;
• строгое соблюдение здоровьесберегающих технологий;
• интеграция программ дополнительного образования с основными образовательным и программами дошкольного учреждения;
• тесный контакт с родителями учащихся.
Согласно ФГОС, сфера дополнительного образования дошкольников является точкой приложения сил для развития и разработки программ по многим направлениям.
Анализ учреждений дополнительного образования дошкольников показывает неравномерное распределение направлений занятий. Самое большое число кружков и секций относится к художественному направлению, в то время как естественно-научное направление представлено только в монтессори-садах. Вместе с тем, в монтессори-садах работа по принципам указанной педагогики проводится только во время монтессори-сессий, что обусловлено методикой работы. Занятия по дополнительному образованию проводят не монтессори-педагоги. Поэтому разработка программы, которая объединит в себе и монтессори-педагогику, и принципы дополнительного образования, и при этом будет доступна детям, которые не посещают монтессори-группы, оказалась актуальна.
Рассматриваемая программа дополнительного образования для дошкольников «Занимательная наука» знакомит детей с азами физики и химии, учит их наблюдать, анализировать, сравнивать, проводить параллели с повседневной жизнью и с ранее полученными знаниями. Кроме этого, учащиеся приобретают навыки самостоятельной лабораторной работы, в том числе выполнение письменной инструкции, заполнение бланков ответов.
В освоении программы приняли участие 10 детей, из них 6 присутствовали на всем протяжении цикла. Анализ наблюдений показал, что можно говорить об успешном освоении программы, приобретении навыков и умений. Также хочется отметить активный интерес к программе со стороны родителей, который проявлялся в беседах после занятий, рассказах о проведенных дома опытах.
В результате проведенной работы можно сделать вывод, что создание организационно-педагогических условий дополнительного образования детей дошкольного возраста на основе метода монтессори-педагогики способствует успешному получению знаний, умений и навыков учащимися.
Перспективами исследования можно считать повторное проведение программы целиком для детей 5-7 лет, а также разработку специальной программы для детей от 4 до 5 лет и отдельную программу для детей 7-9 лет, с учетом всех психовозрастных особенностей.
1. Почитай-ка. Детский сказочный журнал. Лента Мёбиуса.http://read- ka.cofe.ru/Znaesh-li-tyi/Lenta-Myobiusa(дата обращения 10.05.2016).
2. Веселая наукаhttp://naukaveselo.ru/eksperimenty (дата обращения 10.05.2016).
3. Классная физикаhttp://class-fizika.spb.ru/fd(дата обращения 10.05.2016).
4. Всё для детей. Домашняя лаборатория. Экспериментыhttp://allforchildren.ru/ sci/index physics.php(дата обращения 01.03.2016).
5. Креативная физика для детей и их родителейhttp://mariun.ru/tra-lya-lya-tra-lya-lya-polno-v-dome-ryichaga/(дата обращения 12.03.2016).
6. Городская станция юных туристов. Опыты по биологии. http://gorsun.org.ru/lib/experiments/growing/environment/ (дата обращения 11.03.2016).
7. Диаграмма. Занимательные опыты по физике в домашних условиях. http://www.diagram.com.ua/tests/fizika/(дата обращения 11.03.2016).
8. Диаграмма. Опыты по физике и химии.
http://www.diagram.com.ua/tests/fizika/fizika206.shtml (дата обращения
11.03.2016).
9. Богуславский М. В., Сороков Д. Г. Ю. Фаусек: 30 лет по методу Монтессори. — М., 1994.-387 c.
10. Борина В., Евстигнеева И., Григоренко Е. Уроки природы для юных исследователей. Методические материалы по естественно-научному образованию в начальной школе. Томск: ИД «Школа Монтессори в Томске», 2013. - 190 с.
11. Вентцель К.Н. Отделение школы от государства и Декларация прав ребенка.- М., 1918.
12. Володин А.А, Бондаренок В.В. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия»/ Володин А.А, Бондаренок В.В.// Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - Вып. 2 - Тула,2014. http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-
ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (дата обращения
11.03.2016).
13. Выготский Л.С. Психология развития. М.: ЭКСМО -пресс, 2002 г. - 400с.
14. Детский сад по системе Монтессори / под ред. Е.А. Хилтунен. - М., Издательство «Национальное образование», 2015. - 192 с.
15. Зубрицкая Л.В. Готовность современного дошкольного образования к развитию представлений об объектах окружающего мира и обеспечению у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности. //III Международная научно-практическая конференция «О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики». - Красноярск, 2016. - с.104.
16. Концепция развития дополнительного образования. Утверждена приказом Правительства РФ от 4 сентября 2014 года. № 1726-р. http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/kontseptsiya-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej.html(дата обращения 10.11.2016).
17. Монтессори М. Дом ребенка. - М.: АСТ, 2005. - 272 с.
18. Монтессори М. Мой метод. - М.: Центрополиграф, 2013.-414 с.
19. Монтессори М. Разум ребенка. - М.: Изд-во Грааль, 1997. - 174 с.
20. Монтессори М. Впитывающий разум. - М.: Детство-пресс, 2009. - 320 с.
21. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М.:Издат. дом «Кара-пуз», 2000. - 272 с.
22. Мостовая О.Н. Особенности организации дополнителнього образования в ДОУ в контексте требований ФГОС ДО / http://www.myshared.ru/slide/929893/ (дата обращения 11.03.2016).
23. Перминова Н.В. История дошкольного образования в России / http://chusteh.ru/metod/170-konfirenziya5.html (дата обращения 11.03.2016).
24. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения - Москва: Педагогика, 1985 - с.496
25. Постановление «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного общего образования» от 05.05.2001 года № 505
26. Потапова Е. Н. Современные принципы дополнительного образования и их теоретическое обоснование // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 532-535.
27. Проект Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори» /под ред. Е.А.Хилтунен. - М.: «Национальное образование», 2015. - 192 с.
28. Работа в лаборатории. Для педагогов дошкольных Монтессори-групп. - Снежинск, 2004. - 63 с.
29. Радионова Н.Ф., Катунова М.Р. Оценка эффективности реализации про-грамм дополнительного образования детей: компетентностный подход. Методические рекомендации /под ред.проф. Н.Ф.Радионовой и к.п.н. М.Р,Катуновой. Спб.Изд-во ГОУ «Спб ГДТЮ», 2005. - 64 с.
30. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.:Аспект пресс, 2001г.
31. Тимченко Е. Планирование и организация дополнителнього образования в ДОУ / Международнй образовательный портал http://www.maam.ru/detskijsad/-planirovanie-i-organizacija-dopolnitelnogo-obrazovanija-v-dou.html (дата обращения 11.03.2016).
32. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом МИНОБРНауки России от 17 октября 2013 г. №1155.
33. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»
34. Хюндлингс А. Вода и воздух. Советы, игры и практические занятия для любопытных детей от 4 до 7 лет. - М.: Издательство «Национальное образование», 2015. - 104 с.
35. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. В 4 т. Т. 2.— М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1964.
36. Шинкарева Л.В.., Воробьева А. А. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 92-95.
37.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.