Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы закаливания детей дошкольного возраста 5
1.1. Виды закаливания и физические основы закаливания 5
1.2. Значение закаливающих процедур в дошкольном учреждении 21
1.3. Влияние плавания на закаливание детей дошкольного возраста 23
1.4. Возрастные особенности детей 5—6 лет 28
Глава 2. Организация и методы исследования 33
2.1. Организация исследования 33
2.2. Методы исследования 33
Глава 3. Анализ результатов и их обсуждения 37
Глава 4. Рекомендации по закаливанию 43
4.1. Рекомендации для воспитателей детских садов и инструкторов по
физическому воспитанию 43
4.2. Рекомендации для родителей 45
Заключение 48
Библиографический список 50
Приложение
Проблема часто болеющих детей привлекает большое внимание специалистов, занимающихся вопросами сохранения и укрепления здоровья: медиков, педагогов, психологов, гигиенистов, социологов. Актуальность этой проблемы связана с высоким удельным весом часто болеющих детей, который достигает в раннем и дошкольном возрасте от 15 до 75%. Не стоит забывать что, от физических способностей дошкольников зависит их мировоззрение, духовная жизнь, умственное развитие, готовность к школе. Поэтому одним и важнейших приоритетов в работе педагогов должно быть сохранение и укрепление физического здоровья детей.
В данной работе мы разберем, как процесс закаливания в том числе закаливание плаванием отражается на организм детей дошкольного возраста, а именно на его физическую подготовленность и степень заболеваемости.
Цель нашего исследования выявить эффективность закаливающих процедур на физическую подготовленность детей дошкольного возраста.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. провести анализ и обзор научно-методической литературы по проблеме исследования;
2. изучить анкетирование для родителей с целью выявления используемых закаливающих процедур в домашних условиях;
3. выявить эффективность использования закаливающих процедур на снижение заболеваемости и физическую подготовленность детей дошкольного возраста.
Объект исследования- процесс закаливания детей в детском саду.
Предмет исследования- влияние закаливающих процедур на физическую подготовленность детей дошкольного возраста.
Научная новизна данной работы заключается в том, чтобы отразить роль комплексного закаливания для поддержания здоровья детей дошкольного возраста, соблюдая основные требования: постепенность, систематичность, изменение интенсивности и разнообразие средств.
Практическая значимость работы - возможность снижения, случаев заболеваемости и улучшение результатов физической подготовленности детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования- основываясь на ранее изученном материале, мы предполагаем, что систематическое использование закаливающих процедур, эффективно влияет на снижение заболеваемости и физическую подготовленность детей дошкольного возраста.
Исходя из полученных данных, следует, что систематическое использование закаливающих процедур, и закаливание водой в частности, помогает организму бороться с заболеваниями.
В экспериментальной группе при хорошей организации закаливающих процедур, при систематических занятиях плаванием в бассейне улучшилась сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Воспитатели отмечали, что дети, раньше мерзнувшие на прогулке, боявшиеся струи свежего воздуха в комнате, под влиянием проводимых процедур закаливания, стали охотно и долго гулять, не замечали открытой форточки, смело умывались водой. Заболеваний в данной группе стало меньше, а заболевшие дети переносили их легко и за короткий срок. Инфекции обычно не имели распространений, что указывает на хорошую сопротивляемость организма.
Снизился уровень заболеваемости и у детей контрольной группы, закаливания происходил в этой группе менее эффективно.
Следует также отметить, что плавание, уже само по себе, положительно влияет на здоровье детей, оно является профилактикой респираторных заболеваний.
Результаты исследования показали, что цель данной работы достигнута, выявлена эффективность закаливания детей дошкольного возраста, направленная на снижение заболеваемости и улучшения физической подготовки.
Были решены задачи исследования:
1) . Изучив методическую литературы мы выявили, какие существуют закаливающие процедуры и как они влияют на организм детей дошкольного возраста.
2) . С помощью анкетирования для родителей мы выявили слабую осведомленность и мотивацию родителей к закаливающим процедурам.
3) . Целенаправленная работа по закаливанию влияет на развитие физических качеств и на личность ребенка в целом.
- Улучшается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
- Наблюдается значительное улучшение показателей по физической подготовленности, развиваются спортивные способности у детей, повышается интерес к занятиям физической культурой.
Результаты исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу.
1. Аикина Л.И, Использование плавания в системе лечебно¬
профилактических учреждений: Учебное пособие. - Омск, ОГИФК. 1988. - 35 с.
2. Аляновская В. Как воспитать здорового ребенка? Журнал «Дошкольное воспитание». 1993, №11.
3. Аляновская В. Ясли это серьезно. М.: «Линко-пресс». 1999.
4. Аршавский И.А. Ваш ребёнок у истоков здоровья. Москва. 1992, 40 с..
5. Бальсевич В.К. Ваши дети. М.: Физкультура и спорт. 1985.
6. Булгакова Н.Ж. Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1999. 184 с., ил.
(Азбука спорта).
7. Вакулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей.
Ярославль: «Гринко». 1996.
8. Васильев B.C. Обучение детей плаванию. М.: Физкультура и спорт. 1989.
9. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном
образовательном учреждении: Метод. Пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
10. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 1999.
11. Горбунов В.В. Вода дарит здоровье. М.: Советский спорт. 1990.
12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
13. 13.Жилев А. Спорт? Спорт! М.: Советская Россия. 1986.
14.Закаливание детей и некоторые нетрадиционные методы терапии. Методические рекомендации для студентов V курса лечебного факультета. / Составители: д.м.н. И.П.Корюкина, доц. Н.Б.Мерзлова и др. Пермь, ПГМИ, кафедра детских болезней. 1993, 60 с.
15. Каптелин А.Ф. Плавание в лечебных целях //Здоровье. - 1980. № 7., с.6¬27.
16. Кантан В.В. Раннее физическое развитие ребенка. СПб: «Корона-принт».2001.
17. Кардамонова Н.Н. Плавание: лечение и спорт. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
18. Колгушкин А.Н. Целебный холод воды. М.: Физкультура и спорт. 1986.
19. Комушкин А.Н. Основные принципы закаливания. НИИ нормальной физиологии АМН СССР. М. 1989. 7с.
20. Комплексная оценка состояния здоровья детей школьного возраста / Метод. рекомендации: Пермь. 1987.
21. Кузнецова М. Контрастное закаливание. Журнал «Дошкольное воспитание»: 2001, №12.
22. Лаптев А.П. Закаляйтесь - на здоровье. М.: «Медицина». 1991.
23. Луури Ю.Ф. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение. 1991.
24. Левин Г. Плавание для малышей. - М. 1974
25. Майстрах Е.В. Патологическая физиология охлаждения человека. Ленинград: «Медицина». 1975. - 80 с.
26. Макаренко Л.П. Учите плавать малышей. М.: Физкультура и спорт», 1985.
27. Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: метод. Пособие. - М.: Физкультура и спорт, 1980.
28. Осокина Т.И. Как научить детей плавать. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение. 1985.
29. Полевичек Г.И. В баню за здоровьем. Москва. 1992.
30. Тихонова А.Я. Влияние занятий в оздоровительном бассейне на терморегуляторные реакции / А.Я.Тихонова, Г.Г.Симонова // ТиПФК. - 1983. - № 8. с.17-19.
31. Фирсов З.П. Оздоровительное плавание для всех.// Плавание. Ежегодник. М.: 1984. - с.35-45.
32. Фирсов З.П. Плавать раньше, чем ходить. М.: Физкультура и спорт. 1980.
33. Черник Е.С. Дети дружат с водой. Журнал «Физкультура и спорт»: 1986, №7.
34. Шамсиев С.Ш. и др. Руководство для участкового педиатра. / С.Ш.Шамсиев, Н.П.Шабалова, Л.В.Эрман. - 2-е изд. Исправ. И доп. - Г.: Медицина, 1989.¬587 с.
35. Шебек В.Н. Ермак Н.Н. Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольника. М. Просвещение - 2000