Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УСАДЬБА СВЕДОМСКИХ: ИСТОРИЯ И МУЗЕЕФИКАЦИЯ

Работа №57766

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
421
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История дворянской усадьбы Сведомских 6
1.1. Историографическое описание имения
художников Сведомских 6
1.2. Александр и Павел Сведомские: биография
и работы художников 18
Глава 2. Музеефикация дворянской усадьбы Сведомских, как памятник истории и культуры
Глава 3. Роль музейной педагогики в героико-патриотическом воспитании детей и молодежи (на примере музея-усадьбы Сведомских)... .39
Заключение 53
Список использованных источников 57
Приложение 1. Фото. В мастерской Сведомских в Риме 61
Приложение 2. Фото. На крыльце господского дома в имении Михайловский завод 62
Приложение 3. Картина П.А. Сведомского. Две римлянки с бубном и флейтой
Приложение 4. Картина П.А. Сведомского. Шествие Христа на распятие..64
Приложение 5. Картина П.А. Сведомского. Юродивый 65
Приложение 6. Фото. Музей-усадьба Сведомских 66
Приложение 7. Экскурсионная программа музея-усадьбы художников Сведомских
Приложение 8. Положение о проведении викторины по краеведению «История села Завод Михайловский и династии Сведомских» 68
Приложение 9. Фото. Сведомский Павел Александрович 72
Приложение 10. Фото. Сведомский Александр Александрович 73
Приложение 11. Картина П.А. Сведомского. «Юлия в ссылке» 74
Приложение 12. Картина А.А. Сведомского. «На дворе гостиницы в Риме»

В современной России, в условиях возрождения утраченных традиций наблюдается усиление интереса к дворянской культуре как источнику нравственных, просветительских и эстетических идеалов своего времени. В заводском Прикамье насчитывалось немного дворянских усадеб. Феномен этот занимает особое место в российской культуре и истории. Стоит убрать усадьбу из нашего прошлого, как мы сразу лишимся Державина и Карамзина, Пушкина и Вяземского, Бунина и Рахманинова. Усадьба происходит от слова «садить, сажать», потому в нашем понимании это всегда дом с примыкающим парком или садом, обязательно рядом с прудом или рекой. Дворянская усадебная жизнь протекала на лоне природы.
Вошло это слово и в городской обиход, но владельцами городских усадеб как правило были купцы и разбогатевшие мещане. В эпоху разорения дворянских гнезд и сплошной вырубки «вишневых садов» купечество во многом переняло внешний уклад дворянской усадебной жизни, но немногим из их усадеб суждено было стать культурными и духовными центрами - может быть, просто времени не хватило, 1917 год перетряс всю Россию.
Так, на ряду с именитыми местами, в данной работе мы изучим настоящую дворянскую усадьбу Сведомских. Расположена она всего в паре часов езды от г. Перми - в Чайковском районе Пермского края. Уральско- Прикамская специфика чувствуется все-таки в названии села - Завод Михайловский. Завода, впрочем, здесь нет уже полвека, но былой заводской статус неуловимо чувствуется, отличает местных жителей от окрестных, искони сельских обитателей. Самые знаменитые из хозяев усадьбы - художники Александр и Павел Сведомские.
В доме восстановлена атмосфера жизни художников. Это замечательно, что усадьба сохранилась до наших дней, и мы можем ею любоваться. Однако, данная усадьба, это не только объект любования и восхищения, но и объект исследования. При изучении этого историко-архитектурного комплекса мы можем представить себе образ жизни братьев Сведомских, открыть для себя их искусство заново. Мы можем увидеть быт дворянской усадьбы, оценить жизнь в ней.
Цель данной работы - изучение истории становления, развития и музеефикации усадебного комплекса Сведомских во всех аспектах.
Для достижения цели, необходимо решение ряда задач:
1. Изучить историю становления и развития дворянской усадьбы Сведомских; узнать о ее знаменитых владельцах; проанализировать отражение классики в работах художников Сведомских.
2. Рассмотреть особенности музеефикации дворянской усадьбы Сведомских.
3. Выявить роль музейной педагогики в патриотическом воспитании детей и молодежи (на примере музея-усадьбы Сведомских), внести предложения по повышению эффективности работы в этой сфере деятельности.
Объектом исследования является музей - усадьба художников Александра и Павла Сведомских.
Предмет исследования - история становления и развития усадьбы Сведомских, а также процесс ее музеефикации.
Методологическая основа работы базируется на принципе историзма. Были применены такие методы как историко-сравнительный, историко-типологический и историко-генетический. Принцип историзма в работе предусматривает рассмотрение и изучение музея-усадьбы в ее развитии, и в ее истории: история возникновения, изменения и становления на нынешнем этапе развития. Историко-сравнительный метод дал возможность раскрыть и сравнить в пространстве и времени музей-усадьбу по сходству и по различию присущих свойств того или иного периода времени. Историко-типологический метод лег в основу построения моделей, объясняющих культурные системы, процессы, явления, формы общим происхождением, стили деятельности, типы образов, типы личности. Историко-генетический метод основан также на сравнительно-сопоставительных процедурах, объясняет сходство выявленных характеристик c их родством по происхождению; позволил рассмотреть музей-усадьбу с точки зрения ее возникновения и развития.
В работе были использованы работы таких авторов, как Якунцов В.И., Голицина И., Казаринова Н., Леонова А. И., Нечаев С. Ю., Владимирова Е., Алленов М. М., Библер В.С., Шамшурина С.Д., Ларионова М.Б., Калинина Т.А., Дедлов В.Л. и др.
Якунцова В.И. до студенческих лет судьба связывала с такими местами Прикамья, где остро ощущалось дыхание прошлого, что послужило в дальнейшем толчком и вдохновением для его работ. «Сведомские, Завод Михайловский: хроника событий и фактов» яркое тому подтверждение. Многие факты и хронологические события о жизни Сведомских, в частности об усадьбе, помогли в изучении и разработке нашей работы.
О работах Павла Сведомского пишет Голицина И.А., в первом выпуске «Большой коллекции русских художников», которая включает картины талантливых живописцев второй половины XIX - начала ХХ века, в том числе и Сведомского Павла, творчество которого, в прошлом столетии было незаслуженно забыто.
Музейная педагогика - молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами как: музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. В настоящее время для развития музейного дела характерно существенное повышение значения его образовательной функции. В работе Чумаловой Т. «Основные принципы музейной педагогики» как раз таки активно ведется поиск новых форм работы с детьми в данной отрасли.
Так же в работе был использован ряд периодических изданий, нормативно-правовых актов и интернет-ресурсов, что в полной мере помогло раскрыть тему данной выпускной квалификационной работы.
ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных в ходе работы источников и литературы, а также приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, подводя итоги работе, можно отметить следующие моменты. История создания музея-усадьбы Сведомских уходит в далекое прошлое. Село Завод Михайловский основано титулярным советником Пермского Губернского правления, кавалером орденов Святого Владимира 4-ой степени и Анны 2-ой степени Михаилом Гавриловичем Сведомским. Имение унаследовал племянник, лесничий Александр Павлович Сведомский - отец будущих всемирно известных художников Александра и Павла Сведомских.
В результате революционных событий 1917 года «имение наследников Сведомских со всем его инвентарём, а также леса, воды, лесопилки, завод, мельницы и другие предприятия взяты в пользу народа». Создававшееся 90 лет «старое гнездо приуральских помещиков» прекратило свое существование. В господском доме поместили школу-семилетку, в последствии организовали загородный пионерский лагерь. Новую жизнь усадьба обретает с 1993 года: реконструируются и восстанавливаются сохранившиеся до наших дней постройки XIX века. Постановлением губернатора Пермской области от 02.09.1998 г. усадьба "Славянский двор" включена в реестр памятников истории и культуры областного значения.
Сегодня в усадьбе "Славянский двор" пытаются воссоздать первоначальный облик имения. Более 20 лет семья частных предпринимателей Сбоевых, являющаяся арендатором территории усадьбы, совместно с музейными работниками, краеведами проводят работу по её возрождению. В ходе работы достигнуты немалые результаты.
На её территории проходят, ставшие традиционными, научно-практические конференции «Сведомские чтения». В марте 2007 года, после реставрации господского дома был открыт Музей-усадьба Сведомских. Его историко-биографическая экспозиция рассказывает об основателе усадьбы — Михаиле Гавриловиче и её знаменитых владельцах — художниках Павле и Александре Сведомских. Эта усадьба включена в региональные туристические маршруты и является популярным экскурсионным объектом. Сегодня это некогда забытое и полуразрушенное дворянское имение превратилось в памятник истории и культуры, играющий важную роль в формировании культурной среды региона. Активное участие в работе по строительству экспозиции будущего музея, в собирательской и исследовательской работе принимают краеведы Удмуртии.
Родовое гнездо братьев-художников уникально еще и тем, что его возрождение является частным проектом. Идея, от задумки до воплощения, принадлежит семье предпринимателей Сбоевых - владельцев группы предприятий, объединенных торговой маркой «Завод Михайловский: имение Сведомских». Без преувеличения, превратили возвращение землякам культурно-исторического наследия в дело своей жизни. Пример такого подвижничества не оставил равнодушными многих руководителей и владельцев предприятий малого и среднего бизнеса как в Чайковском, так и по соседству, в городах Удмуртии.
Упоминания о художниках Сведомских разбросаны по изданиям истории отечественного искусства, постоянно встречаются в каталогах различных выставок, обзорах, рецензиях конца XIX — начала ХХ века.
Произведения братьев Сведомских оказались разбросанными по разным музеям, странам, континентам. В России работы художников хранятся в музеях Омска, Томска, Казани, Петербурга, Кирова, Киева, Горловки, Сарапула, Нижнего Новгорода, Перми. Полотна художников в свое время покупал известный собиратель отечественного искусства П.М. Третьяков для своей знаменитой художественной галереи. Картины Сведомских любили покупать американские коллекционеры, многие их работы переходили в частные коллекции. Время от времени произведения Сведомских появляются и на современных аукционах.
Несколько произведений П.А. Сведомского находятся в фонде Музея истории и культуры Среднего Прикамья. Среди них: «Занавес с видом Михайловского Завода», «Прибой», «Вечер» (этюд), «Казнь Ермака» (эскиз). В Третьяковской галерее находятся пять картин П.А. Сведомского, в том числе «Медуза», «Крестьянский двор», «Жакерия», «В мастерской масок».В Пермской художественной галерее - картины «Две римлянки с бубном и флейтой» и «Москва горит!», посвященная событиям Отечественной войны 1812 года.
В картинах художников Сведомских преобладают мифологические темы, поворотные моменты мировой истории. Но и Россию живописцы не обошли своим вниманием, не случайно братья-художники вместе с Васнецовым, Нестеровым и Котарбинским участвовали в росписи Владимирского собора в Киеве.
На сегодняшний день музей является средством для решения задач, связанных с воспитанием и образованием детей и подростков, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и за его пределами. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе образования и воспитания - создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и школы, на создание любительских школьных тематических музеев - суть новой образовательной парадигмы XXI века.
Музеем-усадьбой имени Сведомских разработана экскурсия по селу, которая называется «Усадьбы села Сведомских». Дети и подростки, исследуя исторические здания, понимают насколько важно изучение и сохранение предметов старины. Материал, полученный на такой экскурсии, активно способствует повышению интереса к истории края, истории как науки, развивает чувства любви к своему Отечеству.
Другим видом экскурсии является экскурсия по музейным экспонатам. Разрабатывая тематику экскурсий, учащиеся изучали краеведческую специальную литературу, анализировали фотодокументы, архивные материалы, документальные фильмы. Предполагается расширение экспозиции музея, что привлечет и заинтересует учеников заниматься краеведческой работой.
Методические формы экскурсионной работы с детьми в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.
Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея-усадьбы, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей родного края.
Таким образом, музейная педагогика является одним из источников обогащения детей и подростков знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных, духовно-нравственных понятий и навыков.



1. Постановление Губернатора Пермской области от 02 сентября 1998 года № 335, «О проведении инвентаризации недвижимых памятников истории и культуры в Пермской области», Газета "Ведомости" от 1 апреля 2005 года № 57 (1339).
Литература:
2. Алленов М. М., История русского искусства. Русское искусство XVIII - XX века: Т.2 [Текст] / М.М. Алленов, Л.И. Лифшиц, под ред. А. Астахова. - М. : Белый город, 2008. - С. 504.: ил.
3. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. [Текст] // под ред. В.С.Библера/ - М.: Прогресс, 1991. - С. 176.
4. Васильева Н., Большая коллекция русских художников. Вып. 1:Бакалович, Бронников, Сведомский, Семирадский (серия «Большая коллекция русских художников») [Текст]// под ред. Н. Васильевой, И. Голицыной, Е. Зориной// Москва: изд. «Белый город», 2006 г., С. 304.
5. Голицина И., «Большая коллекция русских художников: выпуск 1» [Текст]/ Под ред. И. Голициной// М., Белый Город. 2006. С. 138 - 140.
6. Прахов Н.А., Страницы прошлого. [Текст]// под ред. Н.А. Прахова/ Киев, 1958. С. 89-173.
7. Столяров Б. А., Музейная педагогика: История, теория, практика [Текст]/ Б. А. Столяров. - М.: Высш. шк., 2004. - С. 216.
8. Шмит Ф.И., Музейное дело. Вопросы экспозиции [Текст] /под ред. Ф.И. Шмита// Гос. ин-т истории искусств. - H.:Academia, 1929. - С. 245.
9. Юренева Т.Ю., Музееведение: Учебник для высшей школы [Текст]/ под ред. Т.Ю. Юреневой. - М.: Академический проспект, 2003. - С. 560.
Периодические издания:
10. Владимирова Е., Усадьба Сведомских. Полет высокой мысли: [Научно-практическая конференция, приуроченная к 180-летию села Завод- Михайловский] / Е. Владимирова // Частный интерес. - 2006. - 12 окт. (№ 41). - С. 16.
11. Владимирова Е. Усадьба Сведомских. Духовное возрождение: [5 научно-практическая конференция] / Е. Владимирова // Частный интерес. - 2008. - 13 нояб. (№ 46). - С. 13.
12. Дедлов В.Л. Будущее России. I-IV // Книжное обозрение, 1897. С. 77-78.
13. Казаринова Н. «Художники Сведомские: Михайловский завод -Рим - Сан-Ремо» // Русское искусство. 2004. № 3. С. 124-133.
14. Калинина Т.А. Сведомские и село Завод-Михайловский в контексте региональной истории и культуры: материалы региональной научно-практической конференции. 30 июня-3 июля 2000 г., г. Чайковский. Вып. 2 / ред. коллегия: Т. А. Калинина, Н. В. Коскова, Р. М. Романова, С. В. Серова. - Пермь: [б. и.], 2001. - С. 80.
15. Конюхова В. «Каков таков был художник Павел Сведомский» / ред. В. Конюхова // Красное Прикамье. - 1999. - 3 авг.
16. Ларионова М.Б., Дворянские имения на Урале в описаниях путешественников второй половины XVIII в.// Этнокультурная история Урала XVI-XX вв.: материалы международной науч. конференции - Екатеринбург, 1999. - С. 216-218.
17. Леонова А. И., Русское искусство очерки о жизни и творчестве художников // Искусство. М.,. 1971. С. 454-458.
18. Нечаев С. Ю., «Русская Италия»,// M.: Вече, 2008. — С. 340.
19. Рогожников И., Сведомские Римские Художники - Пермские помещики//Местное время. - 1992. - 1 декабря (№51). - С.12.
20. Тулинова О. В., Музейная педагогика в условиях малого города [Текст] / О. В. Тулинова // Педагогика. - 2010. - С. 122-125.
21. Шамшурина С.Д., Сведомские в селе Завод-Михайловский: Материалы региональной научно-практической конференции. - Чайковский, 1999. - С. 5-10.
22. Якунцов В.И., Сведомские, Завод Михайловский: хроника событий и фактов. Вып. 1 / ред.-сост. В.И. Якунцов. - Чайковский: [б. и.], 1999. - С. 68.
23. Якунцов В.И., «Сведомские в селе Завод-Михайловский»: тезисы докладов и материалов региональной научно-практической конференции, посвящённой 150-летию со дня рождения П. А. Сведомского 2-4 августа 1999 г. / В. И. Якунцов., Р. М. Романова. - Чайковский: [б. и.], 1999. - С. 40.
24. "Журн. Мин. Нар. Пр.", 1849 г., № 9, отд. VII, стр. 77—78. — "Пермские губ. Ведом.", 1849 г., № 26.
25. Усадьба "Славянский двор": история усадьбы; основатели - художники Сведомские // Чайковский Регион: дела и люди. - Ижевск: Юта, 2005. - С. 49.
26. Чайковский: Путеводитель. - Пермь//Кн. изд-во «Маматов», 2011. С. 49.
27. Чумалова Т., Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Под ред. Т. Чумаловой/ - 2008. - N 3. - С. 58-63.
28. Журнал о Пермском крае и его жителях, «Мы - земляки», № 8 (18), август 2010.
29. Пермские Губернские Ведомости - 1866. - № 74 (11 сент.).
30. «Город Чайковский от древности до наших дней. Материалы научно-практической конференции посвященной 40-летию г. Чайковского и 350-летию с. Сайгатка». - Чайковский, 1996.
Электронные ресурсы:
31. Сидоров П.Н., Краеведческое описание, [электронный ресурс]/ Завод Михайловский// https:// sites.google.com/site/zavodmihajlovskij/ kraevedceskoe-opisanie-p-n-sidorov. (Дата обращения 24.04.2017)
32. Музей Сведомских, официальный сайт. [электронный ресурс] // http://www.svedom.com/muzey/. (Дата обращения 24.04.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ