Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №57765

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
239
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Воспитание самостоятельности как педагогическая проблема 6
1.1. Определение понятия «самостоятельность»; суть, структура 6
1.2. Возрастные особенности подростков 11
1.3. Описание опыта работы современных педагогов по воспитанию
самостоятельности старших подростков 16
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Роль коллективной творческой деятельности в воспитании самостоятельности школьников 20
2.1. Определение понятия коллективной творческой деятельности (КТД), ее
суть и характеристика 20
2.2. Коллективно-творческое дело - основное звено коллективно-
творческого воспитания (КТВ). Виды КТД, их характеристика 25
Выводы по главе 2 36
Глава 3. Педагогическая запущенность как социально-педагогическое явление 37
3.1. Причины педагогической запущенности 37
3.2. Определение понятия «педагогическая запущенность».
Классификация 42
Выводы по главе 3 48
ГЛАВА 4. Исследование возможностей коллективной творческой деятельности для воспитания у педагогически запущенных подростков самостоятельности 49
4.1. Исходная диагностика 49
4.2. Описание организации и хода формирующего эксперимента 65
4.3. Итоговая диагностика 75
Заключение 85
Библиографический список 88

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют


На современном этапе развития общества особую значимость приобретают такие личностные характеристики, которые являются ведущими и определяют формирование личности в целом.
Среди таких характеристик формирования личности можно выделить самостоятельность. Самостоятельность— это важное качество, которое должно присутствовать в личности каждого человека. Это качество, которое формируется с самого детства.
На наш взгляд, особенно необходимо формирование самостоятельности у педагогически запущенных подростков. Так как самостоятельность является важным аспектом в социализации личности. А помощь в формировании этого качества оказывают как родители, так и представители школьных учреждений, а именно: классный руководитель, учителя-предметники, психологи и социальный педагог.
Изучением проблемы воспитания самостоятельности занимались многие ученые: Ш.А. Амонашвили, Р.С. Буре, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.А. Ростовецкая, С.Л. Рубинштейн, и многие другие.
Актуальность исследования: организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя и социального педагога. Воспитание инициативности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Поскольку в нашей работе сделан акцент на воспитание самостоятельности у педагогически запущенных подростков, то следует отметить, что педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями ситуации их развития и обусловленных психологическими и педагогическими причинами. А путем воспитания самостоятельности у педагогически запущенных подростков, есть возможность сократить степень запущенности. Одним из способов повышения самостоятельности у педагогически запущенных подростков может выступать коллективная творческая деятельность. По мнению Игоря Петровича Иванова, коллективная творческая деятельность позволяет развивать в детях множество нравственных качеств, способствующих успешной социализации, в том числе и самостоятельность [20].
Цель: выявление эффективных путей и способов воспитания самостоятельности у педагогически запущенных подростков, разработка программы и ее экспериментальная проверка в условиях МАОУ «Гимназия № 31».
Объект: социально-педагогическая деятельность по воспитанию самостоятельности детей старшего подросткового возраста с педагогической запущенностью в условиях общеобразовательного учреждения.
Предмет: процесс воспитания самостоятельности у старших подростков путем коллективной творческой деятельности.
Гипотеза: процесс воспитания самостоятельности у педагогически запущенных подростков будет эффективным, если:
— педагогически запущенные подростки будут включены в коллективную творческую деятельность, которая будет проводиться систематически в логике воспитательного процесса;
— коллективные творческие дела будут направлены на развитие самостоятельности и качеств ее составляющих;
Задачи:
1. Изучить литературу по теме «самостоятельность».
2. Изучить возрастные особенности старших подростков.
3. Изучить литературу по теме «педагогическая запущенность».
4. Изучить понятие «коллективная творческая деятельность».
5. Подобрать методику и провести исходную диагностику.
6. На основе изученной литературы и полученных диагностических данных разработать программу формирующего эксперимента по воспитанию самостоятельности у педагогически запущенных подростков и реализовать ее в педагогической практике.
7. Провести итоговую диагностику, проанализировать результаты и сделать выводы.
Теоретическая значимость: обобщены теоретические подходы к исследуемым проблемам.
Практическое значение состоит в том, что методические материалы, разработанные автором, могут быть использованы социальными педагогами в практической деятельности по воспитанию самостоятельности с педагогически запущенными подростками.
Методы исследования:
• Теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение.
• Эмпирические методы: тестирование, анкетирование,
эксперимент, наблюдение.
• Методы математической обработки данных: регистрация,
количественная и качественная обработка результатов.
База исследования: Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия № 31» г. Перми, учащиеся 9 «Б» класса, в количестве 18 человек.
Апробация результатов исследования:
1. Прохождение преддипломной практики.
2. V Всероссийская научно-практическая конференция «Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт», диплом победителя в номинации «За лучший научный доклад», статья сдана в сборник конференции.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе нашей исследовательской работы нами были изучены труды ряда ученых, практический опыт педагогов, рассмотрены различные подходы к формированию самостоятельности у старших подростков, способы преодоления педагогической запущенности. Мы попытались обобщить материал по проблеме формирования самостоятельности у старших подростков с педагогической запущенностью. Перед началом исследования нами была поставлена цель: изучить теорию о самостоятельности, педагогической запущенности и коллективной творческой деятельности; подобрать диагностические методики для определения и выявления уровня сформированности самостоятельности, определения степени педагогической запущенности; разработать и реализовать программу.
В нашем исследовании доказывается следующая гипотеза: процесс воспитания самостоятельности у педагогически запущенных подростков будет эффективным, если:
— в работу с педагогически запущенными подростками будет включена коллективная творческая деятельность;
— коллективная творческая деятельность будет проводиться систематически в логике воспитательного процесса;
— в программу деятельности социального педагога будет включена коллективная творческая деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Исходя из задачи, в которой предусматривалось изучение теории самостоятельности, мы проанализировали работы таких ученых, как Ш.А. Амонашвили, Р.С. Буре, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.А. Ростовецкая, С. Л. Рубинштейн, Л.С.Шубина и многие другие.
Так же в теоретическом аспекте анализировались такие вопросы, как: воспитание самостоятельности, как педагогическая проблема, роль коллективной творческой деятельности в воспитании самостоятельности школьников, педагогическая запущенность как социально-педагогическое явление.
Необходимо отметить, что разработанная Л.С.Шубиной методика определения степени педагогической запущенности взята нами для диагностики учащихся. В нашей работе также представлены возрастные особенности старших подростков.
Для предупреждения педагогической запущенности и уменьшения ее степени можно усилить воспитательную работу по развитию у подростков самостоятельности. В нашем понимании особая роль в этой области отводится наряду с учителями и психологом общеобразовательного учреждения, социальному педагогу, так как задачей социального педагога является, прежде всего, воспитание педагогически запущенных подростков.
Опыт педагогов - практиков показывает, что оказывать учащемуся помощь в развитии самостоятельности можно разными методами и приемами (беседы, лекции, просмотры и обсуждения фрагментов кинофильмов, тренинги, игры, и т.д.). В нашем исследовании в качестве способа воспитания самостоятельности мы рассматриваем процесс коллективного творческого воспитания. По мнению И.П. Иванова, именно коллективная творческая деятельность позволяет развивать у школьников различные ведущие нравственно-волевые качества, способствующие успешной социализации, в том числе и самостоятельности.
Нами были подобраны специальные диагностические методики для определения уровня сформированности самостоятельности и проведены на базе Муниципального Автономного Общеобразовательного Учреждения «Гимназии № 31» г. Перми в 9 «Б» классе.
На основе изученной литературы и проведённых диагностик мы разработали программу по повышению уровня сформированности самостоятельности у педагогически запущенных подростков посредством коллективной творческой деятельности. Программа носит комплексный 86
характер. Этим мы можем доказать, что социальный педагог играет немало важную роль в решении данной проблемы. Все занятия имеют разнообразные формы: часы общения, мини-лекции, интерактивные беседы, просмотры фильмов с последующим обсуждением, коллективные творческие дела. Занятия проводятся социальным педагогом систематично и комплексно, следовательно, результат будет эффективнее.
С целью проверки эффективности нашей программы, до и после её реализации нами осуществлялась диагностика уровня сформированности самостоятельности, а так же степени педагогической запущенности подростков. Был отмечен заметный спад педагогической запущенности. Это свидетельствует о ярко выраженной положительной динамике. Проанализировав результаты диагностики, а так же по личным наблюдениям, мы можем сказать, что программа была эффективной: уровень сформированности самостоятельности увеличился. Следовательно, заявленная в начале исследования гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов
вузов. - М.: Академия, [электронный ресурс
(http://pedlib.rU/Books/3/0034/3-0034-1.shtml). Проверено 02.04.2018.
2. Айхорн А. Трудный подросток. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2011. — 181-189 с.
3. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения. /Вопросы психологии, 2013, №1, с. 47-53
4. Артёмов А., Павлов Н., Сидорова Т. Модульно-рейтинговая система /
Высшее образование в России. — 2013. — №4.— [электронный ресурс] (http: //msk.ito .edu.ru/2010/section/64/2043/index. html -).
Проверено 21.03.2018.
5. Белкин, А.С. Воспитание дисциплинированности, предупреждение педагогической запущенности. Сборник научных трудов/ А.С. Белкин. - М., 2011.
6. Большая Российская энциклопедия - научное издательство: главный редактор А.П. Горкин; Заместители главного редактора: В.И. Бородулин, В. М. Карев, Н.М. Ланда - Москва: 1999
7. Гаврилова Т.П. Диагностика личности трудного подростка в процессе
формирования нравственной устойчивости: Методическое пособие. - Пермь: Пермский государственный педагогический университет,
2008— 12-15 с.
8. Гаврилова Т.П. Педагогика коллективного творческого воспитания: программно-методические материалы/ ПГПУ, СПУ «Уральское подворье». — Пермь, 2005. — 17 с. + Прил. (27 с.).
9. Гаврилова Т.П., О.В. Лесникова Воспитываем профессиональную
нравственность: методическое пособие/ Т.П. Гаврилова, В.В.
Дементьева, А.А. Дербенева и др. — Пермь: ПГПУ, 2010. —116 с.
10. Гиль С.С. Актуальные направления социально - педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях/ С.С. Гиль - Омск, 2011.
11. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. - т.2 / под ред. В.В. Давыдова - М,2013— 289-291 с.
12. Давыдов В.В Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1. А-М / Ред. В. В. Давыдов . - М. : Большая Российская энциклопедия, 2014 . —325-327 с.
13. Дубровина И. В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред.И.В.Дубровиной. [Электронный ресурс]
(http://lib100.com/book/age psychology/mental health children/ Дубровина%20И.В.,%20Психическое%20здоровье%20детей%20и%20подростков.йое). Проверено 27.03.2018.
14. Заседателева, Э.Б. Основы коррекционной педагогики/ Э.Б. Заседателева - Омск, 2010.— 34-36 с.
15. Зубова И.М. Формирование самостоятельности как интегрального качества личности подростков: Автореферат дис... канд. пед. наук. / И.М. Зубова - Ростов-н / Д., 2007.
16. Зюбин, Л. М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: метод. пособие / Л. М. Зюбин — Н. Новгород.: Наука, 2005.— 117-121 с.
17. Зюбин, Л.М. Методические рекомендации по организации воспитательной работы с трудными учащимися/ Л.М. Зюбин - М, 2014.— 7-10 с.
18. Иванов И. П. Коллективное творческое воспитание / Семья и школа. — 1989. — № 8.— 12 с.
19. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы. - М., 1982. —4-9 с.
20. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М.: изд. «Педагогика», 2010. — 3-8 с.
21. Кон И. С. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. - 3-е изд. перераб. и доп. - М: Норма, 2007. - 324 с.
22. Киров И. А., Гончаров Н. К. педагогический словарь / под общ. ред. И.А. Кирова, Н.К. Гончарова - М, 2010.
23. Кондратенко, В.Т. Девиантное повндение у подростков/ В.Т. Кондратенко - Минск, 2014.— 81-89 с.
24. Кудрявцева В.Т. Психология сознания: Истоки и перспективы изучения: Материалы XIV Межд. чтений памяти Л.С. Выготского. 12¬16 ноября 2013. Под ред. В.Т. Кудрявцева: В 2 т. Т. 1. М.: РГГУ, 2013 - 444 с. С. 117-135 с.
25. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащегося/ В.М. Кузнецов / Народное образование - М.,2014. —115 с.
26. Маханёва М. Влияние среды на формирование и развитие личности ребёнка./ Д./в.— 2010. №2 — 4-6 с.
27. Мельникова Н.В. Психолого-педагогические основы проблемы отношений. «Взрослый ребенок». Монография. - Шадринск, 201 —259 с.
28. Натанзон Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив: Пособие для учителя / Э. Ш. Натанзон. - Москва: Просвещение, 1984. - 96 с.
29. Обухова Л.Ф. Возрастная психология : учебник для бакалавров /. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 460 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс. — 251-256 с.
30. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.:
Политиздат, / Над чем работают, о чем спорят философы/ — 2013.— 124-127 с.
31. Поляков С.Д. Коллективное творческое воспитание: перезагрузка. — М.: Нацио- нальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. — 176 с.
32. Рожков М.И., Байбородова Л.В. «Теория и методика воспитания», 2010. Гл. 12, параграф 5— 134-142 с.
33. Роль досуга в воспитании культуры поведения молодёжи
[Электронный ресурс].
(http://sociosphera.com/publication/conference/2013/185/rol dosuga v vospitanii kultury povedeniya molodezhi/). Проверено 14.03.2018.
34. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. Г. Панов. - М. : Большая Российская. энциклопедия, 1993-1999.
35. Русинова С.И. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. - 2003 г. - №4. - стр. 17-21.
36. Санникова А.И. Организация системы коллективных отношений и творческих дел как средство воспитания сознательной дисциплинированности учащихся: Учебное пособие к спецкурсу — Пермь: Пермский государственный педагогический институт, 1991 — 13-29 с.
37. Соколов Р.В., Соколова Н.В Коммунарская методика и коммунарское движение: судьба субкультурного феномена// Социальная педагогика: Практический журнал для социальных работников и педагогов . — Москва — 2017. — 49-63 с.
38. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.: Просвещение, 1979, с. 87-91
39. Сухорукова Н.В. Возможности развития самостоятельности
подростков в условиях учебно-воспитательного процесса [Электронный ресурс] (http s: //nsportal .ru/nachalnaya-
shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/10/21 /vozmozhnosti-razvitiya-samostoyatelnosti). Проверено 14.03.2018
40. Третьякова П. И., Сенновского И.Б. Технология модульного обучения в школе»— 54 - 59 с.
41. Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности / Вопросы психологии.—М.:2011. - №6. —10-21 с.
42. Цыркун Н.А. Самостоятельность./Цыркун Н.А. Развтие воли у дошкольников. — Мн., 2010 — 81-82 с.
43. Шептенко, П.А, Воронина, Г.А. Методика и технология работы
социального педагога / [электронный ресурс] Методичка: Методика и технология работы социального педагога с педагогически запущенными детьми— электрон. дан.—
http://www.ronl.ru/metodichki/pedagogika/268237/ - (дата обращения:
29.04.2016)
44. Шойимова Ш. С. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста / Молодой ученый. — 2014. — №6. — 831-834 с.
45. Шубина Л.С. Педагогический совет. -Пермь: издательство ПОИПКРО, 1999. -50-53 с.
46. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб.пособие для
студ.вузов/Б.Д.Эльконин. М.: Академия, 2011. — 56-72 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ