ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Воспитание самостоятельности как педагогическая проблема 6
1.1. Определение понятия «самостоятельность»; суть, структура 6
1.2. Возрастные особенности подростков 11
1.3. Описание опыта работы современных педагогов по воспитанию
самостоятельности старших подростков 16
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Роль коллективной творческой деятельности в воспитании самостоятельности школьников 20
2.1. Определение понятия коллективной творческой деятельности (КТД), ее
суть и характеристика 20
2.2. Коллективно-творческое дело - основное звено коллективно-
творческого воспитания (КТВ). Виды КТД, их характеристика 25
Выводы по главе 2 36
Глава 3. Педагогическая запущенность как социально-педагогическое явление 37
3.1. Причины педагогической запущенности 37
3.2. Определение понятия «педагогическая запущенность».
Классификация 42
Выводы по главе 3 48
ГЛАВА 4. Исследование возможностей коллективной творческой деятельности для воспитания у педагогически запущенных подростков самостоятельности 49
4.1. Исходная диагностика 49
4.2. Описание организации и хода формирующего эксперимента 65
4.3. Итоговая диагностика 75
Заключение 85
Библиографический список 88
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Глава 1. Воспитание самостоятельности как педагогическая проблема 6
1.1. Определение понятия «самостоятельность»; суть, структура 6
1.2. Возрастные особенности подростков 11
1.3. Описание опыта работы современных педагогов по воспитанию
самостоятельности старших подростков 16
Выводы по главе 1 19
Глава 2. Роль коллективной творческой деятельности в воспитании самостоятельности школьников 20
2.1. Определение понятия коллективной творческой деятельности (КТД), ее
суть и характеристика 20
2.2. Коллективно-творческое дело - основное звено коллективно-
творческого воспитания (КТВ). Виды КТД, их характеристика 25
Выводы по главе 2 36
Глава 3. Педагогическая запущенность как социально-педагогическое явление 37
3.1. Причины педагогической запущенности 37
3.2. Определение понятия «педагогическая запущенность».
Классификация 42
Выводы по главе 3 48
ГЛАВА 4. Исследование возможностей коллективной творческой деятельности для воспитания у педагогически запущенных подростков самостоятельности 49
4.1. Исходная диагностика 49
4.2. Описание организации и хода формирующего эксперимента 65
4.3. Итоговая диагностика 75
Заключение 85
Библиографический список 88
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
На современном этапе развития общества особую значимость приобретают такие личностные характеристики, которые являются ведущими и определяют формирование личности в целом.
Среди таких характеристик формирования личности можно выделить самостоятельность. Самостоятельность— это важное качество, которое должно присутствовать в личности каждого человека. Это качество, которое формируется с самого детства.
На наш взгляд, особенно необходимо формирование самостоятельности у педагогически запущенных подростков. Так как самостоятельность является важным аспектом в социализации личности. А помощь в формировании этого качества оказывают как родители, так и представители школьных учреждений, а именно: классный руководитель, учителя-предметники, психологи и социальный педагог.
Изучением проблемы воспитания самостоятельности занимались многие ученые: Ш.А. Амонашвили, Р.С. Буре, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.А. Ростовецкая, С.Л. Рубинштейн, и многие другие.
Актуальность исследования: организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя и социального педагога. Воспитание инициативности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Поскольку в нашей работе сделан акцент на воспитание самостоятельности у педагогически запущенных подростков, то следует отметить, что педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями ситуации их развития и обусловленных психологическими и педагогическими причинами. А путем воспитания самостоятельности у педагогически запущенных подростков, есть возможность сократить степень запущенности. Одним из способов повышения самостоятельности у педагогически запущенных подростков может выступать коллективная творческая деятельность. По мнению Игоря Петровича Иванова, коллективная творческая деятельность позволяет развивать в детях множество нравственных качеств, способствующих успешной социализации, в том числе и самостоятельность [20].
Цель: выявление эффективных путей и способов воспитания самостоятельности у педагогически запущенных подростков, разработка программы и ее экспериментальная проверка в условиях МАОУ «Гимназия № 31».
Объект: социально-педагогическая деятельность по воспитанию самостоятельности детей старшего подросткового возраста с педагогической запущенностью в условиях общеобразовательного учреждения.
Предмет: процесс воспитания самостоятельности у старших подростков путем коллективной творческой деятельности.
Гипотеза: процесс воспитания самостоятельности у педагогически запущенных подростков будет эффективным, если:
— педагогически запущенные подростки будут включены в коллективную творческую деятельность, которая будет проводиться систематически в логике воспитательного процесса;
— коллективные творческие дела будут направлены на развитие самостоятельности и качеств ее составляющих;
Задачи:
1. Изучить литературу по теме «самостоятельность».
2. Изучить возрастные особенности старших подростков.
3. Изучить литературу по теме «педагогическая запущенность».
4. Изучить понятие «коллективная творческая деятельность».
5. Подобрать методику и провести исходную диагностику.
6. На основе изученной литературы и полученных диагностических данных разработать программу формирующего эксперимента по воспитанию самостоятельности у педагогически запущенных подростков и реализовать ее в педагогической практике.
7. Провести итоговую диагностику, проанализировать результаты и сделать выводы.
Теоретическая значимость: обобщены теоретические подходы к исследуемым проблемам.
Практическое значение состоит в том, что методические материалы, разработанные автором, могут быть использованы социальными педагогами в практической деятельности по воспитанию самостоятельности с педагогически запущенными подростками.
Методы исследования:
• Теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение.
• Эмпирические методы: тестирование, анкетирование,
эксперимент, наблюдение.
• Методы математической обработки данных: регистрация,
количественная и качественная обработка результатов.
База исследования: Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия № 31» г. Перми, учащиеся 9 «Б» класса, в количестве 18 человек.
Апробация результатов исследования:
1. Прохождение преддипломной практики.
2. V Всероссийская научно-практическая конференция «Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт», диплом победителя в номинации «За лучший научный доклад», статья сдана в сборник конференции.
Среди таких характеристик формирования личности можно выделить самостоятельность. Самостоятельность— это важное качество, которое должно присутствовать в личности каждого человека. Это качество, которое формируется с самого детства.
На наш взгляд, особенно необходимо формирование самостоятельности у педагогически запущенных подростков. Так как самостоятельность является важным аспектом в социализации личности. А помощь в формировании этого качества оказывают как родители, так и представители школьных учреждений, а именно: классный руководитель, учителя-предметники, психологи и социальный педагог.
Изучением проблемы воспитания самостоятельности занимались многие ученые: Ш.А. Амонашвили, Р.С. Буре, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.А. Ростовецкая, С.Л. Рубинштейн, и многие другие.
Актуальность исследования: организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя и социального педагога. Воспитание инициативности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Поскольку в нашей работе сделан акцент на воспитание самостоятельности у педагогически запущенных подростков, то следует отметить, что педагогическая запущенность является одной из самых распространенных девиаций развития детей и подростков, связанных с особенностями ситуации их развития и обусловленных психологическими и педагогическими причинами. А путем воспитания самостоятельности у педагогически запущенных подростков, есть возможность сократить степень запущенности. Одним из способов повышения самостоятельности у педагогически запущенных подростков может выступать коллективная творческая деятельность. По мнению Игоря Петровича Иванова, коллективная творческая деятельность позволяет развивать в детях множество нравственных качеств, способствующих успешной социализации, в том числе и самостоятельность [20].
Цель: выявление эффективных путей и способов воспитания самостоятельности у педагогически запущенных подростков, разработка программы и ее экспериментальная проверка в условиях МАОУ «Гимназия № 31».
Объект: социально-педагогическая деятельность по воспитанию самостоятельности детей старшего подросткового возраста с педагогической запущенностью в условиях общеобразовательного учреждения.
Предмет: процесс воспитания самостоятельности у старших подростков путем коллективной творческой деятельности.
Гипотеза: процесс воспитания самостоятельности у педагогически запущенных подростков будет эффективным, если:
— педагогически запущенные подростки будут включены в коллективную творческую деятельность, которая будет проводиться систематически в логике воспитательного процесса;
— коллективные творческие дела будут направлены на развитие самостоятельности и качеств ее составляющих;
Задачи:
1. Изучить литературу по теме «самостоятельность».
2. Изучить возрастные особенности старших подростков.
3. Изучить литературу по теме «педагогическая запущенность».
4. Изучить понятие «коллективная творческая деятельность».
5. Подобрать методику и провести исходную диагностику.
6. На основе изученной литературы и полученных диагностических данных разработать программу формирующего эксперимента по воспитанию самостоятельности у педагогически запущенных подростков и реализовать ее в педагогической практике.
7. Провести итоговую диагностику, проанализировать результаты и сделать выводы.
Теоретическая значимость: обобщены теоретические подходы к исследуемым проблемам.
Практическое значение состоит в том, что методические материалы, разработанные автором, могут быть использованы социальными педагогами в практической деятельности по воспитанию самостоятельности с педагогически запущенными подростками.
Методы исследования:
• Теоретические методы: анализ, сравнение, обобщение.
• Эмпирические методы: тестирование, анкетирование,
эксперимент, наблюдение.
• Методы математической обработки данных: регистрация,
количественная и качественная обработка результатов.
База исследования: Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия № 31» г. Перми, учащиеся 9 «Б» класса, в количестве 18 человек.
Апробация результатов исследования:
1. Прохождение преддипломной практики.
2. V Всероссийская научно-практическая конференция «Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт», диплом победителя в номинации «За лучший научный доклад», статья сдана в сборник конференции.
В процессе нашей исследовательской работы нами были изучены труды ряда ученых, практический опыт педагогов, рассмотрены различные подходы к формированию самостоятельности у старших подростков, способы преодоления педагогической запущенности. Мы попытались обобщить материал по проблеме формирования самостоятельности у старших подростков с педагогической запущенностью. Перед началом исследования нами была поставлена цель: изучить теорию о самостоятельности, педагогической запущенности и коллективной творческой деятельности; подобрать диагностические методики для определения и выявления уровня сформированности самостоятельности, определения степени педагогической запущенности; разработать и реализовать программу.
В нашем исследовании доказывается следующая гипотеза: процесс воспитания самостоятельности у педагогически запущенных подростков будет эффективным, если:
— в работу с педагогически запущенными подростками будет включена коллективная творческая деятельность;
— коллективная творческая деятельность будет проводиться систематически в логике воспитательного процесса;
— в программу деятельности социального педагога будет включена коллективная творческая деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Исходя из задачи, в которой предусматривалось изучение теории самостоятельности, мы проанализировали работы таких ученых, как Ш.А. Амонашвили, Р.С. Буре, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.А. Ростовецкая, С. Л. Рубинштейн, Л.С.Шубина и многие другие.
Так же в теоретическом аспекте анализировались такие вопросы, как: воспитание самостоятельности, как педагогическая проблема, роль коллективной творческой деятельности в воспитании самостоятельности школьников, педагогическая запущенность как социально-педагогическое явление.
Необходимо отметить, что разработанная Л.С.Шубиной методика определения степени педагогической запущенности взята нами для диагностики учащихся. В нашей работе также представлены возрастные особенности старших подростков.
Для предупреждения педагогической запущенности и уменьшения ее степени можно усилить воспитательную работу по развитию у подростков самостоятельности. В нашем понимании особая роль в этой области отводится наряду с учителями и психологом общеобразовательного учреждения, социальному педагогу, так как задачей социального педагога является, прежде всего, воспитание педагогически запущенных подростков.
Опыт педагогов - практиков показывает, что оказывать учащемуся помощь в развитии самостоятельности можно разными методами и приемами (беседы, лекции, просмотры и обсуждения фрагментов кинофильмов, тренинги, игры, и т.д.). В нашем исследовании в качестве способа воспитания самостоятельности мы рассматриваем процесс коллективного творческого воспитания. По мнению И.П. Иванова, именно коллективная творческая деятельность позволяет развивать у школьников различные ведущие нравственно-волевые качества, способствующие успешной социализации, в том числе и самостоятельности.
Нами были подобраны специальные диагностические методики для определения уровня сформированности самостоятельности и проведены на базе Муниципального Автономного Общеобразовательного Учреждения «Гимназии № 31» г. Перми в 9 «Б» классе.
На основе изученной литературы и проведённых диагностик мы разработали программу по повышению уровня сформированности самостоятельности у педагогически запущенных подростков посредством коллективной творческой деятельности. Программа носит комплексный 86
характер. Этим мы можем доказать, что социальный педагог играет немало важную роль в решении данной проблемы. Все занятия имеют разнообразные формы: часы общения, мини-лекции, интерактивные беседы, просмотры фильмов с последующим обсуждением, коллективные творческие дела. Занятия проводятся социальным педагогом систематично и комплексно, следовательно, результат будет эффективнее.
С целью проверки эффективности нашей программы, до и после её реализации нами осуществлялась диагностика уровня сформированности самостоятельности, а так же степени педагогической запущенности подростков. Был отмечен заметный спад педагогической запущенности. Это свидетельствует о ярко выраженной положительной динамике. Проанализировав результаты диагностики, а так же по личным наблюдениям, мы можем сказать, что программа была эффективной: уровень сформированности самостоятельности увеличился. Следовательно, заявленная в начале исследования гипотеза нашла свое подтверждение.
В нашем исследовании доказывается следующая гипотеза: процесс воспитания самостоятельности у педагогически запущенных подростков будет эффективным, если:
— в работу с педагогически запущенными подростками будет включена коллективная творческая деятельность;
— коллективная творческая деятельность будет проводиться систематически в логике воспитательного процесса;
— в программу деятельности социального педагога будет включена коллективная творческая деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Исходя из задачи, в которой предусматривалось изучение теории самостоятельности, мы проанализировали работы таких ученых, как Ш.А. Амонашвили, Р.С. Буре, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.А. Ростовецкая, С. Л. Рубинштейн, Л.С.Шубина и многие другие.
Так же в теоретическом аспекте анализировались такие вопросы, как: воспитание самостоятельности, как педагогическая проблема, роль коллективной творческой деятельности в воспитании самостоятельности школьников, педагогическая запущенность как социально-педагогическое явление.
Необходимо отметить, что разработанная Л.С.Шубиной методика определения степени педагогической запущенности взята нами для диагностики учащихся. В нашей работе также представлены возрастные особенности старших подростков.
Для предупреждения педагогической запущенности и уменьшения ее степени можно усилить воспитательную работу по развитию у подростков самостоятельности. В нашем понимании особая роль в этой области отводится наряду с учителями и психологом общеобразовательного учреждения, социальному педагогу, так как задачей социального педагога является, прежде всего, воспитание педагогически запущенных подростков.
Опыт педагогов - практиков показывает, что оказывать учащемуся помощь в развитии самостоятельности можно разными методами и приемами (беседы, лекции, просмотры и обсуждения фрагментов кинофильмов, тренинги, игры, и т.д.). В нашем исследовании в качестве способа воспитания самостоятельности мы рассматриваем процесс коллективного творческого воспитания. По мнению И.П. Иванова, именно коллективная творческая деятельность позволяет развивать у школьников различные ведущие нравственно-волевые качества, способствующие успешной социализации, в том числе и самостоятельности.
Нами были подобраны специальные диагностические методики для определения уровня сформированности самостоятельности и проведены на базе Муниципального Автономного Общеобразовательного Учреждения «Гимназии № 31» г. Перми в 9 «Б» классе.
На основе изученной литературы и проведённых диагностик мы разработали программу по повышению уровня сформированности самостоятельности у педагогически запущенных подростков посредством коллективной творческой деятельности. Программа носит комплексный 86
характер. Этим мы можем доказать, что социальный педагог играет немало важную роль в решении данной проблемы. Все занятия имеют разнообразные формы: часы общения, мини-лекции, интерактивные беседы, просмотры фильмов с последующим обсуждением, коллективные творческие дела. Занятия проводятся социальным педагогом систематично и комплексно, следовательно, результат будет эффективнее.
С целью проверки эффективности нашей программы, до и после её реализации нами осуществлялась диагностика уровня сформированности самостоятельности, а так же степени педагогической запущенности подростков. Был отмечен заметный спад педагогической запущенности. Это свидетельствует о ярко выраженной положительной динамике. Проанализировав результаты диагностики, а так же по личным наблюдениям, мы можем сказать, что программа была эффективной: уровень сформированности самостоятельности увеличился. Следовательно, заявленная в начале исследования гипотеза нашла свое подтверждение.
Подобные работы
- Особенности нравственного сознания младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2021 - Организация досуговой деятельности детей и подростков в клубах по
месту жительства (на примере клуба «Вымпел»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1999 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-РЕАДАПТАЦИОННОГО КОЛЛЕКТИВА ЭКСТЕРНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Формирование социально-редакционного коллектива экстерной школы-интерната
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002



