ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Общеметодические и специфические принципы физического
7
воспитания
1.2 Наглядность в физическом воспитании детей младшего
15
школьного возраста
1.3 Классификация наглядных пособий используемых на уроках физической культуры в процессе работы с детьми младшего
школьного возраста 27
1.4 Выводы I главы 36
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (на
примере лицея № 35 г. Нижнекамска 37
2.1 Организация и методология исследования 37
2.2 Оценка результатов тестирования уровня физической
50
подготовленности учащихся
2.3 Выводы II главы 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Актуальность темы. В системе образования и воспитания имеют место общепедагогические принципы, отражающие основные закономерности обучения (принципы дидактики). Принцип наглядности обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании.
Понятие «наглядного» в педагогической теории от глагола глядеть. Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятия, образов, так и постоянную опору на свидетельство других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся несет в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач всестороннее развитие органов чувств. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания.
Через наглядность учащиеся воспринимают изучаемое движение, как бы программируют его в своем сознании. Наблюдать можно за движением, показанным тренером, другим спортсменом. При опосредованной наглядности изучают кинопрограммы, рисунки, схемы и др. современные технические средства позволяют увидеть выполненное упражнение в замедленном темпе. Наглядное занятие большей частью является начальным звеном познания и изучения движения (освоение движения). Наглядность - неотъемлемое условие совершенствования двигательной деятельности.
В ходе освоения движения роль и характер взаимодействия различных органов чувств не остаются неизменными. Соответственно должен меняться и удельный вес различных форм наглядности. Но на любом этапе обучения незыблемым остается правило: не ограничиваться какой-либо одной формой наглядности, а комплексно использовать многообразные пути наглядной информации и совершенствование органов чувств.
Наглядность важна не только сама по себе, но и как общее условие реализации принципов обучения и воспитания. Широкое использование различных форм наглядности повышает интерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, способствует приобретению прочных знаний, умений и навыков.
При изучении теоретических положений, разработке и реализации концепции исследования были использованы работы известных учёных, как:
- Абзалов Р.А. «Теория физической культуры»,
- Качашкин В.М. «Методика физического воспитания»,
- Матвеев Л.П. «Общая теория спорта и ее прикладные аспекты»,
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. «Теория и методика физического воспитания и спорта»,
- Курамшин Ю.Ф. «Теория и методика физической культуры» и др.
Именно вышеизложенные причины обусловили актуальность выбранной
темы.
Целью дипломной работы является теоретически и экспериментально обосновать использование принципа наглядности на уроках физической культуры у детей младшего школьного возраста.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать источники литературы по данной теме;
2. Рассмотреть общеметодические и специфические принципы физического воспитания;
3. Определить область использования методов физического воспитания;
4. Сформировать значимость средств наглядности при обучении двигательным действиям;
5. Рассмотреть направления использования наглядности в физическом воспитании детей младшего школьного возраста;
6. Рассмотреть классификацию наглядных пособий используемых на уроках физической культуры в процессе работы с детьми младшего школьного возраста;
7. Провести и проанализировать результаты исследования по реализации принципа наглядности в начальной школе на уроках физической культуры.
Объектом работы являются общеметодические и специфические принципы физического воспитания.
Предметом работы является реализация принципа наглядности на уроках физической культуры у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы,
анкетирование, педагогические наблюдения, тестирование физической подготовленности школьников, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Апробация результатов исследования. Результаты и выводы дипломного исследования были представлены автором в ходе выступления на педагогическом совете учителей лицея № 35.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что работа представляет собой исследование использования принципа наглядности в учебно- воспитательной деятельности школы, практике работы с детьми младшего школьного возраста, на уроках по физической культуре. Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей по физической культуре, создании методических разработок по подготовке и проведении уроков, оформлении соответствующих стендов и плакатов, выступлениях на городских методических совещаниях учителей по физической культуре. Материалы исследования могут быть использованы сотрудниками соответствующих структур при подготовке к рабочим совещаниям, в работе при подготовке методических рекомендаций и разработок, выступлений по данной проблеме на конференциях, использованы в качестве учебного пособия при обучении студентов на факультетах физического воспитания в высших учебных заведениях, учителей физической культуры.
В Концепции модернизации физического воспитания и оздоровления учащихся средствами физкультурно-спортивной деятельности сказано, что «стратегической задачей развития физической культуры и спорта в России на современном этапе является освоение подрастающим поколением россиян основных ценностей физической и спортивной культуры, обеспечивающее укрепление физического и нравственного здоровья, умственной и физической работоспособности детей, подростков и молодежи». Направленность физкультурного образования определяется единством ценностных ориентаций, потребностно - мотивационной сферы, базовых и специальных знаний о грамотном использовании физических упражнений в условиях оздоровительной и спортивной тренировки, жизнедеятельности в целом.
Теперь уже все понимают, что здоровье школьника - это движение, физическая культура, спорт, туризм. Большое значение в проблеме активизации этого вида деятельности занимает наглядность на занятиях, посредством которой школьник получает рекомендации по самым разнообразным аспектам двигательного режима и здорового образа жизни. Осознанная двигательная деятельность является таковой только в том случае, когда для выполнения даже элементарных двигательных действий включаются новые знания в уже имеющийся контекст.
Исследования эмоционального воздействия различных наглядных пособий на разные возрастные группы школьников показало необходимость дифференцированного подхода к выбору наиболее эффективных форм и средств в пропаганде физической культуры и здорового образа жизни. Учащимся на различных возрастных этапах присущ разный уровень нервно - психической деятельности, восприятия, оценки поступков своих и окружающих. Традиционная работа специалистов образования по сбережению здоровья школьников направлена в основном на сохранение и укрепление физического (соматического) и психического (эмоционального) здоровья учащихся. А у каждого из видов здоровья (физического, психологического, социального) есть соответствующие средства реализации в условиях школьного обучения.
Поэтому наглядность, которую использует учитель на учебных занятиях должна быть дифференцирована с учетом объективных и субъективных факторов, в зависимости от возраста и пола учащихся, от интереса к тому или иному виду спорта, национальных традиций, спортивных возможностей самой школы, ее контактов с рядом спортивных сооружений, то есть «совершенствования организации образования, дифференциации и индивидуализации обучения, реализации личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе, широком использовании современных инновационных технологий».
Личностно-ориентированное содержание физкультурно-спортивной активности определяется структурными компонентами мотивационно- потребностных установок школьников. В тоже время основным инструментом для удовлетворения физкультурно-спортивных потребностей и мотивов служит «комплексное использование инновационных технологий базового и профильного физического воспитания, общей физической подготовки, оздоровительной физической культуры, спортивной тренировки в различных видах физической активности».
Вместе с тем важный акцент необходимо сделать на качество наглядных пособий, которые используются в учебно - воспитательной процессе. Исследования показали: чем выше образовательный уровень школьников, тем требовательней они относятся к качеству наглядных пособий. Однообразные по форме и содержанию, невыразительные по художественному решению - такие наглядные пособия не могут позитивно влиять на подсознание школьника, не привлекут его внимания.
В примерных программах начального общего образования выделяются две содержательные линии:
1. укрепление здоровья и личная гигиена, которая включает знания о роли физической культуры в укреплении здоровья, гигиенические правила по закаливанию организма, подбора спортивной одежды и обуви, а также требования к соблюдению безопасности при выполнении физических упражнений; простейшие способы организации самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой в режиме учебного дня и активного отдыха, наблюдения за индивидуальной осанкой и телосложением, измерения частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений; комплексы оздоровительной и корригирующей гимнастики, общеразвивающих и общеукрепляющих упражнений.
2. физическое развитие и физическая подготовка, которое включает знания о физических упражнениях, их роли и значении в физической подготовке человека, правилами их выполнения; простейшие способы организации самостоятельных занятий по развитию основных физических качеств и освоению физических упражнений, приемы наблюдения за показателями физического развития и физической подготовленности; жизненно важные двигательные умения и навыки, подвижные игры и упражнения из базовых видов спорта.
В реализации этих содержательных линий важным компонентом выступает целесообразное и целенаправленное использование комплексных, различных по форме и содержанию формы наглядности, которые существенно повышают эффективность учебно- воспитательного процесса.
Следовательно наглядность должна обладать действенностью, и через поиск наиболее эффективных путей решения двигательных задач отражать материалистический характер всего процесса обучения физическим упражнениям.
1. Абзалов, Р.А. Теория физической культуры : курс лекций. / Р.А. Абзалов. - Казань. : изд-во «Матбугат йорты», 2002. - 206 с.
2. Ашмарин. Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: учебник / Б.А. Ашмарин. - М. : Физкультура и спорт, 1998. - 304 с.
3. Ашмарин, Б.А. Теория и методики физического воспитания : учебник / Б.
А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина и др. - М. : Просвещение, 1990. - 287 с.
4. Ашмарин, Б.А. Педагогика физической культуры : учебное пособие для студ.высш.уч.завед / Б.А. Ашмарин, Л.К. Завьялов, Ю.Ф. Курамшин.-СПб.
: МГОУ, 1999. - 386 с.
5. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента : учебник / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - М. : Издательский дом «Альфа-М», 2003. - 408
с.
6. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 240 с.
7. Возрастная психология: детство, отрочество, юность : хрестоматия / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 624 с.
8. Выдрин, В.М. Теория физической культуры : учебное пособие / В.М. Выдрин. - СПб. : ГДОИДК, 1998. - 344 с.
9. Гандельсман, А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста : учебное пособие / А.Б. Г андельсман, Д.М. Смирнов. - М. : Просвещение,
1996. - 431 с.
10. Годик, М.А. О методике тестирования физического состояния детей: учебник / М.А. Годик, Т.А. Шанина, Г.Ф. Шиткова. - М. : Физкультура и спорт, 1973. - 136 с.
11. Дидактика средней школы : учебник / под ред. М.С. Скаткина. - М. : Просвещение, 1992. - 294 с.
12. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура : учебник для студ. высш. учеб, заведений / В.И. Дубровский - М. : Гуманитарный. издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 608 с..
13. Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры : курс лекций / И.В. Еркомайшвили. - Екатеринбург, 2004. - 191 с.
14. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк,
В. М. Минбулатов. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.
15.Зайнетдинов, М.А Теоретические основы дисциплины «физическая культура» : учебник / М.А. Зайнетдинов, Д.З. Валеев, Э.Г. Хамадьяров, О.С. Маркешина, Р.Д. Хуснутдинов и др. - Уфа. : Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2007. - 261 с.
16. Качашкии, В.М. Методика физического воспитания : учеб. пособие / В.М. Качашкин. - М. : «Просвещение», 1992. - 320 с.
17. Концепция модернизации физического воспитания и оздоровления учащихся средствами физкультурно-спортивной деятельности
18. Круцевич, Т.Ю. Общие основы теории и методики физического воспитания : учебник в 2-х т. / Т.Ю. Круцевич. - Киев. : Издательство «Олимпийская литература», 2003. - 415 с.
19. Кокоулина, О.П. Основы теории и методики физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие / О.П. Кокоулина. - М. : Московский государственный университет экономики, статистики и информатики,
2001. -88 с.
20. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пос. для студ. педаг. уч. завед. / Б.Т. Лихачев. - М. : Юрайт, 1998. - 458 с.
21. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний : учебное пособие /
В.П. Лукьяненко. - Ставрополь. : Изд-во СГУ, 2001. - 224 с.
22. Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ В.Г. Максимова. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
23. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учеб. пособие. / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 348 с.
24. Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания : учебник для ин-тов физ. культуры. / Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков. - М. : Физкультура и спорт, 1976. - 269 с.
25. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки: учебник / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 270 с.
26. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта : учебник / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1997. - 349 с.
27. Методика физического воспитания учащихся 1- 4 классов : пособие для учителей / под ред. В.И. Леха. - М. : Физкультура и спорт, 1997. - 236 с.
28. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник / В.С. Мухина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
29. Неверкович, С.Д. Построение программ для начальной школы : / С.Д. Неверкович. Н.В. Кырцев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1997. - №2. - С. 35 - 38.
30. Подласый, И.П. Педагогика : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / И.П. Подласый. - М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 576 с.
31. Подласый, И.П. Педагогика : учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / И.П. Подласый. - М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 576 с.
32. Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пос. для студ. педаг. уч. завед. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа Пресс, 2000 - 479 с.
33. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития
ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я.
Степаненкова.- М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
34. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. - М. : АРКТИ, 2005. - 320 с.
35. Смирнов, Ю.И. Спортивная метрология : учебник / Ю.И. Смирнов, М.И. Полевщиков. - М. : Физкультура и спорт, 2000. - 364 с.
36. Тер-Ованесян, А.А. Педагогические основы физического воспитания : учебник / А.А. Тер-Ованесян. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 210 с.
37. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. проф. Ю.Ф, Курамшина. - М. : Советский спорт, 2004. - 464 с.
38. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. В.М. Шияна.
- М. : Просвещение, 198. - 462 с.
39. Теория и методика физического воспитания : учебник для инст. физ. культ. / под ред. Л.П. Матвеева. А.Д. Новикова. - М. : Физкультура и спорт, 1996.
- 362 с.
40. Теория физического воспитания : учебник для инст. физ. культ. / под ред. Г.Д. Харабуги. - М. : Физкультура и спорт, 1994. - 258 с.
41. Теория и методика спорта : учебное пособие / под ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова. - М. : Физкультура и спорт, 1997. - 329 с.
42. Фомин, Н.А. Возрастные основы физического воспитания : учебник / Н.А. Фомин, В.П. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 1972. - 225 с.
43. Физическая культура : учебное пос. для студ. высш. уч. завед. / под ред. В.Д. Дашинорбоева. - Улан - Уде. : Издательство ВСГТУ, 2007. - 229 с.
44. Филин. В.Н. Теория и методика юношеского спорта : учебное пособие / В.Н. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 1997. - 368 с.
45. Харабуга, Г.Д. Теория и методика физического воспитания : учебник / Г.Д. Харабуга. - М. : Физкультура и спорт, 2000. - 446 с.
46. Хан, А.Н. Педагогические основы построения школьного урока физ.культуры : методическое пособие / А.Н. Хан. - Саратов. : Издательство СГУ, 1995. - 124 с.
47. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М . : Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
48.Чешихина, В.В. Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи: Учебное пособие / В.В. Чешихина, В.Н. Кулаков,
С.Н. Филимонова. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. - 250 с.
49.Черник, Е.С. Наглядность в работе учителя физической культуры. / Е.С. Черник. - М. : Просвещение, 1991. - 128 с.