Количественные и качественные особенности когнитивной и эмоциональной сферы старшего дошкольного возраста разного пола в связи с различными типами реакции на фрустрацию
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования типов реакции на фрустрацию в дошкольном возрасте 9
1.1. Феномен реагирования на фрустрацию в дошкольном возрасте и
его связь с копинг-стратегиями и психологическими защитами 9
1.2. Зарубежные и отечественные подходы к изучению совладающего
поведения в детском возрасте 22
1.3. Понятие Фрустрация как объект психологического исследования
1.4. Изучение типов реагирования на фрустрацию в концепции
С.Розенцвейга 38
1.5. Постановка проблемы и задач исследования 44
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования 48
2.1. Организация исследования 48
2.2. Методики исследования 49
2.3. Методы математико-статистической обработки данных 53
Глава 3. Анализ и обсуждение результатов 54
3.1. Выявление групп дошкольников с разным типом реагирования
на фрустрацию 54
3.2. Анализ различий в показателях когнитивной и эмоциональной
сферы дошкольников с разным типом реакции на фрустрацию 55
3.3. Анализ взаимосвязей показателей когнитивной и эмоциональной
сферы дошкольников с разным типом реакции на фрустрацию 62
3.4. Анализ различий в показателях когнитивной и эмоциональной
сферы дошкольников с учетом пола 66
Выводы по эмпирической части 70
Заключение 72
Библиографический список 76
Актуальность. Центральным понятием, описывающим состояние психологического затруднения старших дошкольников, является фрустрация, особенности преодоления которой оказывают существенное влияние не только на успешность учения, но и на формирование личности. Сталкиваясь в своей школьной жизни с различного рода трудностями, блокирующими или затрудняющими деятельность, старший дошкольник всякий раз проделывает «особую внутреннюю деятельность по преодолению событий» (Василюк, 2001), пытается справиться с внутренним напряжением, вырабатывает собственное отношение к препятствиям. В определенных условиях, препятствия играют положительную роль, т.к. способствуют активации внутренних ресурсов, развивая механизмы саморегуляции (Дрокина, 1999).
Однако не все способы преодоления трудностей у детей оказываются успешными, нередко они ведут к усилению негативных эмоций и возникновению фрустраций, в попытке справится с которыми ребенок вырабатывает косвенные пути совладания с неуспехом, прибегая к механизмам психологической защиты [Никольская, 2000, с.348].
В психологической литературе можно встретить ряд исследований, направленных на изучение причин эмоциональной напряженности и эмоционального дискомфорта младших школьников [Хорни, 1997 с. 237], выявление содержания трудных ситуаций и способов поведения в них. В то же время недостаточно изучено влияние и взаимосвязь фрустрационных реакций на эмоциональную и когнитивную сферу у детей 7 лет.
Анализ исследований, посвященных практической работе с трудностями детей, показывает, что наиболее распространенное направление психологической помощи детям состоит в оптимизации взаимодействия в системах «ребенок-родитель» и «ученик-учитель» (Бурменская, 1990). Другим направлением коррекции и психопрофилактики отрицательных эмоциональных состояний детей является развитие произвольности, снижение силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьника, формирование позитивного представления о своих возможностях [Прихожан, с.87-106]. Перевод психотравмирующих переживаний с уровня эмоционального реагирования на уровень их вербализации выступают, по мнению И.М. Никольской и P.M. Грановской (Носенко, 1984), условиями преодоления отрицательных эмоций и снятии у младших школьников психологических защит. Формирование способности к конструктивному преодолению трудностей рассматривается в рамках исследований по развитию эмоционально-волевой регуляции деятельности и воспитанию волевых свойств личности (Александрова, 1987).
В то же время следует отметить недостаточную изученность и слабую представленность научных обоснований форм и методов психолого- педагогической работы по формированию у младших школьников конструктивных способов преодоления фрустраций в учебных ситуациях.
Таким образом, проблема имеет большое значение для оптимизации системы образования и решения образовательно-воспитательных задач на начальном этапе обучения. В этом возрасте ребенок вступает в новую «социальную ситуацию развития» (Божович, 1968), изменяется его место в системе социальных отношений, осваивается новая социальная роль и новая для него деятельность - учебная (Давыдов, 1978). Эти изменения происходят на фоне сложных эмоциональных переживаний ребенка, поскольку школьная жизнь и новая социальная ситуация нередко вызывают у него состояние психологического затруднения.
Следовательно, необходимость выявления и изучения типов реакции на фрустрацию у детей старшего дошкольного возраста, а, так же взаимосвязь их с эмоциональной и когнитивной сферой, влияющих на успешность освоения нового ведущего типа деятельности - учения, значимость для личностного развития и благополучной социализации способности конструктивного преодоления фрустраций, недостаточная научная и практическая разработанность проблемы психолого-педагогического сопровождения младших школьников в преодолении эмоциональных затруднений во фрустрирующих учебных ситуациях определили тему нашего исследования - «Особенности когнитивной и эмоциональной сферы старших дошкольников в связи с их ведущим типом реакции на фрустрацию».
В связи с этим, целью нашей работы является: исследовать количественные и качественные особенности когнитивной и эмоциональной сферы старшего дошкольного возраста разного пола в связи с различными типами реакции на фрустрацию.
Предмет исследования - особенности когнитивной и эмоциональной сферы старших дошкольников в связи с их ведущим типом реакции на фрустрацию
Объект исследования - когнитивная, эмоциональная сферы детей старшего дошкольного возраста и их тип реакции на фрустрацию.
Гипотезы исследования:
1. Существуют количественные различия в показателях когнитивной и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в связи с ведущим типом реакций на фрустрацию (3 реакции)
2. Существуют качественные особенности взаимосвязи когнитивной и эмоциональной сферы дошкольников с разной направленностью реакций на фрустрацию.
3. Существуют значимые статистические различия в показателях типов реакций на фрустрации, когнитивной и эмоциональной сферы между дошкольниками разного пола.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме совладающего поведения.
2. Подобрать валидные и стандартизованные диагностические методики.
3. Методом кластерного анализа эмпирически установить три группы дошкольников с разной направленностью и ведущим типом реакции на фрустрацию.
4. Эмпирически установить достоверные количественные различия в показателях когнитивной и эмоциональной сферы между дошкольниками с разной направленностью реакции на фрустрацию методом Т-критерия по Стьюденту.
5. Эмпирически установить достоверные взаимосвязи между показателями когнитивной и эмоциональной сферы дошкольников с разной направленностью реакции на фрустрацию методом корреляционного анализа по Пирсону.
6. Эмпирически установить достоверные количественные различия в показателях когнитивной и эмоциональной сферы, а также типов реакций на фрустрацию между дошкольниками разного пола методом Т-критрия по Стьюденту.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды С. Розенцвейга. В 1934 году он опубликовал «эвристическую» классификацию типов реакций фрустрации, которую он намеревался сделать базой для измерений проекции личности. Так же мы опирались на подходе к фрустрации как к одному из видов психических состояний, представленного в трудах Н.Д. Левитова, А.О. Прохорова, Н.В. Тарабриной, основывались на классификации процессов психологического переживания по конструкту «удачность» - «неудачность» Ф.Е. Василюка, рассматривали способы преодоления фрустраций на поведенческом, когнитивном и эмоциональном уровнях функционирования личности (P.M. Грановская, И.М. Никольская).
Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие методы:
1. Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга (детский вариант)
2. Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.
3. «I kind-тест» - проективная методика исследования личности.
4. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС) Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной, Е.Н. Задориной.
Методы статистической обработки данных (кластерный анализ, сравнительный анализ по Т-критерию Стъюдента, корреляционный анализ Пирсона).
В исследовании приняли участие дети в возрасте 7 лет, МАДОУ детского сада № 103 г. Перми. Количество испытуемых 60 детей, из них 30 девочек и 30 мальчиков.
Апробация исследования
Исследовательский материал был представлен на XV научно-исследовательской конференции ЯНПИС 25 мая 2018 г. Пермь в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете (Дектерева, 2018).
Теоретическая значимость заключается в расширении и систематизации знаний о типах реакций на фрустрацию у детей старшего дошкольного возраста, а также попытке обобщить и выделить группы детей с различными эмоциональными и когнитивными способностями, в связи с их типом реакций на фрустрацию.
Практическая значимость: определяется возможностью использования результатов, диагностического инструментария и программы повышения толерантности детей старшего дошкольного возраста к фрустрациям в работе педагогов ДОУ, а также в системе школьной психологической службы. То есть, понимая характер типов фрустрационных реакций можно расширять спектр способов реагирования ребенка на те фрустрирующие ситуации, которые задает ему педагог или родитель, обучать более оптимальным способам реагирования на эти ситуации. Исследование может стать основой для составления психологами индивидуально-ориентированной программы для работы с детьми с неадаптивным типом реакций. Нашу работу так же можно использовать студентам психологических, педагогических университетов для ознакомления с проведенными исследованиями с целью применить или расширить знания по данной теме. С той же целью работу можно предложить к прочтению психологам и педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также учителям начальных классов.
Научная новизна исследования: в психологической литературе можно встретить ряд исследований, направленных на изучение причин эмоциональной напряженности и эмоционального дискомфорта младших школьников, выявление содержания трудных ситуаций и способов поведения в них. Однако, не были предметом специальных экспериментальных исследований вопросы о влиянии и взаимосвязи когнитивной и эмоциональной сферы в связи с типом реакции на фрустрацию у детей старшего дошкольного возраста. Достоинством данной работы является изучение типов фрустрационных реакций у детей, поступающих в школу, эмоциональное состояние детей в процессе адаптации, а также влияние их на учебную деятельность. Таким образом, в нашей работе были дополнены новыми эмпирическими фактами данные об особенностях когнитивной и эмоциональной сферы старших дошкольников в связи с их ведущим типом реакции на фрустрацию.
Теоретический анализ литературы показал, что изучение особенностей когнитивной и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в связи с ведущим типом реакции на фрустрацию актуальной проблемой на текущий момент.
В первой главе мы рассмотрели взаимосвязь реакций на фрустрацию и его связь с феноменом совладающего поведения. Что позволило сделать вывод, что совладающее, или копинг-поведение можно определить, как стратегию действий, предпринимаемых индивидом при психологической угрозе, проявляющуюся в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности, ведущую к более или менее успешной адаптации. В нашем случае адаптация ребенка к новым социальным условиям приводит его к стрессу, где стресс и есть фрустрационная ситуация, которая представляет собой эмоциональное состояние, возникающее при сильном переживании от внезапной встречи ребенком кажущегося ему непреодолимым препятствия на пути к цели. Копинг - по сути обозначает психологическое преодоление стресса, а совладающее поведение, от «совладать» обозначает поведение, способное смягчить стрессогенные факторы в определенной ситуации.
Во время адаптации стрессовые ситуации возникают у ребенка в том момент, когда он не может достичь какой-то определенной цели, его потребность не удовлетворяется. Обращаясь к теории фрустрации С. Розенцвейга, в ситуации фрустрации ученый рассматривает три уровня психологической защиты организма: клеточный, автономный, кортикальный. Именно на кортикальном уровне могут возникать три типа ситуаций, вызывающих фрустрацию: ситуации нужды (внешняя или внутренняя потребность); ситуации потери, утраты, лишения того, что человек имел (внешние и внутренние потери); ситуации конфликта (ситуации препятствия).
Относительно характера помех Розенцвейгом определены ещё два типа фрустраций: пассивная (уровень первичных потребностей) и активная (уровень вторичных, дополнительных потребностей).
Сами реакции на фрустрацию делятся на два основных типа: продолженной потребности (адекватный и неадекватный типы реагирования) и реакции защиты «Я» (также адекватные и неадекватные).
По С. Розенцвейгу, состояние фрустрации по направленности может выражаться в трех формах поведения (реакций) человека: экстрапунитивной, (больше выражено стремление обвинять других, сталкиваясь с неудачей, фрустрирующей ситуацией; проявлять раздражительность, упрямство, попытки добиться своей цели с помощью манипулятивного поведения), интрапунитивной (свойственно испытывать чувство вины за случившееся, проявлять аутоагрессивное поведение, что сопровождается подавленным настроением, тревожностью, замкнутостью), и импунитивной (отношение к неудаче, фрустрирующей ситуации как к малозначимому событию, эмоциональное спокойствие, нет склонности чувствовать вину, и не обвиняют других).
Исследования реакций у детей старшего дошкольного возраста имеют практически одинаковые тенденции. У детей старшего дошкольного возраста в основном преобладает экстрапунитивное направление реакций, вторым по степени выраженности - интропунитивное направление, и наименее выраженным импунитивное. Появление состояния фрустрации и той или иной формы реагирования зависит от личностных особенностей человека, поэтому было предложено понятие фрустрационной толерантности, т. е. устойчивости к факторам, вызвавшим фрустрацию. Лица со слабой нервной системой чаще проявляют интрапунитивную форму фрустрации, с сильной нервной системой — экстрапунитивную (агрессию). Экстрапунитивные реакции связаны с интеллектом отрицательным образом, а интрапунитивные и импунитивные — положительным.
В нашем исследовании, сравнительный анализ показал, что что детям с экстрапунитивным типом реакции более свойственно в ситуации фрустрации вести себя импульсивно, проявляя агрессивность, которая в действительности может прикрывать их страхи, опасения, растерянность.
У детей с интрапунитивным типом реакции более выражена потребность в коммуникации, в эмоциональной связи при столкновении с фрустрирующими событиями. Уровень интеллектуальных способностей в этой группе детей выше, чем у детей с экстрапунитивным типом.
Дети с импунитивным типом реакции в большей мере, по сравнению с другими группами дошкольников, испытывают страх, опасения, тревогу в ситуации фрустрации. У них также более высокий уровень интеллектуальных способностей, чем у детей с экстрапунитивным типом реакции.
Дети с экстрапунитивной реакцией показывают наименьшие результаты по уровню интеллектуальных способностей. Это можно объяснить имеющимися у детей нарушениями в эмоциональной сфере, что оказывает влияние и на их когнитивную сферу.
Анализ взаимосвязей в группах дошкольников выявил как схожие связи (обратная связь агрессии и страха с когнитивными способностями), так и специфические связи.
В частности, в группе детей с интрапунитивным типом реакции на фрустрацию положительный эмоциональный настрой повышает уровень сформированности когнитивных способностей ребенка.
У детей с экстрапунитивным типом реакции на фрустрацию нарушения эмоциональной сферы в форме страхов, опасений снижают показатели когнитивного развития. Таким образом, прослеживается тесная связь эмоционального и когнитивного развития ребенка.
Изучение различий в группах дошкольников с учетом пола показало, что мальчики в большей степени характеризуются экстрапунитивным и импунитивным типом реакции на фрустрацию. У них больше преобладает стремление обвинять других, проявлять раздражительность, упрямство, или же, напротив, спокойно воспринимать препятствия, не обращать внимания на фрустрирующую ситуацию. Девочки в большей мере характеризуются интрапунитивным типом реакции на фрустрацию. Им больше свойственно испытывать чувство вины, проявлять аутоагрессивное поведение.
Результаты данного психологического исследования могут использоваться при проведении консультационной работы с семьями детей дошкольного возраста, а также педагогами во время непосредственной образовательной деятельности, психологами для проведения диагностики и коррекционных мероприятий. Зная направленность и тип фрустрационной реакции ребенка, можно гораздо успешней проводить коррекционную работу, расширяя спектр способов реагирования ребенка на, те фрустрирующие ситуации, с которыми он сталкивается во время адаптации в школе, и другими препятствиями, обучать более оптимальным способам реагирования на эти ситуации. Нормализуя эмоциональную сферу детей: снижение агрессии, тревожности, страха и другое, можно повлиять на обучаемость детей, отношение в коллективе, а также с родителями и педагогами.
Таким образом, наши данные подтверждают результаты многочисленных исследований. В работе все гипотезы были подтверждены.
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] / В.А. Аверин- СПб., 1994
2. Акименко, А. К. Взаимосвязь стратегий совладающего поведения и социально-психологических характеристик личности [Текст] / А. К. Акименко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития - 2016. - №2. - С. 151 - 156.
3. Александрова, Н.И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Нерешаемая задача» [Текст] / Н.И. Александрова, Т.И. Шульга // Вопросы психологии. — 1987 - №6. - С. 130-132.
4. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуации и психологическая защита [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал.- Т. 15. - №1.¬1994. С.3-17.
5. Апресян, Р.Г. Толерантность: уточнение понятий [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.nrc.nnov.ru// docs/doc 10. doc, свободный.
6. Арбузова, Е.Н. Эмоциональная напряженность младшего школьника: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб, 1999. С. 18.
7. Асмолов, А.Г. О смыслах понятия «толерантность» [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - Москва: МГУ, 2001.- С. 8-18.
8. Астапов, В.М. Тревожность у детей [Текст] / В.М. Астапов СПб., 2004
9. Бардиер, Г.Л. Социальная психология толерантности: автореф. дис. д-ра психол. наук: 19.00.05 / Г.Л. Бардиер. - СПб, 2007. - С. 45.
10. Битюцкая, Е. В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями [Текст] / Е. В. Битюцкая // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология - 2011. - №1. - С. 100 - 110.
11. Битюцкая, Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2007. - С. 30.
12. Блинова, В.Л Особенности жизнестойкости и копинг - поведения личности при разных типах готовности к саморазвитию [Текст] / В.Л. Блинова // ВЕСТНИК ТГГПУ. №4(26). 2011.
13. Бодалев, А.А. Психология общения. [Текст] / Энциклопедический словарь под общ. ред. А.А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011.
14. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович - М.: Просвещение, 1968. С. 464
15. Божович, Л.И., Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст] /Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 2002
16. Божович, Л.И., Проблемы формирования личности / Л.И. Божович - Воронеж, 2005
17. Бузовская, М.Б. Особенности учебной деятельности учащихся 1-4 классов / М.Б. Бузовская // [Электронный ресурс: Ййр://1а14.и1сд.ги/]
18. Бурлачук, Л. Ф. Проблема исследования бессознательного психического проективными методами [Текст] / Л.Ф. Бурлачук // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. - Тбилиси, 1978. Т. 3. - С. 638¬643.
19. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей [Текст] / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидере - М.: Издательство МГУ, 1990 С. 136.
20. Василенко В.Е., Интеллектуально-личностное развитие школьников в связи с особенностями их поведенческой саморегуляции / В.Е. Василенко // Дис.канд.псих. СПб., 2003. - С. 198
21. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) [Текст] / Ф.Е. Василюк - М: Изд-во МГУ, 1984. - С. 200.
22. Василюк, Ф. Е. Процесс переживания [Текст] / Ф.Е. Василюк // Сб. Самосознание и защитные механизмы личности - Самара: Бахрах -М, 2003. — С. 309-336.
23. Вассерман, Л. И. Медицинская психодиагностика. Теория, практика и обучение. [Текст] / Л.И. Вассерман, О.Ю. Щелкова / М.-СПб., 2005; Heim E. Coping und Adaptivitat: Gibt es geeignetes oder ungeeignetes Coping, Psychother., Psychosom., med. Psychol. 1988. № 1.
24. Волгуснова, Е.А. Особенности развития когнитивного компонента
эмоциональной сферы дошкольников / Е.А. Волгуснова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. №4. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-kognitivnogo- komponentaemotsionalnoy-sfery-doshkolnikov.
25. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.3 [Текст] / Л.С. Выготский // Проблемы развития психики. / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 2013. - С. 368.
26. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.4 [Текст] / Л.С. Выготский // Детская психология - М.: Педагогика, С. 2010. - 432.
27. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П.Я. Гальперин - М.: МГУ, 2005. - С. 45.
28. Гарбер, А. Н. Совладающее поведение: аналитический обзор
зарубежных исследований [Текст] / А.Н. Гарбер // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 17-19. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7325/
29. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер — М.: ЧеРо, 1996. — 336 с.
30. Грановская, Р. М. Психологическая защита / Р.М. Грановская — Спб.: Речь, 2010. - С. 476.
31. Грановская, Р. М. Психологическая защита [Текст] / Р.М. Грановская — Спб.: Речь, 2010. — 476 с.
32. Гриншпун, И.Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности (к вопросу о толерантности как психическом явлении) / И.Б. Гриншпун // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. научно-метод. ст. / РАН Моск. психол.-соц. ин-т. - М.-Воронеж: МодЭК, 2002. - С. 31-41.
33. Давыдов, В.В. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста [Текст] / В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии под ред. В.В. Давыдова. - М., 1978 - С. 180-205.
34. Давыдов, В.В. Психологические проблемы обучения младших школьников [Текст] /В.В. Давыдов // Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 2006. - С. 160.
35. Дементий, Л.И. Фрустрация: Понятие и диагностика [Текст] / Л.И. Дементий // Учеб.-метод. пособие: Для студентов специальности «Психология» - Омск: Изд-во ОмГУ, 2014. - 68 с.
36. Дрокина, О.В. Развитие когнитивной и эмоционально¬
волевой саморегуляции деятельности младших школьников и младших подростков: Дис. канд. психол. наук / О.В. Дрокина, М., 1999. С. 207.
37. Елисеев, О.П. Тест руки (Hand Test) / Елисеев О.П. // Практикум по психологии личности - СПб., 2003. С. 310-327
38. Ермолаев О.Ю., Математическая статистика для психологов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.- С. 336.
39. Исаев, Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей [Текст] / Д.Н. Исаев — СПб.: Речь, 2005.
40. Каган, В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных
установок у детей 3-7 лет [Текст] / В.Е. Каган - М., 2003
41. Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия 2-е издание.
2000 [Электронный ресурс] / Режим доступа:
[http://publ.lib.rU/ARCHIVES/K/KARVASARSKIY_Boris_Dmitrievich/_K arvasar skiy_B.D..html 15/11/12].
42. Киршбаум, Э. Психологическая защита [Текст] / Э.Киршбаум, А. Еремеева — СПб.: Питер, 2005. — 176 c.
43. Колесникова, В.Г. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС). Вып. 7./ В.Г. Колесникова // (серия «Психодиагностика и психокоррекция») Под ред. В.Г. Колесникова. М., 1994.
44. Коновалов, Е. П. Нормирование методики Саула Розенцвейга «PFstudy» на группе школьников 9-10 лет. - Дипломн. работа, ф-т психологии ДВГМА, Владивосток, 1998.
45. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности [Текст] / О.А. Конопкин - М.; Наука, 1980 - С. 162.
46. Коптева, Н.В. Карта возрастов: психическое и личностное развитие от 0 до 18 лет. / Н.В. Коптева - Пермь, 1997. С. 30.
47. Корытова, Г. С. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия [Текст] / Г. С. Корытова, Ю. А. Еремина Ю. А. // Вестник Томского государственного педагогического университета -2015.- №3 - С. 42 - 48.
48. Кочубей, Б.И. Эмоциональная устойчивость школьников [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.А. Новикова. - М., 1988.
49. Кружкова, О. В. Проблема диагностики копинг-стратегий в современном психологическом измерении / О. В. Кружкова, Никифорова Д.М. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология - 2012. - № 31. - С. 4 - 12, 27.
50. Крюкова, Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг- шкалы [Текст] / Т. Л. Крюкова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007.
51. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л. Крюкова - Кострома: Авантитул, 2004.
52. Крюкова, Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения [Текст] / Т. Л. Крюкова. - Психологический журнал, 2008, том 29, № 2, С. 88-95.
53. Кузьмина, Е. И. Исследование детерминант свободы-несвободы от фрустрации /Е.И. Кузьмина // Вопр. психологии. 1997. № 4. - С. 86-94.
54. Кузьмина, Е.И. Психология свободы /[Текст] - М., 1994.
55. Кузьмина, Е.И., Исследование детерминант свободы-несвободы от
фрустрации/ Е.И. Кузьмина // [Электронный ресурс:
http://www.voppsy.ru/issues/1997/974/974086.htm]
56. Кузьмишина, Т.Л. Поведение дошкольников в ситуации родительского
запрета /Т.Л. Кузьмишина // Психологическая наука и образование -
2016. № 4//[Электронный ресурс: http: //
psyj ournals.ru/psyedu/2006/n4/Kuzmi shina_full .shtml]
57. Куфтяк, Е.В. Психологические механизмы совладающего поведения и преодоление трудностей детьми в семье / Е.В. Куфтяк // Психология и практика: сб. науч. тр. / отв. ред. В.А. Соловьев. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та им. Н.А.Некрасова, 2002. Вып. 2. С. 42-48.
58. Куфтяк, Е.В. Совладающее поведение в семье, регулярно применяющее физическое наказание детей: автореф. дис. канд. псих. наук: 19.00.05 / Е.В. Куфтяк - СПб., 2003. - С. 22.
59. Лапкина, Е. В. Онтологическая структура защитно-совладающего поведения личности в разные периоды взрослости / Е. В. Лапкина // - Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика - 2013. - №4. - С. 135 - 139.
60. Лапкина, Е. В. Совладающее поведение, жизнестойкость и жизнеспособность личности: связь понятий и функций [Текст] / Е. В. Лапкина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика - 2015. - №4. - С. 130 - 133.
61. Левитов, Н. Д. Фрустрация как один из видов психических состояний [Текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. 1967. № 6. - С. 118-129.
62. Лубовский, Д. В. О применении теста фрустрации Розенцвейга в школьной психодиагностике [Текст] / Д.В. Лубовский // Вопр. психологии 1990. № 3. - С. 151-154. 14.Лукин С. Е., Суворов А.В. Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга. Руководство по использованию. - СПб, 1993. - С. 62.
63. Лукин С. Е., Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга. [Текст] / С.Е. Лукин, А.В. Суворов // Руководство по использованию. - СПб, 1993. - С. 62.
64. Лупьян, Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс [Текст] / Я. А. Лупьян. - Ростов: РГУ, 1991. - С. 224.
65. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков // Серия «Учебник нового века» - СПб.: Питер, 2001. - С. 592.
66. Маликова, Т.В. Психологическая защита: направления и методы: Учебное пособие / Т.В. Маликова, Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, О.В. Шатровой. - СПб.: Речь, 2008. - С. 231.
67. Менделевич, В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина [Текст] / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева — М.: МЕДпресс-информ, 2002 г. - глава 4.
68. Мерлин, В. С. Лекции по психологии мотивов человека /В.С. Мерлин - Пермь, 1972
69. Миронова, Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие / Е.Е.Миронова - Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - С. 120.
70. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей [Текст] / И.М Никольская Р.М. Грановская — СПб.: Речь, 2006. — С. 352.
71. Никольская, И.М. Роль психологической защиты в оказании кризисной психологической помощи детям 2012 / [Электронный ресурс] Режим доступа:
http: //medpsy.ru/mprj /archiv_global/2012_5_16/nomer/nomer07.php#top 02/10/12].
72. Никольская, И.М. Уроки психологии в начальной школе [Текст] / И.М. Никольская, Г.Л. Бардиер - СПб.: Речь, 2004 С. 190.
73. Носенко, Э.Л. Эмоциональное состояние и речь [Текст] / Э.Л. Носенко
- Киев, 1984.
74. Останина, Н. В. Подходы к классификации копинг-поведения в научной литературе / Н. В. Останина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена - 2008. - №5. - С. 127-131.
75. Петровский, А.В. История и теория психологии [Текст]/ А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский - 1996 - Т-1 Ростов-на-Дону изд. «Феникс»
76. Попова, Л.Г. Исследование фрустрационных реакций у детей старшего дошкольного возраста с повышенным уровнем тревожности 2005 [Электронный ресурс] / Л.Г. Попова, Ю.М. Климова // Психологический вестник Уральского государственного университета вып. 5. Режим доступа: [http: //hdl .handle. net/10995/3999]
77. Романова Е.С., Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. [Текст] / Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников — Мытищи, 1996. — 139 с.
78. Семаго, Н.А. Психологические особенности
проблемных детей / Н.А. Семаго, М.А Семаго // журнал Школьный психолог 2012. - № 21 - С. 21.
79. Смирнова, М.В. Копинг-стратегии у детей младшего школьного возраста [Текст] / М.В.Смирнова //Журнал Системная социология и психология - М.: 2012 - № 6 С. 25.
80. Тарабрина, Н. В. Анализ когнитивных этапов личностного реагирования во фрустрирующих ситуациях [Текст] / Н.В. Тарабанина // Психологические исследования познавательных процессов и личности. - М.: Наука, 1983.
81. Тарабрина, Н. В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. [Текст] / Н.В. Тарабанина // Методические рекомендации. - Л., 1984. - С. 22.
82. Ташлыков, В.А. Психологические защиты у больных с неврозами и психосоматическими расстройствами [Текст] / В.А. Ташлыков. - СПб., 1992. - С. 23.
83. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольника: Хрестоматия / Г.А. Урунтаева - М., 2000
84. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 304с.
85. Фетискин, Н. П., Социально- психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов В. В., Г.М. Мануйлов. // Изд. Института Психотерапии. 2002. С. 490.
86. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд — М.: «Педагогика-Пресс», 1993. — С.144.
87. Холодная, М.А., Интеллектуальные способности и стратегии совладания [Текст] / М. А. Холодная, А. А. Алексапольский. - Психологический журнал, 2010, том 31, № 4, С. 59-68.
88. Хорни, К. Наши внутренние конфликты: Конструктивная
теория невроза [Текст] / К. Хорни - СПб: Лань, 1997 С. 237.
89. Якунин, В. А. О связи психических состояний свойств личности [Текст] / В.А.Якунин // Психические состояния - Л., 1981.