Количественные и качественные особенности когнитивной и эмоциональной сферы старшего дошкольного возраста разного пола в связи с различными типами реакции на фрустрацию
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования типов реакции на фрустрацию в дошкольном возрасте 9
1.1. Феномен реагирования на фрустрацию в дошкольном возрасте и
его связь с копинг-стратегиями и психологическими защитами 9
1.2. Зарубежные и отечественные подходы к изучению совладающего
поведения в детском возрасте 22
1.3. Понятие Фрустрация как объект психологического исследования
1.4. Изучение типов реагирования на фрустрацию в концепции
С.Розенцвейга 38
1.5. Постановка проблемы и задач исследования 44
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования 48
2.1. Организация исследования 48
2.2. Методики исследования 49
2.3. Методы математико-статистической обработки данных 53
Глава 3. Анализ и обсуждение результатов 54
3.1. Выявление групп дошкольников с разным типом реагирования
на фрустрацию 54
3.2. Анализ различий в показателях когнитивной и эмоциональной
сферы дошкольников с разным типом реакции на фрустрацию 55
3.3. Анализ взаимосвязей показателей когнитивной и эмоциональной
сферы дошкольников с разным типом реакции на фрустрацию 62
3.4. Анализ различий в показателях когнитивной и эмоциональной
сферы дошкольников с учетом пола 66
Выводы по эмпирической части 70
Заключение 72
Библиографический список 76
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования типов реакции на фрустрацию в дошкольном возрасте 9
1.1. Феномен реагирования на фрустрацию в дошкольном возрасте и
его связь с копинг-стратегиями и психологическими защитами 9
1.2. Зарубежные и отечественные подходы к изучению совладающего
поведения в детском возрасте 22
1.3. Понятие Фрустрация как объект психологического исследования
1.4. Изучение типов реагирования на фрустрацию в концепции
С.Розенцвейга 38
1.5. Постановка проблемы и задач исследования 44
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования 48
2.1. Организация исследования 48
2.2. Методики исследования 49
2.3. Методы математико-статистической обработки данных 53
Глава 3. Анализ и обсуждение результатов 54
3.1. Выявление групп дошкольников с разным типом реагирования
на фрустрацию 54
3.2. Анализ различий в показателях когнитивной и эмоциональной
сферы дошкольников с разным типом реакции на фрустрацию 55
3.3. Анализ взаимосвязей показателей когнитивной и эмоциональной
сферы дошкольников с разным типом реакции на фрустрацию 62
3.4. Анализ различий в показателях когнитивной и эмоциональной
сферы дошкольников с учетом пола 66
Выводы по эмпирической части 70
Заключение 72
Библиографический список 76
Актуальность. Центральным понятием, описывающим состояние психологического затруднения старших дошкольников, является фрустрация, особенности преодоления которой оказывают существенное влияние не только на успешность учения, но и на формирование личности. Сталкиваясь в своей школьной жизни с различного рода трудностями, блокирующими или затрудняющими деятельность, старший дошкольник всякий раз проделывает «особую внутреннюю деятельность по преодолению событий» (Василюк, 2001), пытается справиться с внутренним напряжением, вырабатывает собственное отношение к препятствиям. В определенных условиях, препятствия играют положительную роль, т.к. способствуют активации внутренних ресурсов, развивая механизмы саморегуляции (Дрокина, 1999).
Однако не все способы преодоления трудностей у детей оказываются успешными, нередко они ведут к усилению негативных эмоций и возникновению фрустраций, в попытке справится с которыми ребенок вырабатывает косвенные пути совладания с неуспехом, прибегая к механизмам психологической защиты [Никольская, 2000, с.348].
В психологической литературе можно встретить ряд исследований, направленных на изучение причин эмоциональной напряженности и эмоционального дискомфорта младших школьников [Хорни, 1997 с. 237], выявление содержания трудных ситуаций и способов поведения в них. В то же время недостаточно изучено влияние и взаимосвязь фрустрационных реакций на эмоциональную и когнитивную сферу у детей 7 лет.
Анализ исследований, посвященных практической работе с трудностями детей, показывает, что наиболее распространенное направление психологической помощи детям состоит в оптимизации взаимодействия в системах «ребенок-родитель» и «ученик-учитель» (Бурменская, 1990). Другим направлением коррекции и психопрофилактики отрицательных эмоциональных состояний детей является развитие произвольности, снижение силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьника, формирование позитивного представления о своих возможностях [Прихожан, с.87-106]. Перевод психотравмирующих переживаний с уровня эмоционального реагирования на уровень их вербализации выступают, по мнению И.М. Никольской и P.M. Грановской (Носенко, 1984), условиями преодоления отрицательных эмоций и снятии у младших школьников психологических защит. Формирование способности к конструктивному преодолению трудностей рассматривается в рамках исследований по развитию эмоционально-волевой регуляции деятельности и воспитанию волевых свойств личности (Александрова, 1987).
В то же время следует отметить недостаточную изученность и слабую представленность научных обоснований форм и методов психолого- педагогической работы по формированию у младших школьников конструктивных способов преодоления фрустраций в учебных ситуациях.
Таким образом, проблема имеет большое значение для оптимизации системы образования и решения образовательно-воспитательных задач на начальном этапе обучения. В этом возрасте ребенок вступает в новую «социальную ситуацию развития» (Божович, 1968), изменяется его место в системе социальных отношений, осваивается новая социальная роль и новая для него деятельность - учебная (Давыдов, 1978). Эти изменения происходят на фоне сложных эмоциональных переживаний ребенка, поскольку школьная жизнь и новая социальная ситуация нередко вызывают у него состояние психологического затруднения.
Следовательно, необходимость выявления и изучения типов реакции на фрустрацию у детей старшего дошкольного возраста, а, так же взаимосвязь их с эмоциональной и когнитивной сферой, влияющих на успешность освоения нового ведущего типа деятельности - учения, значимость для личностного развития и благополучной социализации способности конструктивного преодоления фрустраций, недостаточная научная и практическая разработанность проблемы психолого-педагогического сопровождения младших школьников в преодолении эмоциональных затруднений во фрустрирующих учебных ситуациях определили тему нашего исследования - «Особенности когнитивной и эмоциональной сферы старших дошкольников в связи с их ведущим типом реакции на фрустрацию».
В связи с этим, целью нашей работы является: исследовать количественные и качественные особенности когнитивной и эмоциональной сферы старшего дошкольного возраста разного пола в связи с различными типами реакции на фрустрацию.
Предмет исследования - особенности когнитивной и эмоциональной сферы старших дошкольников в связи с их ведущим типом реакции на фрустрацию
Объект исследования - когнитивная, эмоциональная сферы детей старшего дошкольного возраста и их тип реакции на фрустрацию.
Гипотезы исследования:
1. Существуют количественные различия в показателях когнитивной и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в связи с ведущим типом реакций на фрустрацию (3 реакции)
2. Существуют качественные особенности взаимосвязи когнитивной и эмоциональной сферы дошкольников с разной направленностью реакций на фрустрацию.
3. Существуют значимые статистические различия в показателях типов реакций на фрустрации, когнитивной и эмоциональной сферы между дошкольниками разного пола.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме совладающего поведения.
2. Подобрать валидные и стандартизованные диагностические методики.
3. Методом кластерного анализа эмпирически установить три группы дошкольников с разной направленностью и ведущим типом реакции на фрустрацию.
4. Эмпирически установить достоверные количественные различия в показателях когнитивной и эмоциональной сферы между дошкольниками с разной направленностью реакции на фрустрацию методом Т-критерия по Стьюденту.
5. Эмпирически установить достоверные взаимосвязи между показателями когнитивной и эмоциональной сферы дошкольников с разной направленностью реакции на фрустрацию методом корреляционного анализа по Пирсону.
6. Эмпирически установить достоверные количественные различия в показателях когнитивной и эмоциональной сферы, а также типов реакций на фрустрацию между дошкольниками разного пола методом Т-критрия по Стьюденту.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды С. Розенцвейга. В 1934 году он опубликовал «эвристическую» классификацию типов реакций фрустрации, которую он намеревался сделать базой для измерений проекции личности. Так же мы опирались на подходе к фрустрации как к одному из видов психических состояний, представленного в трудах Н.Д. Левитова, А.О. Прохорова, Н.В. Тарабриной, основывались на классификации процессов психологического переживания по конструкту «удачность» - «неудачность» Ф.Е. Василюка, рассматривали способы преодоления фрустраций на поведенческом, когнитивном и эмоциональном уровнях функционирования личности (P.M. Грановская, И.М. Никольская).
Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие методы:
1. Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга (детский вариант)
2. Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.
3. «I kind-тест» - проективная методика исследования личности.
4. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС) Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной, Е.Н. Задориной.
Методы статистической обработки данных (кластерный анализ, сравнительный анализ по Т-критерию Стъюдента, корреляционный анализ Пирсона).
В исследовании приняли участие дети в возрасте 7 лет, МАДОУ детского сада № 103 г. Перми. Количество испытуемых 60 детей, из них 30 девочек и 30 мальчиков.
Апробация исследования
Исследовательский материал был представлен на XV научно-исследовательской конференции ЯНПИС 25 мая 2018 г. Пермь в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете (Дектерева, 2018).
Теоретическая значимость заключается в расширении и систематизации знаний о типах реакций на фрустрацию у детей старшего дошкольного возраста, а также попытке обобщить и выделить группы детей с различными эмоциональными и когнитивными способностями, в связи с их типом реакций на фрустрацию.
Практическая значимость: определяется возможностью использования результатов, диагностического инструментария и программы повышения толерантности детей старшего дошкольного возраста к фрустрациям в работе педагогов ДОУ, а также в системе школьной психологической службы. То есть, понимая характер типов фрустрационных реакций можно расширять спектр способов реагирования ребенка на те фрустрирующие ситуации, которые задает ему педагог или родитель, обучать более оптимальным способам реагирования на эти ситуации. Исследование может стать основой для составления психологами индивидуально-ориентированной программы для работы с детьми с неадаптивным типом реакций. Нашу работу так же можно использовать студентам психологических, педагогических университетов для ознакомления с проведенными исследованиями с целью применить или расширить знания по данной теме. С той же целью работу можно предложить к прочтению психологам и педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также учителям начальных классов.
Научная новизна исследования: в психологической литературе можно встретить ряд исследований, направленных на изучение причин эмоциональной напряженности и эмоционального дискомфорта младших школьников, выявление содержания трудных ситуаций и способов поведения в них. Однако, не были предметом специальных экспериментальных исследований вопросы о влиянии и взаимосвязи когнитивной и эмоциональной сферы в связи с типом реакции на фрустрацию у детей старшего дошкольного возраста. Достоинством данной работы является изучение типов фрустрационных реакций у детей, поступающих в школу, эмоциональное состояние детей в процессе адаптации, а также влияние их на учебную деятельность. Таким образом, в нашей работе были дополнены новыми эмпирическими фактами данные об особенностях когнитивной и эмоциональной сферы старших дошкольников в связи с их ведущим типом реакции на фрустрацию.
Однако не все способы преодоления трудностей у детей оказываются успешными, нередко они ведут к усилению негативных эмоций и возникновению фрустраций, в попытке справится с которыми ребенок вырабатывает косвенные пути совладания с неуспехом, прибегая к механизмам психологической защиты [Никольская, 2000, с.348].
В психологической литературе можно встретить ряд исследований, направленных на изучение причин эмоциональной напряженности и эмоционального дискомфорта младших школьников [Хорни, 1997 с. 237], выявление содержания трудных ситуаций и способов поведения в них. В то же время недостаточно изучено влияние и взаимосвязь фрустрационных реакций на эмоциональную и когнитивную сферу у детей 7 лет.
Анализ исследований, посвященных практической работе с трудностями детей, показывает, что наиболее распространенное направление психологической помощи детям состоит в оптимизации взаимодействия в системах «ребенок-родитель» и «ученик-учитель» (Бурменская, 1990). Другим направлением коррекции и психопрофилактики отрицательных эмоциональных состояний детей является развитие произвольности, снижение силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьника, формирование позитивного представления о своих возможностях [Прихожан, с.87-106]. Перевод психотравмирующих переживаний с уровня эмоционального реагирования на уровень их вербализации выступают, по мнению И.М. Никольской и P.M. Грановской (Носенко, 1984), условиями преодоления отрицательных эмоций и снятии у младших школьников психологических защит. Формирование способности к конструктивному преодолению трудностей рассматривается в рамках исследований по развитию эмоционально-волевой регуляции деятельности и воспитанию волевых свойств личности (Александрова, 1987).
В то же время следует отметить недостаточную изученность и слабую представленность научных обоснований форм и методов психолого- педагогической работы по формированию у младших школьников конструктивных способов преодоления фрустраций в учебных ситуациях.
Таким образом, проблема имеет большое значение для оптимизации системы образования и решения образовательно-воспитательных задач на начальном этапе обучения. В этом возрасте ребенок вступает в новую «социальную ситуацию развития» (Божович, 1968), изменяется его место в системе социальных отношений, осваивается новая социальная роль и новая для него деятельность - учебная (Давыдов, 1978). Эти изменения происходят на фоне сложных эмоциональных переживаний ребенка, поскольку школьная жизнь и новая социальная ситуация нередко вызывают у него состояние психологического затруднения.
Следовательно, необходимость выявления и изучения типов реакции на фрустрацию у детей старшего дошкольного возраста, а, так же взаимосвязь их с эмоциональной и когнитивной сферой, влияющих на успешность освоения нового ведущего типа деятельности - учения, значимость для личностного развития и благополучной социализации способности конструктивного преодоления фрустраций, недостаточная научная и практическая разработанность проблемы психолого-педагогического сопровождения младших школьников в преодолении эмоциональных затруднений во фрустрирующих учебных ситуациях определили тему нашего исследования - «Особенности когнитивной и эмоциональной сферы старших дошкольников в связи с их ведущим типом реакции на фрустрацию».
В связи с этим, целью нашей работы является: исследовать количественные и качественные особенности когнитивной и эмоциональной сферы старшего дошкольного возраста разного пола в связи с различными типами реакции на фрустрацию.
Предмет исследования - особенности когнитивной и эмоциональной сферы старших дошкольников в связи с их ведущим типом реакции на фрустрацию
Объект исследования - когнитивная, эмоциональная сферы детей старшего дошкольного возраста и их тип реакции на фрустрацию.
Гипотезы исследования:
1. Существуют количественные различия в показателях когнитивной и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в связи с ведущим типом реакций на фрустрацию (3 реакции)
2. Существуют качественные особенности взаимосвязи когнитивной и эмоциональной сферы дошкольников с разной направленностью реакций на фрустрацию.
3. Существуют значимые статистические различия в показателях типов реакций на фрустрации, когнитивной и эмоциональной сферы между дошкольниками разного пола.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме совладающего поведения.
2. Подобрать валидные и стандартизованные диагностические методики.
3. Методом кластерного анализа эмпирически установить три группы дошкольников с разной направленностью и ведущим типом реакции на фрустрацию.
4. Эмпирически установить достоверные количественные различия в показателях когнитивной и эмоциональной сферы между дошкольниками с разной направленностью реакции на фрустрацию методом Т-критерия по Стьюденту.
5. Эмпирически установить достоверные взаимосвязи между показателями когнитивной и эмоциональной сферы дошкольников с разной направленностью реакции на фрустрацию методом корреляционного анализа по Пирсону.
6. Эмпирически установить достоверные количественные различия в показателях когнитивной и эмоциональной сферы, а также типов реакций на фрустрацию между дошкольниками разного пола методом Т-критрия по Стьюденту.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды С. Розенцвейга. В 1934 году он опубликовал «эвристическую» классификацию типов реакций фрустрации, которую он намеревался сделать базой для измерений проекции личности. Так же мы опирались на подходе к фрустрации как к одному из видов психических состояний, представленного в трудах Н.Д. Левитова, А.О. Прохорова, Н.В. Тарабриной, основывались на классификации процессов психологического переживания по конструкту «удачность» - «неудачность» Ф.Е. Василюка, рассматривали способы преодоления фрустраций на поведенческом, когнитивном и эмоциональном уровнях функционирования личности (P.M. Грановская, И.М. Никольская).
Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие методы:
1. Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга (детский вариант)
2. Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления.
3. «I kind-тест» - проективная методика исследования личности.
4. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей (МЭДИС) Е.И. Щеблановой, И.С. Авериной, Е.Н. Задориной.
Методы статистической обработки данных (кластерный анализ, сравнительный анализ по Т-критерию Стъюдента, корреляционный анализ Пирсона).
В исследовании приняли участие дети в возрасте 7 лет, МАДОУ детского сада № 103 г. Перми. Количество испытуемых 60 детей, из них 30 девочек и 30 мальчиков.
Апробация исследования
Исследовательский материал был представлен на XV научно-исследовательской конференции ЯНПИС 25 мая 2018 г. Пермь в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете (Дектерева, 2018).
Теоретическая значимость заключается в расширении и систематизации знаний о типах реакций на фрустрацию у детей старшего дошкольного возраста, а также попытке обобщить и выделить группы детей с различными эмоциональными и когнитивными способностями, в связи с их типом реакций на фрустрацию.
Практическая значимость: определяется возможностью использования результатов, диагностического инструментария и программы повышения толерантности детей старшего дошкольного возраста к фрустрациям в работе педагогов ДОУ, а также в системе школьной психологической службы. То есть, понимая характер типов фрустрационных реакций можно расширять спектр способов реагирования ребенка на те фрустрирующие ситуации, которые задает ему педагог или родитель, обучать более оптимальным способам реагирования на эти ситуации. Исследование может стать основой для составления психологами индивидуально-ориентированной программы для работы с детьми с неадаптивным типом реакций. Нашу работу так же можно использовать студентам психологических, педагогических университетов для ознакомления с проведенными исследованиями с целью применить или расширить знания по данной теме. С той же целью работу можно предложить к прочтению психологам и педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также учителям начальных классов.
Научная новизна исследования: в психологической литературе можно встретить ряд исследований, направленных на изучение причин эмоциональной напряженности и эмоционального дискомфорта младших школьников, выявление содержания трудных ситуаций и способов поведения в них. Однако, не были предметом специальных экспериментальных исследований вопросы о влиянии и взаимосвязи когнитивной и эмоциональной сферы в связи с типом реакции на фрустрацию у детей старшего дошкольного возраста. Достоинством данной работы является изучение типов фрустрационных реакций у детей, поступающих в школу, эмоциональное состояние детей в процессе адаптации, а также влияние их на учебную деятельность. Таким образом, в нашей работе были дополнены новыми эмпирическими фактами данные об особенностях когнитивной и эмоциональной сферы старших дошкольников в связи с их ведущим типом реакции на фрустрацию.
Теоретический анализ литературы показал, что изучение особенностей когнитивной и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в связи с ведущим типом реакции на фрустрацию актуальной проблемой на текущий момент.
В первой главе мы рассмотрели взаимосвязь реакций на фрустрацию и его связь с феноменом совладающего поведения. Что позволило сделать вывод, что совладающее, или копинг-поведение можно определить, как стратегию действий, предпринимаемых индивидом при психологической угрозе, проявляющуюся в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности, ведущую к более или менее успешной адаптации. В нашем случае адаптация ребенка к новым социальным условиям приводит его к стрессу, где стресс и есть фрустрационная ситуация, которая представляет собой эмоциональное состояние, возникающее при сильном переживании от внезапной встречи ребенком кажущегося ему непреодолимым препятствия на пути к цели. Копинг - по сути обозначает психологическое преодоление стресса, а совладающее поведение, от «совладать» обозначает поведение, способное смягчить стрессогенные факторы в определенной ситуации.
Во время адаптации стрессовые ситуации возникают у ребенка в том момент, когда он не может достичь какой-то определенной цели, его потребность не удовлетворяется. Обращаясь к теории фрустрации С. Розенцвейга, в ситуации фрустрации ученый рассматривает три уровня психологической защиты организма: клеточный, автономный, кортикальный. Именно на кортикальном уровне могут возникать три типа ситуаций, вызывающих фрустрацию: ситуации нужды (внешняя или внутренняя потребность); ситуации потери, утраты, лишения того, что человек имел (внешние и внутренние потери); ситуации конфликта (ситуации препятствия).
Относительно характера помех Розенцвейгом определены ещё два типа фрустраций: пассивная (уровень первичных потребностей) и активная (уровень вторичных, дополнительных потребностей).
Сами реакции на фрустрацию делятся на два основных типа: продолженной потребности (адекватный и неадекватный типы реагирования) и реакции защиты «Я» (также адекватные и неадекватные).
По С. Розенцвейгу, состояние фрустрации по направленности может выражаться в трех формах поведения (реакций) человека: экстрапунитивной, (больше выражено стремление обвинять других, сталкиваясь с неудачей, фрустрирующей ситуацией; проявлять раздражительность, упрямство, попытки добиться своей цели с помощью манипулятивного поведения), интрапунитивной (свойственно испытывать чувство вины за случившееся, проявлять аутоагрессивное поведение, что сопровождается подавленным настроением, тревожностью, замкнутостью), и импунитивной (отношение к неудаче, фрустрирующей ситуации как к малозначимому событию, эмоциональное спокойствие, нет склонности чувствовать вину, и не обвиняют других).
Исследования реакций у детей старшего дошкольного возраста имеют практически одинаковые тенденции. У детей старшего дошкольного возраста в основном преобладает экстрапунитивное направление реакций, вторым по степени выраженности - интропунитивное направление, и наименее выраженным импунитивное. Появление состояния фрустрации и той или иной формы реагирования зависит от личностных особенностей человека, поэтому было предложено понятие фрустрационной толерантности, т. е. устойчивости к факторам, вызвавшим фрустрацию. Лица со слабой нервной системой чаще проявляют интрапунитивную форму фрустрации, с сильной нервной системой — экстрапунитивную (агрессию). Экстрапунитивные реакции связаны с интеллектом отрицательным образом, а интрапунитивные и импунитивные — положительным.
В нашем исследовании, сравнительный анализ показал, что что детям с экстрапунитивным типом реакции более свойственно в ситуации фрустрации вести себя импульсивно, проявляя агрессивность, которая в действительности может прикрывать их страхи, опасения, растерянность.
У детей с интрапунитивным типом реакции более выражена потребность в коммуникации, в эмоциональной связи при столкновении с фрустрирующими событиями. Уровень интеллектуальных способностей в этой группе детей выше, чем у детей с экстрапунитивным типом.
Дети с импунитивным типом реакции в большей мере, по сравнению с другими группами дошкольников, испытывают страх, опасения, тревогу в ситуации фрустрации. У них также более высокий уровень интеллектуальных способностей, чем у детей с экстрапунитивным типом реакции.
Дети с экстрапунитивной реакцией показывают наименьшие результаты по уровню интеллектуальных способностей. Это можно объяснить имеющимися у детей нарушениями в эмоциональной сфере, что оказывает влияние и на их когнитивную сферу.
Анализ взаимосвязей в группах дошкольников выявил как схожие связи (обратная связь агрессии и страха с когнитивными способностями), так и специфические связи.
В частности, в группе детей с интрапунитивным типом реакции на фрустрацию положительный эмоциональный настрой повышает уровень сформированности когнитивных способностей ребенка.
У детей с экстрапунитивным типом реакции на фрустрацию нарушения эмоциональной сферы в форме страхов, опасений снижают показатели когнитивного развития. Таким образом, прослеживается тесная связь эмоционального и когнитивного развития ребенка.
Изучение различий в группах дошкольников с учетом пола показало, что мальчики в большей степени характеризуются экстрапунитивным и импунитивным типом реакции на фрустрацию. У них больше преобладает стремление обвинять других, проявлять раздражительность, упрямство, или же, напротив, спокойно воспринимать препятствия, не обращать внимания на фрустрирующую ситуацию. Девочки в большей мере характеризуются интрапунитивным типом реакции на фрустрацию. Им больше свойственно испытывать чувство вины, проявлять аутоагрессивное поведение.
Результаты данного психологического исследования могут использоваться при проведении консультационной работы с семьями детей дошкольного возраста, а также педагогами во время непосредственной образовательной деятельности, психологами для проведения диагностики и коррекционных мероприятий. Зная направленность и тип фрустрационной реакции ребенка, можно гораздо успешней проводить коррекционную работу, расширяя спектр способов реагирования ребенка на, те фрустрирующие ситуации, с которыми он сталкивается во время адаптации в школе, и другими препятствиями, обучать более оптимальным способам реагирования на эти ситуации. Нормализуя эмоциональную сферу детей: снижение агрессии, тревожности, страха и другое, можно повлиять на обучаемость детей, отношение в коллективе, а также с родителями и педагогами.
Таким образом, наши данные подтверждают результаты многочисленных исследований. В работе все гипотезы были подтверждены.
В первой главе мы рассмотрели взаимосвязь реакций на фрустрацию и его связь с феноменом совладающего поведения. Что позволило сделать вывод, что совладающее, или копинг-поведение можно определить, как стратегию действий, предпринимаемых индивидом при психологической угрозе, проявляющуюся в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах функционирования личности, ведущую к более или менее успешной адаптации. В нашем случае адаптация ребенка к новым социальным условиям приводит его к стрессу, где стресс и есть фрустрационная ситуация, которая представляет собой эмоциональное состояние, возникающее при сильном переживании от внезапной встречи ребенком кажущегося ему непреодолимым препятствия на пути к цели. Копинг - по сути обозначает психологическое преодоление стресса, а совладающее поведение, от «совладать» обозначает поведение, способное смягчить стрессогенные факторы в определенной ситуации.
Во время адаптации стрессовые ситуации возникают у ребенка в том момент, когда он не может достичь какой-то определенной цели, его потребность не удовлетворяется. Обращаясь к теории фрустрации С. Розенцвейга, в ситуации фрустрации ученый рассматривает три уровня психологической защиты организма: клеточный, автономный, кортикальный. Именно на кортикальном уровне могут возникать три типа ситуаций, вызывающих фрустрацию: ситуации нужды (внешняя или внутренняя потребность); ситуации потери, утраты, лишения того, что человек имел (внешние и внутренние потери); ситуации конфликта (ситуации препятствия).
Относительно характера помех Розенцвейгом определены ещё два типа фрустраций: пассивная (уровень первичных потребностей) и активная (уровень вторичных, дополнительных потребностей).
Сами реакции на фрустрацию делятся на два основных типа: продолженной потребности (адекватный и неадекватный типы реагирования) и реакции защиты «Я» (также адекватные и неадекватные).
По С. Розенцвейгу, состояние фрустрации по направленности может выражаться в трех формах поведения (реакций) человека: экстрапунитивной, (больше выражено стремление обвинять других, сталкиваясь с неудачей, фрустрирующей ситуацией; проявлять раздражительность, упрямство, попытки добиться своей цели с помощью манипулятивного поведения), интрапунитивной (свойственно испытывать чувство вины за случившееся, проявлять аутоагрессивное поведение, что сопровождается подавленным настроением, тревожностью, замкнутостью), и импунитивной (отношение к неудаче, фрустрирующей ситуации как к малозначимому событию, эмоциональное спокойствие, нет склонности чувствовать вину, и не обвиняют других).
Исследования реакций у детей старшего дошкольного возраста имеют практически одинаковые тенденции. У детей старшего дошкольного возраста в основном преобладает экстрапунитивное направление реакций, вторым по степени выраженности - интропунитивное направление, и наименее выраженным импунитивное. Появление состояния фрустрации и той или иной формы реагирования зависит от личностных особенностей человека, поэтому было предложено понятие фрустрационной толерантности, т. е. устойчивости к факторам, вызвавшим фрустрацию. Лица со слабой нервной системой чаще проявляют интрапунитивную форму фрустрации, с сильной нервной системой — экстрапунитивную (агрессию). Экстрапунитивные реакции связаны с интеллектом отрицательным образом, а интрапунитивные и импунитивные — положительным.
В нашем исследовании, сравнительный анализ показал, что что детям с экстрапунитивным типом реакции более свойственно в ситуации фрустрации вести себя импульсивно, проявляя агрессивность, которая в действительности может прикрывать их страхи, опасения, растерянность.
У детей с интрапунитивным типом реакции более выражена потребность в коммуникации, в эмоциональной связи при столкновении с фрустрирующими событиями. Уровень интеллектуальных способностей в этой группе детей выше, чем у детей с экстрапунитивным типом.
Дети с импунитивным типом реакции в большей мере, по сравнению с другими группами дошкольников, испытывают страх, опасения, тревогу в ситуации фрустрации. У них также более высокий уровень интеллектуальных способностей, чем у детей с экстрапунитивным типом реакции.
Дети с экстрапунитивной реакцией показывают наименьшие результаты по уровню интеллектуальных способностей. Это можно объяснить имеющимися у детей нарушениями в эмоциональной сфере, что оказывает влияние и на их когнитивную сферу.
Анализ взаимосвязей в группах дошкольников выявил как схожие связи (обратная связь агрессии и страха с когнитивными способностями), так и специфические связи.
В частности, в группе детей с интрапунитивным типом реакции на фрустрацию положительный эмоциональный настрой повышает уровень сформированности когнитивных способностей ребенка.
У детей с экстрапунитивным типом реакции на фрустрацию нарушения эмоциональной сферы в форме страхов, опасений снижают показатели когнитивного развития. Таким образом, прослеживается тесная связь эмоционального и когнитивного развития ребенка.
Изучение различий в группах дошкольников с учетом пола показало, что мальчики в большей степени характеризуются экстрапунитивным и импунитивным типом реакции на фрустрацию. У них больше преобладает стремление обвинять других, проявлять раздражительность, упрямство, или же, напротив, спокойно воспринимать препятствия, не обращать внимания на фрустрирующую ситуацию. Девочки в большей мере характеризуются интрапунитивным типом реакции на фрустрацию. Им больше свойственно испытывать чувство вины, проявлять аутоагрессивное поведение.
Результаты данного психологического исследования могут использоваться при проведении консультационной работы с семьями детей дошкольного возраста, а также педагогами во время непосредственной образовательной деятельности, психологами для проведения диагностики и коррекционных мероприятий. Зная направленность и тип фрустрационной реакции ребенка, можно гораздо успешней проводить коррекционную работу, расширяя спектр способов реагирования ребенка на, те фрустрирующие ситуации, с которыми он сталкивается во время адаптации в школе, и другими препятствиями, обучать более оптимальным способам реагирования на эти ситуации. Нормализуя эмоциональную сферу детей: снижение агрессии, тревожности, страха и другое, можно повлиять на обучаемость детей, отношение в коллективе, а также с родителями и педагогами.
Таким образом, наши данные подтверждают результаты многочисленных исследований. В работе все гипотезы были подтверждены.



