МЕТОД ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАНИИ 7
1.1. Периодизация процесса становления метода проектов как
педагогического инструмента 7
1.2. Метод проектов в современной интерпретации 11
1.3. Основные этапы организации проектной деятельности обучающихся .. 17
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ ... 22
2.1. Особенности организации проектной деятельности при обучении
математике в старшей школе 22
2.2. Место и значение курса «Алгебра и начала анализа» в школьном курсе
математики 24
2.3. Тема «Производная и ее применение» как предметное содержание
учебного проекта в 10-11-х классах 27
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 30
3.1. Разработка учебного проекта «Производная и ее применение» 30
для учащихся 10-11-х классов 30
3.2. Реализация методического проекта «Производная и ее применение»
для студентов математического факультета 39
3.3. Описание результатов педагогического эксперимента 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАНИИ 7
1.1. Периодизация процесса становления метода проектов как
педагогического инструмента 7
1.2. Метод проектов в современной интерпретации 11
1.3. Основные этапы организации проектной деятельности обучающихся .. 17
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ ... 22
2.1. Особенности организации проектной деятельности при обучении
математике в старшей школе 22
2.2. Место и значение курса «Алгебра и начала анализа» в школьном курсе
математики 24
2.3. Тема «Производная и ее применение» как предметное содержание
учебного проекта в 10-11-х классах 27
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 30
3.1. Разработка учебного проекта «Производная и ее применение» 30
для учащихся 10-11-х классов 30
3.2. Реализация методического проекта «Производная и ее применение»
для студентов математического факультета 39
3.3. Описание результатов педагогического эксперимента 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
В современном мире важной задачей школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся. Актуальным остается использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, находить необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Одной из стратегических задач современного российского образования является формирование у школьников потребности и способности к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию. Для ее решения необходимо развивать у каждого учащегося стойкие познавательные мотивы учения, познавательный интерес, постоянное стремление углубляться в область познания.
Несомненно, от сформированности этих умений будут зависеть успехи молодого поколения не только в школьные годы, но и возможности воплотить свой жизненный потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.
По мнению практикующих учителей у школьников снижается интерес к обучению, в частности, к такому предмету как математика. Причинами таких изменений, на наш взгляд, являются:
- смена приоритетов в обществе с технических на гуманитарные науки;
- обособленность содержания академического математического образования от практической деятельности человека;
- недостаточное воздействие педагогов в процессе обучения математике на эмоции и чувства учащихся.
В настоящее время в сфере образования происходят серьезные изменения. Это связано с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования.
Он предъявляет ряд требований к процессу обучения и его результатам. Для успешного внедрения необходим поиск новых подходов к конструированию содержания школьных предметов, совершенствование технологий и методик обучения. Ведущая роль среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов, который позволяет формировать у учащихся способность определять цель своей работы, планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать полученные результаты. Использование метода проектов в обучении позволяет также сформировать у учащихся необходимые умения, развить математический стиль мышления и способствует самообразованию школьников.
В ФГОС [41] сформулирован социальный заказ школе, связанный с организацией проектной деятельности учащихся на реальном учебном содержании, в том числе и математическом. Однако объем разработанных дидактических материалов в практике обучения старшей школы остается пока недостаточным.
Цель нашей выпускной работы - исследование возможностей проектной деятельности как средства повышения осознанности учащихся в процессе изучения темы «Производная и ее применение».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) выполнить анализ научной, историко-педагогической
и методической литературы по теме исследования;
2) осуществить систематизацию историко-дидактической информации о процессе становления такого педагогического феномена, как проектная деятельность;
3) раскрыть подходы к организации работы над проектом с точки зрения различных авторов;
4) охарактеризовать деятельность учителя и учащихся на различных этапах реализации метода проектов в процессе обучения;
5) анализ и отбор математического содержания ШКМ старшей школы с точки зрения эффективного применения метода проектов;
6) разработать содержание конкретного педагогического проекта на материале темы «Производная и ее применение».
Объект исследования: процесс обучения математике в старшей школе.
Предмет исследования: организация проектной деятельности при изучении темы «Производная и ее применение». Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
Во введении раскрывается актуальность, объект, предмет, цель, задачи исследования.
В первой главе нами рассмотрены теоретические основы применения метода проектов. Описана периодизация процесса становления метода проектов как педагогического инструмента, выделены различные подходы к пониманию сущности проектирования. Описана деятельность учителя и учащихся на каждом этапе реализации метода проектов.
Во второй главе раскрывается реализация метода проектов в старшей школе. Выделены особенности организации проектной деятельности при обучении математике в старшей школе. Описано место и значение курса «Алгебра и начала анализа» в школьном курсе математики. Проведен анализ и отбор математического содержания школьного курса математики старшей школы с точки зрения эффективного применения метода проектов.
В третьей главе представлена теоретически обоснованная разработка педагогического проекта «Производная и ее применение». Проведен анализ результатов экспериментального внедрения разработанной методики. Полученные результаты экспериментальной работы позволили сформулировать основные выводы.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В приложении 1 представлена деловая игра «Производная и ее практическое применение», в приложении 2 вынесен фрагмент группового проекта «Применение производной при решении задач в строительстве и производстве».
Содержание выпускной работы может быть интересно учителям общеобразовательной школы и студентам, обучающимся по педагогической специальности.
Список литературы насчитывает 45 источников. В работе представлено 10 таблиц.
Несомненно, от сформированности этих умений будут зависеть успехи молодого поколения не только в школьные годы, но и возможности воплотить свой жизненный потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.
По мнению практикующих учителей у школьников снижается интерес к обучению, в частности, к такому предмету как математика. Причинами таких изменений, на наш взгляд, являются:
- смена приоритетов в обществе с технических на гуманитарные науки;
- обособленность содержания академического математического образования от практической деятельности человека;
- недостаточное воздействие педагогов в процессе обучения математике на эмоции и чувства учащихся.
В настоящее время в сфере образования происходят серьезные изменения. Это связано с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования.
Он предъявляет ряд требований к процессу обучения и его результатам. Для успешного внедрения необходим поиск новых подходов к конструированию содержания школьных предметов, совершенствование технологий и методик обучения. Ведущая роль среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов, который позволяет формировать у учащихся способность определять цель своей работы, планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать полученные результаты. Использование метода проектов в обучении позволяет также сформировать у учащихся необходимые умения, развить математический стиль мышления и способствует самообразованию школьников.
В ФГОС [41] сформулирован социальный заказ школе, связанный с организацией проектной деятельности учащихся на реальном учебном содержании, в том числе и математическом. Однако объем разработанных дидактических материалов в практике обучения старшей школы остается пока недостаточным.
Цель нашей выпускной работы - исследование возможностей проектной деятельности как средства повышения осознанности учащихся в процессе изучения темы «Производная и ее применение».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) выполнить анализ научной, историко-педагогической
и методической литературы по теме исследования;
2) осуществить систематизацию историко-дидактической информации о процессе становления такого педагогического феномена, как проектная деятельность;
3) раскрыть подходы к организации работы над проектом с точки зрения различных авторов;
4) охарактеризовать деятельность учителя и учащихся на различных этапах реализации метода проектов в процессе обучения;
5) анализ и отбор математического содержания ШКМ старшей школы с точки зрения эффективного применения метода проектов;
6) разработать содержание конкретного педагогического проекта на материале темы «Производная и ее применение».
Объект исследования: процесс обучения математике в старшей школе.
Предмет исследования: организация проектной деятельности при изучении темы «Производная и ее применение». Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
Во введении раскрывается актуальность, объект, предмет, цель, задачи исследования.
В первой главе нами рассмотрены теоретические основы применения метода проектов. Описана периодизация процесса становления метода проектов как педагогического инструмента, выделены различные подходы к пониманию сущности проектирования. Описана деятельность учителя и учащихся на каждом этапе реализации метода проектов.
Во второй главе раскрывается реализация метода проектов в старшей школе. Выделены особенности организации проектной деятельности при обучении математике в старшей школе. Описано место и значение курса «Алгебра и начала анализа» в школьном курсе математики. Проведен анализ и отбор математического содержания школьного курса математики старшей школы с точки зрения эффективного применения метода проектов.
В третьей главе представлена теоретически обоснованная разработка педагогического проекта «Производная и ее применение». Проведен анализ результатов экспериментального внедрения разработанной методики. Полученные результаты экспериментальной работы позволили сформулировать основные выводы.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В приложении 1 представлена деловая игра «Производная и ее практическое применение», в приложении 2 вынесен фрагмент группового проекта «Применение производной при решении задач в строительстве и производстве».
Содержание выпускной работы может быть интересно учителям общеобразовательной школы и студентам, обучающимся по педагогической специальности.
Список литературы насчитывает 45 источников. В работе представлено 10 таблиц.
Основой данного исследования послужили методологические и общедидактические положения, обращение к которым позволило целесообразно выбрать методы научного исследования с учетом поставленных целей и задач.
В процессе исследования решены поставленные задачи и получены следующие результаты:
1) проанализирована учебная и методическая литература, в которой приводятся сведения о подходах к пониманию, использованию и организации метода проектов в современной школе, что позволило нам выявить: проектная деятельность обучающихся - это совместная творческая, учебно-познавательная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата;
2) осуществлена систематизация историко-дидактической информации о процессе становления такого педагогического феномена, как проектная деятельность, в том числе составлена периодизация развития метода проектов в отечественной школе;
3) выполнен сравнительный анализ шести периодов становления проектной деятельности в зарубежной и российской школе;
4) охарактеризована деятельность учителя и учащихся на всех этапах реализации метода проектов в процессе обучения;
5) выделены особенности организации проектной деятельности при обучении математике в старшей школе;
6) разработан педагогический проект «Производная и ее практическое применение»;
7) осуществлена модификация вышеуказанного проекта для студентов третьего курса математического факультета ПГГПУ.
Апробация результатов проходила в процессе организации методического проекта со студентами третьего курса математического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.
Результаты исследования (тезисы «Использование метода проектов при изучении темы “Производная и ее применение”») опубликованы в сборнике «Вопросы математики, ее истории и методики преподавания в учебно-исследовательских работах» (материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов математических факультетов, выпуск 11, 2018 г.).
В процессе исследования решены поставленные задачи и получены следующие результаты:
1) проанализирована учебная и методическая литература, в которой приводятся сведения о подходах к пониманию, использованию и организации метода проектов в современной школе, что позволило нам выявить: проектная деятельность обучающихся - это совместная творческая, учебно-познавательная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата;
2) осуществлена систематизация историко-дидактической информации о процессе становления такого педагогического феномена, как проектная деятельность, в том числе составлена периодизация развития метода проектов в отечественной школе;
3) выполнен сравнительный анализ шести периодов становления проектной деятельности в зарубежной и российской школе;
4) охарактеризована деятельность учителя и учащихся на всех этапах реализации метода проектов в процессе обучения;
5) выделены особенности организации проектной деятельности при обучении математике в старшей школе;
6) разработан педагогический проект «Производная и ее практическое применение»;
7) осуществлена модификация вышеуказанного проекта для студентов третьего курса математического факультета ПГГПУ.
Апробация результатов проходила в процессе организации методического проекта со студентами третьего курса математического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.
Результаты исследования (тезисы «Использование метода проектов при изучении темы “Производная и ее применение”») опубликованы в сборнике «Вопросы математики, ее истории и методики преподавания в учебно-исследовательских работах» (материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов математических факультетов, выпуск 11, 2018 г.).
Подобные работы
- Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики
Диссертация , информатика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2019 - ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОНТЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В 5-7-х КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - Информационные технологии как средство развития познавательного интереса обучающихся к изучению математики в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - Коллективно-распределенная проектная деятельность учащихся при обучении программированию в условиях образовательной технологической платформы «Мега-класс»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОД ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕМЕ «МНОГОГРАННИКИ» В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Реализация активных методов обучения при обеспечении достижения образовательных результатов в курсе математики основной школы
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019



