ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАНИИ 7
1.1. Периодизация процесса становления метода проектов как
педагогического инструмента 7
1.2. Метод проектов в современной интерпретации 11
1.3. Основные этапы организации проектной деятельности обучающихся .. 17
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ ... 22
2.1. Особенности организации проектной деятельности при обучении
математике в старшей школе 22
2.2. Место и значение курса «Алгебра и начала анализа» в школьном курсе
математики 24
2.3. Тема «Производная и ее применение» как предметное содержание
учебного проекта в 10-11-х классах 27
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 30
3.1. Разработка учебного проекта «Производная и ее применение» 30
для учащихся 10-11-х классов 30
3.2. Реализация методического проекта «Производная и ее применение»
для студентов математического факультета 39
3.3. Описание результатов педагогического эксперимента 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
В современном мире важной задачей школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся. Актуальным остается использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, находить необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Одной из стратегических задач современного российского образования является формирование у школьников потребности и способности к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию. Для ее решения необходимо развивать у каждого учащегося стойкие познавательные мотивы учения, познавательный интерес, постоянное стремление углубляться в область познания.
Несомненно, от сформированности этих умений будут зависеть успехи молодого поколения не только в школьные годы, но и возможности воплотить свой жизненный потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.
По мнению практикующих учителей у школьников снижается интерес к обучению, в частности, к такому предмету как математика. Причинами таких изменений, на наш взгляд, являются:
- смена приоритетов в обществе с технических на гуманитарные науки;
- обособленность содержания академического математического образования от практической деятельности человека;
- недостаточное воздействие педагогов в процессе обучения математике на эмоции и чувства учащихся.
В настоящее время в сфере образования происходят серьезные изменения. Это связано с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования.
Он предъявляет ряд требований к процессу обучения и его результатам. Для успешного внедрения необходим поиск новых подходов к конструированию содержания школьных предметов, совершенствование технологий и методик обучения. Ведущая роль среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов, который позволяет формировать у учащихся способность определять цель своей работы, планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать полученные результаты. Использование метода проектов в обучении позволяет также сформировать у учащихся необходимые умения, развить математический стиль мышления и способствует самообразованию школьников.
В ФГОС [41] сформулирован социальный заказ школе, связанный с организацией проектной деятельности учащихся на реальном учебном содержании, в том числе и математическом. Однако объем разработанных дидактических материалов в практике обучения старшей школы остается пока недостаточным.
Цель нашей выпускной работы - исследование возможностей проектной деятельности как средства повышения осознанности учащихся в процессе изучения темы «Производная и ее применение».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) выполнить анализ научной, историко-педагогической
и методической литературы по теме исследования;
2) осуществить систематизацию историко-дидактической информации о процессе становления такого педагогического феномена, как проектная деятельность;
3) раскрыть подходы к организации работы над проектом с точки зрения различных авторов;
4) охарактеризовать деятельность учителя и учащихся на различных этапах реализации метода проектов в процессе обучения;
5) анализ и отбор математического содержания ШКМ старшей школы с точки зрения эффективного применения метода проектов;
6) разработать содержание конкретного педагогического проекта на материале темы «Производная и ее применение».
Объект исследования: процесс обучения математике в старшей школе.
Предмет исследования: организация проектной деятельности при изучении темы «Производная и ее применение». Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
Во введении раскрывается актуальность, объект, предмет, цель, задачи исследования.
В первой главе нами рассмотрены теоретические основы применения метода проектов. Описана периодизация процесса становления метода проектов как педагогического инструмента, выделены различные подходы к пониманию сущности проектирования. Описана деятельность учителя и учащихся на каждом этапе реализации метода проектов.
Во второй главе раскрывается реализация метода проектов в старшей школе. Выделены особенности организации проектной деятельности при обучении математике в старшей школе. Описано место и значение курса «Алгебра и начала анализа» в школьном курсе математики. Проведен анализ и отбор математического содержания школьного курса математики старшей школы с точки зрения эффективного применения метода проектов.
В третьей главе представлена теоретически обоснованная разработка педагогического проекта «Производная и ее применение». Проведен анализ результатов экспериментального внедрения разработанной методики. Полученные результаты экспериментальной работы позволили сформулировать основные выводы.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В приложении 1 представлена деловая игра «Производная и ее практическое применение», в приложении 2 вынесен фрагмент группового проекта «Применение производной при решении задач в строительстве и производстве».
Содержание выпускной работы может быть интересно учителям общеобразовательной школы и студентам, обучающимся по педагогической специальности.
Список литературы насчитывает 45 источников. В работе представлено 10 таблиц.
Основой данного исследования послужили методологические и общедидактические положения, обращение к которым позволило целесообразно выбрать методы научного исследования с учетом поставленных целей и задач.
В процессе исследования решены поставленные задачи и получены следующие результаты:
1) проанализирована учебная и методическая литература, в которой приводятся сведения о подходах к пониманию, использованию и организации метода проектов в современной школе, что позволило нам выявить: проектная деятельность обучающихся - это совместная творческая, учебно-познавательная деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата;
2) осуществлена систематизация историко-дидактической информации о процессе становления такого педагогического феномена, как проектная деятельность, в том числе составлена периодизация развития метода проектов в отечественной школе;
3) выполнен сравнительный анализ шести периодов становления проектной деятельности в зарубежной и российской школе;
4) охарактеризована деятельность учителя и учащихся на всех этапах реализации метода проектов в процессе обучения;
5) выделены особенности организации проектной деятельности при обучении математике в старшей школе;
6) разработан педагогический проект «Производная и ее практическое применение»;
7) осуществлена модификация вышеуказанного проекта для студентов третьего курса математического факультета ПГГПУ.
Апробация результатов проходила в процессе организации методического проекта со студентами третьего курса математического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.
Результаты исследования (тезисы «Использование метода проектов при изучении темы “Производная и ее применение”») опубликованы в сборнике «Вопросы математики, ее истории и методики преподавания в учебно-исследовательских работах» (материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов математических факультетов, выпуск 11, 2018 г.).
1. Алгебра и начала анализа. Сборник рабочих программ 10-11 классы : учеб. пособие для учителей образоват. организаций : базовый и углубл. уровни / сост. Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2016. - 128 с.
2. Антонова Е.И. Метод проектов в обучении математике / Е.И. Антонова // Математика (приложение к газете «Первое сентября»). - 2008. - № 13. - С. 9-12.
3. Архипова Н.В. Проектная деятельность как одна из форм вовлечения учащихся в процессе исследования. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/(дата обращения: 14.12.17).
4. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О.В. Брыкова, Т.В. Громова. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.
5. Бусев В.М. Что такое проект по математике / В.М. Бусев // Математика (приложение к газете «Первое сентября»). - 2008. - № 13. - С. 22-24.
6. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та имени М.В. Ломоносова, 2000. - 47 с.
7. Бэгьюли Ф. Управление проектом: пер. с англ. / Ф. Бэгьюли. - М.: Гранд ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 202 с.
8. Валясэк Б. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / Б. Валясэк // Народное образование. - 2013. - №9. - С. 177-180.
9. Вопросы преподавания алгебры и начал анализа в средней школе : Сб. статей / сост. Е.Г. Глаголева, О.С. Ивашев-Мусатов. - М.: Просвещение, 1980. - 256 с.
10. Гнеденко Б.В. Формирование мировоззрения у учащихся в процессе обучения математике / Б.В. Гнеденко. - М.: Просвещение, 1982. - 144 с.
11. Горобец Л.Н. «Метод проектов» как педагогическая технология
[Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим
доступа :https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proekta-kak-pedagogicheskaya- tehnologiya(дата обращения: 15.02.2018).
12. Далингер В.А. Новые рекомендации к изучению применения производной / В.А. Далингер // Вопросы преподавания алгебры и начал анализа в средней школе: сб. статей / сост. Е.Г. Глаголева, О.С. Ивашев- Мусатов. - М.: Просвещение, 1980. - 112 с.
13. Ивасенко А.Г. Управление проектами / А.Г. Ивасенко,
Я.И. Никонова, М.В. Каркавин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 327 с.
14. История возникновения метода проектов [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа :http://doshkolnik.ru/pedagogika/14691 konsultaciya-dlya-vospitateleiy-istoriya-vozniknoveniya-metoda-proektov.html (дата обращения 23.10.2017).
15. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогический процесс / В.Х. Килпатрик - Л.: Брокгауз - Ефрон, 1995. - 43 с.
16. Колягин Ю.М. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика / Ю.М. Колягин. - М.: Просвещение, 1975. - 462 с.
17. Кузнецова Л.В. Метод проектов в обучении математики [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : www.bezschool3.narod.ru/metodpro.html(дата обращения: 16.04.2015).
18. Лебедева Г.А. Педагогическое проектирование: учеб.-метод. пособие для учителей, студентов пед. вузов / А.Г. Лебедева. - Соликамск: Изд-во Соликамск. гос. пед. ин-та, 2004. - 280 с.
19. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.И. Матяш. - 3-е изд. - М.: Академия, 2012. - 160 с.
20. Мельникова Е. Проблемный урок или как открыть знания с учениками: пособие для учителя / Е. Мельникова. - М.: Изд-во АПКиПРО, 2006. - 168 с.
21. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики: учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1977. - 320 с.
22. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы / Приказ № 2-34 департамента образования города Москвы от 20.11.2003. - 14 с.
23. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов пед. вузов / Н.Ю. Пахомова - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
24. Пестерева В.Л. Урок-проект / В.Л. Пестерева // Проблемы теории и практики обучения математике: сб. науч. работ, представленных на Междунар. конф. «69 Герценовские чтения» / под ред. В.В. Орлова. - СПб.: Изд-во Рос.гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена, 2016. - С. 199.
25. Поздняк С.Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов / С.Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании: сб. ст. - М.: Просвещение, 2006. - №3. - С. 52-56.
26. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухарина. - 3-е изд. - М.: Академия, 2010. - 368 с.
27. Программы для общеобраз. школ, гимназй, лицеев: Математика. 5-11 кл. / сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. - М.: Дрофа, 2000. - 152 с.
28. Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2007. - 64 с.
29. Программа общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы / сост. Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2009. - 159 с.
30. Проектная деятельность обучающихся: теория и практика: монография / С.Л. Суворова, Т.А. Колосовская, А.А. Подгорбуновских. - Шадринск: Изд-во Шадр. гос. пед. ин-та, 2015. - 175 с.
31. Ребриков А.А. Использование проектной технологии в рамках реализации ФГОС [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://uchrebrikov.ucoz.ru/publ/ispolzovanie_proektnykh_tekhnologij_na_urokakh _informatiki_v_uslovijakh_realizacii_fgos/1-1-0-2 (дата обращения: 5.12.2016).
32. Ромашко И.В. Проектная деятельность на уроках математики / И.В. Ромашко // Образование в современной школе. - 2004. - № 3. - С. 46-49.
33. РословаЛ.О. Проектная деятельность: мода или всерьез и надолго? / Л.О. Рослова // Математика (приложение к газете «Первое сентября»). - 2008. - № 13. - С. 2-3.
34. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
35. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практич. пособие для работников общеобразоват. учрежд. / И.С. Сергеев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 80 с.
36. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества: автореф. ... д-ра иск. / В.Ф. Сидоренко. - М., 1990. - 34 с.
37. Соколова Л.А. Активизация мыслительной деятельности школьников посредствам метода проектов. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/561700/(дата обращения: 16.11.17).
38. Степанова Г.В. Метод проектов в обучении [Электронный
ресурс] - Электрон. дан. - Режим доступа:
http://kripk.onego.ru/divisions/vestnik/j05/05.doc(дата обращения: 21.02.18).
39. Технология проектов в профессиональной деятельности педагога: монография / авт.-сост. Н.П. Несговорова. - Курган: Изд-во Кург. гос. ун-та, 2013. - 316 с.
40. Проектная деятельность. Тест. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.uch.znate.ru/docs/570/index- 10502.html(дата обращения: 16.13.18).
41. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) - ФГОС ООО. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://xn-- 80abucjiibhv9a.xnp1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%В5%О0%ВО%О1%82%О1%8В/938(дата обращения: 12.11.17).
42. Фоминых Ю.Ф. Методология прикладной математики / Ю.Ф. Фоминых. - Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ин-та, 1990. - 92 с.
43. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе / И.Д. Чечель. - М.: Сентябрь, 1998. - 144 с.
44. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / С.Т. Шацкий. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 2. - 257 с.
45. Ястреблева Е.Н. Развитие мышления учащихся средствами
информационных технологий / Е.Н. Ястреблева.- М.: Дрофа, 2006. - 167 с.