Введение
Глава 1. Современные данные об особенностях формирования и течения патологии у часто болеющих детей и возможностях их физической реабилитации
1.1. Общее представление о группе часто и длительно болеющих детей, распространенности их заболеваний и осложнений
1.2. Механизмы формирования респираторной патологии у детей с частыми заболеваниями в России и ее влияние на качество жизни
1.3. Клинические проявления патологических состояний и осложнений у длительно и часто болеющих детей
1.4. Возможности физической реабилитации детей с заболеваниями дыхательной системы
1.5. Влияние оздоровительного бега на развитие и коррекцию физических качеств и адаптационных возможностей у детей
1.6. Механизмы лечебного действия силовых упражнений для развития силы и выносливости у детей
Глава 2. Материалы, организация и методы исследования
2.1. Организация и материалы исследования
2.2. Методы исследования
2.2.1. Методы исследования физических качеств часто болеющих детей
2.2.2. Методы исследования адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы у детей группы ДЧБ
2.2.3. Методы исследования функциональных резервов дыхательной системы
2.2.4 Методы исследования когнитивных способностей и психо-эмоционального статуса часто болеющих детей
2.2.5. Статистические методы обработка результатов исследования
2.3. Методика занятий оздоровительным бегом в сочетании с силовыми упражнениями с часто болеющими детьми
Глава 3. Анализ результатов исследования влияния занятий оздоровительным бегом в сочетании с силовыми упражнениями на физическую подготовленность и адаптационные возможности ослабленных детей
3.1. Оценка развития физических качеств у детей с частыми респираторными заболеваниями при занятиях оздоровительным бегом
3.2. Результаты увеличения резервных возможностей сердечно-сосудистой системы у ослабленных детей
3.3. Оценка изменений функциональных резервов дыхательной системы
3.4. Сравнительный анализ развития внимания у исследуемых детей
Заключение
Выводы
Библиографический список
Приложение
Актуальность. Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья как взрослых, так и детей, к снижению их физического, адаптационного и умственного потенциала. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции [2].
Частые заболевания дошкольников неблагоприятно влияют на физическое состояние их организма, отрицательно сказываются на нервно-психическом и физическом развитии, а также затрудняют выполнение детьми их социальных функций. Частые заболевания - фактор риска в развитии хронической патологии и ухудшении генофонда нашего населения. В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны, и особенно детей, становится национальной [24].
Каждый четвертый ребенок переносит бронхообструктивный синдром до 6-летнего возраста, при этом рецидивирующий его характер отмечается у 60% детей. Повторные ОРВИ приводят к нарушению развития и функционирования не только дыхательной, но и сердечно-сосудистой системы.
У детского населения на первом месте в структуре заболеваемости65 % всей патологии составляют болезни органов дыхания, среди которых 90 % - частые ОРВИ и грипп [35].
Общая заболеваемость среди детей, особенно дошкольного возраста, постоянно растет. Возросло число детей не только с функциональными расстройствами, но и хронической патологией. В национальном докладе о здоровье населения России отмечено, что число абсолютно здоровых детей в последние 10-15 лет снизилось до 10%, часто и длительно болеющих детей составляет 70-75%, 15-20% имеют хронические заболевания. Прогрессивно продолжает расти число детей с функциональными расстройствами и хроническими болезнями. По данным Всероссийской диспансеризации дети первой группы здоровья (отсутствие функциональных и морфологических отклонений) составляют всего лишь 16,2%, второй группы (функциональные и морфологические отклонения со сниженной сопротивляемостью организма - часто болеющие дети) - 82,2%, третью группу здоровья (хронические заболевания в стадии компенсации) составляют 1,6 % детей. В современном обществе среди детей со второй группой здоровья дети с частыми респираторными заболеваниями составляют наибольшее число [2].
В результате частых болезней нарушается социализация ребенка, что сказывается на коммуникативных, физических и умственных способностях. А также отмечено, что у часто болеющих детей недостаточно сформированы системы регуляции и адаптации, незавершенные развития иммунной, терморегуляторной и других систем [13].
Серьезной современной медицинской и социальной проблемой на сегодня остаются вопросы разработки и научного обоснования эффективности физкультурно-оздоровительных технологий для оздоровления этой категорией детей.
Часто болеющие дети ведут малоподвижный образ жизни, редко находятся на воздухе. Из-за отсутствия должных физических нагрузок эти дети всё больше и больше времени проводят в состоянии гиподинамии. Без достаточной двигательной активности мышцы слабеют и постепенно атрофируются. Уменьшаются сила, выносливость, ловкость. Нарушаются нервно-рефлекторные связи, приводя к расстройству деятельности нервной и иммунной системы (развиваются вегето-сосудистая дистония, депрессия, снижается эмоциональный фон и успеваемость), нарушается обмен веществ, нарастает хроническая интоксикация [2].
В результате появляются следующие симптомы: общая слабость, утомляемость, уменьшается работоспособность, нарушается сон, снижается творческая активность. С течением времени из-за гиподинамии нарастают изменения со стороны опорно-двигательного аппарата. Она приводит к снижению резервных возможностей сердечно-сосудистой системы, расстройствам дыхания и пищеварения (нарушение функции кишечника). При гиподинамии отмечается также уменьшение жизненной ёмкости легких и легочной вентиляции.
Таким образом, рационально организованная двигательная активность часто и длительно болеющих детей, особенно в период медицинской реабилитации в условиях стационара, позволит поднять уровень их физического здоровья, адаптационных возможностей организма, улучшит психоэмоциональное состояние, повысит в целом эффективность медикаментозного лечения и снизит у них частоту обострений заболеваний. Несмотря на широкий диапазон методов физической реабилитации необходимо и далее разрабатывать новые оздоровительные технологии и научно обосновывать их эффективность у часто и длительно болеющих детей. Методом выбора в оздоровительных учреждениях могут быть занятия оздоровительным бегом в сочетании с силовыми упражнениями [16].
Все выше сказанное определило актуальность выбранной темы.
Цель исследования. Изучить и научно обосновать влияние оздоровительного бега в сочетании с силовыми упражнениями на физическое состояние, адаптационные возможности и заболеваемость длительно и часто болеющих детей в условиях стационара.
Задачи исследования.
1. Провести анализ литературных источников и установить распространенность, структуру и особенности течения заболеваний у детей группы ДЧБ на современном этапе.
2. Подобрать информативные методы исследования физического состояния, адаптационных возможностей и развитие внимания у детей 7-10 лет с частыми респираторными заболеваниями.
3. Разработать методику занятий оздоровительным бегом в сочетании с силовыми упражнениями для ослабленных детей в условиях стационара.
4. Провести анализ и оценить влияние разработанной методики занятий оздоровительным бегом на улучшение физических качеств, работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, развитие внимания у ослабленных детей в условиях лечебно-профилактических учреждений.
Объект исследования. Физические качества, адаптационные возможности и когнитивные функции часто болеющих детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования. Коррекционное влияние занятий оздоровительным бегом в комплексе с силовыми упражнениями на силовые качества, координационные способности, адаптационные возможности кардиореспираторной системы и развитие внимания у детей с частой респираторной патологией.
Гипотеза. Предполагаем, что регулярные занятия оздоровительным бегом в сочетании с силовыми упражнениями, проводимые в условиях лечебного учреждения, улучшат физическую подготовленность, повысят адаптационные резервы организма, увеличат защитные силы и снизят частоту обострений у длительно болеющих детей.
Научная новизна.
1. Проведен анализ частоты и структуры детской заболеваемости в возрастном аспекте, выявлен повсеместный рост ее по всем нозологическим формам. Показана наибольшая динамика распространенности за счет патологии дыхательной системы и ЛОР органов, основу которых составляют вторичные иммунодефицитные состояния.
2. Разработана методика применения комплекса силовых упражнений в сочетании с оздоровительным бегом для часто болеющих детей младшего школьного возраста (7-10 лет).
3. Показано положительное влияние занятий оздоровительным бегом с силовыми упражнениями на переносимость физических нагрузок, на улучшение психоэмоционального состояния детей с частой респираторной патологией и снижение их частоты.
Теоретическая значимость. Научно обоснована эффективность влияния разработанной методики занятий оздоровительным бегом в сочетании с силовыми упражнениями на состояние здоровья детей и снижение частоты заболеваний. Полученные данные могут служить базой для дальнейших теоретических разработок в теории и методике адаптивной и лечебной физической культуре.
Практическая значимость.
1. Разработана и внедрена в лечебный процесс часто болеющих детей новая методика занятий оздоровительным бегом, позволяющая повысить эффективность фармакотерапии в условиях стационара.
2. Обоснована возможность более широкого применения оздоровительного бега на занятиях физической культуры в детских санаториях и профилакториях с низким финансированием.
В ходе рассмотрения вопроса об особенностях воздействия оздоровительного бега в сочетании с силовыми упражнениями на состояние здоровья часто болеющих детей к следующим выводам:
Дети, имеющие функциональные и морфологические отклонения со сниженной сопротивляемостью организма составляют - ЧБД составляют 70-75%.
Все возможные причины часто болеющих детей можно разделить на две большие категории - нарушение местного иммунитета и внешние повреждающие факторы.
Заболевания могут быть инфекционного или аллергического характера
Необходимо проводить профилактику простудных и инфекционных заболеваний. Регулярные занятия циклическими видами спорта в качестве оздоровительного средства повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляют сердечную мышцу, увеличивают ее способность усваивать кислород. Именно эффективность и надежность работы дыхательной системы, сердца, а также состояние сосудов определяют здоровье человека в общем смысле.
Оздоровительный бег в сочетании с силовыми упражнениями способствует гармоничному физическому развитию ребенка, при этом принося много ярких эмоций.
Специфика занятий оздоровительного бега в сочетании с силовыми упражнениями с ЧБД, обусловлена самой природой заболеваний - поскольку затрудняется функционирование дыхательных путей (системы), основное внимание необходимо обратить именно на это обстоятельство.
Таким образом, полагаем, что цели и задачи, определенные на начальных этапах настоящего исследования, достигнуты и выполнены успешно.
1. Акатова А.А., Зайцева Н.В., Аминова А.И. и др. Профилактика бронхиальной астмы у детей с аллергическим ринитом, проживающих в условиях воздействия геотехногенных химических факторов. Пособие для врачей.- Пермь, 2011. - С.17.
2. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Часто болеющие дети. Клинико-социальные аспекты: пути оздоровления. - Саратов, 2005. - С.58.
3. Апарин В.Е. Плачюнова В.А. Попова Т.П. Лечебная физкультура в комплексном этапном лечении, реабилитации и профилактике заболеваний легких у детей. - М.: 2014. - С. 170.
4. Бадьина Н.П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в начальной школе - М.: 2007. - С.152.
5. Велитченко В.К. физкультура для ослабленных детей. - М.: - С.85
6. Гилмор Г. Бег ради жизни. Бег трусцой с Артуром Лидьярдом М.: 2013. - С. 120.
7. Голубева Л. Г., Прилепина И. А. Закаливание дошкольника. Москва: Просвещение, 2007. - С. 229.
8. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М: Медицина, 2009. - 167с.
9. Дубровский В.И. Спортивная медицина. Москва: Владос, 2009. - 479с.
10. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке). Теория и практика физической культуры. - 2012.- №1. - С.15-21.
11. Епифанов В.А. Спортивная медицина, учебное пособие. М: Медицина, 2012. - С.3.
12. Жилкин А.И Легкая атлетика - учебное пособие. М.: 2003. - С.461.
13. Исаев Д.Н. Психосоматический подход к изучению заболеваний у детей и подростков Д.Н. Исаев. М: Медицина, 2008. - С.287.
14. Коровина Н.А., Заплатникова А.Л. Острые респираторно¬вирусные инфекции в амбулаторной практике врача-педиатра: Пособие для врачей. М.: Медицина, 2010. - С.215.
15. Костюченко В.Ф. Бег оздоровительный, бег спортивный: учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры.: СПб., 2009. - С.123.
16. Кривицкая Е.И. Применение занятий дополнительного физкультурнооздоровительного комплекса для оптимизации физического состояния детей с функциональными изменениями иммунитета. Е. И. Кривицкая, Л. А. Соловьева. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 - С. 68-71.
17. Кузнецов B.C. Силовая подготовка детей школьного возраста. Методическое пособие М.:2013. - С. 85.
18. Лидьярд А. Бег с Лидьярдом. Доступные методики оздоровительного бега от великого тренера XX века. М.: 2013. -352 с.
19. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Силовая атлетика. М: Федерация аэробики России, 2009.- С.56-65.
20. Логвина Т.Ю. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 1. - С. 8-10.
21. Локтев С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте: Практическое руководство для тренера С.А. Локтев. - М.: Советский спорт, 2007. - С.404.
22. Луценко С. А. Базовые виды двигательной деятельности и методики обучения: Легкая атлетика: учебно-методическое пособие. - СПб. : 2008. - С.84 .
23. Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. М: 2010. - С.254.
24. Мамаева М. А. Часто болеющие дети: программа обследования, лечения и оздоровления. СПб. 2014.- С.60.
25. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. 2-е изд., М.: ФмС, 2011.- С.186.
26. Мильнер Е.Г. Выбираю бег. - М.: 2012. - С. 64.
27. Мосина Н.А. Особенности развития самосознания часто
болеющего младшего школьника. - Красноярск, 2007. - С. 144.
28. Новикова Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации
у младших школьников и младших подростков. Проблемы
психодиагностики, обучения и развития школьников. М.: 2012. - С. 42-56.
29. Омолоева Т. С. Часто и длительно болеющие дети - группа диспансерного наблюдения на педиатрическом участке. Учебное пособие. Иркутск. 2012. - С.27.
30. Орлова, Л. Самые лучшие оздоровительные системы. - М.:
Харвест, 2009. - С. 480.
31. Поляев Б.А., Лайшева O.A. Основные принципы использования физических факторов в восстановительном лечении детей. Восстановительное лечение в педиатрии. М.: ИД Медпрактика - М.: 2008. - С. 491.
32. Саввина М.И., Ханды Н.В, Петров М.В, Самсонова И.Ф., Егорова А.Д., Дмитриева В.Б. Медицинская реабилитация в педиатрической практике: достижения, проблемы и перспективы. МЦНИП. 2013. - С. 123.
33. Савенкова М. С., Савенков М. П., Абрамова Н. А. Лечение часто болеющих детей в условиях поликлиники. Практика педиатра, 2014. - С. 58.
34. Стоноженко Л. В. С 81 Применение MS Excel и Statistica for Win-dows для лесотаксационных вычислений и обработки экспериментальных данных методами математической статистики : учеб. пособие Л.В. Стоноженко, А.Н. Югов, В.Н. Карминов. - М. : ФГБОУ ВПО МГУЛ. 2012. - С. 158.
35. Таточенко В.К. Практическая пульмонология детского возраста, М.: 2000. - С.101.
36. Влияние занятий оздоровительным бегом на организм занимающих http://knowledge.allbest.ru/sport/3c0b65635a2ad78b4d43a88521206d27
37. Повышение физических возможностей детей у часто болеющих детей http://bibliofond.ru