ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ 5
1.1. Из истории метода проектов 5
1.2. Современное понимание организации ученического
проектирования 9
1.3. Этапы работы над проектом 14
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБУЧЕНИИ
МАТЕМАТИКЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 24
2.1. Из опыта использования метода проектов учителями математики 24
2.2. Метод проектов на уроках математики 32
2.3. Разработка проектов во внеурочной деятельности 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Приложение 1. Проект «Куда мы катимся» 52
Приложение 2. Проект «Текстовые задачи» 55
Приложение 3. Проект «И это все о нем...» 59
Приложение 4. Проект «Письма из прошлого» 62
Приложение 5. Результаты анкетирования
Важной задачей современной школы является развитие творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся. Актуальным остается использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
В настоящее время в сфере образования происходят изменения. Это связано с внедрением федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Он предъявляет ряд требований к процессу обучения и его результатам. В частности - формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Для успешного внедрения ФГОС основного общего образования необходимы новые подходы к конструированию содержания школьных предметов, совершенствование технологий и методик обучения. Одним из вариантов решения задач современного школьного образования является проектная деятельность, позволяющая формировать у учащихся способность определять цель своей работы, планировать пути ее достижения, анализировать и оценивать результаты.
Использование метода проектов в обучении позволяет сформировать необходимые умения, развить математическое мышление, а также способствует самообучению школьника.
В ФГОС [34] сформулирован социальный заказ школе, связанный с организацией проектной деятельности учащихся на реальном учебном содержании, в том числе и на математическом. Однако достаточного объема разработанных дидактических материалов в практике обучения основной школы остается пока недостаточно.
Цель: раскрыть содержание этапов работы над проектом учащимися основной школы.
Задачи:
- изучить историю метода проектов;
- рассмотреть современное понимание к организации ученического проектирования;
- описать опыт использования метода проектов на математическом содержании в учебно-методической литературе;
- выделить этапы работы над проектом;
- охарактеризовать деятельность учителя и учащихся на каждом из выделенных этапов;
- показать использование метода проектов на уроках математики и во внеурочной работе учителями математики основной школы;
- представить свои личные методические разработки.
Объект исследования: процесс организации проектной деятельности школьников в курсе обучения математике основной школы.
Предмет исследования: деятельность педагога и учащихся основной школы, направленная на использование метода проектов на уроках математики и во внеурочной работе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы (38 источников), приложения.
Задачи, сформулированные в работе решены, поставленная цель достигнута.
В ходе исследования получены следующие результаты:
1) на основе анализа литературы охарактеризована деятельность учителя и учащихся на каждом этапе создания проекта (табл. 2, стр. 16);
2) разработано четыре проекта по математике;
3) они апробированы с учащимися 7-х, 9-х классах МБОУ «Дубровской СОШ»;
4) представлены продукты полученных проектов (результат проекта «Текстовые задачи» - доклады учащихся по выбранным подтемам, разработанная учащимися проверочная работа по подтеме «Задачи на проценты»; результат проекта «4=100?» - плакаты с информацией о различных системах счисления, созданные учащимися 7 класса; результат проекта «Письма из прошлого» - плакаты с информацией о ученых- математиках, созданные учениками 9 класса).
На основе полученных результатов можно сделать следующий вывод: опыт проведения таких занятий по математике с использованием метода проектов дает возможность утверждать, что у учащихся проявляется интерес к предмету, развиваются творческие способности, умения работать самостоятельно и в коллективе. Метод проектов позволяет отойти от традиционного урока, больше уделяя внимание развитию интересов учащихся.
1. Антонова Е.И. Метод проектов в обучении математике / Е.И. Антонова // Математика (приложение к газете «Первое сентября»). - 2008. - № 13. - С. 9-21.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли / А.Г. Асмолов. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.
3. БаймухамбетоваМ.С. Учебный проект по математике «Куда мы катимся» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : https://infourok.ru/proekt-po-matematike-skorost-817624.html(дата обращения: 27.05.2015).
4. Большой толковый словарь современного русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. - ООО «Издательство Астрель», 2000. - 848 с.
5. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное
обучение. / А.В. Брушлинский - М. : Знание, 1983. - 96 с.
6. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О.В. Брыкова, Т.В. Громова. - М. : Чистые пруды, 2006. - 32 с.
7. Бусев В.М. Что такое проект по математике / В.М. Бусев // Математика (приложение к газете «Первое сентября»). - 2008. - № 13. - 80 с.
8. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - Волгоград: Учитель, 2000. - 132 с.
9. Горобец Л.Н. «Метод проектов» как педагогическая технология [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : https://cyberleninka.rU/article/n/metod-proekta-kak-pedagogicheskaya-tehnologiya(дата обращения: 12.11.2016).
10. История возникновения метода проектов [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://doshkolnik.ru/pedagogika/14691- konsultaciya-dlya-vospitateleiy-istoriya-vozniknoveniya-metoda-proektov.html
(дата обращения 27.10.2016).
11. Карелина Т.М. Методы проблемного обучения / Т.М. Карелина // Математика (приложение к газете «Первое сентября»). - Издательский дом «Первое сентября», 2000. - № 5. - С. 31 - 32.
12. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогический процесс. - Л. : Брокгауз - Ефрон, 1995. - 43 с.
13. Калягин Ю.М. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. / Ю.М. Колягин Учеб. пособие для студентов физ.- мат. факультетов пед. вузов. - М. : Просвещение, 1975. - 462 с.
14. Кузнецова Л.В. Метод проектов в обучении математики [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : www.bezschool3.narod.ru/metodpro.html(дата обращения: 16.04.2015).
15. Лебедева Г.А. Педагогическое проектирование: Учебно¬
методическое пособие для учителей, студентов пед. вузов / А.Г. Лебедева Соликамский государственный педагогический институт. - Соликамск : СГПИ, 2004. - 280 с.
16. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение (3-е изд., стер.) : Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.И. Матяш. - М. : ИЦ Академия, 2012. - 160с.
17. Мельникова Е. Проблемный урок или как открыть знания с учениками : Пособие для учителя. - М. : АПКиПРО, 2006. - 168 с.
18. Метелева Р.Ф. Разработка урока математики с использованием
технологии «Метод проектов» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http: //nsportal .ru/shkola/algebra/library/2014/02/16/razrabotka- uroka-matematiki-s-ispolzovaniem-tekhnologii-metod (дата обращения: 17.05.2016).
19. Метод проектов [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа :http://mognovse.ru/dhk-metod-proektov-1918-v-kotoroj-on-opredelil-eto-ponyatie-ka.html (дата обращения 23.10.2016)
20. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы: Департамент образования города Москвы от 20.11.2003, № 2-34-20.
21. Морозова Т.В. Учебный проект «Большой секрет для маленькой компании» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://letopisi.org/index.php/(дата обращения: 25.05.2015).
22. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. - М. : АРКТИ, 2005. - 112 с.
23. Перевезенцева Е.Н. Использование метода проектов на уроках математики [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://gigabaza.ru/doc/89773.html(дата обращения: 25.03.2016).
24. Пестерева В.Л. Урок-проект «Проблемы теории и практики обучения математике»: Сборник научных работ, представленных на Международную конференцию «69 Герценовские чтения» / под ред.
B. В. Орлова. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. -
C. 199.
25. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухарина. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - С. 193 - 200.
26. Ребриков А.А. Использование проектной технологии в рамках реализации ФГОС [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://uchrebrikov.ucoz.ru/publ/ispolzovanie_proektnykh_tekhnologij_na_urokakh _informatiki_v_uslovijakh_realizacii_fgos/1-1-0-2 (дата обращения: 5.12.2016).
27. Ромашко И.В. Проектная деятельность на уроках математики / И.В. Ромашко // Образование в современной школе. - 2004, № 3. - С. 46 - 49.
28. Рослова Л.О. Проектная деятельность: мода или всерьез и надолго? / Л.О. Рослова // Математика (приложение к газете «Первое сентября»). - Издательский дом «Первое сентября», 2008. - № 13. - С. 2 - 3.
29. Саркисян М. Проектная технология на уроках информатики / М. Саркисян // Информатики и образование. - 2009. - № 5. - С. 12 - 14.
30. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.
31. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразоват. учрежд. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2005. - 80 с.
32. Учебный проект по математике для 5 класса [Электронный
ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа :
http://infourok.ru/material.html?mid=28194(дата обращения: 4.04.2015).
33. Учебный проект по математике «Координаты и координатная плоскость» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://kopilkaurokov.ru/matematika/uroki/124008(дата обращения: 4.04.2015).
34. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) - ФГОС ООО. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа :http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1%82%D1%8B/938(дата обращения: 12.11.2016).
35. Формирование проектных умений школьников: практические занятия / авт. - сост. С.Г. Щербакова. - Волгоград : Учитель, 2009. - 103 с.
36. Фридман Е.М. Математика. Проекты? Проекты... Проекты! 5-11 классы : учебно-методическое пособие / Е.М. Фридман. - Ростов н/Д : Легион, 2014. - 80 с. - (Мастер-класс).
37. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М. : Сентябрь, 1998. - 144 с.
38. Чумичева Н.М. Проект «Делимость натуральных чисел» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.poznovatelno.ru(дата обращения: 4.04.2016).