Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ изучения наглядного моделирования как средства развития фонематических процессов у дошкольников с общим
недоразвитием речи 8
1.1 Сущность понятия «фонематические процессы» 8
1.2 Развитие фонематических процессов у дошкольников в онтогенезе 13
1.3 Особенности фонематических процессов у детей с общим
недоразвитием речи 18
1.4 Развитие фонематических процессов у дошкольников с общим
недоразвитием речи с использованием наглядного моделирования 22
Выводы по главе I 28
Глава 2. Исследование специфики фонематических процессов у
дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента
2.2 Анализ экспериментальных данных по изучению фонематических
процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
Выводы по главе II 50
Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием наглядного моделирования 52
3.1 Программа по формированию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи с помощью метода наглядного моделирования ....
3.2 Анализ экспериментальных данных по формированию
фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи с помощью метода наглядного моделирования
Выводы по главе III
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что сформированные фонематические процессы - важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения может быть возможна только при опережающем формировании фонематических процессов. Сформированные фонематические процессы являются залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.
Нарушения фонематических процессов приводят к смешению звуков и заменам, что в дальнейшем может отразиться на письме. Без достаточной сформированности основ фонематической системы языка невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа - операции мысленного расчленения на составные фонемы различных звукокомплексов.
Наиболее распространенным нарушением речи у детей старшего дошкольного возраста является общее недоразвитие речи. Большинство исследователей (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.А Ткаченко и др.) отмечают, что общее недоразвитие речи- различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны и смысловой стороны при нормальном слухе и интеллекте. Расстройства восприятия и воспроизведения фонем и правил их употребления, вызывающие недоразвитие функций фонологической системы языка, проявляются в сложном комплексе симптомов, определяемых как фонетико-фонематические нарушения.
Нарушение формирования фонематических процессов оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие лексического, морфологического, семантического компонентов языковой способности.
Проявления нарушений фонематических процессов у детей старшего
4
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в психологопедагогическом аспекте глубоко изучены такими авторами как: Г.В. Бабина, Н.А. Грассе, Р.Е. Левина, Т.А. Ткаченко и др. Однако сложность диагностики, полиморфность этиологии и симптоматики общего недоразвития речи, различный уровень речевого развития детей обуславливают необходимость дальнейшего всестороннего изучения нарушений фонематических процессов у детей с данной формой речевой патологии, а также организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений фонематических процессов с учетом индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР.
Развитие фонематических процессов является одним из основных направлений логопедической работы по коррекции различных нарушений речи. Одним из методов развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является наглядное моделирование. Метод наглядного моделирования особенно эффективен для дошкольников, так как у них развито наглядно-действенное мышление, память носит непроизвольный характер, а мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дети учатся давать характеристику любому звуку, развивается способность ощущать движения органов артикуляции. У детей формируется ассоциация между звучанием звука и термином. Все это способствует, мотивации речевого общения, пополнению словарного запаса, формированию связной речи, произвольного внимания и памяти, что важно для развития детей с общим недоразвитием речи. Кроме того, при наглядное моделирование существенно повышается мотивация детей к логопедическим занятиям.
Вышеизложенная информация предопределила выбор темы представленного исследования: «Наглядное моделирование как средство развития фонематических процессов у дошкольников с ОНР III уровня».
Цель исследования: выявить особенности фонематической стороны речи, разработать и определить эффективность программы по развитию фонематической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи.
Объект: дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет: развитие фонематических процессов у детей дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием наглядного моделирования.
Гипотеза: мы предполагаем, что специально организованные
коррекционно-развивающие логопедические занятия с использованием наглядного моделирования позволяет не только полностью устранить недостатки фонематических процессов, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты ещё в дошкольном возрасте.
В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой нами были определены следующие задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ специальной литературы по проблеме наглядного моделирования как средства развития фонематических процессов у дошкольников с ОНР.
2. Подобрать комплекс методик для изучения фонематических процессов у детей с ОНР;
3. Провести экспериментальное исследование фонематических процессов у детей с ОНР;
4. Разработать программу для проведения коррекционной работы по формированию фонематических процессов у детей с ОНР с помощью метода наглядного моделирования;
5. Провести сравнительный анализ до проведения коррекционной работы, и после проведение коррекционной работы с детьми с ОНР с помощью метода наглядного моделирования.
Методологическая база исследования является положение, разработанное Ю.Ф. Гаркуша [15], В.Н. Долгановой[22], А.А. Новиковой [44], которые утверждают, что моделирование принадлежит к числу
эффективных средств, которые все чаще применяются в логопедической
6
практике и помогают достичь максимально возможных успехов в развитии фонематических процессов у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Научные знания о фонематической системе, теории речевой деятельности и формировании фонематических процессов, представлены в работах многих лингвистов, психологов и педагогов: Е.В. Колесниковой [29 ], Н.Х. Швачкина [60], Д.Б. Эльконина [63].
Изучению детей с общим недоразвитием речи и особенности их фонематических процессов посвящены работы Р.Е. Левиной [37], В.В. Головко [20], Л.Ф. Спировой [], Т.А. Ткаченко [54],А.А. Новикова [44],Н.В. Макляева [41].
Понятие моделирование и особенностей метода наглядного моделирования изучали такие ученые как Т.И. Кудрова [34], Ю.Ф. Гаркуша
[15] .
Методы исследования, использованные нами в соответствии с целью и задачами исследования:
1. теоретический:
-теоретический анализ специальной литературы;
2. эмпирический:
- методика обследования фонематического слуха Е.Ф. Архиповой;
-методика обследования фонематического восприятия В.В.
Коноваленко, С.В. Коноваленко;
-методика обследования фонематического анализа и синтеза и фонематических представлений О.Б. Иншаковой;
- констатирующий эксперимент;
- метод наглядного моделирования;
- формирующий эксперимент.
3. Аналитические методы:
-качественный и количественный анализ экспериментальных результатов.
Практическая значимость заключается в разработке программы коррекционно-логопедической работы, способствующих развитию фонематических процессов у дошкольников c ОН? III уpовня. Данную разработку можно рекомендовать логопедам дошкольных образовательных учреждений в качестве основы для осуществления логопедической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи III уровня.
Апробация: результаты исследования были представлены на
Международной научно-практической конференции студентов и асперантов «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (КФУ, 2017), на итоговой научно-образовательной кофренции на секции «Психологические особенности лиц с нарушениями развития» (КФУ, 2017), на Международной студенческой научнопрактической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют» (БГПУ, 2017).
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы, приложений.
На современном этапе наиболее остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Одной их важнейших задач является подготовка детей к школе. Основным показателем готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что неуклонно растет число детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Наиболее распространенным среди расстройств произносительной стороны речи детей дошкольного возраста является ОНР.
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е. Левиной, Н.Х. Швачкиным, А.Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука, может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Следовательно, фонематическое восприятие имеет важнейшее значение для полноценного усвоения звуковой стороны речи, то есть развития фонематического слуха детей. Состояние фонематического восприятия и фонематического слуха влияет на овладение анализом и синтезом звукового состава слова, что является необходимым условием для успешного обучения грамоте, а в дальнейшем - полноценного усвоения школьной программы в целом детьми, как с сохранным интеллектом, так и детьми с нарушением речи.
До настоящего времени недостаточно изучены, на наш взгляд, возможности формирования фонематических процессов детей с речевыми патологиями.
Проведенное нами обследование фонематических процессов показало, что фонематические процессы исследуемой группы детей недостаточно развито. В ходе логопедического обследования были выявлены особенности фонематических процессов, заключающиеся в нечетком представлении о звуке как самостоятельной языковой единице. Несформированность у детей понятий «начало», «середина», «конец». Наиболее развитой оказалась
элементарная форма фонематического анализа: выделение звука на фоне
81
слова. Выявлены низкий уровень сформированное™ операций определения места звука в слове, а также количественного и последовательного анализа.
Анализируя научную литературу по использованию дополнительных средств в деятельности, направленной на формирование фонематических процессов у детей с ОНР III уровня, мы выбрали наглядное моделирование, как наиболее эффективное средство развития.
В ходе экспериментального исследования нами была проведена целенаправленная логопедическая работа на основе систематизированного нами методического материала с детьми экспериментальной группы.
В результате проведенного диагностического исследования мы получили следующие данные: у детей экспериментальной группы мы можем констатировать значительное увеличение количества дошкольников, имеющих высокий и средний уровень сформированности фонематических процессов и уменьшение количества дошкольников, имеющих низкий уровень сформированности фонематических процессов.
Таким образом, наше предположение, что повышение эффективности коррекционной работы по формированию фонематических процессов возрастает, если в сочетании с традиционной методикой будет использоваться нетрадиционные средства, в качестве которых выступают наглядное моделирование, оказалось верными.
Апробирование подобранного нами методического материала прошло успешно, данную разработку можно рекомендовать логопедам дошкольных образовательных учреждений в качестве основы для осуществления логопедической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи III уровня.
1. Акимова М.В. Сформированность фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста - необходимое условие обучения грамоте / М.В. Акимова // Логопедия сегодня. - 2013. - № 2 - С. 3-8
2. Аманатова М.М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях / М.М. Аманатова // Логопедия. - 2012. - № 1. - С.
20- 27.
3. Бабина Г.В. Формирование навыка фонемного анализа у детей с
общим недоразвитием речи / Г.В. Бабина, Н. А. Грассе // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - Воронеж: МОДЭК, 2011.
- С.174-192.
4. Базик И.Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию: старший дошкольный возраст / И.Я. Базик // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 11. - С. 34-36.
5. Баева А.И. Изучение состояния речевых процессов у 5-6-летних детей с общим недоразвитием речи / А.И. Баева. - Логопед. - 2014. - № 2. - С.12-18.
6. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков. - М.: Просвещение, 2004. - 180 с.
7. Бородич А.М. Методика развития речи для детей /
A. М. Бородич. -М.: Просвещение, 2011. - 145 с.
8. Варенцова Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова. -М.: Просвещение, 2013. - 131 с.
9. Васильева Н.Н. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста / Н.Н. Васильева - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 65-67.
10. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми /
B. М. Ввозная, Т.Г. Давьщова, // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2010. - № 1. - С.16-21.
11. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание.
- 2002. - № 3. - С. 46-52.
12. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи / Е.Н. Винарская // Язык и человек. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - С.55-62.
13. Гаркуша Ю.Ф. Использование наглядного моделирования в коррекционном обучении дошкольников с ОНР (общее недоразвитие речи) / Ю.Ф. Гаркуша, Т.Н. Кроткова // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. - СПб.: Акцидент, 2009. - С. 84-91.
14. Головко В.В. Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня / В.В. Головко // Педагогическое обозрение. - 2007. - № 1. - С. 56-63.
15. Горбенко, Е.Л. Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения / Е.Л. Горбенко // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 262-264.
16. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов /
А.М. Горчакова// Логопедия. - 2013. - № 2. -С.12-18.
17. Горчакова А.М. Пути преодоления фонематического недоразвития у дошкольников / А.М. Горчакова // Практическая психология и логопедия. - 2016. - № 5. - С. 5-12.
18. Долганова В.Н. Использование схем-моделей в работе с детьми с ОНР в детском саду / В.Н. Долганова, Т.А. Калабина, А.А. Новикова - Чебоксары: Центр образования и воспитания, 2014. - С.90-98.
19. Дурова, Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки: методическое пособие / Н.В. Дурова. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 321 с.
20. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников / Н.И. Дьякова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
21. Жильцова О.Л. Формирование фонематической готовности к овладению грамотой у старших дошкольников с нарушениями речи / О.Л.
Жильцова. - М.: Просвещение, 2011. - 234 с.
84
22. Журова Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста / Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин. -М.: Просещение, 2003. - 279 с.
23. Климчук Н.И. Наглядное моделирование в системе словарной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи / Н.И. Климчук // Логопед. - 2008. - № 2. - С.28-37.
24. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Просвещение, 2012. - 132 с.
25. Кондратьева Н.А. Как использовать модель для развития речевого творчества / Н.А. Кондратьева, О.Н. Сомкова. // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 10. - С. 52-56.
26. Коноваленко В.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста: пособие для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном и Д, 2011. - 95 с.
27. Корнилова, Л.А. Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников [Текст] / Л.А. Корнилова // Логопед. - 2009. - №
2. - С.65-69.
28. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи / Т.И. Кудрова // Логопед в детском саду. - 2012. - №
4. - С.34-39.
29. Курбангалиева Ю.Ю. Особенности развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Ю.Ю. Курбангалиева, О.А. Высокогорская // Гуманитарные исследования. - 2014. - № 1. - С.12-19.
30. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей с недоразвитием речи / Р.Е. Левина. - М. : Просвещение, 2012. - 181 с.
31. Левченко Л.Ю. Моделирование в деятельности педагога- психолога как средство обеспечения качества воспитательной среды ДО /
Л.Ю. Левченко // Инновационный потенциал современной системы
85
образования: материалы II Всероссийской заочной научно-практической конференции. - Чебоксары: Центр образования и воспитания, 2014. - С.159- 161.
32. Макляева Н.В. Моделирование как средство развития фонематического восприятия у детей / Н.В. Макляева // Логопед. - 2008. - С.32-37.
33. Мещерякова Л.В. Нетипичные нарушения фонематического восприятия звуков и их коррекция у дошкольников / Л.В Мещерякова // Логопед. - 2012. - № 4. - С.42-47.
34. Новоторцева Н.В. Применение метода наглядного моделирования в развитии мышления у дошкольников с нарушениями речи / Н.В. Новоторцева // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. / - СПб., 1999. - С. 74-83.
35. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов / Е.А. Пожиленко. - М.: Просвещение, 2012. - 224 с.
36. Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаковосимволической деятельности дошкольника / Е.Е. Сапогова // Вопросы психологии, 1992 . - № 6. - С.26-30.
37. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников / Т.Н. Смышляева, Е.Ю. Корчуганова // Логопед. - 2005. - №
1. - С. 7-12.
38. Соловьева Н.В. Таблицы для звукового анализа слова: новые варианты традиционной методики / Н.В. Соловьева // Логопед. - 2008. - № 8. - С.42- 55.
39. Спирова Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи / Л.Ф. Спирова. - М.: Просвещение, 2010. - 155 с.
40. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия / Т.А. Ткаченко. -М.: Просвещение, 2011. - 134 с.
41. Хромых Т.В. Наглядное моделирование в логопедической работе с детьми старшего возраста с ОНР / Т.В. Хромых // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 4. - С. 113-116.
42. Цибульский Г.М. Моделирование: учеб. пособ. / Г.М.
Цибульский. — Красноярск : КГТУ, 2014. - 80 с.
43. Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи / Н.А. Чевелева // Дефектология. - 2009. - № 5. - С.57-61.
44. Черкасова, Е.Д. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи / Е.Д. Черкасова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №
11. - С.12-18.
45. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте / Н.Х. Швачкин. -М. : Просвещение, 2008. - 165 с.
46. Швецова И.В. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи / И.В. Швецова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С.12-19.
47. Федорова Н.П. Использование моделирования в коррекционной работе по преодолению речевого недоразвития у дошкольников / Н.П. Федорова // Методист. - 2006. - № 5. - С. 59-62.
48. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. -М.: Просвещение, 2012. - 143 с.