ДИСКУРСИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РОМАНА ВЛАДИМИРА ШАРОВА «ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЕГИПЕТ»
|
Введение 3
Глава 1. Роман В. Шарова «Возвращение в Египет» в современном литературном и культурно-историческом контексте 9
Глава 2. Гоголевские произведения в контексте романа «Возвращение в Египет» 14
2.1. Гоголевская идея в структуре романа 16
2.2. Гоголевские тексты в романе В. Шарова «Возвращение в Египет» .. 18
2.2.1. Комедия «Ревизор» или «два Гоголя» 19
2.2.2 Повесть «Нос» в романе 21
2.2.3. Повесть «Старосветские помещики» 22
2.2.4 «Выбранные места из переписки с друзьями» 23
2.2.5 Поэма «Мертвые души» 24
2.3 «Синопсис» Коли Гоголя (Второго) в романе 28
Глава 3. Художественное воплощение идеи раскола в романе 31
3.1 Концепция русской истории Владимира Шарова: раскол как причина
русской революции 31
3.2 Русские раскольники и сектанты в романе Владимира Шарова 33
Глава 4. Библейская история Исхода из Египта в романе 41
4.1 Место библейской истории в идейно-художественной структуре романа 42
4.1.1 Библейская история исхода в интерпретации бегунов 45
4.1.2 Коммунизм как возвращение в Египет 48
4.1.3. Конспект урока «Современное звучание поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» 52
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение
Глава 1. Роман В. Шарова «Возвращение в Египет» в современном литературном и культурно-историческом контексте 9
Глава 2. Гоголевские произведения в контексте романа «Возвращение в Египет» 14
2.1. Гоголевская идея в структуре романа 16
2.2. Гоголевские тексты в романе В. Шарова «Возвращение в Египет» .. 18
2.2.1. Комедия «Ревизор» или «два Гоголя» 19
2.2.2 Повесть «Нос» в романе 21
2.2.3. Повесть «Старосветские помещики» 22
2.2.4 «Выбранные места из переписки с друзьями» 23
2.2.5 Поэма «Мертвые души» 24
2.3 «Синопсис» Коли Гоголя (Второго) в романе 28
Глава 3. Художественное воплощение идеи раскола в романе 31
3.1 Концепция русской истории Владимира Шарова: раскол как причина
русской революции 31
3.2 Русские раскольники и сектанты в романе Владимира Шарова 33
Глава 4. Библейская история Исхода из Египта в романе 41
4.1 Место библейской истории в идейно-художественной структуре романа 42
4.1.1 Библейская история исхода в интерпретации бегунов 45
4.1.2 Коммунизм как возвращение в Египет 48
4.1.3. Конспект урока «Современное звучание поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» 52
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение
Владимир Александрович Шаров - писатель, историк. Родился в 1952 году в семье известного писателя-сказочника Александра Шарова. В 1977 году окончил исторический факультет Воронежского университета, защитил диссертацию по опричнине и Смутному времени в России, кандидат исторических наук.
Первая публикация была в 1979 году в журнале «Новый мир». Первый роман «След в след: Хроника одного рода в мыслях, комментариях и основных датах» был опубликован в 1991 году в журнале «Урал».
В дальнейшем выходят такие романы как «Репетиции» (1992г.), «Старая девочка (1998г.), «Воскрешение Лазаря» (2003г.), «Будьте как дети» (2008г.), «Возвращение в Египет» (2013г.)
Также Владимир Шаров является автором статей «Меж двух революций» (2005г.), «Конфликт цивилизаций: подводная часть» (2003г.), «Это я: я прожил жизнь» (2000г.), «Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским» (2014г.) и другие. Был издан сборник «Искушение революцией (русская верховная власть)» (2009г.). Все работы посвящены размышлениям о влиянии истории на дальнейшую жизнь народа, на отражение истории в литературе. В работах Владимира Шарова мы видим синтез литературы и истории.
Романы Владимира Шарова не раз были номинированы на премии «Русский Букер», «Большая книга». В 2008 году роман «Будьте как дети» входит в Шорт-лист Премии «Русский Букер» и номинирован на премию «Большая книга», в 2014 году роман «Возвращение в Египет» становится лауреатом премий «Русский Букер» и «Студенческий Букер», а также присуждена премия «Большая книга». В этом же году роман «Возвращение в Египет» был номинирован на премию «Национальный бестселлер», а в 2015 году на премию «Новая словесность».
Любимый литературный приём Владимира Александровича - историческая реальность, как будто перевернутая вверх дном, в то же время ориентированная на библейские сюжеты.
Так написан и последний роман Владимира Шарова «Возвращение в Египет». Роман опубликован в 2013 году, а создавался пять - шесть лет. То, что Шаров в романе рассматривает жизнь и творчество Николая Васильевича Гоголя, притягивает критиков и исследователей.
Наша работа посвящена изучению дискурсивной организации романа «Возвращение в Египет» Владимира Шарова.
Рассмотрим несколько точек зрения на определение понятия «дискурс».
Л.В. Селезнева понимает дискурс как «целостное коммуникативное явление, направленное на образование текста с учётом коммуникативно-прагматических установок и в соответствии с принципом диалогического единства» [Селезнева 2014].
Арутюнова Н.Д. определяет дискурс как «связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте, речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизма их сознания. Дискурс - это речь, погруженная в жизнь» [Арутюнова 1990].
В работе Ролана Барта видим определение дискурса: «любой конечный отрезок речи, представляющий собой некоторое единство с точки зрения содержания, передаваемый со вторичными коммуникативными целями и имеющий соответствующую этим целям внутреннюю организацию, причём связанны с иными культурными факторами, нежели те, которые относятся к собственно языку» [Барт 1994].
В. И. Тюпа в работе «Жанр и дискурс» сопоставляет определения термина «дискурс» данные разными исследователями и делает вывод о двух типах определения дискурса.
Дискурс I - это единичное (монотекстовое) коммуникативное событие, обладающее инвариантной жанровой структурой текстопорождения. [Тюпа 2011]
Дискурс II - это интертекстуальное коммуникативное пространство, как правило, разножанровое, полевая структура, ограниченная регулятивными границами социокультурных практик. [Тюпа 2011]
В нашей работе мы придерживаемся второго определения термина «дискурс».
Цель нашей работы: выявить смыслообразующие основы дискурсов в романе Владимира Шарова «Возвращение в Египет» и проследить их взаимодействие.
Задачи, которые нам требуется решить:
1. Рассмотреть особенности введения гоголевских интертекстов в роман В. Шарова «Возвращение в Египет».
2. Выявить функции библейских контекстов в романе В. Шарова.
3. Проанализировать авторскую историософскую концепцию о роли раскола в русский истории.
4. Проследить общую структуру организации описанных дискурсов и их смысл, выявляющий авторскую концепцию.
Объектом нашего исследования стал роман Владимира Шарова «Возвращение в Египет». А предметом исследования - дискурсивная организация романа «Возвращение в Египет».
Материалами исследования нашей работы явились: философские работы, посвящённые библейской истории Исхода из Египта, а также статьи энциклопедий об этом мифе. Привлекались научные исследования, посвящённые истории раскола церкви и его последствиям. Мы использовали интервью с Владимиром Шаровым.
Методологическую базу нашего исследования составили научные работы М.М. Бахтина о диалогической природе романа, о её незавершённости и открытости и работа Е. Абдуллаева о форме и философии современного романа. Также нам важны работы о разграничении понятия «дискурс» В.И. Тюпа, М Фуко, Т.А. ван Дейк, работы по теории интертекстуальности Ю. Кристевой, Н. Пьеге-Гро.
Поскольку романы Владимира Шарова историософские, мы опирались на историософские статьи самого В. Шарова, а также на работы М. Эпштейна, Т.Е. Сорокиной, А. Беззубцева - Кондакова. Также использованы работы об истории русского раскола Д.А. Балалыкиной.
Основными исследовательскими методами стали культурно-исторический, интертекстуальный, структурно-семантический и нарратологический.
Многие важные аспекты романа Владимира Шарова «Возвращение в Египет» уже привлекли внимание литературоведов и критиков. Исследование о жанровой классификации романа как эпистолярного романа мы видим в работе Т.Г. Прохоровой «Документальность как художественный приём (на материале Российской прозы 2010-х годов)». Интертекстуальность романа была рассмотрена в работах И.В. Ащеуловой «Сюжет о Гоголе и гоголевские сюжеты в современной русской литературе» и других исследователей. Историософские воззрения в романе Шарова рассматривают такие исследователи, как В.Ю. Баль, изучающая идеи национального возрождения в романе и включение гоголевских традиций в контекст ветхозаветного сюжета Исхода, Т.Е. Сорокина, обратившая своё внимание на отражение историософских доминант в романе. Также научным исследованиям представал мотив странничества в романе «Возвращение в Египет», что мы видим в работах и А. Габриэловой По изучению научных работ о романе Шарова «Возвращение в Египет», мы делаем вывод, что роман бы изучен в разных аспектах, однако целостной интерпретации романа Владимира Шарова нет. В нашей работы мы проводим целостную интерпретацию романа, через анализ основных дискурсивых формаций. Мы исследуем ключевые смысловые блоки романа Владимира Шарова, генезис идей, объединивших эти блоки, и поэтику воплощения этих идей в художественном тексте, в чем и заключается научная новизна работы.
Анализу творчества В. Шарова и романа «Возвращение в Египет» посвящены работы Т.Е. Сорокиной «Историософские доминанты в романах В. Шарова», А. Беззубцева - Кондакова «Непредсказуемая реальность Владимира Шарова», В. Папкова «Бегство в Египет как палиндром», И.В. Ащеуловой «Авторская историософия в эссеистике В. Шарова», В.Ю. Баль «Гоголевская традиция в контексте ветхозаветного сюжета «Исхода» в романе В. Шарова «Возвращение в Египет», А. Габриэловой «Философско- исторический гротеск в романе В. Шарова «Возвращение в Египет», Е. Дмитриевой «Сибирь, земля обетованная: от «Мертвых душ» Н. Гоголя к «Возвращению в Египет» В. Шарова (европейские и библейские контексты)».
Настоящая работа может стать материалом для спецкурсов и спецсеминаров, частью курса лекций по истории русской литературы XX - XXI веков и для изучения в школе на уроках внеклассного чтения и при изучении произведений Н.В. Гоголя.
Основные положения работы были апробированы на уроке литературы в 9 классе. Методическая разработка с приложениями представлены в методическом приложении.
Наше исследование было представлено на научной студенческой конференции «Молодая филология. Язык и литература: актуальные исследования» в 2015, 2016, 2017 и 2018 годах. По результатам исследования опубликованы следующие работы:
1. Киосе, О.А. Гоголевские мотивы в романе Владимира Шарова «Возвращение в Египет» // Молодая филология - 2017. Язык и литература: актуальные исследования: сб. ст. по матер. ежегодной научной студенческой конференции (г. Пермь, 25-26 апреля 2017 года) / ред. кол.: сост. А.В. Гарина; отв. ред. Н.В. Медведева, главн. ред. Е.А. Рябухина; Перм. гос. гуманит-пед. ун-т. - Пермь, 2017. С. 264. 90-93с.
2. Киосе, О.А. Исторические персонажи в романе Владимира Шарова "Возвращение в Египет"// [Отдано в печать].
Первая публикация была в 1979 году в журнале «Новый мир». Первый роман «След в след: Хроника одного рода в мыслях, комментариях и основных датах» был опубликован в 1991 году в журнале «Урал».
В дальнейшем выходят такие романы как «Репетиции» (1992г.), «Старая девочка (1998г.), «Воскрешение Лазаря» (2003г.), «Будьте как дети» (2008г.), «Возвращение в Египет» (2013г.)
Также Владимир Шаров является автором статей «Меж двух революций» (2005г.), «Конфликт цивилизаций: подводная часть» (2003г.), «Это я: я прожил жизнь» (2000г.), «Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским» (2014г.) и другие. Был издан сборник «Искушение революцией (русская верховная власть)» (2009г.). Все работы посвящены размышлениям о влиянии истории на дальнейшую жизнь народа, на отражение истории в литературе. В работах Владимира Шарова мы видим синтез литературы и истории.
Романы Владимира Шарова не раз были номинированы на премии «Русский Букер», «Большая книга». В 2008 году роман «Будьте как дети» входит в Шорт-лист Премии «Русский Букер» и номинирован на премию «Большая книга», в 2014 году роман «Возвращение в Египет» становится лауреатом премий «Русский Букер» и «Студенческий Букер», а также присуждена премия «Большая книга». В этом же году роман «Возвращение в Египет» был номинирован на премию «Национальный бестселлер», а в 2015 году на премию «Новая словесность».
Любимый литературный приём Владимира Александровича - историческая реальность, как будто перевернутая вверх дном, в то же время ориентированная на библейские сюжеты.
Так написан и последний роман Владимира Шарова «Возвращение в Египет». Роман опубликован в 2013 году, а создавался пять - шесть лет. То, что Шаров в романе рассматривает жизнь и творчество Николая Васильевича Гоголя, притягивает критиков и исследователей.
Наша работа посвящена изучению дискурсивной организации романа «Возвращение в Египет» Владимира Шарова.
Рассмотрим несколько точек зрения на определение понятия «дискурс».
Л.В. Селезнева понимает дискурс как «целостное коммуникативное явление, направленное на образование текста с учётом коммуникативно-прагматических установок и в соответствии с принципом диалогического единства» [Селезнева 2014].
Арутюнова Н.Д. определяет дискурс как «связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте, речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизма их сознания. Дискурс - это речь, погруженная в жизнь» [Арутюнова 1990].
В работе Ролана Барта видим определение дискурса: «любой конечный отрезок речи, представляющий собой некоторое единство с точки зрения содержания, передаваемый со вторичными коммуникативными целями и имеющий соответствующую этим целям внутреннюю организацию, причём связанны с иными культурными факторами, нежели те, которые относятся к собственно языку» [Барт 1994].
В. И. Тюпа в работе «Жанр и дискурс» сопоставляет определения термина «дискурс» данные разными исследователями и делает вывод о двух типах определения дискурса.
Дискурс I - это единичное (монотекстовое) коммуникативное событие, обладающее инвариантной жанровой структурой текстопорождения. [Тюпа 2011]
Дискурс II - это интертекстуальное коммуникативное пространство, как правило, разножанровое, полевая структура, ограниченная регулятивными границами социокультурных практик. [Тюпа 2011]
В нашей работе мы придерживаемся второго определения термина «дискурс».
Цель нашей работы: выявить смыслообразующие основы дискурсов в романе Владимира Шарова «Возвращение в Египет» и проследить их взаимодействие.
Задачи, которые нам требуется решить:
1. Рассмотреть особенности введения гоголевских интертекстов в роман В. Шарова «Возвращение в Египет».
2. Выявить функции библейских контекстов в романе В. Шарова.
3. Проанализировать авторскую историософскую концепцию о роли раскола в русский истории.
4. Проследить общую структуру организации описанных дискурсов и их смысл, выявляющий авторскую концепцию.
Объектом нашего исследования стал роман Владимира Шарова «Возвращение в Египет». А предметом исследования - дискурсивная организация романа «Возвращение в Египет».
Материалами исследования нашей работы явились: философские работы, посвящённые библейской истории Исхода из Египта, а также статьи энциклопедий об этом мифе. Привлекались научные исследования, посвящённые истории раскола церкви и его последствиям. Мы использовали интервью с Владимиром Шаровым.
Методологическую базу нашего исследования составили научные работы М.М. Бахтина о диалогической природе романа, о её незавершённости и открытости и работа Е. Абдуллаева о форме и философии современного романа. Также нам важны работы о разграничении понятия «дискурс» В.И. Тюпа, М Фуко, Т.А. ван Дейк, работы по теории интертекстуальности Ю. Кристевой, Н. Пьеге-Гро.
Поскольку романы Владимира Шарова историософские, мы опирались на историософские статьи самого В. Шарова, а также на работы М. Эпштейна, Т.Е. Сорокиной, А. Беззубцева - Кондакова. Также использованы работы об истории русского раскола Д.А. Балалыкиной.
Основными исследовательскими методами стали культурно-исторический, интертекстуальный, структурно-семантический и нарратологический.
Многие важные аспекты романа Владимира Шарова «Возвращение в Египет» уже привлекли внимание литературоведов и критиков. Исследование о жанровой классификации романа как эпистолярного романа мы видим в работе Т.Г. Прохоровой «Документальность как художественный приём (на материале Российской прозы 2010-х годов)». Интертекстуальность романа была рассмотрена в работах И.В. Ащеуловой «Сюжет о Гоголе и гоголевские сюжеты в современной русской литературе» и других исследователей. Историософские воззрения в романе Шарова рассматривают такие исследователи, как В.Ю. Баль, изучающая идеи национального возрождения в романе и включение гоголевских традиций в контекст ветхозаветного сюжета Исхода, Т.Е. Сорокина, обратившая своё внимание на отражение историософских доминант в романе. Также научным исследованиям представал мотив странничества в романе «Возвращение в Египет», что мы видим в работах и А. Габриэловой По изучению научных работ о романе Шарова «Возвращение в Египет», мы делаем вывод, что роман бы изучен в разных аспектах, однако целостной интерпретации романа Владимира Шарова нет. В нашей работы мы проводим целостную интерпретацию романа, через анализ основных дискурсивых формаций. Мы исследуем ключевые смысловые блоки романа Владимира Шарова, генезис идей, объединивших эти блоки, и поэтику воплощения этих идей в художественном тексте, в чем и заключается научная новизна работы.
Анализу творчества В. Шарова и романа «Возвращение в Египет» посвящены работы Т.Е. Сорокиной «Историософские доминанты в романах В. Шарова», А. Беззубцева - Кондакова «Непредсказуемая реальность Владимира Шарова», В. Папкова «Бегство в Египет как палиндром», И.В. Ащеуловой «Авторская историософия в эссеистике В. Шарова», В.Ю. Баль «Гоголевская традиция в контексте ветхозаветного сюжета «Исхода» в романе В. Шарова «Возвращение в Египет», А. Габриэловой «Философско- исторический гротеск в романе В. Шарова «Возвращение в Египет», Е. Дмитриевой «Сибирь, земля обетованная: от «Мертвых душ» Н. Гоголя к «Возвращению в Египет» В. Шарова (европейские и библейские контексты)».
Настоящая работа может стать материалом для спецкурсов и спецсеминаров, частью курса лекций по истории русской литературы XX - XXI веков и для изучения в школе на уроках внеклассного чтения и при изучении произведений Н.В. Гоголя.
Основные положения работы были апробированы на уроке литературы в 9 классе. Методическая разработка с приложениями представлены в методическом приложении.
Наше исследование было представлено на научной студенческой конференции «Молодая филология. Язык и литература: актуальные исследования» в 2015, 2016, 2017 и 2018 годах. По результатам исследования опубликованы следующие работы:
1. Киосе, О.А. Гоголевские мотивы в романе Владимира Шарова «Возвращение в Египет» // Молодая филология - 2017. Язык и литература: актуальные исследования: сб. ст. по матер. ежегодной научной студенческой конференции (г. Пермь, 25-26 апреля 2017 года) / ред. кол.: сост. А.В. Гарина; отв. ред. Н.В. Медведева, главн. ред. Е.А. Рябухина; Перм. гос. гуманит-пед. ун-т. - Пермь, 2017. С. 264. 90-93с.
2. Киосе, О.А. Исторические персонажи в романе Владимира Шарова "Возвращение в Египет"// [Отдано в печать].
Человек как субъект истории выражает в историософии В. Шарова трагедию частной жизни и индивидуального сознания в координатах большой идеи. Писатель утверждает, что в России никто не прожил жизнь так, как хотел, человек постоянно вопрошает Бога и власть, ищет и не находит ответов, создает собственные нарративы без возможности их осуществления и сохранения. Поэтому проблематика творчества писателя связана с восприятием текста, нарратива, слова в истории, открывающей в собственных безднах личностное сознание, проверяющее предлагаемые идеи и проекты.
Спасение Шаровым обнаруживается в воскрешении памяти, воссоздании (пусть фантасмагорическом) текстов, исчезнувших в бездне истории людей, которые пытались рассказать свою правду и обрести смысл в абсурдной исторической реальности.
Владимир Шаров раскрывает читателям свой взгляд на значимость и восприятие ветхозаветного сюжета Исхода из Египта. Каждый из героев романа, а их более 30, переживает и видит историю по-своему, но все сходятся к единому мнению: возвращение в Египет неизбежно. Автор, занимаясь Смутным временем как историк, приходит к выводу, что всё то же повторяется из раза в раз (и революция, и сегодня). «А там все было замешено на вере, на религии, на понимании места России и православия в мире. И я на каком-то этапе понял, что Библия — практически единственная книга, написанная давным-давно, которая жива, и актуальна, и читаема. Даже атеизм, строго говоря, построен на Библии. Это отрицание конкретного Бога, а не чего-то вообще. Бесконечная полемика с Богом» [Игрунова 2004]. Однако эта полемика не приводит человека к Спасению, а лишь к движению из Египта и обратно, не допуская до Земли Обетованной.
Роман Владимира Шарова «Возвращение в Египет» занимает значимое место в современном литературном контексте. В романе актуализируются важные вопросы, заданные в литературе прошлых веков, на которые старается ответить автор. Критики и сам писатель отмечают актуальность романа не только в литературном дискурсе, но и в историческом. Владимир Шаров осмысляет исторические события России, создавая из них фон для творчества и жизни героев романа. В критических работах по роману «Возвращение в Египет» отмечаются разные аспекты произведения, каждый из которых вписывается в определённый исторический, литературный и художественный дискурс в целом.
Исследование романа Владимира Шарова «Возвращение в Египет» позволило выявить смыслообразующие основы дискурсов романа и определить, каким образом они пересекаются и работают на создание единого текста.
В романе смыслообразующими явились:
• Литературный дискурс
• Библейский дискурс
• Исторический дискурс, важной частью которого стала история раскола и старообрядчества.
Роман Шарова строится на их проблемном переплетении. Литература - творчество Н.В. Гоголя, потомки писателя, составляет основу для сюжета. В рамках литературного дискурса развивается история всех героев романа, а также представляется возможность для связи с другими дискурсами на основе творчества Гоголя.
Литературный контекст приводит читателя к Библейской истории Исхода из Египта, которую Шаров (а за ним и герои романа) истолковывают как невозможность выйти из рабства и прийти к Земле Обетованной. Библейский дискурс является метафорической основой романа. На нем основана идея пути к Земле Обетованной и выстраивается фабула романа. Шаров вводит ветхозаветный текст в два пространства романа: в будто бы реальное, включающее реальные исторические события страны, и ирреальное, состоящее из «Синопсиса» поэмы «Мертвые души» Коли Гоголя (Второго) и всех размышлений, связанных с его написанием.
Литературный и библейский дискурсы тесно связаны с историческим. История раскола и старообрядчества создаёт основу для персонажного ряда и выражения историософской концепции романа. Владимир Шаров вводит в роман большое количество исторических персонажей, как основных, так и эпизодических, создавая вокруг Павла Чичикова естественный исторический контекст. Идея раскола в романе Шарова «Возвращение в Египет» воплощена посредством интерпретации событий жизни героев романа и авторским анализом последствий раскола на развитие страны. Дискурс раскола рассматривается автором как одно из важных событий страны, повлекшее большое количество изменений в жизни народа и каждого человека в отдельности.
Настоящая работа помогает разобраться в прихотливом построении романа очень сложного, но большого писателя. Возможно, некоторые положения работы можно применить в образовании: в вузе и школе. Мы провели урок по мотивам поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и романа В.А. Шарова «Возвращение в Египет» в МБОУ Чайковская СОШ в 9 «А» классе.
Спасение Шаровым обнаруживается в воскрешении памяти, воссоздании (пусть фантасмагорическом) текстов, исчезнувших в бездне истории людей, которые пытались рассказать свою правду и обрести смысл в абсурдной исторической реальности.
Владимир Шаров раскрывает читателям свой взгляд на значимость и восприятие ветхозаветного сюжета Исхода из Египта. Каждый из героев романа, а их более 30, переживает и видит историю по-своему, но все сходятся к единому мнению: возвращение в Египет неизбежно. Автор, занимаясь Смутным временем как историк, приходит к выводу, что всё то же повторяется из раза в раз (и революция, и сегодня). «А там все было замешено на вере, на религии, на понимании места России и православия в мире. И я на каком-то этапе понял, что Библия — практически единственная книга, написанная давным-давно, которая жива, и актуальна, и читаема. Даже атеизм, строго говоря, построен на Библии. Это отрицание конкретного Бога, а не чего-то вообще. Бесконечная полемика с Богом» [Игрунова 2004]. Однако эта полемика не приводит человека к Спасению, а лишь к движению из Египта и обратно, не допуская до Земли Обетованной.
Роман Владимира Шарова «Возвращение в Египет» занимает значимое место в современном литературном контексте. В романе актуализируются важные вопросы, заданные в литературе прошлых веков, на которые старается ответить автор. Критики и сам писатель отмечают актуальность романа не только в литературном дискурсе, но и в историческом. Владимир Шаров осмысляет исторические события России, создавая из них фон для творчества и жизни героев романа. В критических работах по роману «Возвращение в Египет» отмечаются разные аспекты произведения, каждый из которых вписывается в определённый исторический, литературный и художественный дискурс в целом.
Исследование романа Владимира Шарова «Возвращение в Египет» позволило выявить смыслообразующие основы дискурсов романа и определить, каким образом они пересекаются и работают на создание единого текста.
В романе смыслообразующими явились:
• Литературный дискурс
• Библейский дискурс
• Исторический дискурс, важной частью которого стала история раскола и старообрядчества.
Роман Шарова строится на их проблемном переплетении. Литература - творчество Н.В. Гоголя, потомки писателя, составляет основу для сюжета. В рамках литературного дискурса развивается история всех героев романа, а также представляется возможность для связи с другими дискурсами на основе творчества Гоголя.
Литературный контекст приводит читателя к Библейской истории Исхода из Египта, которую Шаров (а за ним и герои романа) истолковывают как невозможность выйти из рабства и прийти к Земле Обетованной. Библейский дискурс является метафорической основой романа. На нем основана идея пути к Земле Обетованной и выстраивается фабула романа. Шаров вводит ветхозаветный текст в два пространства романа: в будто бы реальное, включающее реальные исторические события страны, и ирреальное, состоящее из «Синопсиса» поэмы «Мертвые души» Коли Гоголя (Второго) и всех размышлений, связанных с его написанием.
Литературный и библейский дискурсы тесно связаны с историческим. История раскола и старообрядчества создаёт основу для персонажного ряда и выражения историософской концепции романа. Владимир Шаров вводит в роман большое количество исторических персонажей, как основных, так и эпизодических, создавая вокруг Павла Чичикова естественный исторический контекст. Идея раскола в романе Шарова «Возвращение в Египет» воплощена посредством интерпретации событий жизни героев романа и авторским анализом последствий раскола на развитие страны. Дискурс раскола рассматривается автором как одно из важных событий страны, повлекшее большое количество изменений в жизни народа и каждого человека в отдельности.
Настоящая работа помогает разобраться в прихотливом построении романа очень сложного, но большого писателя. Возможно, некоторые положения работы можно применить в образовании: в вузе и школе. Мы провели урок по мотивам поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и романа В.А. Шарова «Возвращение в Египет» в МБОУ Чайковская СОШ в 9 «А» классе.



