Введение 3
Глава 1. Роман В. Шарова «Возвращение в Египет» в современном литературном и культурно-историческом контексте 9
Глава 2. Гоголевские произведения в контексте романа «Возвращение в Египет» 14
2.1. Гоголевская идея в структуре романа 16
2.2. Гоголевские тексты в романе В. Шарова «Возвращение в Египет» .. 18
2.2.1. Комедия «Ревизор» или «два Гоголя» 19
2.2.2 Повесть «Нос» в романе 21
2.2.3. Повесть «Старосветские помещики» 22
2.2.4 «Выбранные места из переписки с друзьями» 23
2.2.5 Поэма «Мертвые души» 24
2.3 «Синопсис» Коли Гоголя (Второго) в романе 28
Глава 3. Художественное воплощение идеи раскола в романе 31
3.1 Концепция русской истории Владимира Шарова: раскол как причина
русской революции 31
3.2 Русские раскольники и сектанты в романе Владимира Шарова 33
Глава 4. Библейская история Исхода из Египта в романе 41
4.1 Место библейской истории в идейно-художественной структуре романа 42
4.1.1 Библейская история исхода в интерпретации бегунов 45
4.1.2 Коммунизм как возвращение в Египет 48
4.1.3. Конспект урока «Современное звучание поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» 52
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение
Владимир Александрович Шаров - писатель, историк. Родился в 1952 году в семье известного писателя-сказочника Александра Шарова. В 1977 году окончил исторический факультет Воронежского университета, защитил диссертацию по опричнине и Смутному времени в России, кандидат исторических наук.
Первая публикация была в 1979 году в журнале «Новый мир». Первый роман «След в след: Хроника одного рода в мыслях, комментариях и основных датах» был опубликован в 1991 году в журнале «Урал».
В дальнейшем выходят такие романы как «Репетиции» (1992г.), «Старая девочка (1998г.), «Воскрешение Лазаря» (2003г.), «Будьте как дети» (2008г.), «Возвращение в Египет» (2013г.)
Также Владимир Шаров является автором статей «Меж двух революций» (2005г.), «Конфликт цивилизаций: подводная часть» (2003г.), «Это я: я прожил жизнь» (2000г.), «Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским» (2014г.) и другие. Был издан сборник «Искушение революцией (русская верховная власть)» (2009г.). Все работы посвящены размышлениям о влиянии истории на дальнейшую жизнь народа, на отражение истории в литературе. В работах Владимира Шарова мы видим синтез литературы и истории.
Романы Владимира Шарова не раз были номинированы на премии «Русский Букер», «Большая книга». В 2008 году роман «Будьте как дети» входит в Шорт-лист Премии «Русский Букер» и номинирован на премию «Большая книга», в 2014 году роман «Возвращение в Египет» становится лауреатом премий «Русский Букер» и «Студенческий Букер», а также присуждена премия «Большая книга». В этом же году роман «Возвращение в Египет» был номинирован на премию «Национальный бестселлер», а в 2015 году на премию «Новая словесность».
Любимый литературный приём Владимира Александровича - историческая реальность, как будто перевернутая вверх дном, в то же время ориентированная на библейские сюжеты.
Так написан и последний роман Владимира Шарова «Возвращение в Египет». Роман опубликован в 2013 году, а создавался пять - шесть лет. То, что Шаров в романе рассматривает жизнь и творчество Николая Васильевича Гоголя, притягивает критиков и исследователей.
Наша работа посвящена изучению дискурсивной организации романа «Возвращение в Египет» Владимира Шарова.
Рассмотрим несколько точек зрения на определение понятия «дискурс».
Л.В. Селезнева понимает дискурс как «целостное коммуникативное явление, направленное на образование текста с учётом коммуникативно-прагматических установок и в соответствии с принципом диалогического единства» [Селезнева 2014].
Арутюнова Н.Д. определяет дискурс как «связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте, речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизма их сознания. Дискурс - это речь, погруженная в жизнь» [Арутюнова 1990].
В работе Ролана Барта видим определение дискурса: «любой конечный отрезок речи, представляющий собой некоторое единство с точки зрения содержания, передаваемый со вторичными коммуникативными целями и имеющий соответствующую этим целям внутреннюю организацию, причём связанны с иными культурными факторами, нежели те, которые относятся к собственно языку» [Барт 1994].
В. И. Тюпа в работе «Жанр и дискурс» сопоставляет определения термина «дискурс» данные разными исследователями и делает вывод о двух типах определения дискурса.
Дискурс I - это единичное (монотекстовое) коммуникативное событие, обладающее инвариантной жанровой структурой текстопорождения. [Тюпа 2011]
Дискурс II - это интертекстуальное коммуникативное пространство, как правило, разножанровое, полевая структура, ограниченная регулятивными границами социокультурных практик. [Тюпа 2011]
В нашей работе мы придерживаемся второго определения термина «дискурс».
Цель нашей работы: выявить смыслообразующие основы дискурсов в романе Владимира Шарова «Возвращение в Египет» и проследить их взаимодействие.
Задачи, которые нам требуется решить:
1. Рассмотреть особенности введения гоголевских интертекстов в роман В. Шарова «Возвращение в Египет».
2. Выявить функции библейских контекстов в романе В. Шарова.
3. Проанализировать авторскую историософскую концепцию о роли раскола в русский истории.
4. Проследить общую структуру организации описанных дискурсов и их смысл, выявляющий авторскую концепцию.
Объектом нашего исследования стал роман Владимира Шарова «Возвращение в Египет». А предметом исследования - дискурсивная организация романа «Возвращение в Египет».
Материалами исследования нашей работы явились: философские работы, посвящённые библейской истории Исхода из Египта, а также статьи энциклопедий об этом мифе. Привлекались научные исследования, посвящённые истории раскола церкви и его последствиям. Мы использовали интервью с Владимиром Шаровым.
Методологическую базу нашего исследования составили научные работы М.М. Бахтина о диалогической природе романа, о её незавершённости и открытости и работа Е. Абдуллаева о форме и философии современного романа. Также нам важны работы о разграничении понятия «дискурс» В.И. Тюпа, М Фуко, Т.А. ван Дейк, работы по теории интертекстуальности Ю. Кристевой, Н. Пьеге-Гро.
Поскольку романы Владимира Шарова историософские, мы опирались на историософские статьи самого В. Шарова, а также на работы М. Эпштейна, Т.Е. Сорокиной, А. Беззубцева - Кондакова. Также использованы работы об истории русского раскола Д.А. Балалыкиной.
Основными исследовательскими методами стали культурно-исторический, интертекстуальный, структурно-семантический и нарратологический.
Многие важные аспекты романа Владимира Шарова «Возвращение в Египет» уже привлекли внимание литературоведов и критиков. Исследование о жанровой классификации романа как эпистолярного романа мы видим в работе Т.Г. Прохоровой «Документальность как художественный приём (на материале Российской прозы 2010-х годов)». Интертекстуальность романа была рассмотрена в работах И.В. Ащеуловой «Сюжет о Гоголе и гоголевские сюжеты в современной русской литературе» и других исследователей. Историософские воззрения в романе Шарова рассматривают такие исследователи, как В.Ю. Баль, изучающая идеи национального возрождения в романе и включение гоголевских традиций в контекст ветхозаветного сюжета Исхода, Т.Е. Сорокина, обратившая своё внимание на отражение историософских доминант в романе. Также научным исследованиям представал мотив странничества в романе «Возвращение в Египет», что мы видим в работах и А. Габриэловой По изучению научных работ о романе Шарова «Возвращение в Египет», мы делаем вывод, что роман бы изучен в разных аспектах, однако целостной интерпретации романа Владимира Шарова нет. В нашей работы мы проводим целостную интерпретацию романа, через анализ основных дискурсивых формаций. Мы исследуем ключевые смысловые блоки романа Владимира Шарова, генезис идей, объединивших эти блоки, и поэтику воплощения этих идей в художественном тексте, в чем и заключается научная новизна работы.
Анализу творчества В. Шарова и романа «Возвращение в Египет» посвящены работы Т.Е. Сорокиной «Историософские доминанты в романах В. Шарова», А. Беззубцева - Кондакова «Непредсказуемая реальность Владимира Шарова», В. Папкова «Бегство в Египет как палиндром», И.В. Ащеуловой «Авторская историософия в эссеистике В. Шарова», В.Ю. Баль «Гоголевская традиция в контексте ветхозаветного сюжета «Исхода» в романе В. Шарова «Возвращение в Египет», А. Габриэловой «Философско- исторический гротеск в романе В. Шарова «Возвращение в Египет», Е. Дмитриевой «Сибирь, земля обетованная: от «Мертвых душ» Н. Гоголя к «Возвращению в Египет» В. Шарова (европейские и библейские контексты)».
Настоящая работа может стать материалом для спецкурсов и спецсеминаров, частью курса лекций по истории русской литературы XX - XXI веков и для изучения в школе на уроках внеклассного чтения и при изучении произведений Н.В. Гоголя.
Основные положения работы были апробированы на уроке литературы в 9 классе. Методическая разработка с приложениями представлены в методическом приложении.
Наше исследование было представлено на научной студенческой конференции «Молодая филология. Язык и литература: актуальные исследования» в 2015, 2016, 2017 и 2018 годах. По результатам исследования опубликованы следующие работы:
1. Киосе, О.А. Гоголевские мотивы в романе Владимира Шарова «Возвращение в Египет» // Молодая филология - 2017. Язык и литература: актуальные исследования: сб. ст. по матер. ежегодной научной студенческой конференции (г. Пермь, 25-26 апреля 2017 года) / ред. кол.: сост. А.В. Гарина; отв. ред. Н.В. Медведева, главн. ред. Е.А. Рябухина; Перм. гос. гуманит-пед. ун-т. - Пермь, 2017. С. 264. 90-93с.
2. Киосе, О.А. Исторические персонажи в романе Владимира Шарова "Возвращение в Египет"// [Отдано в печать].
Человек как субъект истории выражает в историософии В. Шарова трагедию частной жизни и индивидуального сознания в координатах большой идеи. Писатель утверждает, что в России никто не прожил жизнь так, как хотел, человек постоянно вопрошает Бога и власть, ищет и не находит ответов, создает собственные нарративы без возможности их осуществления и сохранения. Поэтому проблематика творчества писателя связана с восприятием текста, нарратива, слова в истории, открывающей в собственных безднах личностное сознание, проверяющее предлагаемые идеи и проекты.
Спасение Шаровым обнаруживается в воскрешении памяти, воссоздании (пусть фантасмагорическом) текстов, исчезнувших в бездне истории людей, которые пытались рассказать свою правду и обрести смысл в абсурдной исторической реальности.
Владимир Шаров раскрывает читателям свой взгляд на значимость и восприятие ветхозаветного сюжета Исхода из Египта. Каждый из героев романа, а их более 30, переживает и видит историю по-своему, но все сходятся к единому мнению: возвращение в Египет неизбежно. Автор, занимаясь Смутным временем как историк, приходит к выводу, что всё то же повторяется из раза в раз (и революция, и сегодня). «А там все было замешено на вере, на религии, на понимании места России и православия в мире. И я на каком-то этапе понял, что Библия — практически единственная книга, написанная давным-давно, которая жива, и актуальна, и читаема. Даже атеизм, строго говоря, построен на Библии. Это отрицание конкретного Бога, а не чего-то вообще. Бесконечная полемика с Богом» [Игрунова 2004]. Однако эта полемика не приводит человека к Спасению, а лишь к движению из Египта и обратно, не допуская до Земли Обетованной.
Роман Владимира Шарова «Возвращение в Египет» занимает значимое место в современном литературном контексте. В романе актуализируются важные вопросы, заданные в литературе прошлых веков, на которые старается ответить автор. Критики и сам писатель отмечают актуальность романа не только в литературном дискурсе, но и в историческом. Владимир Шаров осмысляет исторические события России, создавая из них фон для творчества и жизни героев романа. В критических работах по роману «Возвращение в Египет» отмечаются разные аспекты произведения, каждый из которых вписывается в определённый исторический, литературный и художественный дискурс в целом.
Исследование романа Владимира Шарова «Возвращение в Египет» позволило выявить смыслообразующие основы дискурсов романа и определить, каким образом они пересекаются и работают на создание единого текста.
В романе смыслообразующими явились:
• Литературный дискурс
• Библейский дискурс
• Исторический дискурс, важной частью которого стала история раскола и старообрядчества.
Роман Шарова строится на их проблемном переплетении. Литература - творчество Н.В. Гоголя, потомки писателя, составляет основу для сюжета. В рамках литературного дискурса развивается история всех героев романа, а также представляется возможность для связи с другими дискурсами на основе творчества Гоголя.
Литературный контекст приводит читателя к Библейской истории Исхода из Египта, которую Шаров (а за ним и герои романа) истолковывают как невозможность выйти из рабства и прийти к Земле Обетованной. Библейский дискурс является метафорической основой романа. На нем основана идея пути к Земле Обетованной и выстраивается фабула романа. Шаров вводит ветхозаветный текст в два пространства романа: в будто бы реальное, включающее реальные исторические события страны, и ирреальное, состоящее из «Синопсиса» поэмы «Мертвые души» Коли Гоголя (Второго) и всех размышлений, связанных с его написанием.
Литературный и библейский дискурсы тесно связаны с историческим. История раскола и старообрядчества создаёт основу для персонажного ряда и выражения историософской концепции романа. Владимир Шаров вводит в роман большое количество исторических персонажей, как основных, так и эпизодических, создавая вокруг Павла Чичикова естественный исторический контекст. Идея раскола в романе Шарова «Возвращение в Египет» воплощена посредством интерпретации событий жизни героев романа и авторским анализом последствий раскола на развитие страны. Дискурс раскола рассматривается автором как одно из важных событий страны, повлекшее большое количество изменений в жизни народа и каждого человека в отдельности.
Настоящая работа помогает разобраться в прихотливом построении романа очень сложного, но большого писателя. Возможно, некоторые положения работы можно применить в образовании: в вузе и школе. Мы провели урок по мотивам поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и романа В.А. Шарова «Возвращение в Египет» в МБОУ Чайковская СОШ в 9 «А» классе.
1. Гоголь, Н.В. Мертвые души: [поэма] / Николай Васильевич Гоголь. - Азбука - классика, 2009. - 416 с.
2. Гоголь, Н.В. Ревизор. Женитьба. Петербургские повести [Текст]. -
Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2009. - 256 с. - Русская литература.
3. Литературное наследство. Т. 41-42. А.И. Герцен. [В 2 кн.]. [Кн.] 2 / АН СССР, Ин-т лит. (Пушкинский Дом). - М.: изд-во АН СССР, 1941. - С. 253-470.
4. Шаров, В. Искушение революцией (Русская верховная власть). Эссе. Избранная проза в трех книгах. Книга вторая. - 240с.
5. Шаров, В. Меж двух революций // Знамя №9, 2005 [Электронный ресурс] /
Режим доступа http://magazines.russ.ru/znamia/2005/9/sh11.html (Дата
обращения 07.04.2016)
6. Шаров, В. Памяти пролетарской Силы (Андрей Платонов) // Знамя №8,
2009 [Электронный ресурс] / Режим доступа
http: //magazines.russ. ru/znamia/2009/8/sh 12 .html (Дата обращения
15.05.2017)
7. Шаров В. «Это-я: я прожил жизнь» // Дружба народов, 2000, № 12.
8. Шаров, В.А. Возвращение в Египет: [ роман в письмах ] / Владимир Шаров. - М.: АСТ, 2013. - 759, [ 9 ] с. - (Проза Владимира Шарова)
Литературоведение и критика
9. Абдуллаев, Е. Свободная форма. «Букеровские» заметки о философии современного романа. // Вопросы литературы. 2015. №5. - С. 32-50.
10. Александров, Л.Г. Этапы дантова пути в пространстве «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. №4 (185). - С. 14-21.
11. Арутюнова, Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 136-137.
12. Ащеулова, И.В. Авторская историософия в эссеистике В. Шарова // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2015. №4 (36)
13. Балалыкина, Д.А. Историография раскола русской церкви в Советский период (1960-1970-е гг.). Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. Т. 3. 2006.- С. 19 - 23.
14. Баль, В.Ю. Гоголевская традиция в контексте ветхозаветного сюжета «Исхода» в романе В. Шарова «Возвращение в Египет» / В.Ю. Баль // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - №383. - с.13¬20.
15. Баль, В.Ю. Идеи национального возрождения и судьба
предпринимательского духа в контексте рецепции образа Чичикова в современной прозе. / В.Ю. Баль // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - №49. - с.52-58.
16. Баль, В.Ю. Образ Чичикова в современной прозе. / В.Ю. Баль // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - №49. - с.147-168.
17. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 616 с.
18. Барт, Р. Лингвистика текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. Лингвистика текста / Составление, общая редакция и вступительная статья Т. М. Николаевой. - М.: Прогресс, 1978. - с. 442 - 462.
19. Бахмустов, Е.С. Секта бегунов - радикальный толк раскола // Журнал "Регионология" 2008 №1 [Электронный ресурс] / Режим доступа http://regionsar.ru/node/39(Дата обращения 25.03.2016)
20. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Собрание
сочинений. Проблемы поэтики Достоевского. Том 6. - М.: Русские
словари. Языки славянской культуры, 2002. - с. 9-55.
21. Бахтин, М.М. Эпос и роман (О методологии исследования
романа) // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Худож. лит., 1975. - с. 447-483.
22. Беззубцев - Кондаков, А. Непредсказуемая реальность Владимира Шарова. // Северная Аврора, 2010, №11. - С. 20-32.
23. Всемирная история в десяти томах. Под редакцией: В.В. Курасова, А.М. Некрича, Е.А.Болтина. М. - 1965. / [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.history-at-russia.ru/(Дата обращения 07.04.2016)
24. Габриэлова, А. «Философско-исторический гротеск в романе В. Шарова «Возвращение в Египет». Вопросы литературы. 2015. №3. - С. 177 - 185.
25. Герцен, А.И. Собрание сочинений в тридцати томах. Т. 11. Былое и думы 1852-1868. М.: Издательство Академии наук СССР. 1957.
26. Дмитриева, Е. Сибирь, земля обетованная: От «Мертвых душ» Н. Гоголя к «Возвращению в Египет» В. Шарова (европейский и библейский контексты) // Сибирско-французский диалог и литературное освоение Сибири XVII-XX веков. Материалы международного научного семинара. М.: ИМЛИ, 2016. С. 49-61.
27. Игрунова, Н. Я не чувствую себя ни учителем, ни пророком // Дружба
народов 2004 №8 [Электронный ресурс] / Режим доступа
http: //magazines.russ. ru/druzhba/2004/8/shar14 .html (Дата обращения
04.04.2016)
28. Из послания Евфимия к московским старцам Филипповского толка 1787г.
[Электронный ресурс] / Режим доступа
http: //www.staropomor.ru/po sl .vrem(5 )/uchenie.evf. html (Дата обращения
19.03.2016)
29. Краткая еврейская энциклопедия на русском языке (КЕЭ) в 11 томах. Под редакцией Эттингер Ш., Бейнарт Х. Иерусалим, 1976-2005 КЕЭ, том 3 (1986г.), - с. 945-954.
30. Крусанов, П. Владимир Шаров «Возвращение в Египет». 2014. [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.natsbest.ru/award/2014/review/vladimir-sharov-vozvrashenie-v-egipet-2/(Дата обращения 29.09.2016)
31. Кубрякова, Е. С. О понятии дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике: обзор // Дискурс, речь, речевая деятельность. Функциональные и структурные аспекты: сборник обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2000. С. 7-25. 9.
32. Курдюмова, Т. Ф. Демидова, Н. А. Колокольцев Е. Н. и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М.: Дрофа, 2017. — 115 с.
33. Курчатова, Н. Владимир Шаров «Возвращение в Египет». 2014.
[Электронный ресурс] / Режим доступаhttp://www.polytech21 .ru- Время культуры Петербург (Дата обращения 25.03.2015)
34. Кучерская, М. Райским путем. 2013. [Электронный ресурс] / Режим доступаhttp://www.vedomosti.ru(Дата обращения 07.04.2015)
35. Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений: В 2 т. М., 2003. - 686 с.
36. Липовецкий, М.Н. Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920-2000-х годов. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 848 с.
37. Мальцев, М.И. Гоголь в средней школе. Томск, 1951. -167 с.
38. Маранцман, В.Г., Дегожская Л.С. Изучение поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» // Литература в школе. 1965. № 6. -С. 43-58.
39. Маранцман, В.Г. Изучение литературы в 9 классе: Метод, пособие для учителя. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994. - 208 с.
40. Пантюхина, А.И. Роман В. Шарова «След в след»: власть текста в истории. Филологический класс, 1(43)/2016. С. 88-95.
41. Папков, В. Бегство в Египет как палиндром (Владимир Шаров. Возвращение в Египет). Новый мир. 2014. №12. С. 199 - 202.
42. Перевод Г.К. Косиков, 1993 (Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1993, № 4. C. 5-24.)
43. Плетнёва, В. Надо написать себя. 2016. [Электронный ресурс] / https: //tverlife.ru/news/go st-vtoroy-knizhnoy-vystavki-yarmarki-tverskoy- pereplet-vladimir-sharov.html (Дата обращения 08.02.2017)
44. Пульсон, К. Комментарий к Бытию [Электронный ресурс] /
http://www.rg.ru(Дата обращения 07.04.2015)
45. Редакция Елены Шубиной. Россия после Гоголя. [Электронный ресурс] / Режим доступаhttp://www.moscowbookfair.ru(Дата обращения 30.03.2015)
46. Сапожников, О.Я., Сапожникова, И.Ю. Мечта о русском единстве. Киевский Синопсис (1674). 2008. - 190 с.
47. Селезнева, Л.В. К вопросу о соотношении текста и дискурса. Вестник СВФУ, 2014, том 11, №5.
48. Сергиева, Е. Николай Васильевич меняет конфессию. 2014. [Электронный ресурс] / Режим доступаhttp://libs.ru(Дата обращения 19.03.2015)
49. Скорондаева, А. Объявлен победитель «Русского Букера». 2014. /
[Электронный ресурс] / Режим доступа https://rg.ru/2014/12/05/buker- site.html(Дата обращения 07.04.2016)
50. Сорокина, Т.Е. Художественная историософия современного русского романа. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. По специальности - русская литература. 2011. - 475с.
51. Стаканов, С. Владимир Шаров: «Возвращение в Египет» [Электронный ресурс] / Режим доступаhttp://afisha.amic.ru(Дата обращения 25.04.2016)
52. Татаринов, А. «Возвращение в Египет»: Коля Гоголь и национальные кошмары [Электронный ресурс] / Режим доступаhttp://www.klerk.ru(Дата обращения 04.04.2015)
53. Топоров, В. Простые ответы. 2008. [Электронный ресурс] / Режим доступаhttps: //vz.ru/columns/2008/2/2/142025.html(Дата обращения 04.12.2014)
54. Тюпа, В.И. Жанр и дискурс. Критика и семиотика. Выпуск 15, 2011. - С. 31-42.
55. Швецова, М. Новый Гоголь явился [Электронный ресурс] / Режим доступа http://smartpowerjournal.ru( Дата обращения 29.05.2015 )
56. Школа гражданской журналистики / [Электронный ресурс] / Режим доступаhttp://www.colta.ru(Дата обращения 05.04.2016)
57.Эткинд, А. Хлыст. (Секты, литература и революция). М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 664 с.